Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Борис Дорфман. ФЕНОМЕН ЕВРЕЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ НА УКРАИНЕ 20– 30-х г

Отправлено от Anonymous - Sunday, May 28 @ 00:00:00 MSD

Arts & artists
Моисей Гершензон /1903– 1943/


Моисей Гершензон является одним их выдающихся драматургов, режиссеров и актеров, которые оставили глубокий след в истории евреев Украины. Его имя также чтут и другие народы, он вписан в Энциклопедии Украины, России, Израиля. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.
Прожив всего 40 лет, он создал несколько пьес (в большинстве своем — комедии), которые стали популярны во многих странах: их играют в оригинале на идиш и в переводах на многие языки. Зрители любят их смотреть и наслаждаться еврейским народным юмором, поэтому к ним обращаются коллективы ведущих театров Европы, Америки, Израиля и др.
У нас на Украине не сходят со сцены спектакли: «Гершеле Острополер», «Хелмские мудрецы». В них показана жизнь еврейских местечек, которых уже нет, люди из народа, которые жили, творили, надеялись и стремились к прогрессу, к светлому будущему, но соблюдали традиции и веру предков.
В главных ролях выступали самые лучшие актеры, спектакли ставили известные режиссеры.
О творчестве Гершензона написано много критических и исследовательских работ, особенно на идиш, языке, на котором творил драматург. Его произведения изданы и переведены на многие языки мира.
В Киеве в конце шестидесятых годов о Гершензоне написал работу наш активист Мазоре, который был знаком с семьей Гершензона. Она с 1992 года проживает в городе Ришон ле Цион в Израиле. Выпускники еврейского отделения Киевского Театрального института выступали с этим спектаклем в Бухаресте на театральном фестивале, посвященном 120-летию первого идишистского театра, созданного Абрамом Гольдфаденом. Спектакль «Хелмские мудрецы» в их исполнении имел большой успех у зрителей. Я был с ними на этом фестивале в качестве переводчика с идиш на румынский.
Моисей Гершензон родился 18 июня 1903 г. в Волынской губернии, в местечке Чернихове в очень бедной многодетной семье. Как все в то время, он получил традиционное еврейское образование. В детстве он испытал горечь нужды, но впитал в себя традиции и быт тех времен.
В школе он был живым, веселым, товарищи его любили, он выделялся среди сверстников своей преданностью и юмором. Любил сочинять разные истории, которые стали популярны среди молодежи.
Занимался самообразованием и трудился, чтобы помогать семье. В 1922 году он поступил на педагогические курсы, где проявил выдающиеся способности. Там он стал любимцем студентов, общественником. Сочинял стихи, памфлеты, эпиграммы, пословицы и рассказы. Ему поручили редактировать газету курсов. Он оформлял статьи, писал заголовки, создавал карикатуры, с юных лет рисовал, и это ему пригодилось. Принимал участие в институтском драматическом кружке, где он стал главной фигурой: делал декорации, создавал костюмы. Играли они разные пьесы из классического и народного репертуара, а также созданные Гершензоном. Киевская еврейская молодежь в тридцатые годы охотно ходила на их выступления. Со временем этот студенческий коллектив оформился в молодежную театрально-танцевальную труппу под названием «Мешолхойс». М. Гершензон играл там главные роли и сам режиссировал.
Когда в 1923 году в Киев приехал Московский Государственный театр во главе с Соломоном Михоэлсом, М. Гершензон и его друзья не пропускали ни одной постановки. Эти гастроли внесли много нового в жизнь, в знания тогдашней молодежи. Годы были тяжелые, хлынули еврейские местечки в большие города, и театр напоминал им родные места… Молодой Моисей решил, что целью его жизни станет театр, и он способен для него творить, сочинять свои собственные пьесы.
Когда в Киеве был организован свой профессиональный еврейский театр, М. Гершензона пригласили туда в качестве режиссера. Ему поручали играть главные роли. Тогда и развился его талант. Он стал приобщаться к высокому искусству, стал изучать классику и сочинять свои серьезные и комедийные произведения. В 1939 году была окончена его народная комедия «Гершеле Острополер». Ее ставили не только в Киеве, но и в провинциях. Она появилась даже на афишах Москвы.

