Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|
|
Известно,
что очередные рассказы и заметки из серии "Литераторские мостки"
я почти всегда оставляю в дневнике под замком. Во избежание.
–
Вот и мои интернетовские читатели говорят – "печатать надо",
– нервно потирая потеплевшие ладони, проговорил я. – Но как бы не
рассориться с нашими… Они все равно обозлятся, прочтя о себе такое. Не все,
но некоторые. Я даже знаю, кто. –
Ну и пусть злятся, – снова пожал плечами великодушный журналист.
– В конце концов, что важнее – хорошее настроение у тысяч интеллигентных
читателей, у которых все в порядке с чувством юмора – или плохое
настроение у кучки горделивых письменников?.. Я лично всегда выбираю
читателей, а борзописцы – пусть себе злятся.
Кто им мешает написать серию подобных зарисовок в твой адрес? Никто
и ничто им не мешает, кроме одного – неумения писать подобные вещи.
Так что положи болт и иди показывай нашим.
Иди в народ.
–
Валя, – сказал я, – вот тут я принес отобранные вещи про тебя, про
Председателя, про Сан Саныча и вообще… Мне не хочется держать это
в себе, мне хочется, чтобы ты, как герой-участник-персонаж, прочел
бы это тоже. И осудил бы по закону литературного братства, если
сочтешь нужным. Сан Саныч говорит, что ему понравилось. Я преклоняюсь
перед Сан Санычем, я обосрал его там больше
всех, а он… –
Ты давай без предисловий, – сказал Валя, – терпеть не могу, когда
перед чтением рассказа или стихотворения автор устраивает театрализованное
представление с подробными разъяснениями того, зачем, как и в каких
условиях он его писал. Обычно такое описание
превышает по объему само произведение. Что ты мне объясняешь? Дай,
я прочту, а потом скажу, стоило ли огород городить. Ну!..
–
О-кей, – сказал Валя, озабоченно глянув на часы, – я сейчас спешу
на один поэтический вечер, а потом буду писать о нем статью, а потом
поеду на Красное море отдыхать, а когда вернусь, через неделю где-то,
засяду за твою нетленку. А потом прочту и, значит, расскажу, обосрал ты там кого или нет. Лады? –
Ыгы, – сказал я, – спасибо, – потоптался возле Вали, пожал ему руку
и поехал домой.
–
Мишка! Мишаня! Я не поехал на этот вечер поэзии вчера, ну его на
хуй! Я не сел писать статью о нем, поскольку я все равно на нем
не был, я по дороге домой раскрыл твою папку и закрыл только пять
минут назад, когда все прочитал. Я всю ночь читал, жена даже обиделась.
Улллю-лю! Олля-ля! Оп! –
Так, – сказал я и нервно почесал за ухом. –
Ап! Я тебе написал там на обороте отзыв,
прочтешь потом, если захочешь. Только он слишком эмоциональный,
там больше всего кавычек и восклицательных знаков. –
Так, – повторил я. –
Немедленно дай это прочесть Борису. А потом всем нашим. А потом
мы будем это печатать. –
Не-е-е, – проблеял я, глядя в зеркало остановившимся взором, как
баран. –
Да-а-а-а-а!!!! – заорал он. – Сашка уже звонил мне, говорил, что
ты боишься; а чего ты боишься? –
Обидятся, боюсь, больше ничего не боюсь, – сказал я. – Скажут –
литературные сплетни распускает, а там
на пятьдесят процентов придумано. –
Так это и есть самый кайф, что придумано,
если бы там было все правда, то это были бы протоколы заседаний
союза писателей, а не рассказы… Я даже так скажу – там не на пятьдесят,
а на восемьдесят или даже девяносто процентов придумано, это-то
и хорошо! И никого ты там не обосрал, кроме
нескольких бездарностей, которые все равно к нам уже больше не ходят,
мы же их и выперли. Так что все в полном порядке. Написано с добрым
юмором, и ты не только не обсираешь ребят, ты же их, наоборот, популяризируешь,
и их самих, и их вирши, вот в этом – дополнительный кайф.
