Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
ТИШРЕЙ

Отправлено от Anonymous - Thursday, December 01 @ 00:00:00 MSK

TraditionВ этом году мы имели редкий случай практического совпадения первого месяца еврейского календаря тишрея с григорианским октябрем. Начальным событием тишрея стало, естественно, наступление Нового Года, Рош а-Шана, 5766-го от Сотворения мира, «тав-шин-самех-вав» - в традиционной еврейской буквенной оцифровке. А закончился тишрей печальной датой – четвертой годовщиной убийства палестинскими террористами отставного генерала Рехавама Зеэви, главы партии «Моледет» («Родина») и министра туризма (да отомстит Господь его кровь!).

Но, давайте по порядку.
Прежде всего, тишрей, и так обильный на праздники, в этом году разместил их исключительно среди будних дней октября, и потому Израиль больше праздновал, чем работал. А, по небесному, судя по всему, замыслу, к тому же, и один из главных постов наших сводных «братьев» - ишмаэлитов, месяц Рамадан, в точности совпал в этом году с тишреем, что вызвало определенные дополнительные приступы веселья в обществе в целом.

Гуляй, Вася! – одним словом...
Новый год, в еврейском понимании, это не совсем то, к чему с 30-х годов прошлого века приучала советских людей большевистская власть, и в чем, надо сказать, преуспела. Нет у нас ни елочки, ни веселого циника Деда-Мороза, ни соблазительной Снегурочки, ни пробки шампанского – в потолок перед наступлением полуночи... Для бесшабашного веселья выделены нам Пурим и Ханука. А Рош а-Шана проходит под лозунгом «остановиться, оглянуться, задуматься!», то есть, по идее, мероприятие серьезно-мрачноватое, однако, все же, с элементами надежды и веселья. Ибо, согласитесь, копаться в своих поступках, которые задним числом выглядят не всегда в ореоле славы, не очень приятно, не любим мы этого. Однако, надо!
Рош а-Шана пришел в еврейские дома с наступлением темноты 3 октября. По традиции, после зажигания свечей Хозяйкой дома, семьи собрались у праздничного стола, где ключевыми ритуальными блюдами были: рыба с головой (в наших, ашкеназских домах, естественно, гефилте фиш), мед, яблоки, финики, гранаты.
Глава семьи благославляет детей, желая им быть подобными нашим славным Праотцам-Праматерям. А это значит, кстати, быть живыми людьми, которым ничто человеческое не чуждо, как и было не чуждо, судя по Торе, нашим далеким предкам, отнюдь не ангелам во плоти.
Глава семьи зачитывает первые строки Торы о сотворении мира и приступает к благословлению Господа, создавшего для нас продукт, обладающий непреходимой ценностью в веках, – плод лозы виноградной.
Господа, выделившего нас из народов и языков, давшего нам с любовью шабат.
Господа, выведшего нас из Египта, что в нашей памяти навеки.
Господа, освятившего для всей Земли шабат, Израиль и День Памяти.
И благодарствие Господу, что мы дожили, воспряли и пришли к этому празднику.
И все пьют плод от плода лозы виноградной - вино!
Затем, омыв руки, в чем ему обычно прислуживает Хозяйка дома, Глава семьи благославляет Господа, создателя хлеба насущного и раздает участникам седера хлеб, как правило, куски халы. Все макают хлеб в мед и едят.
Потом все желают друг другу хорошего и сладкого нового года и съедают как иллюстрацию этого пожелания ломтики яблок, обмакнутые в мед.
И обращаются к Отцу Небесному, чтобы дал нам заслуги многочисленные, как косточки граната (жуя, разумеется, оные!).
И просят Его воли, чтобы были прикончены все враги наши, заедая просьбу фиником (как все просто, оказывается!).
И по воле Его, чтобы стали мы многочисленны, как рыбы, съедают по кусочку рыбы.
Затем Хозяин дома обращается к Отцу Небесному, чтобы тот всегда держал нас в голове (исторического процесса, надо полагать?), а не в хвосте. И для ясности съедает голову гефилте фиш.
Вы любите гефилте фиш?
Ах, как ее готовит моя жена! У нее есть два рецепта: «их», то есть, из семьи ее родителей и «наш», как готовила моя бабушка Эстер. У каждого рецепта свои преимущества. По «их» рецепту рыба нарядней, больше подходит к праздничному столу, а по бабушкиному – технологичней. Вкусом они тоже различаются, создавая разнообразие. Вот жена и варьирует, в завимости от цели обеда и собственного настроения...
После ритуального поедания рыбы наступает, собственно, трапеза, достаточно веселая даже без телевизора с «Иронией судьбы» или «Карнавальной ночью». Особенно, если в доме есть молодежь, выросшая уже в Израиле, знающая соответствующий фольклор, в том числе, и религиозно-ритуальный. И молодежь поет! Ну, а нам приятно это видеть и слышать...
Но что я все – про еду, да про еду...
