Статья помещена в КЕЭ - Краткой еврейской энциклопедии
в 12-и томах, выходящей в Иерусалиме с 1976 г., - приложение №3, 2003г.
Еврейский анархизм. Международное еврейское анархистское
движение зародилось в 1880-х гг. в странах Западной Европы, Северной
и Латинской Америки в среде эмигрантов – выходцев из Российской империи.
Массовая волна эмиграции последовала за убийством народовольцами императора
Александра II (1881 г.) и породила массовое евр. рабочее движение
в странах Запада (в первую очередь, в Англии и США), в котором анархисты
играли видную роль вплоть до Первой Мировой войны. Анарх. движение
среди евреев использовало идиш – язык широких народных масс – сперва,
в основном, в целях пропаганды идей А. Постепенно, начиная с 1940-х
гг., еврейское анарх. движение стало фактически представлять собой
специфическое ответвление идишизма, хотя культуртрегерские тенденции
в отношении развития культуры на идиш в среде евр. анархистов начали
проявляляться еще в 1890-х гг.
Среди участников евр. А. были сторонники всех основных течений международного
А. – анархо-коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо-индивидуалисты.
Наибольшее влияние на евр. А. имели идеи П.А.Кропоткина и Рудольфа
Рокера (1873-1958), значительно меньшее – М.А.Бакунина и П.-Ж.Прудона.
После Второй мировой войны идеологические отличия между разными группами
евр. А. постепенно стирались. Абсолютное большинство евр. анархистов
были противниками тактики индивидуального террора и сторонниками культурного
просвещения масс (исключение составлял ряд евр. анарх. групп на территории
Российской империи).
Первые организационно оформленные группы евр. А. – «Пионире дер фрайhайт»
(«Пионеры свободы», Нью-Йорк - Филадельфия, осн. в 1886 г.) и «Ритер
дер фрайhайт» («Рыцари свободы», Филадельфия, осн. в 1889 г.).
История евр. А. неразрывно связана с историей идишской журналистики.В
период с 1889 до 1991 гг. в мире издавалось более 30 анарх. газет
и журналов на идиш. Первая евр. газета, в состав редакции которой
вошли анархисты – ежемесячник «Арбетер фрайнд» (Лондон, 1885 г., чисто
анархистским стал весной 1892 г., выходил с перерывами до 1932 г.,
тираж 4000 экз., гл.редактор – Р.Рокер), бывший официальным органом
основанной в 1902 г. Федерации идишеговорящих анарх. групп Великобритании
и Франции. При редакции «Арбетер фрайнд» существовало книгоиздательство,
выпустившее в период 1904-1914 гг. книг общим тиражом 80 тыс. экз.
( евр. литература, анарх. классика и произведения амер., европейских
и русских писателей в переводе на идиш). В Англии на идиш издавался
также теоретический журнал международного евр. А. – «Жерминаль» (1900-1909
гг., редактор - Рокер).
Первая чисто анархистская газета в мире – еженедельник «Варhайт» (1889
г., Нью-Йорк, орган «Пионеров свободы»). В 1889-1977 гг. в США выходило
до 20 евр. анарх. газет и журналов, некоторые из которых внесли заметный
вклад в развитие языка и культуры идиш. Среди них – издававшиеся в
Нью-Йорке «Абенд-цайтунг» (1906 г., ежедневник ), «Ди фрайе гезелшафт»
(1895-1900, 1910-1911 гг., ежемесячник), «Ди фрайhайт» (1913-1914
гг., ежемесячник), «Дер штурм» (1917-1918 гг.). Главный орган международного
евр. А. – еженедельник (впоследствии ежемесячник) «Фрайе арбетер штиме»
(1890-1977 гг., Нью-Йорк, в начале 20 в. тираж достигал 12-14 тыс.
экз., газета еврейской анархистской федерации США, существовавшей
в 1910-1966 гг.). «Фрайе арбетер штиме» была очень популярна в кругах
идишеязычной интеллигенции и на протяжении десятилетий фактически
выполняла функцию открытого евр. народного университета. В 1920 г.
в США насчитывалось ок.200 евр. анарх. организаций, групп и кружков,
некоторые из которых располагали своими книгоиздательствами, выпускавшими
книги, брошюры, сборники статей на темы А. и еврейской литературы.
Самое известное книгоиздательство евр. А. в США – «Кропоткин литератур-гезелшафт»
(«Литературное издательство им. Кропоткина» (1913-1975 гг., Лос-Анжелес).