Тебе только спасибо скажут. Печатать, срочно печатать! Я немедленно
иду к Борису, отнесу ему, пусть читает, а потом пусть пишет отзыв,
который станет предисловием к твоей новой книжке. Иду!.. –
Какая книжка?! Я не написал никакой новой книжки… –
Издадим все эти рассказы под официальным грифом СП, – стал объяснять
Валя, – мы ее назовем именно "Литераторские мостки", там
по объему как раз тянет на отдельный сборник… –
Ты фантазируешь, – с огромным облегчением сказал я, – ты уже строишь
замки на песке, а Председатель-то еще этого и в глаза не видел. –
Сейчас он это увидит в глаза! – вскрикнул Валя, – я иду! –
Ты только объясни ему, чтобы не обижался, если… – затянул я свою
волынку. –
Ты держишь Бориса за идиота? – обеспокоено
спросил веселый прозаик и драматург. –
Нет, но… –
Я иду. Я уже ушел, – сказал Валя и бросил трубку. Я посмотрел на
часы и набрал номер Председателя. –
Да! – рявкнул голос в трубке. –
Боря, тут тебе Валя Кобяков несет мои…
это… –
Знаю! Он уже звонил мне в два часа ночи! А сейчас полседьмого утра!
Блядь, мне дадут сегодня поспать или нет?! Я в десять уезжаю лечиться
на Мертвое море, у меня ноги уже совсем не ходят, а вы мне поспать
не даете! –
Ох, – сказал я. Мне стало дико неудобно. – Боря… –
Разве я сказал, что не хочу читать твои рассказы? – неожиданно совершенно
спокойным голосом произнес он. – Валя мне их так расхвалил, что
я уже весь горю от желания. Особенно пикантно, как я понял, то,
что это все заметки о наших общих посиделках. Я хочу видеть собственными
глазами, как ты там меня отчехвостил. –
Спасибо… – пробормотал я. – А когда ты возвращаешься с Мертвого
моря? –
Мы с женой едем в гостиницу на четыре дня, – объяснил он, – и за
это время, возможно, я успею кое-что прочесть. Буду лежать в грязевых
ваннах и читать. Все равно на этом Мертвом море можно помереть со
скуки, так что твоя писанина будет кстати. –
А какая гостиница? – полюбопытствовал я. – Есть там такая гостиница
"Нирвана", сейчас она называется "Голден тулип",
я там был, там вино в разлив подают к обеду, завтраку и ужину…
И бесплатный бар, там и водки, и коньяки, и ром… –
Я туда как раз и еду, – обрадовался больной Председатель, – а про
вино не слыхал; поэтому запасся четырьмя лирами водки. Впрочем, вино
меня все равно не берет. Буду пить свою водку, а потом запивать
тем, что подают в этом самом бесплатном баре. Спасибо, ты меня утешил.
Ладно, уснуть мне сегодня уже не дадут, нужно собираться. О, вот
уже Валя в дверь колотится. Ну хорошо, Мыша, пожелай мне горячих грязевых ванн, ледяной
водки в баре и удачного прочтения твоих гротесков. –
От всей души, – сказал я. – Так мне тебе позвонить после возвращения
или как? Или ты сам позвонишь? –
В воскресенье я вернусь, и позвоню тебе. Всё, отбой. – Голос отдалился,
но я успел еще услышать: –
Валя, давай сюда его хуйню… Я
услышал, что Валя говорит что-то, потом зашелестела бумага, и связь
прервалась. Я
вздохнул и стал собираться на работу.
–
Да-а?.. –
Это Председатель, – тихо сказал голос. Я
встал. Последовала пауза.
У
меня что-то пискнуло в глотке, я закашлялся. –…Ты
полный мудак, раз предполагал, что я могу обидеться. И что вообще
кто-то, кроме круглых идиотов, может обидеться
на то, что ты пишешь в этой серии рассказов. –
Ы-ы-ы-ы, – произнес я. У меня всё зачесалось. Я стал
скрести спину. Я весь был в мгновенно выступившей испарине. –
Я рад, что случайно обнаружил два года назад твои рассказы. Мы приняли
тебя в союз писателей, но я никогда не знал, что ты пишешь еще и
отчеты о наших собраниях. Спасибо Вале. Что он принес их. Сам ты,
как я догадываюсь, никогда бы не решился. –
Да, – тихо ответил я. – Я боялся тебя обидеть. –
Чудак-человек, – усмехнулся он. – Это профессиональная проза. Добрая,
смешная, печальная. Такая, какой и должна быть проза. Вот и всё. –
Ты знаешь… – сказал я. В такие моменты у меня начинается недержание
речи. Это нервное. – Ты знаешь, когда должен был выйти мой сборник,
я в последний момент вычеркнул из макета книги самый первый рассказ
из этой серии, он называется "В этой роще березовой".
