Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Михаэль ДОРФМАН. НАШ ОТВЕТ НА КАРИАКТУРНУЮ ВОЙНУ

Отправлено от Anonymous - Thursday, March 02 @ 00:05:00 MSK

IsraelКарикатуры в датской газете Jyllands-Posten, изображавшие пророка Мухаммеда, из тюрбана которого торчит фитиль террориста-смертника, вызвали цепную реакцию беспорядков и протестов в мусульманских странах и общинах. Среди прочего, громкий резонанс получил конкурс, объявленный иранской газетой Hamshahri на лучшую карикатуру о Холокосте. Почему Холокост? Русский историк Юрий Слезкин в замечательном курсе новейшей еврейской истории «Еврейское столетие» (По-русски «Эра Меркурия») дает объяснение такому феномену.
«Нацисты проиграли войну... однако выиграли битву за идею, - продолжает Слезкин, - Нацистская программа была отвергнута, однако их преклонение перед этнической идеей и их сосредоточенность на демонологии были заимствованы повсеместно. Наиболее фундаментально Вторая мировая война изменила мир тем, что породила новую мораль, где абсолютное зло абсолютизировалось в самих нацистах. Создавая в своей космогонии идею дьявола, нацисты способствовали осмыслению и консолидации того самого мира, который они стремились уничтожить. Впервые после отделения европейских государств от церкви, Западный мир воспринял идею трансцендентального и непознаваемого мира. Возможно, Бог был мертв, но Царь тьмы в своей узнаваемой черной униформе предстал на всеобщее обозрение. Нацисты были людьми.. они имели национальность... и еще они было последовательно методически научны в своей жестокости, что позволило создать постоянную связь между научным сознанием и кошмаром всеобщего насилия. Лишь вопросом времени было, чтоб основная жертва нацистов превратилась в универсальную мировую жертву. Из избранного народа еврейского Бога евреи превратились в избранный народ нацистов. И превратившись в избранный народ нацистов, они стали избранным народом всего послевоенного Западного мира. Холокост стал мерилом всех преступлений, и антисемитизм стал единственно непростительной формой этнической вражды в общественной жизни Запада...»