Евр. анархисты активно участвовали в деятельности международной идишистской
культуртрегерской рабочей организации «Арбетер ринг» (США, Канада,
Англия) с момента ее создания в 1900 г. Анарх. секции при этой организации
распались во второй половине 1960-х гг., в связи с общим угасанием
евр. А. и идишской культуры. Абба Гордин (1887-1964), эмигрант из
России, бывший лидер российского движения пананархизма, участник революций
1917 г., в1925-1958 гг. живший в Нью-Йорке, был автором ок. 40 книг
на идиш, иврите, англ. и русском языках. Он обращался в своих трудах
к писаниям пророков ТАНАХа и синтезировал классический анархизм и
библейский иудаизм. Он основал «Идиш-этишер гезелшафт» («Еврейское
этическое общество», 1936-1957), издававшее журнал «Идише шрифтн»,
а также был редактором журнала на англ. языке «Проблемс» (1948-1951).
В Аргентине, в Буэнос-Айресе, в 1908-1929 гг. выходили 7 анарх. газет
на идиш, активно действовала «Библиотека им. Давида Эдельштадта»,
популярная среди евр. рабочих. В 1936-1975 гг. выходил ежемесячник
«Дос фрайе ворт» (посл. редактор – Йона Городисский, 1895-1977), при
котором в 1930-х – 1960-х гг. существовало «Идише рационалистише гезелшафт»
(«Еврейское рационалистическое общество»), издававшее большое число
анарх. литературы и мемуары на идиш. Это общество являлось активным
членом аргентинского отделения Всемирного конгресса еврейской культуры
(центр – в Нью-Йорке) и «Идиш-лиги» (Нью-Йорк).
Во Франции самым известной группой евр. А. было общество «Дер фрайер
геданк», связанное с одноименным ежемесячным журналом на идиш (1949-1965,
Париж), редактор которого, Давид Штетнер (Стеттнер, р.1920), активно
сотрудничал с французским отделением Бунда в деле популяризации идишской
секулярной культуры.
Многие активисты евр. А. были интеллектуалы, известные в литературных
и журналистских кругах, авторы работ на исторические, социологические
и философские темы, писатели и поэты: Александр Беркман (1870-1936),
Эмма Голдман (1869-1940), Давид Эдельштадт (1866-1892), Йосеф Бовшовер
(1873-1915), Моррис Розенфельд (Моше-Яаков Алтер, 1862-1923), Шауль-Йосеф
Яновский (1864-1939), Хиллел Золотарев (1865-1921), Яаков-Авраhам
Мэрисон (1866-19…), Роман Луис (186…-1918), М.Леонтьев (Леон С.Моисеев,
1872 –19…), Йосеф Каhан (1878-1953), Моше Кац (1864-19…), Йосеф Яффа
(1853- ок.1915), Авраhам Фрумкин (1873-19…), Герман Франк (1892-195…),
Лейб Млотек (Финкельштейн, ок. 1874-19…), Йехиэль Кон (1867-19…),
Исраэль-Йехиэль Копелев (Копелоф, 1858-1933), Моше (Моррис) Майер
(1879-19…), Б.Ривкин (Барух-Авраам Вайнриб, 1883-19…), Шалом-Шмуэль
Шварцбард (1886-1938), Марк Мрачный (Кливанский, 1892-1975), Ф.Альми
(Элияhу-Хаим Шепс, 1892-1963), Аhарон (Арн) Торн (1904-1985). Большинство
идеологов евр. А. жило в Нью-Йорке. Почти все интеллектуалы евр. А.
были выходцами из России.
Период космополитизма, характерного для раннего евр. А., окончательно
закончился во второй половине 1940-х гг. Среди деятелей движения уже
после Кишиневского погрома 1903 г.выделились сторонники д-ра Хиллела
Золотарева, настаивавшие на возвращении евреев в Палестину (т.н. анархо-сионизм).
Некоторые активисты евр. А. в разное время участвовали в деятельности
движений Ховевей Цион и Поалей Цион или идеологически были близки
к ним (М.Розенфельд, Я.-А.Мэрисон, М.Леонтьев, М.Кац , Б.Ривкин).
Первым, вынесшим тему сионизма на обсуждение анарх. нееврейских кругов,
был Марк (Мордехай) Ярблюм (1887-1972), вступивший в открытую дискуссию
с Кропоткиным на страницах русского анархистского эмигрантского журнала
«Хлеб и воля» (1907 г.). Впоследствии Ярблюм совершил алию в Эрец
Исраэль и стал известной фигурой в израильском политическом истэблишменте.
