Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
Дмитрий. Дед Мороз vs. Санта-Клаус Отправлено от Anonymous - Friday, December 30 @ 00:00:00 MSK
|
Санта-Клаус: эльф и святой
Санта-Клаус, который в восприятии европейцев живет в Лапландии, а американцев – у подножия Бледнолицей горы, как ни странно - персонаж с «двойным дном». Его христианское название мало что говорит об истоках его появления, которые находятся в языческой древности. Классическая версия появления Санта-Клауса тесно связана с культом популярного в Средние Века святого Николая. Этот человек, согласно более поздним преданиям, родился в конце III века н.э. в провинции Ликия в Малой Азии (современная Турция), где стал епископом города Мира. За проповедь христианства он был подвергнут тюремному заточению, но впоследствии освобожден и даже участвовал в Никейском соборе 325 года. Считается, что Николай помогал обездоленным, выручал попавших в беду людей. Беднякам он по ночам подкладывал под двери домов хлеб и монеты и, кроме того, слыл чудотворцем. Скорее всего, это лишь красивая христианская легенда.
В Германии с X века он стал считаться покровителем детей, которым каждый год 6 декабря в честь дня святого в церквах раздавали хлеб и фрукты. В Европе в честь Николая возводились сотни церквей, а со временем он стал покровителем моряков и торговцев. Однако с началом Реформации в Европе его культ в протестантских странах почти исчез. Почитание святого Николая сохранилось только в Голландии, откуда, по одной из версий, колонисты завезли его в Америку. К концу XVIII века Николай постепенно трансформировался в образ веселого и розовощекого старика, дарящего детям подарки на Новый год. Скорее всего, это произошло потому, что имя святого попросту перешло к персонажу народных верований – Рождественскому Деду (или, как его называли англичане - Король Остролист), дальнему родственнику эльфов и гоблинов.
Это подтверждается и мнением потомков немецких поселенцев в Америке, которые всерьез полагают, что появление Санта-Клауса в Новом свете связано со сказочным персонажем немецкого эпоса Pelznickol («Меховой Николай») - существом вроде проказливого гоблина или эльфа, который был завезен их предками 250 лет назад в Пенсильванию. Но как бы то ни было, вплоть до начала XIX века новогодний культ Санта-Клауса в Европе и Америке еще не устоялся.
Ситуацию исправила фантазия литераторов и художников, которые творчески соединили имя католического святого и тело вполне языческого персонажа. Первым вклад в дело популяризации Санта-Клауса сделал известный американский писатель Вашингтон Ирвинг, мастер сатирических рассказов, сказок и приключенческих повестей. В 1809 году у него появился литературный герой Санта-Клаус - добрый рождественский дед, который обожал веселить бедных голландских моряков. Немного позже, в 1822 году профессор греческого языка в Колумбийском университете Клемент Мур написал для своих шестерых детей стихотворение о святом Николае, покровителей детей и моряков. Успех этого рождественского стиха, опубликованного в нескольких газетах, был огромный. На празднованиях Нового года в американских городах люди стали наряжаться в костюмы святого Николая и разносить подарки по домам. Правда, единого образа Санта-Клауса тогда еще не существовало. Вплоть до середины XIX века большинство людей представляло себе его чем-то вроде «рождественского» эльфа – невысоким толстячком с трубкой в зубах, который по не всем понятной причине носит имя католического святого.
Поэтому не удивительно, что когда в 1862 году американский журнал «Harper's Weekly» попросил модного в то время карикатуриста Томаса Наста (в его активе, кстати, разработка эмблем для республиканской и демократической партий США) изобразить Санта-Клауса для рождественского номера, в задании было прямо указано - рисовать «святочного эльфа». Художник изобразил розовощекого рождественского деда с круглым животиком и чулком, наполненным блестящими игрушками. В целом же по сравнению со своим «эльфским» прошлым, Санта-Клаус заметно подрос, правда, поскольку Наст все же был карикатуристом, обзавелся смешным колпаком и очками. Единой цветовой гаммы костюма Санта-Клауса также долгое время не существовало -его костюм иногда изображали красным, иногда зеленым и т.д. Считается, что окончательное завершение образа Санта-Клауса в Америке связано с именем художника Хэддона Сэндблома, который с 1931 по 1964 год создавал к Рождеству новые рисунки для рекламных объявлений "Кока-Колы", распространявшихся по всему миру с журналами "Пост" и "Нэшнл джиографик". При этом скептики утверждают, что красно-белый наряд Санта-Клауса – прямое следствие его работы в качестве модели в рекламной компании «Кока-Колы».
Дед Мороз: младший брат святочного эльфа
У российского аналога Санта-Клауса также языческое прошлое, пусть и не столь бурное. Считается, что прямой предок Деда Мороза – это герой славянского эпоса Морозко (он же злой дух Карачун, он же Позвизд), бог бурь, снега и непогод. Правда, в литературу Дед Мороз попал крайне поздно – только в конце XIX века, где нашел место в пьесе А.Н. Островского "Снегурочка", поэме Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" и стихотворении В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса". Как следствие, Дед был плохо популяризован, и его облик никак не вязался с разносчиком новогодних подарков. По этой же причине в России вплоть до конца XIX века дети о его существовании и полезных функциях просто не знали. Как ни странно, но к жизни полузабытого духа восточных славян вызвала бурная экспансия его заокеанского визави – Санта-Клауса, который проник в Россию незадолго до революции.
До революции практика встречи Нового года с дедом Морозом была не устоявшейся и мало распространенной. После захвата власти коммунистами вплоть до 1935 года в СССР были запрещены рождественские и новгодние елки, в частности, было запрещено производство елочных украшений и т.п. вещей. Ситуация изменилась в 1935 году, когда в Кремле по указанию Сталина провели первую официальную новгоднюю елку на государственном уровне.
В 40-х годах XX века в СССР был предпринят ряд усилий по популяризации Деда Мороза в мультфильмах и литературе, после чего он со своей внучкой (или сожительницей) Снегурочкой стал неотъемлемой частью новогодней праздничной традиции. Уже в наше время российский Дед Мороз обрел, как и полагается персонажу его статуса, собственную «столицу» - ею стал город Великий Устюг, а из-за процесса глобализации стал мало отличим от своего собрата – Санта-Клауса. Впрочем, это не важно – дети ведь все равно верят, что старичок с белой бородой разъезжает в новогоднюю ночь на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками.
http://www.livejournal.com/users/_devol_/96899.html#cutid1
|
|
| |
Article Rating | Average Score: 0 Голосов: 0
| |
|
|