Люди-то религиозные ходят в это время по нескольку раз на день в синагоги и отдают Богу богово по полной форме, мужчины многократно трубят в рог-шофар.
Десять дней между Рош а-Шана и Йом Кипурим – главным постом года, мрачным праздником – это Дни Раскаяния. К этим дням, как рассказывают, в Книге Судеб чиновниками Небесной Канцелярии подготовлены уже приговор каждому из нас за содеянное в прошлом году и запись, определяющую год следующий. Остается только освятить запись Высочайшей Подписью, и – вперед, по течению Судьбы... Но в эти 10 дней Суд еще в процессе производства, утверждающая Подпись ляжет лишь в Йом Кипурим, День Жертвоприношения, также называемый поэтому Судным Днем.
Знаете, многократные на дню моления, создание траурного имиджа и тому подобные ритуальные изощрения могут кому-то показаться ненужными игрищами, но, согласитесь, прекрасен обычай, понуждающий каждого хоть на неделю в году, хоть единожды, остаться один на один со своей совестью и, пройдясь, хотя бы, по основному десятку Заповедей, оценить себя и увидеть, что подлежит в себе исправлению...
Йом Кипур – это «суббота суббот», все субботние правила соблюдаются с максимальной строгостью. Практически полностью прекращается движение на всех дорогах. Мальчишек радостный народ по этому случаю запасается велосипедами, новыми или взятыми напрокат. Ведь, представьте себе, какое счастье - мчаться, сломя голову и обгоняя себе подобных, по проезжей части какого-нибудь обычно ревущего транспортом шоссе, да еще по левой полосе! К сожаленью, Йом Кипурим только раз в году!
Минимум, что совершают евреи в этот день, это двадцатипятичасовой пост и вечерняя моление «Кол Нидрей» сразу после его наступления. Хотя, если, по всей форме, то есть еще несколько молений в эти сутки. Иерусалимцы и гости столицы стараются сходить к Котелю Маарави – остатку Западной стены Храма, разрушенного римлянами в 70-м году н.э., называемому также Стеной Плача.
Традиция собираться в синагоги на «Кол Нидрей» соблюдается подавляющим большинством населения Израиля, независимо от степени религиозности, это – подлинно народная традиция. В синагоге, куда мы ходим на «Кол Нидрей» уже несколько лет, нам, например, встречалась руководящая дама из принципиально антирелигиозной партии «МЕРЕЦ» - и когда дама эта была членом Кнессета от этой партии, и когда отошла от большой политики...
В 1973 году, три арабские страны именно в Судный День напали на Израиль, рассчитывая на нашу отрешенность в эти часы от дел повседневных, и как раз традиция собираться в синагогах способствовала быстрой мобилизации. Мужчин-воинов увозили на фронт прямо из синагог. И они отбили агрессию...
Первые восемь иерусалимских лет мы прожили на съемных квартирах в компактной части города, и не было у нас сложностей сходить к Котелю в Йом Кипур. Рано утром выходили мы и двигались во все более разрастающемся потоке людей, собирающем ручейки паломников с соседних улиц. Через Сионские или Яффские ворота поднимались в Старый Город и подходили к Котелю, где в это время было множество молящихся. Произнеся короткую молитву и прикоснувшись к древней каменной кладке, мы не спеша возвращались домой, чтобы коротать время до выхода трех звездочек на темнеющем небе, сигнализирующих начало вечерней трапезы.
Потом наш быт изменился. Мы перебрались на ПМЖ в «ночлежный» район, купив, по случаю подходящую квартиру. И вот этот район, отделенный от компактной части города, настолько удален от Старого Города, что пеший поход к Котелю в Йом Кипур стал для нас нереален...
Но в этом году у нас гостили две женщины, мать и дочь, друзья еще из доизраильской жизни, туристки, имеющие некоторое отношение к еврейству. И мы, отчасти – для себя, а отчасти чтобы показать им полную картину Йом Кипура, сняли на сутки два номера в гостинице напротив Старого Города.
Вечером, с наступлением поста направились мы вчетвером в привычную по прежним годам синагогу, где при большом стечении народа на молении «Кол Нидрей» коллективно, на уровне самооговора, каялись во всех смертных грехах, «ибо мы не настолько дерзки и упрямы, чтобы сказать перед Тобою, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, что праведны мы и не грешили – но на самом деле, мы грешили.
Мы виновными были, изменяли, обирали, порочили, поступали криводушно и преступно, злоумышляли, хищенствовали, возводили ложь, давали дурные советы, лгали, насмехались, восставали, относились с презрением, были непокорны, грешили и совершали преступления, притесняли, были упрямы, творили зло, губили, совершали гнусное, заблуждались, вводили в заблуждение...»