Иранцы ударили по больной точке совести всего Западного мира. Они бросили вызов базисному принципу европейской демократии – свободе слова. «Давайте посмотрим, действительно ли они готовы следовать своим принципам и напечатать карикатуры, посвященные Холокосту", - заявил арт-директор Hamshahri Фарид Мортазави, забывая, что в его собственной стране свобода слова не слишком в почете. Хотя даже в такой стране, как Иран существуют механизмы протеста, что доказало мужественное поведение лидеров иранской еврейской общины, опубликовавших протест против провокационных и оскорбительных высказываний президента своей страны о Холокосте. Тем более бурный протест вызвал иранский конкурс среди еврейских организаций во всем мире.
«Ничего более кощунственного и омерзительного, чем карикатуры на темы Холокоста представить себе невозможно. Это что, означает, что будут смеяться над газовыми камерами, над Освенцимом? Я считаю, что цивилизованный мир должен осудить всех – и тех, кто затеял провокацию с карикатурами на Пророка Мухаммеда, и тех, кто отвечает на нее, глумясь над памятью миллионов невинно убиенных жертв Холокоста. Всему миру нужен опытный и здравый врач, который должен показать, что есть вещи, над которыми смеяться просто недопустимо».
Если оставить в стороне характерные рассуждения о том, кто затеял провокацию и призыв к психиатрии, то известная российская правозащитная деятельница верно подытожила реакцию еврейских организаций.
«Евреи действительно контролируют мир!» – Такое необычное для политкорректной Америки заявление вчера прозвучало 16 февраля в США на многочисленных местных станциях Национального общественного радио в программе интервью Терри Гросс Fresh Air (Свежий воздух). «Мы, евреи, действительно контролируем мир сатиры и юмора, – заявил 28-летний тель-авивский художник-карикатурист Амитай Сенди, инициатор конкурса «Еврейская антисемитская карикатура», – От Вуди Алена до «Сейнфилда» (популярный комический сериал), не говоря уже о тех, кто делает Голливуд. И всякие иранцы не будут нам указывать, что такое карикатура... Мы лучше их даже в этом!»
И он публикует для затравки каррикатуру, на которой пророк Мухаммед в... хасидской шляпе с пейсами. «Израиль стал страной, -- продолжает Селзкин, -- для которой общий стандарт неприменим». Амитай Санди объявил конкурс на лучшую антисемитскую карикатуру, созданную самими евреями. «Нас не будут учить, как и почему смеяться над евреями, - заявил он. Санди ссылается на давнюю традицию еврейского юмора смеяться над самим собой, на карикатуры израильских и еврейских газет со всего мира, даже идишистских газет начала ХХ века беспощадно, порой очень зло смеявшимися над самыми сокровенными еврейскими вещами. Да и без Санди многие из нас в глубине души уверены, что лучшие, по настоящему смешные антисемитские анекдоты придумали сами евреи. «Если в кране нет воды...» еще с ранних семидесятых мы распевали частушки с припевом «кругом одни евреи». Известный американский юрист и произраильский публицист Ален Дершовиц в книге «Исчезающий американский еврей» замечает, что многие еврейские карикатуры встречаются в антисемитских изданиях. Дершовиц приводит анекдот:
«Чем отличается еврей от антисемита? Антисемит считает всех евреев грязными, злыми и лживыми. Однако у него всегда есть еврейские соседи или сослуживцы, которые, в порядке исключения, аккуратные, добрые и порядочные люди. Еврей же считает свой народ добрым, порядочным и честным, зато его еврейские соседи и сослуживцы оказываются, как на подбор, грязными, злыми и лживыми».
Так чего же нам стесняться и, тем более пугаться? Евреи – лучшие не только в антисемитских карикатурах и анекдотах, но даже в банальностях на тему Холокоста. Депутат израильского парламента от религиозной партии Нисим Дахан заявил в пятницу (11 февраля), во время субботней службы в синагоге «Холокосты случаются там, где не соблюдается тишина во время молитвы». На еврейских карикатурах евреи тоже носатые, многие в ермолках, иногда в цилиндрах, с пейсами и другими легко узнаваемыми атрибутами. В этих карикатурах есть все, чем антисемиты пытаются нас уязвить. Еврейский контроль над миром? Пожалуйста. Одна из первых карикатур, выставленных Санди – Моисей на горе Синай получивший десять заповедей «Не забудь еще одну, одиннадцатую, секретную: «Контролируй мировые СМИ!». Над Холокостом? Покупая машину, еврей спрашивает, можно ли туда вместить его многочисленное семейство. «Пожалуйста, – отвечает продавец, – Двоих спереди, троих сзади и еще шесть миллионов в выхлопную трубу». Даже одиозная карикатура, изображающая Гитлера в постели с Анной Франк, говорящего «Вот это ты точно не напишешь в своем дневнике» опубликованная Арабской европейской лигой в ответ на датские карикатуры, Амитай Санди называет классикой еврейской карикатуры. В последние годы приходится слышать огромное количество анекдотов про Анну Франк. Структура анекдотов, по большей части, — «чего не написала в своем дневнике Анна Франк». «Не написала» она о проблемах, волнующих современную молодежь: школа, ранняя беременность, переедание, анорексия, беспорядочные половые связи, ну и, разумеется, наркотики и проституция. Здесь нет ничего антисемитского, как в анекдотах о Вовочке или Чапаеве нет ничего антирусского. Анна Франк на западе давно превратилась в интернациональный символ.
