Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Дмитрий. Дед Мороз vs. Санта-Клаус

Отправлено от Anonymous - Friday, December 30 @ 00:00:00 MSK

Off TopicСанта-Клаус: эльф и святой

Санта-Клаус, который в восприятии европейцев живет в Лапландии, а американцев – у подножия Бледнолицей горы, как ни странно - персонаж с «двойным дном». Его христианское название мало что говорит об истоках его появления, которые находятся в языческой древности. Классическая версия появления Санта-Клауса тесно связана с культом популярного в Средние Века святого Николая. Этот человек, согласно более поздним преданиям, родился в конце III века н.э. в провинции Ликия в Малой Азии (современная Турция), где стал епископом города Мира. За проповедь христианства он был подвергнут тюремному заточению, но впоследствии освобожден и даже участвовал в Никейском соборе 325 года. Считается, что Николай помогал обездоленным, выручал попавших в беду людей. Беднякам он по ночам подкладывал под двери домов хлеб и монеты и, кроме того, слыл чудотворцем. Скорее всего, это лишь красивая христианская легенда.

В Германии с X века он стал считаться покровителем детей, которым каждый год 6 декабря в честь дня святого в церквах раздавали хлеб и фрукты. В Европе в честь Николая возводились сотни церквей, а со временем он стал покровителем моряков и торговцев. Однако с началом Реформации в Европе его культ в протестантских странах почти исчез. Почитание святого Николая сохранилось только в Голландии, откуда, по одной из версий, колонисты завезли его в Америку. К концу XVIII века Николай постепенно трансформировался в образ веселого и розовощекого старика, дарящего детям подарки на Новый год. Скорее всего, это произошло потому, что имя святого попросту перешло к персонажу народных верований – Рождественскому Деду (или, как его называли англичане - Король Остролист), дальнему родственнику эльфов и гоблинов.

Это подтверждается и мнением потомков немецких поселенцев в Америке, которые всерьез полагают, что появление Санта-Клауса в Новом свете связано со сказочным персонажем немецкого эпоса Pelznickol («Меховой Николай») - существом вроде проказливого гоблина или эльфа, который был завезен их предками 250 лет назад в Пенсильванию. Но как бы то ни было, вплоть до начала XIX века новогодний культ Санта-Клауса в Европе и Америке еще не устоялся.

Ситуацию исправила фантазия литераторов и художников, которые творчески соединили имя католического святого и тело вполне языческого персонажа. Первым вклад в дело популяризации Санта-Клауса сделал известный американский писатель Вашингтон Ирвинг, мастер сатирических рассказов, сказок и приключенческих повестей. В 1809 году у него появился литературный герой Санта-Клаус - добрый рождественский дед, который обожал веселить бедных голландских моряков. Немного позже, в 1822 году профессор греческого языка в Колумбийском университете Клемент Мур написал для своих шестерых детей стихотворение о святом Николае, покровителей детей и моряков. Успех этого рождественского стиха, опубликованного в нескольких газетах, был огромный. На празднованиях Нового года в американских городах люди стали наряжаться в костюмы святого Николая и разносить подарки по домам. Правда, единого образа Санта-Клауса тогда еще не существовало. Вплоть до середины XIX века большинство людей представляло себе его чем-то вроде «рождественского» эльфа – невысоким толстячком с трубкой в зубах, который по не всем понятной причине носит имя католического святого.

Поэтому не удивительно, что когда в 1862 году американский журнал «Harper's Weekly» попросил модного в то время карикатуриста Томаса Наста (в его активе, кстати, разработка эмблем для республиканской и демократической партий США) изобразить Санта-Клауса для рождественского номера, в задании было прямо указано - рисовать «святочного эльфа». Художник изобразил розовощекого рождественского деда с круглым животиком и чулком, наполненным блестящими игрушками. В целом же по сравнению со своим «эльфским» прошлым, Санта-Клаус заметно подрос, правда, поскольку Наст все же был карикатуристом, обзавелся смешным колпаком и очками. Единой цветовой гаммы костюма Санта-Клауса также долгое время не существовало -его костюм иногда изображали красным, иногда зеленым и т.д. Считается, что окончательное завершение образа Санта-Клауса в Америке связано с именем художника Хэддона Сэндблома, который с 1931 по 1964 год создавал к Рождеству новые рисунки для рекламных объявлений "Кока-Колы", распространявшихся по всему миру с журналами "Пост" и "Нэшнл джиографик". При этом скептики утверждают, что красно-белый наряд Санта-Клауса – прямое следствие его работы в качестве модели в рекламной компании «Кока-Колы».

Дед Мороз: младший брат святочного эльфа

У российского аналога Санта-Клауса также языческое прошлое, пусть и не столь бурное. Считается, что прямой предок Деда Мороза – это герой славянского эпоса Морозко (он же злой дух Карачун, он же Позвизд), бог бурь, снега и непогод. Правда, в литературу Дед Мороз попал крайне поздно – только в конце XIX века, где нашел место в пьесе А.Н. Островского "Снегурочка", поэме Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и стихотворении В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса". Как следствие, Дед был плохо популяризован, и его облик никак не вязался с разносчиком новогодних подарков. По этой же причине в России вплоть до конца XIX века дети о его существовании и полезных функциях просто не знали. Как ни странно, но к жизни полузабытого духа восточных славян вызвала бурная экспансия его заокеанского визави – Санта-Клауса, который проник в Россию незадолго до революции.

До революции практика встречи Нового года с дедом Морозом была не устоявшейся и мало распространенной. После захвата власти коммунистами вплоть до 1935 года в СССР были запрещены рождественские и новгодние елки, в частности, было запрещено производство елочных украшений и т.п. вещей. Ситуация изменилась в 1935 году, когда в Кремле по указанию Сталина провели первую официальную новгоднюю елку на государственном уровне.

В 40-х годах XX века в СССР был предпринят ряд усилий по популяризации Деда Мороза в мультфильмах и литературе, после чего он со своей внучкой (или сожительницей) Снегурочкой стал неотъемлемой частью новогодней праздничной традиции. Уже в наше время российский Дед Мороз обрел, как и полагается персонажу его статуса, собственную «столицу» - ею стал город Великий Устюг, а из-за процесса глобализации стал мало отличим от своего собрата – Санта-Клауса. Впрочем, это не важно – дети ведь все равно верят, что старичок с белой бородой разъезжает в новогоднюю ночь на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками.

http://www.livejournal.com/users/_devol_/96899.html#cutid1

 
Повествующие Линки
· Больше про Off Topic
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Off Topic:
Статья Лескова "Евреи в России" (это вам не Исаич)


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.066 секунд