Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Михаэль Дорфман. Евреи в мире, где все евреи

Отправлено от Anonymous - Monday, December 12 @ 00:00:00 MSK

DiasporaРецензия на книгу: Yuri Slezkine. The Jewish Century, 2004, Princeton Univercity Press, 344 p.
Юрий Слезкин. Эра Меркурия: евреи в современном мире. Пер. с англ. С. Ильина. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 544 c.
Пока наши евреи толковали между собой, ругались в адрес антисемитов, разбирали Солженицына по строчкам за то, что плохо истолковал историю жизни нас в России, нашелся русский человек, популярно написавший курс истории русского, а верней советского, еврейства. Помню, в самом начале дискуссии вокруг «200 лет вместе» А. Солженицына прочел статью Александра Этермана «Оглянись в слезах» в журнале «Время искать». Не вдаваясь в пустую дискуссию пикейных жилетов на тему «буду ли я считать Солженицына антисемитом?», Этерман писал, что книга останется документом, даже курсом истории нашего русского еврейства потому, что Солженицын взял да написал, а мы только критикуем, а сами ничего не написали. Этерман был прав: вместо того, чтоб разбирать по строчкам и по косточкам Солженицына и других авторов; сверять их тексты с неким пресловутым эталоном «еврейского смысла» и «еврейской точкой зрения»; глубокомысленно обсуждать, антисемит ли тот или иной автор, – целесообразней написать свою историю. Добротную и понятную для широкого русского читателя, а не для внутреннего употребления. Интересно, что идея Этермана удостоилась одобрительного отзыва Солженицына.

Профессор русской истории Университета Беркли Юрий Слезкин и написал. Кстати, его другие работы – о национальном строительстве в СССР, а особенно «Северное чудо: Россия и малые народы Севера» – необыкновенно интересны именно тем, что излагают интеллигентную аутентичную российскую точку зрения, а не западные советологические аксиомы или устаревшие антисоветские модели. Хорошо написал, представил факты и сделал обобщения, о которых мы всегда подсознательно знали или догадывались.

От определения еврейства у Слезкина могут мозги поехать у всех ревнителей чистоты еврейской расы, да и само название «Еврейский век» – это плевок в лицо профессиональным плакальщикам, изображающим Холокост, как главное и определяющее событие еврейской истории ХХ века. Впрочем, Слезкин в любом случае прав, поскольку пишет о советском еврействе, о тех, кого культивируемый на Западе тезис о Холокосте, как чуть ли не о главном и почти единственном факторе еврейской идентификации, в общем-то, не задел прямо. Слезкин называет прошедший ХХ век еврейским столетием, сделавших все население планеты в какой-то степени евреями. Несмотря на катастрофы, преследования и погромы, в том числе самого страшного из них Холокоста, евреи не только достигли больших успехов практически во всех отраслях жизни, и весь мир захотел быть похожим на евреев, все мировое развитие пошло по пути просвещения, свободы людей, идей и денег, всего чего евреи добивались веками. Автор доказывает не только то, что евреи были первыми свободными в современном смысле людьми в истории, не только лучше других социальных и антропологических групп адаптировались к новым временам, но и стали символом и лидерами, определяющими стандарты жизни в современном мире. В мире все больше понимания того, что пресловутый «еврейский вопрос» есть выражение общественного развития, и его стали решать не наложением ограничений на евреев, а тем, что весь мир становится евреями.

Многие идеи, давно находящиеся в научном обороте, русской публике просто неизвестны. Я везде за новатора считаюсь, когда пишу об огромной роли фрейдизма на еврейское сознание. Моя работа «Мидраш о еврейском творчестве» большинству критиков и редакторов показалась слишком модернистской. А вот Слезкин вводит это в русскоязычный научный оборот и объявляет, что фрейдизм повлиял на евреев и еврейскую историю не в меньшей степени, чем марксизм. Я везде пишу, что сионисты и евсекции расходились между собой лишь во взглядах на роль языка иврит – так меня вечно редакторы «поправляют», мол «как можно такое сказать?» Теперь Слезкин сказал громко и внятно, что они, по сути, – близнецы и братья. Или еще одно – не надо все списывать на нашу несчастливость, во всем винить царизм или советскую власть. Часто мы сами «виноваты» в своих успехах, и наши беды становятся нашим оружием – как в хорошем, так и в дурном.

Недавно один читатель меня порадовал, по какому-то поводу из моей статьи написал: «Ели бы она поехала тогда в Израиль, то ее сын уже служил бы в ЦАХАЛе» – как будто это предмет еврейской гордости – служить в армии. В газете «Ами» вышла моя статья «Советские евреи: Анна-Ванна – наш отряд хочет видеть поросят!», в которой я пишу: «Если же у новых героев и проявлялся интерес к сексу, то лишь, для укрепления обороноспособности Родины. В стихотворении Лейба Талалая молодой отец без обиняков спрашивает нянечку в роддоме – «А ройтармэейр?» (красноармеец) – А мэйдэле, – энфер зи мир – Девочка, – отвечает она»... В «Еврейском столетии» Слезкина целый раздел «Первая любовь Бабеля» рассказывает не только о еврейской сексуальности, но и о еврейской любви. В том числе к русской культуре, к русской женщине или мужчине. Лейтмотивом раздела стала фраза, одно время самая цитируемая из русской литературы: «забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень. Перестаньте скандалить за вашим письменным столом и заикаться на людях. Представьте себе на мгновенье, что вы скандалите на площадях и заикаетесь на бумаге. Вы тигр, вы лев, вы кошка. Вы можете переночевать с русской женщиной, и русская женщина останется вами довольна» (Исаак Бабель, «Как это делалось в Одессе»).

В проблеме участия евреев в Русской революции Слезкин не видит никакой мистики – Русская революция совпала с революцией у евреев, с еврейской эмансипацией в России, с выходом из местечка. Более того, евреи жили на границах Российской империи, издавна были связаны со своими соплеменниками через границу, занимались торговлей, а часто и контрабандой. Не удивительно, что евреи-революционеры использовали свои родственные связи для нелегальной деятельности. Нет ничего мистического и странного в непропорциональном представительстве евреев во власти после революции. Когда революция началась, то на фронте прошли выборы в солдатские комитеты. Выбирали по двум критериям – чтоб был грамотный и чтоб не был офицером. Не вина евреев, что царское правительство хоть и призвало их массами в армию, но отказывало им в праве носить офицерские погоны. В солдатских комитетах начало свою карьеру во власти огромное количество евреев. Со Слезкиным в русский обиход входит рациональное объяснение непропорционального участия евреев в национальной культуре народов, среди которых они живут, в политике и даже в преступном мире и карательных органах. Слезкин приводит в книге большое количество фактов, а самое главное идей, многие из которых являются ключевыми для понимания еврейской проблематики в России.

Даже мысль, что «Еврейский вопрос» Маркса – не антисемитская работа, как сегодня у нас пишут кое-где, а была программой Великой еврейской революции для целого поколения евреев, для которых освобождение означало освобождение от местечковости, от иудейского мракобесия, от обывательской буржуазности своих родителей. Есть в книге разумное и общепонятное объяснения многих наших национальных особенностей, о которых мы стеснялись говорить, оставляя их антисемитам. Надеюсь, книгу адекватно перевели. Я ее читал по-английски и радовался. Хорошо написано! В книге четыре главы, каждая из которых, по сути, самостоятельное исследование, занимается особой темой, связанной с еврейством. Например, первая глава посвящена разбору вопроса, насколько евреи уникальны. Да и само определение евреев у Слезкина значительно ближе нам – советским евреям – чем всякие импортные «галахот». Еврей тот, кто считает себя евреем, кто оборотистый, активный, открытый, стремящийся к знаниям. В общем, мы всегда лучше заезжих американских проповедников или израильских бюрократов можем различать своих, лучше знаем, кто «наш», а кто – нет.

Давид Гарт написал в «Русском Журнале» рецензию «Дети Тевье-молочника: кто победил?»: «Попробую, в завершение, предсказать читательские реакции. Для специалиста в еврейской истории (но таких, правда, у нас не много) эта книга неинтересна. Абсолютное большинство, сказанного в ней, либо известно, либо вполне ожидаемо. Авторские концепции могут вызывать только раздражение в силу своей поверхностности, натянутости и голословности.

Для интересующегося неспециалиста эта книга хороша и, конечно, можно предпочесть ей серьезные монографии по истории того же российского или советского еврейства, но Слезкин умеет ярче, читабельнее и гораздо масштабнее, хронологически и географически, внедрить в сознание читателя целостную картину. Особенно хороша эта книга для американского еврейского читателя, который никогда ничем таким специально не увлекался и, главное, не читал «200 лет вместе» Солженицына, где – не удивляйтесь – все те же факты, цифры и имена. Такой неискушенный американский читатель, наверное, порадуется и скажет «ух ты!», и испытает предсказанное рецензентами восхищение и вдохновение.

И, наконец, еще одна очень вероятная аудитория – антисемиты. Эта книга достаточно эмоциональна, чтобы восприниматься как очередной пример еврейского автопиара, и в таком качестве она лишь слегка раздражит антисемита. Но с другой стороны, она достаточно основательна, чтобы антисемит мог к ней отнестись серьезно и сильно расстроиться, даже прийти в обещанную ярость – только вряд ли «сладостную».

Конец цитаты. Я бы к антисемитам еще добавил бы наших еврейских антиантисемитов и мракобесов. Они тоже сильно расстроятся, книга не обслуживает их мифы. И поделом.

И еще одно. Про пресловутых специалистов. Якобы, книга хороша для «глупых американцев», вовсе ничего не знающих про нас: мы-то все знаем. Может быть и знаем, да сказать не умели, и понадобился Слезкин, чтоб нам это сказать. Стоит пишущим по-русски историкам поучиться у него писать, как пишут на Западе, чтоб книги стали читабельными. Тем более, что есть хорошая традиция отечественных популяризаторов, у кого можно поучиться – Петра Каждана, Натана Эдельмана, Романа Подольного или Льва Успенского. Да и сравнивают Слезкина с Львом Гумилевым. Общее у них не в «универсальном» подходе. Гумилев, похоже, серьезно считал «пассионарность» объективным фактором, а у Слезкина «меркурианская» и «апполиническая» цивилизации – метафоры, хорошо помогающие в изложении материала. Общее у Гумилева и Слезкина – оба хорошо и увлекательно пишут.

И еще брюзжание, мол, что нового нам можно сказать о евреях? Если рассматривать книгу Слезкина, как курс истории российских евреев, там и не должно быть новейших гипотез и сомнительных открытий. Зато Слезкин вводит в оборот интеллигентной российской дискуссии набор новых идей, часто идущих вразрез с занесенными извне моделями покойного антисоветизма, и с доморощенными идеями собственной неполноценности и бесполезности. Вероятно, российское еврейство вместе с остальными народами Советского Союза было вне мировой истории, развивалось отдельно, своим путем. И сейчас, вместе с Россией, с русско-еврейской диаспорой мы возвращаемся в мировую историю – и нам лучше осознать себя такими, какие мы есть, чем быть моделями, придуманными чужими дядями в кабинетах агентств, фондов и конгрессов

Примечание:

АМИ

 
Повествующие Линки
· Больше про Diaspora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Diaspora:
Советская еврейская песня


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.061 секунд