Выражали желание приехать в Палестину Ш.Шварцбард и А.Беркман. Колоритной
фигурой евр. А. был сионист Яаков-Меир Залкинд (1875-1938), ортодоксальный
еврей, раввин, доктор философии, филологии и лингвистики, знавший
ок. 30 языков, переводивший трактаты Талмуда на идиш.
В целом, евр. А. отнесся благожелательно к созданию Гос-ва Израиль.
Борьба ряда космополитически настроенных активистов движения с еврейским
национализмом постепенно сменился в годы, последовавшие за окончанием
Второй мировой войны, симпатией к идее создания евр. национального
очага. Глубокой симпатией к Израилю отличалась позиция еврейской федерации
США начиная с 1948 г. Орган федерации, газета «Фрайе арбетер штиме»,
сравнил нападение Сирии и Египта на Израиль в 1973 г. с «гитлеровской
попыткой окончательного решения еврейского вопроса». Многие деятели
евр. А. посетили Израиль.
Некоторые активисты евр. А. также участвовали в деятельности нееврейских
анархистских организаций и движений - А.Беркман (бывший многолетним
секретарем международного анарх. Красного креста), Э.Голдман, Александр
Шапиро (18…-1946) и другие.
Первая анарх. группа в России (т.н. интернациональная группа «Борьба»)
была основана в Белостоке весной 1903 г. и целиком состояла из евреев.
Руководил ею Григорий Брумер («Борис»). Среди белостокских евреев-анархистов
были Нисель Фарбер (Нисан Черный, 1886-1904), Моше Шпиндлер (Гроднер),
Аарон Елин (Гелинкер), Судобигер («Цалька-портной»). Анарх. группы,
почти целиком состоявшие из евреев, возникли в 1904 г. в Житомире,
Екатеринославе (руководитель – Фишл Штейнберг – «Самуил»), Одессе
(руководители - Моисей Мец – «Борис», Йосеф Бронштейн – «Беленький»,
Б.Л.Шершевская-Вейсбром – «Шерка»). Среди евр. рабочих Польши (например,
варшавская группа «Интернационал»), Литвы и Украины анархизм распространился
очень быстро. Однако, с евр. А. на Западе эти группы не успели установить
почти никаких контактов. Вооруженная борьба с царской жандармерией
и евр. погромы в годы Первой русской революции привела к разгрому
этих групп. Большинство российских евреев-анархистов присоединились
впоследствии к русским и украинским группам.
Участие евреев в нееврейских анархистских движениях. Удельный вес
евреев в движениях нееврейского анархизма в конце 19 – первой четверти
20 веков был очень велик. Евреями были известные идеологи и практики
российского анархизма: И.С.Блейхман (Солнцев, 1874-1921) – лидер Петрогр.федерации
анархо-коммунистов, Д.И.Новомирский (Янкель Ицкович Кирилловский)
– руководитель Южно-русской группы анархо-синдикалистов, Иуда Гроссман
(Рощин), А.Ю.Ге (Голберг, 1879-1919), П.Гейцман («Хаим Лондонский»)
– идеологи анархо-коммунизма, Ольга Таратута (Элька-Голда Рувинская,
1876-1938?), Аарон Канторович («Барон»), Давид Коган, Симон Флешин
(1894-1981), Йосеф Гутман («Эмигрант») – руководители Конфедерации
анархистских организаций Украины «Набат», поддерживавшей тесные связи
с украинской Повстанческой армией Н.Махно. Культурно-просветительский
отдел махновской армии в большинстве своем состоял из евреев. Председателем
Реввоенсовета махновцев и организатором конфедерации «Набат» был В.М.Эйхенбаум
(Волин, 1882-1945, отец еврей). Среди полевых командиров и в разведке
махновской армии также были евреи – Абрам Шнайдер, Макс Чередняк (1883-…),
Л.Н. Задов (Лейб бен-Иеhуда Зиньковский, 1893-1937), его брат Даниэль
Задов, Я.Глагзон, Х.Цинцинер. Режиссером походного театра махновской
армии был Лейб Лихстенлейб («Лев Грозный»). Жена П.А.Кропоткина была
еврейка (С.Г.Рабинович). В русских эмигрантских анарх. организациях
(1920-е –1950-е гг.) было много евреев, среди них – Н.Лазаревич (1895-1975),
Ида Метт (Гильман, 1901-1973), Молли Штайнер (1897-1980), М.Корн (Мария
Исидоровна Гольдшмит, 1858-1936).
