Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад

 

 

 

Моше Гончарок. Сопричастность, Или Лунный луч - как соль на топоре

 

– Изумительная книга, – сказал Женя. – Я не могу ее читать медленно. Как он это сделал? Как он этого добился? Я не понимаю, в чем секрет.
– Не знаю, дружок, – сказала Шейла, не отрываясь от рукописи. – И никто не знает. И он сам не знает.

 

АБС, "Полдень. ХХII век"



Элиот сказал, что стихи пишут не для того, чтобы выразить чувства, а чтобы избавиться от них. А Хармс сказал, что стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется. Я ничего никуда бросать не буду. И рад был бы, да не пишу стихов. Правда, был еще Кафка, который усреднил задачу и прозу сделал служанкой поэзии. Тяжелую прозу, безумную по глубинной составляющей. Но все-таки –  прозу. И, хотя служанкой, но все-таки – поэзии. Хорошо греться в золотом луче солнца, наискосок падающего в узкую бойницу, прорубленную в глухой стене. Сопричастность. Я знавал человека, можно сказать – литератора, побывавшего в Ясной поляне и укравшего оттуда сапоги Толстого. Просто взял сапоги – он называл их ботфортами – и вынес. И ходил потом по стране, полагая, что одних этих сапог достаточно, чтобы уподобиться великому старцу. Забавно: пока он ходил в них, никому не рассказывая, в чем, собственно, дело, и тихо гордясь сопричастностью, он действительно писал неплохие вещи. А когда сапоги развалились, он писать перестал. Совсем. И умер потом от алкоголизма. Сопричастность и сила воображения. Вот Кафка сказал, что книга должна быть топором для замерзшего в нас моря. Это хорошо, сильно сказано. Но все классики в унисон повторяют – "нужно...", "должно..." Надо. Не знаю, кому нужно, кому должно. По-моему, я пишу не потому, что должен. Даже наоборот – если бы знал наверняка, что должен, ничего бы не написал. А вот насчет того, что пишут, чтобы избавиться - это верно. Выплеснуть, иначе взорвешься. Или, наоборот, перегоришь, как старая обмотка. Кто-то на этот счет вполне справедливо заметил, что процесс писания – вовсе не возвышенный, воздушный, а мучительный, интимно неприличный, сродни выдавливанию чирья. Другу покажешь – друг отшатнется. Но это – если литература. Это вы меня спрашиваете, что такое литература? Я не знаю. Я сам говорю только всем и каждому, когда спрашивают мнения по поводу того или другого прочитанного: это – литература. А это – не литература. А откуда я знаю, что такое литература? Да я и не знаю вовсе. Просто нужно же взять какую-то формулировку, отправную точку какую-то для суждения. Это как Трестман сказал (мы спорили) : "Ты утверждаешь, что хорошую поэзию может писать только человек, имеющий внутреннюю связь со Всевышним. Пусть даже неосознанную, но ниточка протянулась. А я тебе скажу – я, можно сказать, атеист (а стихи хорошие? – О-о-о! – А ты меня уважаешь? – Да-а-а!), – так я скажу еретическую вещь: для меня, атеиста, Бог существует, и Он – качество текста. Потому что нет иного мерила в литературе, как только качество текста. Откуда мы знаем, что вот эта вещь – хорошая, а эта – дрянь? Кто может оценить и как, по каким критериям? Один критерий – качество, и присущ он сути происходящего в творчестве имманентно, как категорический императив – душе. Это божественная, надмирная вещь – настоящее качество текста, и тут без Божественного вмешательства никак не обойтись, и это я, атеист, тебе говорю".

Качество и сопричастность – то, что делает литературу литературой. Потому что был еще и Уайлд, который на эту тему заметил: нет книг моральных и аморальных, есть книги, написанные хорошо, и есть книги, написанные плохо. Вот и все.