За эту работу взялся уже прославленный коллектив Московского Государственного Еврейского театра. На премьере присутствовал сам М. Гершензон. Благодарные зрители долго приветствовали актеров и автора. Интересно, что после спектакля он сообщил в Киев семье в телеграмме только: «12 раз поднимался занавес сцены…» А как же иначе, когда евреи Москвы, вчерашние провинциалы, воспитанные в идишистской культуре, имели такую возможность увидеть и услышать столько юмора.
М. Гершензон творил с 1920 по 1938 г. на Украине, в Киеве. Сначала в самодеятельном, потом в профессиональном еврейском театре, который стал носить имя Шолом-Алейхема. К сожалению, после войны для него не нашлось места в Киеве, и он был отправлен в Черновцы. М. Гершензон перешел работать в театр Юного зрителя актером, режиссером и стал заведовать литературной частью.
Когда в последний раз в Киеве гастролировал Московский Еврейский Государственный театр, Соломон Михоэлс предложил Гершензону работу в Москве. Уже была готова новая пьеса «Хелмские мудрецы», которая очень понравилась, и была договоренность играть ее в Москве на столичной еврейской сцене.
Коллектив с радостью приступил к работе, были созданы декорации, изготовлены костюмы, даже расклеены по городу афиши. Люди купили билеты, и сам Соломон Михоэлс и автор Моисей Гершензон, молодой, подающий такие надежды, волновались, как пройдет премьера, как примет критика, ведь обстановка в те годы была не простой.
Но началась война, и театр срочно эвакуировался в Среднюю Азию, где продолжал свою работу в совершенно других условиях.
Моисей Гершензон узнал, что его семья из Киева эвакуировалась в Башкирию. Он переехал к семье и оттуда ушел добровольцем на фронт. Окончив курсы в званиии лейтенанта, он был назначен командиром артиллерийской батареи.
В письме к жене он писал, что со своими солдатами обязательно дойдет до Берлина.
16 августа 1943 года в боях за Кавказ возле станции Котляровская их обстреляли немецкие самолеты. Артиллеристы оборонялись до последнего снаряда и патрона.
Погиб М. Гершензон вместе со всей своей командой. В деревне Шепталов в Краснодарском крае насыпан земляной курган, где был погребен М. Гершензон вместе со своими боевыми товарищами. На этом месте сооружен памятник, и на каменной плите среди героев высечено имя еврея М. Гершензона.
Но пьесы его живут, их ставят театры мира. Семья вывезла его пьесу и передала Тель-Авивскому театру «Идишшпиль», которым руководит Шмуэль Ацмон. Этот коллектив играл веселые комедии с большим успехом во всех уголках страны. В 1947 году их играли в Еврейском театре Лодзи (Польша), в 1950 году — в Яссах (Румыния), в 1956 году — в Бухаресте, в 1955-м — в Варшаве, в 1962-м — в Вильнюсе, в 1963-м — в Кишиневе, в США, Канаде, Франции, Австрии и др., на Украине — во Львове, Одессе, Харькове.
М. Гершензон — один из многих, кто был носителем нашей идишистской культуры ХХ века, и надеюсь, что эта культура будет жить, несмотря на то, что носители ее были почти уничтожены в годы Второй мировой войны во время Холокоста. Эти пьесы переведены на другие языки, и с нашей культурой знакомятся другие народы.
Сколько бы раз я ни смотрел «Хелмских мудрецов», «Гершеле Острополер», каждый раз становится еще радостнее, когда вижу полные залы зрителей, которые, как и я, смотрят и наслаждаются. Пропал тот быт и те местечки…
Аарон-Давид Гордон
В Галиции 80 лет тому назад возникла и впоследствии распространилась почти во всем еврейском мире молодежная сионистская организация под названием «Гордония». Цель этого движения заключалась в воссоздании Еврейского государства в Эрец Исраэль, воспитании членов этой организации в гуманистических традициях, создании трудоспособной нации, возрождении еврейской культуры на языке иврит и в самостоятельном труде. Я имел счастье быть членом этого движения в 30-е годы прошлого столетия. В начале Второй мировой войны число членов достигло 50 тыс. молодых людей из всех слоев еврейского общества.