И так далее – за себя и «за того парня», за весь наш народ еврейский. Поэтому – везде «мы», ибо каждый еврей в ответе за другого еврея...
Но постепенно молитва переросла в обращение к Господу, дарующему прощение и просьбу к Нему о хорошей записи на следуюший год.
Часа через два в торжественно-приподнятом настроении возвращались мы, не торопясь, через весь центр города в нашу гостиницу, показывая по дороге нашим гостьям прелести ночного Иерусалима. И вот, когда мы приблизились к району Иерусалимского театра, где неподалеку находятся резиденции Президента и Премьер-министра, мы услышали какую-то пальбу. Пальба в Йом Кипур? Это не может быть просто так! Потом все стихло, и через несколько минут повторилось. Мы, тем временем, вышли к Ган а-Паамон, Колокольному саду, который тянется полосой, параллельной западной стене Старого Города на противоположной стороне разделяющего их ущелья.
И мы увидели, как над Старым Городом, над Храмовой горой с грохотом разрываются петарды. Мощнейшие динамики в клочки терзали воздух завываниями муэдзинов даже примерно в километре от Храмовой горы, где находились мы. Это арабы праздновали Рамадан.
Рамадан – пост длинный и своеобразный. Запрещено есть в светлое время дня, и весь месяц можно работать. Но вечером и утром – обязательные молитвы, а в темное время - никаких ограничений на еду. Режим не слишком диетический, но и далеко не изнуряющий, и уж, тем более, не смертельный.
Рядом с нами на улице оказалась старушка, шедшая, судя по всему, как и мы, из синагоги. Это была типичная обитательница Рехавии или Мошавы Германит, фешенебельных районов иерусалимского центра. Публика там обитает, по иерусалимским меркам, в массе своей, левая, то есть, голосующая за левые партии и дружелюбно настроенная по отношению к арабам.
В Израиле вообще и в Иерусалиме, в частности, очень принято культивировать внешний имидж: «боевой раскрас», форму одежды и т.д., каждая категория населения выглядит своеобразно, и имея некоторый опыт, нетрудно отличить по внешнему облику религиозную сионистку-поселенку от ультраортодоксальной матроны, потомка выходцев из Польши от выходцев из СССР и т.д.
Бабулька показалась мне из «полячек», пенсионеркой из госслужащих, скорее всего, левых убеждений. Но она, увидев в нас возможных собеседников, стала выкрикивать: «Это они специально! Назло! Вчера там было тихо! Это они специально шумят в Йом Кипур!».
Мы обменялись идеями о том, что не грех бы отключить в таком случае электричество на Храмовой горе, которая, как считается, «в наших руках». Уж электроподстанция-то, наверняка в наших руках?.. И, поняв, тщету подобных идей, разошлись восвояси. Шум на Храмовой горе продолжался почти до полуночи. И то хорошо, что только шум! Ведь сколько раз оттуда обрушивался камнепад на молящихся внизу у Котеля!..
Утром мы подошли к Котелю, а потом провели экскурсию для наших гостий по восточным и южным окрестностям Старого Города, откуда начинался давидов Иерусалим, где внизу в Кедронской долине – первые еврейские захоронения 3000-летней давности, и откуда тянется старинное кладбище – вверх и вверх до макушки Масличной горы...
Сразу по окончанию поста Йом Кипурим, утолив первый голод, религиозные люди бросаются сооружать сукот (пишу, как на иврите, не выносяшем сдвоения букв; почему русские пишут это и некоторые другие ивритские слова, удваивая внутренние согласные, мне неизвестно и неинтересно, ибо этого нет ни на письме, ни на слуху!).
Итак, сукот, а по-русски – сукИ. СукА – это шалаш, из которого видно небо. А возводят их для недельного праздника Сукот, наступающего через три дня после поста Йом Кипур. Весь Израиль украшается суками разных конструкций. Обычно это легкий каркас, на который навешивают драпировочные полотна, а верх накрывают пальмовыми ветками, но неплотно, чтобы видеть небо. Или сборный фанерный домик, верх которого опять же, накрывают ветками. Помнится, когда-то в Ташкенте, семья моего друга, бухарские евреи, соблюдавшие традиции, праздновали Сукот в обычной виноградной беседке. В екатеринославском доме, где до революции жила семья предков моей жены, по рассказам, был специальный чердак с люком, открывавшимся небу, где и устраивали суку, чтобы хоть какое-то время провести там, несмотря на среднеевропейское ненастье...
Праздник Сукот установлен Торой в память скитаний евреев, вышедших из Египта. По максимуму, необходимо всю неделю прожить в суке, по минимуму – в ней питаться, а минимум-миниморум, провести вечер в суке с родными и друзьями. Нам эту возможность предоставили, как и в прошлые годы, наши приятели, живущие неподалеку. Главный сукостроитель – Хозяин дома, собрал суку, провел туда электричство, устроил столы и сиденья для праздничной трапезы. Его дочери натаскали цветущие ветки, которыми покрыли верх суки. Вместе с хозяевами в суке собралось почти 20 человек. В тесноте, разумеется, но при большом весельи.
Хозяин прочел молитвы, предназначенные для этого праздника и восславляющие единство евреев, которых в контексте Сукот классифицируют на 4 вида, символизируемых четырьмя растениями, согласно Книге «Левит»: «И возьмите себе в первый день праздника плод дерева великолепного, (этрог –цитрус, похожий на лимон), листья финиковой пальмы (лулав), и ветви дерева густолиственного (мирт), и куста речного (ива)».
Каждое растение символизирует определенную группу евреев (а ну, протестируйте себя!):
Ива – у нее нет ни запаха, ни вкуса. Это евреи, у которых нет ни знания Торы, ни добрых дел.
Мирт – запах его приятен, но нет вкуса. Это евреи, распространяющие, как аромат добрые дела, но не обладающие Торой.
Лулав – плод финика сладок, но лишен запаха. Это евреи, у которых есть Тора, но нет у них добрых дел. Тем не менее, от их познаний можно вкусить.
Этрог – обладатель и вкуса, и запаха. Это евреи, у которых есть Тора, и которые делают добрые дела.
Все мы, евреи, разные, но соединив «четыре вида», мы – единый народ.
Сукот - праздник осенний. Естественно, что он одновременно - праздник урожая и десятины. В древности в это время евреи сдавали своеобразный общественный налог – десятину с урожая, а те, кто не занимался сельским хозяйством – налог денежный. Да и вышеприведенная аналогия с растениями, безусловно, связана с земледелием. Перед праздником открывают базары, на которых продаются этроги, лулавы, ветки адаса (ивы) и мирта. Религиозные люди, понимающие толк в этих символах и их качестве, подолгу толпятся на этих базарах, тщательно отбирая товар, советуясь друг с другом и обсуждая каждую веточку. Символы праздника должны быть наивысочайшего качества. Еврейское – значит отличное!
В нашей суке все, разумеется, было попроще. Несколько минут заняла религиозная церемония, с «четырьмя видами», разумеется, а потом мы предались достаточно бессистемному веселью, и только приходилось поспевать открывать новые и новые бутылки. Громкий и веселый шум раздавался из соседских сукот, которыми был заставлен весь двор. Соседи заходили к соседям, поздравляли друг друга.
А в просветах веток сверкали звезды. Веселый праздник Сукот!
Но не в еврейской традиции даже в радости забывать о горечи. И потому на Сукот принято читать Книгу «Коэлет», написанную по преданию, мудрым царем Шломо (Соломоном). В русской традиции эта книга называется «Экклезиаст» или «Екклесиаст». Очень рекомендую прочитать ее тем, кто не читал и читать-перечитывать тем, кому она знакома. Нет, на мой взгляд, лучшей философской книги о человеческой жизни в мировой литературе. Так, за 3000 лет ничего лучше и не придумано. Очень рекомендую.
А на второй день Сукота на Израиль дохнула зима (в нашем, конечно, понимании). Прошли первые дожди. Днем бы раньше, так веселились бы мы в суке под дождем. Еще веселее было бы!..
В последний день недели Сукота он перешел плавно в завершающий тишрейский праздник «Шмини Ацерет» или «Симхат Тора» - «Радость Торы». Из названия ясно, что он учрежден в честь дарования нам Господом Торы на горе Синай. И из названия же понятно, что праздник этот – веселый и радостный. По крайней мере, религиозные евреи устраивают процессии, в которых пляшут со свитками Торы. Красочное зрелище!
...Но вот, осенние праздники, наконец закончились. Осталось оглянуться на повседневную жизнь, на политику, а так неохота выходить из празднично-расслабленного состояния. Но надо. Куда деваться? Ведь мир вокруг ни на йоту не изменился к лучшему. И осталась, а то и обострилась та же вражда и та же война. И те же обстрелы из Газы, и та же стрельба на дорогах, и те же террористы-смертники, уносящие еврейские жизни. Зло, оно не знает выходных и праздничных дней. А в ответ получает лишь стерильно-шумные бутафорские обстрелы пустых площадей, чтобы, упаси, Господи, не навредить. На сей раз, доктору юдофобских наук, с которым носятся, как с писаной торбой...
«Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем», - как писал Коэлет – мудрый царь Шломо...
Сбываются самые худшие прогнозы противников отступления из Газы, впрочем, не надо было быть семи пядей во лбу, чтобы правильно предвидеть развитие событий.
В последний день месяца тишрей, как я уже писал, наступила четвертая годовщина убийства Рехавама Зеэви. Я не буду повторять статью моего товарища Иегуды «Невольник чести», с ней можно ознакомиться на нашей странице
http://world.lib.ru/editors/g/gruppa_t/