А если вы меня спросите, почему эта книга написана хорошо, а эта –  дрянь, я вам не отвечу. Я только знаю, что это – так. Как категорический императив. Да, это связано с качеством текста, и далеко не только с техническим качеством, и, скорее даже, с техническим – в меньшей степени и почти в последнюю очередь; но вы потребуете от меня объяснить, в чем тут качество и каковы его критерии, – а я не смогу. Я в божественные дела не суюсь. А это божественное.

И, когда меня спрашивают, как нужно писать, я не отвечу тоже. Я не знаю. То есть нет у меня критериев, кроме качества текста. А что такое этот критерий – опять-таки, не отвечу. То есть я могу разбирать техническую сторону письма, и, может быть, сделаю это даже грамотно, – но это не будет тем, о чем меня спросили. Скорее всего, я за безъязыкостью начну повторять все то, о чем здесь уже говорил –  цитировать Элиота, и Хармса, и Кафку, и Уайлда, и Трестмана, но это тоже не будет ответом. Это будет из той категории, что необходимо, но не достаточно. Мерило качества текста – данность, упавшая нам на голову с небес. Как тот топор. И иногда вы рискуете раскроить себе этим топором череп. Как тот бедняга, спёрший сапоги Толстого и решивший, что этим он удостоился сопричастности и уподобился самому.


Мы тут дня два назад поспорили. Он говорил, что мои истории о сумасшедших (меня окружает много сумасшедших, они слетаются ко мне, как мотыльки на огонь) есть литература. Я говорю, что это не есть литература. Литература – это не то, что написано легко, смешно и вообще забавно, даже если окружающие подтверждают, что – да, написано забавно. Литература – это то, от чего люди получают некую новую ментальную информацию, от которой склонны задуматься. Я не говорю – стать лучше. Я не говорю об инженерах человеческих душ, это чудовищное выражение. Я говорю – нечто, заставляющее задуматься и испытать некий, выражаясь фигурально, мороз по коже. Или даже не фигурально... Но тогда возникает вопрос: не слишком ли академично это выражение/определение? Ибо о чем заставляют задуматься миниатюры Хармса о больших огурцах, продающихся в советских магазинах, о Льве Толстом, так любившим детей? о Достоевском, который после пожара встретил Петрашевского и в лицо ему посмотрел со значением? Ась? Меня эти миниатюры ни о чем не заставляют задуматься, кроме как о качестве текста, о том неуловимом, что и делает произведение гениальным. А о чем вы задумались, прочтя об Индетерминисте – если, конечно, вы вообще о нем прочли? Я, со своей стороны, когда писал, ни о чем не задумывался. Ну, разве что, с натугой – о том, что на Св. земле переизбыток сумасшедших, но это и так известно, и ради того, чтобы ознакомиться с этим фактом, вовсе не нужно писать рассказ.


Несколько дней назад мы сидели с писателями в моем дворе и пьянствовали. И, когда Председатель встал со стаканом в жилистой руке, в руке, которая бугрилась узлами бицепсов и трицепсов, и, сжимая этот стакан так, что, казалось, сейчас полетят осколки и драгоценная влага брызнет на землю, сказал обо мне категорически, что у меня фактически полностью готов материал на новую книгу, на две книги, нет, на три книги – и когда все согласно кивнули, – мне было очень и очень приятно. Очень. Но, когда я спросил его, как он это определил, что такое литература и что такое качество текста, он по-детски оттопырил губу и как-то обиженно сказал, что не знает... И никто не знал.


Поэтому, когда в четыре часа утра у меня дома раздался звонок, я уже знал, кто звонит. Это сумасшедший звонит. Это Индетерминист звонит. Он привык делать в жизни две вещи – писать и выслушивать мои мудрые советы. Писать он писал, потому что не мог не писать. Мудрыми – для него – мои советы являлись потому, что за все время нашего многолетнего знакомства я ни разу не сказал ему прямо, что я о нем думаю. Он любил повторять, что, когда ему хочется прочесть интересную книгу, он садится и пишет роман. Долгое время я воображал, что это его фраза. Исходя из этого, а также из присущего мне с детства принципа разыскивать жемчужины в бочках с дерьмом, я никак не мог сформулировать вслух того категорического императива, что висел у меня на кончике языка, как золотое кольцо, свисавшее изо рта у женщин вымершего племени фарузиев. Я сам себе напоминал Бузыкина из "Осеннего марафона". Я был сам себе противен.