Идеологом этого движения стал Аарон-Давид Гордон. Он родился в царское время в Волынской губернии в очень состоятельной семье. Получил традиционное еврейское образование, изучил также русский, немецкий, французский языки. Став одним из духовных руководителей халуцианского движения в сионизме, уехал на землю предков, когда ему было уже 48 лет. Работал там на тяжелых физических работах, простым рабочим на плантациях. Перенес много трудностей: безработицу, голод и малярию; когда зарождалась страна, был ранен во время нападения арабов на колонию, где он трудился.
Принимал активное участие в конгрессах, конференциях сионистов, где решались важные вопросы. Писал статьи, где излагал свою концепцию, выработанную под влиянием идей Л.Н. Толстого и американского борца за социальную справедливость Г. Джорджа. Он считал, что нужно исправить общество путем самосовершенствования человеческой личности, приближения ее к природе; идея труда должна стать целью жизни, а не средством существования. Он рассматривал занятие физическим трудом как средство интуитивного постижения и мистического восприятия Бога.
Последователи его определили это мировоззрение как «религию труда». Он был против частной собственности на землю, отвергал марксизм. Залог справедливости видел Гордон в совместной трудовой жизни. Доказывал, что коллективизм намного лучше, чем индивидуализм, он облегчает предотвращение убийств, грабежей, обмана и др. Он надеялся, что появится нормальный народ, а не такой, когда евреи на протяжении веков были оторваны от настоящей трудовой жизни. Он проповедовал близость к природе, занятия сельским хозяйством и другим продуктивным трудом. Он требовал, чтобы любыми путями был найден способ примирения с соседями-арабами. Он был категорически против использования чужих рабочих рук в еврейских хозяйствах.
А.-Д. Гордон прожил всего 66 лет и скончался в Израиле, в Дгании Алеф, одном из первых еврейских поселений.
Через год после кончины идеолога его сторонники создали организацию «Гордония».
Помню, с каким задором и радостью молодые евреи покидали свои насиженные места, свои семьи и уходили на год или на два работать физически в арендованных хозяйствах. Ухаживали за скотом, обрабатывали поля, ремонтировали инвентарь и др. и приобретали навык трудовой жизни в коллективе. Это называлось ахшара. Не все выдерживали такую жизнь, но кто добился результата, получал право на иммиграцию в Эрец Исраэль. А времена были сложные, английская мандатная власть всеми силами препятствовала въезду евреев.
Усилиями этой молодежи — халуцим, тяжким физическим трудом строились первые поселения, которые ныне превратились в цветущие города. Сажали леса, оборудовали водоемы, обрабатывали земли, осушали болота, строили дома…
Сам А.-Д. Гордон жил в одном из этих новых поселений, где ныне создан музей его имени. Я посетил этот музей и встретил многих старых друзей, познакомился со многими экспонатами, фотографиями тех, кто осуществил свои идеи. Халуцианское движение охватило всю российскую империю, и в первые годы советской власти на Украине, в Белоруссии это движение не запрещалось. И тогда многие уехали, пока не родилась идея колонизации на востоке, в Биробиджане. Многих активистов еврейского движения при советской власти арестовали, сослали в лагеря, и национальное движение было запрещено.
На всю жизнь я запомнил лагерь молодых гордонистов на берегу Черного моря, где я имел счастье целый месяц жить по идеям А.-Д. Гордона. «Все за одного и один за всех», — был наш девиз.
События 1940-х годов помешали нам осуществить его до конца. Это сделали другие.

 
Повествующие Линки
· Больше про Arts & artists
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Arts & artists:
Майя Волчкевич. ИОСИФ БРОДСКИЙ: ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЕНИ.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.062 секунд