Амитай Санди – популярный карикатурист, участник творческого объединения «Димона» , автор многих ярких и резких плакатов и комиксов в защиту смешанных пар, против нетерпимости. Серию комиксов «Румынский супермен» художник посвятил жестокому обращению израильской полиции с иностранными рабочими. Его конкурс «Еврейской антисемитской карикатуры» «только для евреев».
Какая реакция на комиксы, спрашивает Терри Гросс, признанно, одна из лучших интервьюеров Америки?
– Реакция в основном положительная. Мы получили сотни электронных писем, где нас поддерживают евреи и неевреи тоже. Одно из посланий из Америки такое «Мой папа – из Ирана. Мне очень нравиться ваша инициатива конкурса. Еще я слышал, что евреи стремятся завладеть миром. Я хочу, чтоб это случилось поскорей».
Разумеется, далеко не все в восторге от инициативы Амитая Санди. Израильский филиал Центра им. Симона Визенталя назвал идею Санди несвоевременной и плохой, могущей принести вред еврейскому народу.
– А как вам иранская инициатива, ведь это призыв издеваться над евреями? - спрашивает Терри Гросс.
– В этом нет ничего нового, отвечает Амитай, – Ведь мы и так во всем виноваты: ураган «Катрина», терроризм, войны, эпидемии... теракт 11-го сентября, мы ведь знали о нем заранее!
Среди карикатур на конкурсе есть и такая – режиссер Стивен Спилберг просит режиссера-постановщика «Хозяина кольца» Питера Джексона помочь написать сценарий фильма о Холокосте. Джексон отвечает, что у него не хватает воображения. Карикатура эта обоюдоострая. С одной стороны у антисемита не хватает воображения, чтоб участвовать в «еврейских выдумках». Однако, с другой стороны человеческое воображение неспособно охватить ужас Холокоста и такая карикатура, как и все утверждения отрицателей о невозможности уничтожения евреев в лагерях смерти лишь укрепляет чувство тотального ужаса и неприемлемости нацистских преступлений. По сообщению, опубликованному на сайте Санди, одной из первых на конкурс откликнулась известная исследовательница Холокоста профессор Дебора Липстад, директор Института исследований Холокоста и современного еврейства Университета Эмори в США. Указывая на свой опыт с антисемитами и отрицателями Холокоста, она предложила свою кандидатуру в конкурсную комиссию. Профессор Липстад завоевала всемирную известность победой в суде над популярным британским политическим писателем и отрицателем Холокоста Дейвидом Ирвингом. В комиссию войдут также два видных израильских карикатуриста. На своем интернетовском сайте Санди сообщает, что ищет спонсоров и главным призом будет «знаменитая машина, пекущая хлеб из мацовой муки с кровью христианских младенцев». Конкурс завершиться 5-го марта.
И все же – «Конкурс еврейской антисемитской карикатуры». Может не стоит? Особенно в такое время!
– Холокост случился здесь, на Земле, а не где-то там, на другой планете. И холокосты продолжают случаться в мире, – говорит Санди – Холокост невозможно предотвратить, если он станет священной коровой, культом, к которому никто не смеет прикоснуться. Мы можем и должны говорить, даже шутить на эту тему. Ведь сами по себе сатира и юмор – важные инструменты анализа наших ценностей. Они верней всего помогают проверять, что сохраняет ценность, а что уже отжило и нуждается в пересмотре.
Старая еврейская мудрость говорит, что когда смешно, не страшно. Конкурс закончился 5-го марта. И пускай карикатуры на «Конкурсе антисемитской еврейской карикатуры» не всегда блещут остроумием, часто на грани хорошего вкуса. Им не хватает не только знаменитого еврейского умения смеятся сквозь слезы. Многие в Израиле предпочитают ему безудержный хохот. Юмор в Израиле изменился, и многие тамошние эстеты считают традиционный еврейский юмор, смех над самим собой «юмором гетто». Так заявил мне как-то один из известнейших израильских юмористов, определивший целый пласт между сарказмом «Бледных следопытов» и безудержного веселья, смеха над всем на свете «Только в Израиле» Эреза Таля.
Впрочем, Амитай Санди готов принять далеко не любой смех. Например датские карикатуры на Мухаммеда ему кажутся несмешными, как и большинство тупых карикатур, предложенных иранской газете.
– Слабó им опубликовать антиарабские карикатуры, или карикатуры на самих себя. Не хватит у них для того мужества, – уверенно заявляет Амитай Санди.
И правда, слабó новоявленным поборникам свободы слова смеяться над самим собой, обсуждать свои недостатки и проблемы. Это значит, что им не так много осталось.

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2006
© 2006 by Michael Dorfman. All rights reserved

 
Повествующие Линки
· Больше про Israel
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Israel:
М.Генделев. Два стихотворения.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.060 секунд