Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|
|
Итак – начнём, благословясь. Добравшись до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем в начале (с). Я лишен необходимости рассказывать официальную версию процедуры
истории создания премии и вручения её лауреатам. Торжественная часть
любого мероприятия, от свадьбы до похорон включительно, – это всегда
довольно тягостная для меня процедура, и я рад, что радиослужба
"Седьмого канала" провела её без моего участия. В неофициальной части мне симпатичны девушки, перед которыми можно
интеллигентно повыпендриваться, почитать стихи и, может быть, даже
подмигнуть им, потом пригласить сбацать шейк-твист, а потом проводить
домой, или потом ещё что-нибудь. Попробуйте во время официального
мероприятия подмигнуть со сцены хоть какой-нибудь девушке, пусть
даже самой красивой, попробуйте почитать ей вместо заунывной речи
– стихи, попробуйте сбацать с ней на сцене шейк-твист, потом попробуйте
пойти прямо со сцены проводить её домой… и тогда вы поймете, что
я имею в виду. И вот я, плюнув на этикет и выдержав скандал с моей Софой, явился без галстука, как честный битый фраер, - хотя министр культуры во время нашей с ним беседы предупреждал меня о необходимости надевания галстука, по крайней мере трижды. Я тащился в зал заседаний, как мученик инквизиции к месту аутодафе. Софа перла меня на улицу короля Георга Пятого, дом пятьдесят восемь, этаж четвертый, на аркане, упорно и молча, как муравей – дохлую гусеницу. К моему величайшему облегчению, выяснилось, что ни один из значившихся со мной в списке лауреатов с галстуком не явился. Я прошел в зал и сел в самый задний ряд, на самое темное место. Распорядитель в тройке, с галстуком-бабочкой, узревший это бегство с ярко освещенной сцены, ласково поманил меня пальцем и указал на ложу для лауреатов. Я обреченно поплелся туда. Там ожидал меня приятный сюрприз, и впервые за этот суматошный день я немного воспрянул духом: ложа была полна знакомых лиц. Ложа бурлила, шумела и переговаривалась. Когда я получал уведомление о том, что меня утвердили на некую премию как историка, то господа американцы не удосужились передать мне, что вместе со мной подлежат наградам самые разные люди, работающие в общественных, этнографических, писательских, поэтических, музыкальных, театральных и прочих жанрах. Я узрел массу знакомых. Мне достались хорошие соседи. Справа от меня угрюмо сидел, уставившись
мутным взглядом в пол, пузатый, седой старик с красным носом и безо
всякого пиджака. В авоське, которую он осторожно передвигал ногами,
что-то ритмично звякало и булькало. Я с интересом посмотрел на него,
мне захотелось его потрогать. Со мной рядом сидела сама История.
Слева искрился здоровьем и жизнерадостной улыбкой знаменитый Володя. Среди россиян Вова, математик по образованию и бунтарь по призванию, известен, в основном, работами в литературоведческой сфере. Помимо прочего, Володя занимается пропагандой авторской песни в
Израиле, переводя на иврит Окуджаву, Высоцкого, Галича, Городницкого
и других бардов, причем переводя виртуозно. Мы раскланялись, я бледно улыбнулся, открыл рот, чтобы сказать
о том, как мне приятно и неожиданно встретить здесь таких людей
– но тут, как писал покойный Галич, "раздалась музыка – и отворилась
дверь". Прозвучали фанфары, в зале погас свет, и началась торжественная
часть. Володя продолжал улыбаться, я чувствовал его доброжелательность
и в темноте, через призму моей меланхолии. Я почувствовал, что вхожу в пике, и изобразил немой восторг, молитвенно прижав руки к груди. Как же, как же! Каценеленбоген, это имя гремит на весь мир. Троюродный брат Паниковского, как же! Да. Конечно. Володя улыбался уже во весь рот. Красноносый поэт фыркнул. Дальше – неинтересно. Премию, диплом и прочее вручал мне профессор истории Иерусалимского университета г-н М.Б. Он так долго говорил о моем вкладе в науку, что на мою долю осталось произнести в зал буквально несколько слов. Я с радостью воспользовался возможностью говорить как можно меньше, и произнес совсем краткую речь, мысленно отрезав от неё процентов пятьдесят, и тут же разделив её ещё надвое. Потом мне хлопали. И я не знал, куда деваться со стыда. Моя жена
и Михаил Самуэлевич хлопали громче всех, и я даже со сцены слышал,
как трещат его искусственные челюсти с золотыми зубами. Мы вышли из зала заседаний вчетвером – Володя, красноносый поэт, я и семенивший сзади Михаил Самуэлевич. Мы прошли по освещенной звездами и огнями реклам, бархатной, овеваемой теплым ветром улице короля Георга Пятого, и повернули в кафе, специально арендованное для лауреатов и почетных гостей господами устроителями. Тут начались разнообразные мистические чудеса, о которых, к сожалению,
