Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад

 

 

 

Первое сентября

 

Почти год мы выбирали приличную школу для нашей дочки, куда она должна идти учиться в первый класс, и чуть не рехнулись в процессе этого выбора. Нашу директрису хвалят. Говорят, Ирит – бой-баба. Это хорошо. В десятилетке, которую я окончил в Питере, директриса Анна Кузьминична тоже была бой-бабой, и с ней всем было спокойнее жить.
С классной руководительницей нам тоже, говорят, повезло. Первая учительница – это же очень важно, я, например, свою Тамару Георгиевну всегда помнить буду; в той восьмилетке, где я сперва учился, она для меня была лучом света в темном царстве. Нашу местную Тамару Георгиевну зовут Михаль.

В первом классе - тридцать человек, и родители радуются, что не сорок, как в других школах бывает. Восемь мальчиков и 22 девочки. У половины детей родители приехали из России. Мальчика Идо Хези я сперва принял за перса не то за йеменита. Я судил по шоколадно-смуглому папе и гортанному ивриту, на котором папа с сыном переговаривались, пока не пришла мама. Мама заговорила с сыном по-русски. Эфиопов в классе нет – они все почему-то пошли в соседнюю школу, где, говорят, составляют 80 процентов первоклассников. В районе белые жители, по вопросу отношения к "эфиопской школе", разделились на два лагеря: радикалы именуют ее школой имени Менгисту Хайле Мириама, либералы – школой имени Хайле Селассие. Я отношусь к либералам, поскольку покойного императора всегда очень уважал, памятуя его европейское образование и борьбу с оккупационными войсками фашистской Италии. Я в своей жизни знал и еще одного эфиопа с европейским образованием; он говорил на английском с оксфордским выговором и, когда приехал, моя жена, как социальная работница, оказывала ему помощь. Так мы познакомились; бедняга в поисках работы тыкался куда ни попадя, и его никуда не хотели брать. В окружении своих соплеменников – бывших сандальщиков, поденщиков, водоносов и скотоводов, ныне живущих на государственное социальное пособие – он чувствовал себя не в своей тарелке. В конце концов, он уехал в Гамбию, где возглавляет теперь министерство транспорта. Транспорта, кроме гужевого, в Гамбии все равно нет, поэтому работа у него – не бей лежачего. Полтора года назад он прислал мне оттуда бутылку французского коньяка, которую в память о нем мы выпили с моим соседом Семеном Ильичом, ветераном войны с белофиннами. Семен Ильич, как это свойственно многим людям старой закалки, по отношению к эфиопской школе занимает радикальную позицию, и именует ее школой имени Менгисту Хайле Мариама. Мы часто спорим с ним об этом предмете. Семен Ильич, как бывший советский человек, сочувствует угнетенным народам Африки, но сам предпочитает держаться от них подальше, равно как предпочитает держать от них подальше и своих внуков. Себя он почему-то считает белым человеком, на досуге любит порассуждать о культуре, и в его безграмотных, кондово-посконных речах а-ля Шариков часто замечаю я рудиментарные следы высокомерных деклараций позднего Киплинга.

Вот ты скажи мне, вопрошает он и тычет меня в грудь железным костистым пальцем, после распития литра французского коньяка, присланного оксфордским эфиопом – ну что эти негры и прочие местные делали бы без нас? Никакой культуры. Ну совершенно никакой культуры! – Не знаю, Семен Ильич, сокрушенно отвечаю я; наверное, так и остались бы неграми и прочими местными…

Беднягу увековечил в литературе наш общий сосед Губерман, но Семен Ильич даже не подозревает об этом, а у меня не хватает духу рассказать ему. Впрочем, Семен Ильич мало что читает. Иврита он не знает, книг из России он не привез, в городскую русскую библиотеку ездить ему недосуг. Говоря о культуре, он подразумевает, в основном, еженедельную программу телевизионных передач, публикуемую в бесплатной русскоязычной газете "Наш Иерусалим".

Вот марокканцы, в частности (у нас в районе много выходцев из Марокко), гневно повествовал Семен Ильич, - они же просто дикари: вы посмотрите, какое невероятное количество газет они выбрасывают прямо на улицу! Мусорная куча из газет, сбитых ветром к стене, действительно украшала наш двор. Монолог моего собеседника, задыхавшегося в вакууме местной бездуховности и бескультурья, все никак не иссякал, а мы уже приблизились к его подъезду, и я мог улизнуть. Но у меня еще был один вопрос, и я осмелился его задать.
- А интересно, Семен Ильич, - спросил я, - тут феномен такой забавный: вы не обратили внимания, что все газеты, выброшенные марокканцами, - на русском языке?
(с)