Я описал там тебя… Я знал, что ты все равно
сборник прочтешь и обидишься, если найдешь его в книге. –
Ну и мудак, – мягко сказал он. – Теперь я все равно его прочел,
и ни капли не обиделся, а наоборот; а вот в книге его уже нет, и
это очень печально. Ты
замечательно изобразил Губермана, я увидел его совсем как в жизни,
но с такими добавками, которые мне самому никогда не приходили в
голову. Не сомневаюсь, когда я покажу Миронычу то, что ты о нем
пишешь, он будет в полном охуе. Мыша, должен
тебе сказать, что я теперь, с этого момента, буду тебя бояться.
Как боюсь Дину Рубину. –
? – удивился я. –
Дина вывела меня в романе "Вот идет Мессия". Она вывела
меня как вполне симпатичного героя, который в конце неожиданно оказывается
полным подонком и мудозвоном. Я не простил ей такой чудовищной лжи,
– не лжи обо мне, а лжи художественного образа, ей просто в этом
эпизоде изменило литературное чутье, – и мы не разговаривали с ней
почти два года. –
Вот этого я и боялся… – начал я. –
Да, но ты ведь не вывел меня как полного подонка
и мудозвона, ты вылепил меня так плотно, объемно и осязаемо, что
я сам увидел себя со стороны, и это было совершенно шизофреническое
ощущение. В хорошем смысле. И Сашу я увидел как живого, Сан Саныча
– гы! – нашего дорогого, и всех. Всех прочих. Я смеялся, улыбался,
иногда всхлипывал. Одновременно. Один раз я заплакал от восторга,
какой я хороший. Я не скажу тебе, после какого эпизода… Такой должна быть литература. Жена сейчас читает. Вот. Я
все сказал. –
Ох, – сказал я, – Бо-орь… ты не представляешь себе… –
Чего там – не представляю, – ответил он. – Я все очень хорошо представляю.
Я сам так же психовал сорок лет назад, перед тем, как нести стихи
московским мэтрам… И Губерман в юности тоже психовал, когда относил свои стишки
Слуцкому и Самойлову. Это нормально. Ненормально – скрывать то,
что ты пишешь. Это только так говорится, что есть абстрактные любители
слова, пишущие в стол. Нет таких любителей, есть неуверенные в себе
люди. Мы издадим все эти рассказы одной книгой, конечно, подредактировав
кое-что. Немножко мата уберем. Не весь, конечно. Я напишу
предисловие… Союз писателей даст деньги. Выпустим здесь,
или в России. Всё. –
Ах, – сказал я. – Мне хочется выпить. –
А я так уже выпил, – сообщил он. – Я лежу голый в грязевой луже,
пью водку, и две прекрасные одалиски… – Он вдруг захихикал. – Вытирают
мне вспотевшее от дум и забот чело. Моё высокое чело. –
М-да, – глубокомысленно сказал я. –…Только
ведешь ты себя, как невинная гимназисточка тургеневско-чеховского
периода. Кокетуля, которая, как это… когда постель была расстелена,
а ты была растерянна. От этого нужно избавляться, кокетун…
Это – бабское. Кстати, ты знаешь, что наш Вова написал когда-то
пародию на это стихотворение?
–
Там у Евтушенко в оригинале – так: "Постель
была расстелена, А
ты была растерянна, И
спрашивала шепотом: "А
что потом? А что потом?"
"Постель
была расстелена, А
ты была растерянна, И
спрашивала шепотом: "Куда
ты лезешь?! Жопа там!"
–
Евтушенко после этого с Вовой уже никогда не разговаривал. Тоже
– мудак потому что. Ну ладно… В общем,
так. Когда я приеду, то сам пойду к Миронычу и всучу ему эту серию.
Он приятно охуеет. А потом тоже напишет предисловие. Будут два предисловия
к твоей новой книжке. –
Как? – перспросил я. – Приятно охуеет? Дивное выражение,
нужно его немедленно записать… Где моя
ручка… –
Теперь только я понял, для чего ты на всех собраниях воровал мой
золотой "паркер". Так, одалиски предлагают мне перевернуться
жопой кверху, что я сейчас и выполню с удовольствием. Всё,
что есть хорошего в жизни – либо незаконно, либо аморально, либо
ведет к ожирению... Это не я сказал, а Пардо. Ну, пока. Целую нежно. И
он положил трубку.
–
Ой, чего это? За что? – смущенно сказала она. –
За всё. Ты тоже моя Синяя папка. По-своему. –
Так, – сказала она. – Уже наклюкался! Нельзя оставить одного ни
на минуту, как ребенок, ей-богу! Где ты успел выпить – по телефону?!
Я задушу твоего Председателя собственными руками! Она отшвырнула передник и пошла на меня. |
Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|