ввиду нехватки времени и терпения, рассказывать особенно некогда. Нас встретила хозяйка - хорошенькая девушка в чепчике и кружевном
передничке, за которой выстроился целый ряд официантов с накинутыми
на правые руки полотенцами. Сделав книксен, она сказала, что такие
гости – честь для ее скромного заведения. Троюродный брат Паниковского
шустро зашаркал ногами, раскланиваясь и бормоча французские комплименты,
но тут выяснилось, что девушка имеет в виду вовсе не его и даже
не меня, а следовавшего за нами Володю. Володя принял это как должное,
и благодушно попросил обслужить прежде всего Михаила Самуэлевича,
как ветерана партии конституционных демократов. Уже после того,
как мы расселись и парижского гостя обслужили по первому сорту,
девушка подошла ко мне и, сделав реверанс, представилась: Водка была немедленно подана в огромном запотелом графине, вместе с кувшинчиками ледяного томатного сока; нам придвинули первые дымящиеся блюда, красноносый поэт налил мне по первой, я, в свою очередь, налил Володе, мы выпили… и началась та часть вечера, ради которой я, собственно, на мероприятие и явился. Друзья мои, что говорить? Об этом вечере можно рассказывать бесконечно. …Как меня после пятой рюмки, наконец, отпустил ледяной комок в
животе. Как мы пили, а потом пели. Как я брал чужие и раздавал свои
автографы. Как какой-то раввин из Галилеи (родственник некоего лауреата)
объяснял мне, что такое смертельная доза водки (это – шесть поллитровок
"Пшеничной" в день, доза Высоцкого, как говорил с видом
знатока раввин). Как сидевший слева от раввина бледный поэт обидел
его, процитировав Писание: "Ну, что путного может прийти из
Галилеи?" ...Не может быть, кричал я на ухо Володе, прорываясь сквозь страшный шум, царивший в зале, - не может же быть, чтобы в этом кафе, носящем имя О-ля-ли, где хозяйкой служит Кшиська, не нашлось ни одной Длиннопоцелуйной Киссы или, к примеру, скажем, Клипсы… то-есть Лапсы. Каково?! Какой пассаж… Володя доброжелательно кивал и улыбался, расcтегнув пуговку на жилетке. Ему было хорошо, он был априори согласен со всем, что я говорил. Я махнул рукой и стал рассказывать ему о том, что в далеком Петербурге у него есть преданные читатели… то-есть, мои читатели, но его почитатели… Володя прослезился и немедленно стал порываться надписать автограф петербургским читателям, а также почитателям, на своем только что вышедшем диске детских песен с музыкой Шаинского, но в его, Володином, исполнении на иврите. Я с благодарностью принял надписанный диск от имени читателей, а также почитателей и, схватив Володю за пуговицу на рубашке, стал рассказывать о далеких его российских поклонниках. Володя был поражен. Я потребовал немедленного спича-экспромта для россиян, и он, как настоящий профессионал-оратор, этот экспромт произнес буквально тут же – со вступлением, введением, развитием сюжета и логическим окончанием. Я истово кивал и честно старался запомнить каждое слово, но лишь под конец понял внезапно, что, не предполагая заранее такового экспромта, не удосужился захватить с собою магнитофона. Экспромт пропал втуне, ибо мы были пьяны, вокруг стоял шум, и вот я каюсь – запомнил, грешный, лишь необычайно элегантное сопоставление понятий эстетизма и трагедии… А вокруг шумели лауреаты, их родственники и гости, люди спорили
о стихах, музыке, живописи, политике, Михаил Самуэлевич щелкал своей
челюстью, и господа устроители произносили пламенные тосты. На небольшой
эстраде выступали те, кто свои премии получил в области исполнительского
искусства. Я никогда не выступаю с эстрады. Максимум, на что меня хватает
– это пение под гитару в тесной компании единомышленников. Тогда я подсчитал количество выпитых бутылок, понял, что нахожусь поблизости от смертельной дозы Высоцкого, молниеносно выхватил гитару у очередного лауреата - президента иерусалимского клуба бардов – и полез на сцену… Я скинул пиджак и взял первые два аккорда. Толпа замерла. Я спел
песню на стихи Заболоцкого. Я пою её в редчайших случаях, но в таком
удивительном кафе эта песня была просто необходима. В этой роще березовой, После исполнения первого куплета стоявшие рядом музыканты помогли
мне – сперва я услышал флейту, затем вступил в дело рояль. В проигрышах
я, прищурившись, смотрел в темное окно. Из открытой на улицу двери
веял теплый ароматный ветер. Мигали звезды, шелестели серебристые
иерусалимские сосны. ...Но ведь в жизни солдаты мы, Окруженная взрывами, За великими реками В принципе, это стихотворение может иметь отношение не только к
России, но и к любой стране, пережившей войны, и я не удивился,
когда во время второго проигрыша сидевшие ближе к выходу трое в
форме встали, сняв и положив на стол свои малиновые береты десантников. Потом было много чего ещё. Я устал рассказывать... |
Домой
|
Самиздат
|
Индекс
|
Вперед
|
Назад
|
|