§ 43. Второй и третий разделы; Берек Иоселевич.
- Агония Польши приближалась. Противники майской конституции из консервативных элементов страны соединились с русским правительством, фатальным тормозом прогресса в сфере своего влияния. Возникла Тарговицкая конференция, вспыхнула междоусобная война (лето 1792). Оторванные от политической жизни, евреи, однако, кое-где выказывали своё сочувствие борцам за новую конституцию: еврейские портные в Вильне взялись изготовить бесплатно двести мундиров для армии свободы; сохачевская и пулавская общины приняли участие в патриотических пожертвованиях; бердичевские евреи участвовали в депутации местных купцов, встречавшей командующего польской армией Юзефа Понятовского и поднесли новые инструменты для полковых музыкантов. Еврейские общины Волыни и Подолии не мало пострадали от военных действий. Община Острога перенесла бомбардировку города русскими войсками в июле 1792 года... Но страну не спасли все эти жертвы. В 1793 году совершился второй раздел Польши между Россией и Пруссией. К России отошли Волынь с частью Киевщины, Подолия и Минское воеводство. Пруссия присоединила другую часть Великой Польши (Калиш, Плоцк и др.) с Данцигом и Торном. Снова от Польши была оторвана огромная территория с сотнями тысяч еврейского населения. Униженная нация почувствовала жгучую боль от нового разреза. Вспыхнула революция 1794 года.

Вождь восстания Костюшко, вскормленный атмосферою двух мировых революций - американской и французской, имел гораздо более высокие понятия о политической и гражданской свободе, чем вся освободительная рать шляхетской Польши. Он понимал, что не может быть свободного государства без уничтожения рабства крестьян и неравенства граждан. В пылу борьбы за спасение отечества порой прорывались эти демократические устремления вождя, и угнетённые классы чувствовали, что разыгрывается нечто большее, чем шляхетская революция. Энтузиазм свободы охватил и некоторые слои еврейского общества. Это сказалось во время долгой осады Варшавы русско-прусской армией, летом и осенью 1794 года, когда всё население было призвано к обороне столицы. Те самые евреи, которые ещё недавно подвергались уличным нападениям и по приказу администрации безжалостно изгонялись из Варшавы, стояли теперь, в годину опасности, в окопах рядом со своими гонителями, вместе с ними копали рвы и насыпали валы для обороны города. Часто, по тревожному сигналу, собирались эти добровольцы, вооружённые, чтобы дать отпор осаждающим. Под свистом пуль и огнём картечи, отражали они атаки вместе с прочими варшавянами, теряя раненых и убитых, но, не падая духом. Среди евреев, оборонявших Варшаву, возникла мысль образовать особый еврейский легион для защиты отечества. Во главе этой группы патриотов стоял Берек Иоселевич.