Добавлю лишь, что в этот день в Кнессете состоялось памятное заседание, и Ариэль Шарон, выступая, отметил, что будь Ганди жив, он, безусловно, был бы к Шарону в оппозиции, но при этом вел себя благородно.
Вообще, все выступавшие в один голос отмечали редкие для современной политической жизни Израиля черты, символом которых Ганди остался в памяти народа: глубокую внутреннюю культуру, честность, порядочность, принципиальность.
Спикер Кнессета Руби Ривлин сказал: “Сегодня, когда я вижу, как многие наши политики меняют свои убеждения по нескольку раз на дню и как черт от ладана бегут от любых обязывающих заявлений, мне особенно недостает Ганди, человека, никогда не боявшегося говорить правду, такой, какой он ее видел, не считаясь с тем, нравится она кому-либо, или нет”.
Авигдор Либерман, соратник Рехавама Зеэви, с которым они вместе создавали блок “Национальное единство”, отметил: “Ганди не был и никогда не стремился быть всеобщим любимцем. Правда, вера в свою правоту, были для него единственным мерилом, по которому он сверял свои высказывания и поступки. Неудивительно, что израильские СМИ предпочли оставить день поминовения Ганди практически незамеченным, продолжая и в этот день, как ни в чем не бывало склонять вечную тему убийства Рабина. Как будто кровь одного из них краснее крови другого. О том, какой след оставил Ганди в истории нашей страны и в ее политической жизни сегодня сказано достаточно.
Я хотел бы только добавить, что, к сожалению, никто, включая премьер-министра, несущего за это прямую ответственность, не упомянул один особо примечательный и очень печальный факт. Четыре года все мы, включая Ариэля Шарона, оплакиваем Ганди, говорим над его могилой красивые слова о том, насколько нам его недостает, а его убийцы до сих пор наслаждаются всеми благами жизни в пансионате в г. Иерихон, издевательски называемый кем-то тюрьмой. Расхожее выражение “лучше поздно, чем никогда” верно и в отношении умения держать свое слово. Я призываю премьер-министра Шарона выполнить торжественное обещание, данное четыре года назад и сделать все, чтобы убийц Ганди постигла заслуженная кара”.
Дай Бог, чтобы сбылись эти слова!

На этом я заканчиваю обзор тишрея-октября.
Будем рады читателям и критикам!


Аврум Тарантул
Иерусалим
08.11.05

 
Повествующие Линки
· Больше про Tradition
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tradition:
Иисус – Христос или Лжехристос? Неохристианство


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 1


Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.091 секунд