Я смотрю на своего ребенка, и у меня прорезаются не очень адекватные реакции, и я отдаю себе в этом полный отчет. Мне всё время ее жалко. Так не должно быть – с какой стати и при чем здесь жалость? Её детству многие могли бы позавидовать. У нее всё есть; горы игрушек занимают треть комнаты, и по прошествии времени мы раздаем их тем, у кого игрушек мало; всю детскую классику мы прочли и уже обсудили; она говорит на иврите без акцента, ее русскому языку завидуют родители детей, с которыми она играет на улице; за свои шесть с половиной лет она побывала в пяти странах. Я надеюсь, что я смог стать ей другом. Я люблю тебя больше всех пап на свете, говорит она мне вдруг, неожиданно вскакивает, подбегает, крепко обнимает и так стоит, прижавшись, минуту-полторы. И в этот момент мне становится жалко ее еще больше, накатывает желание закрыть ее от всех, соорудить вокруг нее ограду и разбить по периметру цветник роз с шипами - от посторонних, воздвигнуть хрустальную башню и заточить ее в ней, самому сесть у подножия башни в засаду, неожиданно выскакивать из собачьей будки и палить по приближающимся из "Смит-вессона" – ощерив усы, присев на полусогнутых, держа револьвер двумя руками и закидывая их за голову от отдачи после каждого выстрела. Я прекрасно знаю, что это не только неправильно, но и просто дико. Это все понимают. Это понимает даже Семен Ильич. У этого… - говорит он, наблюдая мои педагогические опыты, - у этого, ну… был этот… безумный болванчик, нет – заяц. Ну, ты понял. Так он был этот… безумный болванчик, а ты – безумный папаша. Ну, ты понял. У Шолохова. Внучка смотрела мультик. Я киваю головой. Я знаю, что своим отношением к собственному ребенку иногда навожу людей на мысль-ассоциацию с чаепительным персонажем Кэрролла. Впрочем, он мне симпатичен. Хотя бы этим бессмертным эпизодом:
-Во-о-о-н!!! – заорал Король, багровея.
-Где? – испуганно оглянулся Болванщик.


Ночью перед церемонией начала первого учебного года я не спал. Мне мерещился звон будильника. По утро я все-таки задремал, и мне услышались куплеты маленького тюленя из древнего кинофильма "Последний дюйм", исполнявшиеся детским голосом. Проснувшись, я сосал валерьянку и ворочался, нервно зевая на зеленеющую темень за окном. Софа шепотом ругала меня неврастеником. Дочка преспокойно дрыхла в своей комнате. Я подходил к ней – она не чувствовала важности наступающего дня, и улыбалась во сне. Я возвращался в спальню и крутился под одеялом, как кашалот в зарослях на дне моря. Каждые четверть часа я бегал курить на лестничную площадку.

Когда закончился первый учебный день, я толпился за дверью класса вместе с тридцатью другими родителями. Во время последнего урока мы подглядывали в замочную скважину, вставали на цыпочки и отталкивали друг друга, как школьники, стоящие за дверью, где сидит экзаменатор. На всех лицах, кроме моего, сияли счастливые улыбки. Я был мрачен, как туча. Как всегда, я подозревал самое худшее, как минимум – своего рыдающего ребенка. Прозвенел звонок, двери распахнулись, я влетел внутрь. Я увидел, как щебечущая стая новоиспеченных школьников окружила классную руководительницу. Они накинулись на нее, они обнимали ее, они обхватывали ее руками, прижимались лицами к ее платью и визжали от восторга, а она, присев, как наседка, пыталась перецеловать их всех. На секунду я ощутил укол ревности, а потом – огромное облегчение. Воспитанный по системе Макаренко, за двадцать почти лет жизни в этой стране я так и не привык к экспрессивному поведению здешней молодежи. У меня стали ватными ноги и, выйдя за порог, на улицу, я с наслаждением закурил.

Вечером, сделав первые в жизни задания на дом, мы вышли гулять. Мы пошли в наш излюбленный уголок детских игр, к супермаркету в центре района. По дороге я долго, нудно, обстоятельно рассказывал дочке о том, как важно учиться, чтобы стать человеком. Я даже вспомнил завет Ильича и процитировал его вслух (обычно, Ленин – последний из авторов, кого я цитирую). Папочка, а как ты сам учился в школе? - спросила она, и я сник.

Мы подошли к площадке. Здесь было уже полно детей, многие из них в этот день тоже стали первоклассниками. Многие ли из этих детей выполнили уже первые в своей жизни домашние задания перед тем, как отправиться гулять? – замогильным голосом вопросил я, подняв указательный палец. Я сделал это из педагогических соображений. Дочка жадно смотрела на качели, на горку, на детский турник, но не решалась прервать мой монолог и стояла, по многолетней привычке держа меня за ремень брюк. Я понимал, что должен немедленно прекратить нести ахинею, но не мог остановиться. Пока мы шли сюда от дома, я успел рассказать вводную часть, раскрыть тему, и теперь мне во что бы то ни стало нужно было плавно перейти к эпилогу. Мы стояли перед турником, на перекладине которого увлеченно крутились три малолетних босоногих эфиопа, я воздевал указательный палец и вещал. Буся послушно держалась за мои штаны, глядя на турник, и вздыхала. Мимо прошел Губерман с авоськой и подмигнул мне.

-Папочка, после твоих нотаций мне очень хочется будет повеситься. Хорошо? – спросила она, и я осекся. Только через некоторое время я понял, что речь идет о разрешении повисеть на турнике.

 

Домой

Самиздат

Индекс

Вперед

Назад