В нееврейских анарх. организациях в Западной Европе и США, ассимилированные
евреи часто играли роль идеологов: в Германии - Густав Ландауэр (1870-1919),
Эрих Мюзам (1878-1934), отчасти Франц Оппенhеймер (1864-1943), Георг
Штайн, Эрнст Толлер; во Франции – Бернар Лазар (Мариус, 1865-1903),
к концу жизни пришедший к сионизму, участник второго Сионистского
конгресса (1898); в США – Пол Гудман (1911-1972), философ, последователь
Кропоткина. Американский анархист, известный ученый-лингвист Ноам
Хомский (р.1928) с 1967 г. выступает с резкой критикой политики Гос-ва
Израиль, при этом считая себя сторонником «негосударственного сионизма».
Сидни Соломон - один из ветеранов американского анархистского движения.
Отношение нееврейских анархистов к еврейскому вопросу и Государству
Израиль. Юдофобские взгляды Прудона и Бакунина не нашли развития у
поколений анарх. идеологов более позднего времени. Начиная с 1880-х
гг., с развитием евр. рабочего движения, отмечается усиление симпатий
к нему со стороны неевр. анарх-в. Идеологи анарх-ма – неевреи – Кропоткин,
Элизе Реклю, Себастьян Фор, Луиза Мишель – были интернационалистами
и боролись с антисемитизмом. В деле Дрейфуса франц. анархисты находились
в лагере дрейфусаров. Резкую реакцию в прессе и демонстрации протеста
анарх-в вызвал Кишиневский погром (1903 г.). Кропоткин называл антисемитов
«сволочью». Часть русских (Л.Черный), франц. и амер-х анарх-в-космополитов
были противниками поддержки нац.-осв. движений и даже национальных
культур, т.к. это означало бы поддержку «национализма». Макс Неттлау
писал, что «политический национализм является могилой национальной
культуры». Кропоткин был сторонником развития национальных культур,
в частности еврейской на языке идиш, и склонялся к поддержке нац.-осв.
движений (например, писал, что «чураться национальных движений нам
не приходится… Где бы люди ни восставали против гнета… тем более,
национального – мы должны быть с ними»). Кропоткин позитивно оценивал
культурную программу Бунда. При этом он был противником сионизма,
т.к. не верил в возможность постр-я евр. нац. очага при неблагопр-х
географич-х условиях Палестины. Неприятие политич. сионизма не мешало
ему поддерживать личную дружбу со сторонниками сионизма среди евр.
анархистов (например, с Золотаревым). Некоторые анархисты-неевреи
активно поддерживали идишистов, сами изучали идиш и даже писали на
нем (Р.Рокер, Вольтарина де Клер). После Катастрофы восточноевроп.
еврейства антисионизм неевр. анархистов, в целом, сходит на нет, и
растут симпатии к Израилю. В этом позиция современного анархизма кардинально
отличается от антисионистской и – иногда - антисемитской позиции «новых
левых». Другом Израиля был нем. анархист Августин Зухи, неоднократно
посещавший страну и выступивший с серией просионистских статей в евр.
анарх. прессе и с произраильскими речами на международных анарх. конгрессах.
Полны симпатий к Израилю были статьи герм. анарх. журнала «Фрайе гезелшафт»
в 1980-х гг. Опыт киббуцов интересовал европейских анархистов, публиковавших
статьи на эту тему в журналах «СНТ» (Испания) и «Фридом» (Англия)
в 1950-х – 1980-х гг. Большой популярностью в современном анархизме
пользуются философские взгляды М.Бубера (1878-1965). Значительное
место идеологии сионизма и филос. концепций иудаизма отводится в «Энциклопедии
анархизма», выходящей с 1994 г. в Германии. Во второй пол.1990-х гг.
отмечается рост интереса к языку идиш в среде неевр. анархистов. «Анархистский
Архивный Проект» в США (Кембридж, Массачусетс) и «Библиотека Кэт Шарплей»
(Лондон) совместно издали «Идиш-анархистскую библиографию» с оригинальными
текстами на идиш (1998). Эти организации находятся в постоянном контакте
с ИВО, а их руководители изучают идиш. Во Франции и Италии нееврейскими
анарх. издательствами в 1998 г. выпущены книги об участии идишистов
в междунар. анарх. движении. Реклама вышеперечисленных изданий публиковалась
в зап.-европейской анарх. прессе в 1998-1999 гг. Итальянские анархисты
из орг-ции «Центро студи либертари» (Милан) организовали международную
конференцию на тему «Анархизм и иудаизм» (Венеция, май 2000 г.).
Анархизм в Израиле. Анарх. идеология проникла на территорию Палестины
в пер. Второй алии. Среди мыслителей, так или иначе связанных с анархизмом,
оказавших влияние на формирование идеологич. взглядов ишува того периода,
можно назвать Моше Гесса (1812-1875), Б.Лазара, Г.Ландауэра, Ф.Оппенhеймера,
П.Кропоткина, М.Бубера. Теории анархо-синдикализма наложили определ.
отпечаток на идеологию Поалей Цион, Цеирей Цион, Ге-Халуц, Ахдут hа-Авода,
Гдуд hа-Авода, киббуцного движения, и повлияли на таких деятелей,
как И.Табенкин, Б.Каценельсон, Й.Трумпельдор. Анархисты, прибывавшие
в страну в первой четверти 20 в., не были, как правило, организованы
в группы и проживали, в основном, в киббуцах. Почти все они были приверженцами
гебраизма и не имели контактов с евр. анарх. движением в Западной
Европе и Америке. В ходе гражд. войны в Испании многие анарх. из Палестины
воевали на стороне республиканцев. После поражения республиканцев
в Палестине поселился испанский анархист Йосеф Ротем, ставший киббуцником.
Анарх. влияние было заметным в киббуцах Тель-Йосеф, Эйн-Харод, Афиким.
Среди анархистов-киббуцников 1930-х – 1940-х гг. выделялись Ицхак
Тавор, Натан Хофши, Исраэль Рубин, Хохhойзер, а также один из основателей
киббуца Квуцат Кинерет Аhарон Шидловский (1892-1979). В 1933 г. в
Хайфе поселился Я.-М.Залкинд (1875-1937) – один из религиозных активистов
анархо-идишизма.
После окончания Второй мировой войны в страну прибыло некоторое количество
анархистов – беженцев из стран Вост. Европы (в осн., из Польши). В
нач. 1950-х гг. в Тель-Авиве действовала группа Элиэзера Гиршауге.
В 1958 г. в Израиль из США репатриировался Абба Гордин. С его появлением
были налажены связи с западноевроп. и американским евр. анарх. движением,
и израильский анархизм приобрел ярко выражаенные идишистские черты.
В 1959-1960 гг. А.Гордин основал в Тель-Авиве всеизраильский клуб
анархистов-идишистов – «Агудат шохрей хофеш», издававший ежемесячный
литературно-философский журнал «Проблемот\Проблемен» на двух языках
– идише и иврите. В числе авторов журнала был известный изр. философ
Йоханан Тверский (1900-1967). После смерти Гордина (1964) редакцию
возглавлял Шмуэль Абарбанель, а с 1971 г. до самого закрытия журнала
(декабрь 1989) – Йосеф Люден (р.1908, Варшава – ум.2002, Тель-Авив),
писатель, поэт и журналист – идишист, участник междунар. анарх. конгрессов.
В 1960-е – 1980-е гг. влияние журнала ощущалось в среде Союза писателей
и журналистов Израиля, пишущих на идише. С 1971 г. журнал стал называться
«Проблемен» и выходил только на идише. При редакции журнала существовало
одноименное книгоиздательство, в 1960-х – 1990-х гг. выпустившее около
15 книг на идиш (поэзия, проза, анарх. публицистика). Неск. книг издат-ва
были переведены на иврит, одна – М.Гончарок, «Очерки по истории еврейского
анархистского движения» – издана в Иерусалиме на русском яз.; переиздана
в исправленном и дополненном виде в 2002 г., под назв. «Пепел наших
косторов. Очерки истории еврейского анархистского движения (идиш-анархизм»).
Члены «Агудат шохрей хофеш» до самого закрытия клуба (сер.1980-х гг.)
и авторы журнала считали себя сионистами и патриотами Израиля. После
закрытия «Проблемен» Й.Люденом была предпринята попытка реанимировать
анарх. прессу в Израиле – вышел 1 номер журнала «Фрайе штиме» (сентябрь
1991). Это было последнее в мире анарх. издание на идиш.
|