Уроженец жмудского городка Кретингена (родился около 1765 года), Берек прошёл тернистый путь бедного еврейского юноши: от религиозной школы - «хедера» к профессии пинского фактора. Он поступил на службу к знатному вельможе, виленскому епископу Масальскому, - и тут уже начинается его не совсем обычная карьера. Бывая часто заграницей, особенно в Париже, Масальский брал с собой своего расторопного фактора. Молодой Берек научился там французскому языку и имел возможность наблюдать со стороны жизнь парижских салонов, где вращался его господин. Он увидел новый мир и почуял новые веяния, носившиеся в воздухе столицы мира накануне великой революции. В годы Четырёхлетнего сейма Берек уже оставил службу у Масальского и жил в Варшаве, в предместье Прага, обзаведшись семейством. Здесь, в атмосфере патриотического возбуждения, созрели в душе Берека те смутные впечатления, которые он вынес из своего пребывания в панской среде и из своих заграничных путешествий. Появление героя Костюшко и осада Варшавы придали неясным чаяниям реальное воплощение: нужно бороться за свободу отчизны, за спасение столицы, где одинаково заперты и сдавлены вражеской рукой поляки и евреи. Нужно доказать, что и пасынки отечества умеют сражаться в рядах её сынов и заслуживают лучшей доли. В сентябре 1794 года, в самый разгар обороны Варшавы, Берек Иоселевич подал главнокомандующему Костюшко просьбу о разрешении образовать особый полк лёгкой кавалерии из еврейских волонтёров. Костюшко охотно удовлетворил просьбу и с радостью возвестил об этом в особом приказе от 17 сентября, где превознёс патриотическое рвение инициаторов, «помнящих о земле, на которой родились, и о том, что из её освобождения евреи будут черпать выгоды наравне с другими». Берек был назначен командиром еврейского полка. Началась вербовка добровольцев в этот полк и сбор денег для его вооружения. 1 октября в варшавской «Правительственной газете» появилось следующее воззвание Берека Иоселевича к соплеменникам, написанное по-польски, но в старом еврейском стиле: «Слушайте, сыны племени Израильского, все, в чьём сердце запечатлён образ всемогущего Б-га, все, кто хочет помочь бороться за отчизну!.. Знайте, Ныне пришёл час отдать этому все наши силы... Ведь много есть могущественных панов, шляхетских детей и великих умов, готовых жизнь отдать за отчизну. Почему же нам, гонимым, не взяться за оружие, когда мы угнетены больше, чем все люди на свете?.. Почему не должны мы трудом добыть свободу, обещанную нам так же твёрдо и искренне, как и другим людям? Но надо наперёд заслужить её... Мне выпало счастье - по повелению начальства стать полковником. Пробудитесь же, помогите освободить угнетённую Польшу! Верные братья, будем бороться за отчизну, пока останется в нас хоть капля крови! Если бы мы и не дождались этого (свободы), то хоть дети наши будут жить спокойно и свободно, не скитаясь, как дикие звери. Пробудитесь, как львы и леопарды!»...

Прост и наивен был язык Берека, наивна его политическая мысль. Призывая евреев бороться за свободу рядом с «могущественными панами», он забывал, что свобода евреев отнюдь не обеспечивалась свободой панов, среди которых было очень мало гуманистов типа Костюшко. Он жил в эпоху, когда западные евреи стремились доказать свой «цивизм». Перед ним, вероятно, носились образы евреев, служивших с 1789 года в парижской национальной гвардии... Берек увлёк своим энтузиазмом много добровольцев. В короткое время составился полк из 500 человек. Наскоро вооружённый на скудные средства, ассигнованные революционным правительством, и на доброхотные пожертвования, еврейский отряд имел вид пёстрой народной милиции, но чувство воинского долга было сильно во всех этих людях, из которых многие впервые держали оружие в руках. Еврейский полк доказал свою неустрашимость и самоотверженность в роковой день 4 ноября, в день кровавого штурма Праги русскими войсками Суворова. Среди 15 тысяч поляков, погибших на валах Праги, на улицах Варшавы и в волнах Вислы, был и полк Берека Иоселевича. Большая часть его пала на укреплениях, от русских пуль и штыков. Поковнику Береку удалось спастись: он бежал заграницу вместе с генералом Зайончиком, сподвижником Костюшко, попавшего ещё раньше в русский плен. Арестованный в Австрии, Берек, спустя некоторое время, бежал и оттуда, и вскоре очутился во Франции среди польских эмигрантов, участников последнего восстания.

Третий раздел Польши (1795) ввёл в состав России ядро польского еврейства - густые массы Литвы (Виленского и Гродненского воеводств). Пруссия поглотила остальную часть Великой Польши, с Варшавой и Мазовией; к ней сверх того отошла и Белостокская область. Австрия округлила свои обширные галицийские владения присоединением Кракова и Люблинского воеводства. Отныне судьба польских евреев сливается с судьбою их братьев в этих трёх государствах и получает трёхцветную окраску - австро-прусско-русскую (§§ 29,38,45). Однако, третий раздел Польши не был ещё окончательным. На короткий промежуток встаёт в истории призрак полунезависимой Польши. Спустя 12 лет после третьего раздела, Наполеон I, переделывая политическую карту Европы и созидая эфемерные государства, вырезал из «прусского захвата» Великопольскую провинцию и образовал из неё Герцогство Варшавское - небольшое государство под управлением саксонского короля Фридриха-Августа III (внука последнего польского короля саксонской династии, Августа III). Это было в 1807 году, после разгрома Пруссии Наполеоном. А через два года, когда Наполеон разгромил и Австрию, он оторвал от неё часть её польских провинций и присоединил к Герцогству Варшавскому (1809).