Сейчас он проявит юмор. Сейчас он скажет: "Привет! Как твоя жена Софа? Как твои дети-внуки?" Он всегда говорит эту фразу. Это саркастически сакраментальная фраза, это риторический вопрос, не нуждающийся в ответе. Он начал произносить эти слова в начале разговора после того, как однажды я не выдержал и сказал ему, что звонить в три часа ночи человеку, обремененному супружеской жизнью и встающему без четверти пять на работу, не очень вежливо.
Ему не нужно вставать на работу. Он живет в сумасшедшем доме.

– Привет! Как твоя жена Софа, как твои дети-внуки? Слушай, я написал новое эссе. Иди зажги компутер и вставь в сайт гугла название "Дневник до гада".

– Дневник гада?..

– До! До гада. Я использовал все твои советы. Я писал поток сознания, но с юмором и пространными лирическими периодами. Иди сейчас же и вставь. Это небольшая вещь. Я тут подожду.

Как сомнамбула, я проследовал в трусах в библиотеку и включил компьютер. Я нашел "дневник до гада". Я прочел его. Я не вслушивался в сюжет. После третьей фразы я потерял нить рассуждений автора. Это были заметки космического пришельца, вырвавшегося из психбольницы на уик-энд и погулявшего от души. Там фигурировали "дружеский анальный секс на берегу моря, под сенью пальм и струй" с престарелой проституткой, подробное описание гениталий героя, восхваление его бисексуальности, а также безостановочно упоминалось желание обладать упругой задницей начальника генштаба. Прямой сюжетной линии не было. Престарелая проститутка и начальник генштаба перемежались рифмованной перекличкой депутатов кнессета от всех партий, и все это сопровождалось навязчивым упоминанием великого одиночества героя перед лицом холодной и равнодушной вселенной. Я вдруг понял, что это напоминает мне прозу Лимонова, но только Лимонов значительно более талантлив.

Я выключил компьютер и вернулся к телефону. Пока я шел, то почувствовал, что во мне внезапно лопнул какой-то нарыв. Я вдруг понял, что такое сопричастность. Ослепительная вспышка сверхновой, взорвавшейся перед моими глазами, на какую-то долю времени сделала меня слепым и глухим к чувствам непризнанных гениев и мучеников пера. Я взял трубку. С чувством невыразимого облегчения я сказал:

– Это потрясающе. Это чудовищно.

Он благосклонно захихикал, но я уже продолжал говорить.
– Это поразительное говно. Такого говна я не читал уже бог весть сколько лет. Это такая бесталанная хуйня и полнейшая графомания, что, будь моя воля, я запретил бы публиковать ее даже в сети, не то что на бумаге. То есть, возможно, кто-то где-то пишет даже хуже тебя, но бог миловал и мне еще не посчастливилось встречаться с подобным.

Сперва была тишина. Потом он кричал что-то о политической близорукости и о том, что эту вещь запорол наборщик, потому что поставил слишком много тире.

– Это не наборщик, – сказал я. – Это ты.

Я бросил трубку и огляделся вокруг изумленным взором. Я больше не чувствовал себя Бузыкиным.


Я до сих пор не знаю, что такое литература, зато знаю, что литературой не является. Искусство – это действительно не столько "что", сколько "как". И если теперь меня будут спрашивать, в чем критерий качества текста и что же такое, в конце концов, хорошая вещь, я снова уйду от ответа. Я скажу: это когда лунный луч – как соль на топоре. И всё.

 

Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад