Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Изольда Фомина, Ирина Бузько. Майн штэйталэ Бэлц. Часть 2

Отправлено от Надежда - Monday, June 17 @ 19:00:53 MSD

Yiddish"Но все это уже прошло. Исчезли Алхалаки, Алешки, Бендеры, Бельцы, Валуйки!" Н.Е.Салтыков-Щедрин "Дневник провинциала в Петербурге", 1872 г. стр. 312 М. "Советская Россия", 1986 Добавлю еще к теме адюльтера, или шашней на стороне. Нет, было, было, конечно и в городе. Было даже 2 развода! В еврейских семьях! Это мои сверстницы Э. и С. Им молча сочувствовали, родители были в молчаливой печали, но вслух об этом никто не рассуждал, не сплетничал - это дело горестное, семейное. Семейная сцена ревности гениально описана у Веры Инбер в рассказе "Соловей и Роза". Портной Соловей и Роза - его жена. Сынишка Изя качается на деревянной лошадке, а мама ревнует к заказчице. "Портной Соловей с сантиметром на шее кроил и напевал Песнь Песней царя Соломона: -- Напоите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви… Роза молчала, но так страшно, что Изя начал плакать, уверяя, что его укусила лошадь…" У мужчин были, конечно, интрижки, были даже (редко!) постоянные любовницы, но семья не страдала, нет! Жена, дети у еврея - это святое. Жены часто знали об этом, но относились к этому так, как будто этого нет - и все. Был даже такой анекдот. Гуляет еврей с женой в выходной по городу и говорит жене: -- Видишь вот эту в синем платье? Это любовница моего начальника. А вон та, видишь, с шарфиком, - это любовница нашего директора. Идут дальше. -- Смотри, вооон справа навстречу блондинка? И смущенно: так это моя любовница. Жена рассматривает ее внимательно и удовлетворенно говорит: -- А наша-таки лучше всех. - А расскажи про "Голую Надю". Это было что-то особенного! Ааа, был еще такой случАй.

ГОЛАЯ НАДЯ Пустые места от разбомбленных домов постепенно застраивались, и на улице Ленина произошла смена номеров домов. Как я уже упоминала, школа, где я работала, была на той же улице. В связи с этой переменой хочу рассказать о случае с почтой. Как-то меня кто-то из коллег-учителей спросил, не знаю ли я такую - Надю Маслову. Я сказала, что знаю, живет вроде по соседству с нашим домом, хотя я с ней незнакома. -- Тут ей письмо пришло в нашу школу на теперешний наш номер дома, все его читают. Ты возьми, передай его ей. Письмо было распечатано. Надю я видела много раз, это была русская женщина лет под 40, симпатичная, деревенского типа - курносая, с шестимесячным перманентом, говорят, работала где-то не то медсестрой, не то нянечкой. Летом она, как и все, выходила к заборчику двора посмотреть, кого хоронят, что проносят продавать молдаванки и вообще, что происходит… Сказать, что она была полная - ничего не сказать, потому что она была переполненная - ногами, торсом и свободно плавающими грудями под платьем безничего. Письмо я взяла, но оказалось, что оная жительница из этого двора куда-то выехала не то по другому адресу, не то в другой город. Так я ее и не нашла. И письмо осталось у меня. Времена были пуританские (помните "Мост" по телевизору: "В советском Союзе секса нет!" Сей "ТелеМост" был намного позже, но секса не было намного раньше…), не то что сейчас, и содержание письма долго еще служило нам развлечением на вечеринках - сначала в Бельцах, а потом и в Ленинграде. Привожу его полностью без купюр. Только Наде лично г.Москва, 29 августа 1960 г. Милая, дорогая Надя - страсть моя! 21 августа мне исполнилось 46 лет, хотелось бы знать твой день и год рождения. Стареем мы и гаснет былая страсть, вспыхнувшая к тебе в конце февраля 1951 года в г.Бельцы. Мне счастья и любви хотелось, полнлй взаимности от тебя, переезда в Кишинев и жизни с тобой. Огромной радостью для меня была бы твоя полная взаимность чувств - голая прелестная Надя, с лебединой грудью, бросающаяся ко мне во взаимные об'ятья и огромное сладострастие с голой, желанной Надей. Ведь я в тебя влюбился Надя, в твои глаза и милое лицо, в твою грудь и тело, зажегся огромной страстью, желанием видеть твое прелестное тело, целовать его, обнимать его и быть с тобой в самых интимнейших, дорогих и близких отношениях. Но холодной и расчетливой оказалась Надя, отдаваясь другим, но не Леониду, который дал бы ей огромное наслаждение сладострастием, как никто другой. Жена моя холодна и по ночам мне снится об'ятия с голой, желанной Надей... Как известно, "против смерти и измены не существует лекарств" (К.Маркс). Давай же подольше поживем Надя на свете и поклянемся встретиться и насладить друг друга огромным сладострастием; я хочу чтобы ты огромное сладострастие до старости узнала бы от меня. Обманывать и льстить я людям не умею. Но только будь со мною голая и страстная, ибо твое тело прелестно и желанно для меня; обвей меня руками и ногами, задуши в своих об'ятьях, зацелуй. Ведь ты же писала мне, что отдавалась одному мужчине, который оказался тебе противным; с Леонидом ты получишь огромное наслаждение - верь мне, я ведь тебя любил и люблю. Напиши, как ты живешь и что нового у Вас в городе Бельцы?! Не собираешься ли на курсы в Москву? В феврале 1961г. исполняется 10 лет со дня моей страстной встречи с тобой - а ведь ты могла еще в феврале 1951г. стать моей женой... Мне все кажется, что Надя стоит передо мной голая-прелестная, желанная и бросается ко мне во взаимные об'ятья для интимной связи со мной и огромного сладострастия. Я счастья хотел, Наденька... Но где оно? Пиши. Любящий тебя без обмана Леонид. ================================================= Наденька! Еще раз благодарю тебя за фотокарточку; жду фотокарточку во весь рост в купальном костюме (в бюзгалтере и трусиках), а еще лучше голую, ибо я тебя люблю и страстно хочу, а не твои платья и бюзгалтеры и трусики, которые скрывают от меня твоё - (моё!) тело. Не обижайся, я правду говорю. Надеюсь на нашу встречу и огромное сладострастие - наслаждение с тобой наедине, - голыми. Любовь должна давать взаимное огромное наслождение сладострастием, - иначе это не любовь. Целую твое прелестное тело взасос. Любящий тебя Леонид. - Письмо написано чернилами и обильно усеяно пятнами слез. Может быть, это слезы безутешного Леонида, но большая часть - это слезы позднейших нескромных читателей. Рефрен "голая-прелестная" не одного читателя довел до конвульсий, а когда чтение доходило до цитаты из Маркса - смех от слез переходил в рыдания… *** Напротив моих окон на противоположной стороне, левее Дома Учителя, двор с одноэтажными жилыми домами и водопроводной колонкой, из которой мы берем воду. Там живет моя однокурсница Вера Наумцева. Она ничем не примечательна, кроме того, что она - одноклассница и первая любовь Эдика, впоследствии довольно известного Московского киноактера Эдуарда Бредуна, женившегося там на Изольде Извицкой. Но в том же дворе жил (или жила?) еще одна достопримечательность Бельц. Это был безногий Миша. Толстый и уже немолодой еврей. Где и как он потерял обе ноги - не знаю. Будь он русским - он бы ездил в низкой тележке на подшипниках и нагло требовал милостыню под пьяный жалостливый речитатив какой-нибудь сочиненной им истории. Но ЭТОТ Миша был еврей. Он очень ловко забирался в свою довольно высокую ручную тележку и катил куда-то по делам. Он был по тем временам очень богат, потому что занимался, как мы теперь это называем, каким-то бизнесом. Не женат. Миша, конечно, выпивал, не без этого, но не напивался и дел не забывал и, говорят, имел самых красивых женщин полусвета. Кажется, потом укатил в Израиль. Чуть дальше ресторана, по той же стороне ул. Ленина, в окне одноэтажного дома, лицевой стороной на улицу стояли часы. Маятник у них был интересный: качели с сидящей на них девочкой двигались вверх-вниз. Здесь жил часовщик Каменецкий. А дальше, если вы свернете налево по поперечной улице, то увидите лестничку вниз, в полуподвальную квартиру. Все знали, что в ней живет Малоештер, который делает чудную построму, и к нему по рекомендации можно было зайти и выпить самого лучшего молдавского вина и закусить этой самой постромой. Все городское начальство, говорят, там паслось… Однажды на концерте гастролировавшего эстрадного ансамбля конферансье что-то говорил о Бельцах и закончил так: "… и кто побывает у Малоештера, тот становится многоештером…" Шуточка имела бешеный успех, ее повторяли. ИНСТИТУТ На ул. Пушкина, в двухэтажном угловом здании был Педагогический институт. При советских здесь вначале была молдавская средняя школа, потом здание у нее отобрали, а школу перевели в какое-то невзрачное одноэтажное здание неподалеку на боковой улице. А при румынах здесь была женская гимназия луй Домницэ Илянэ - принцессы Елены. Говорят, она приезжала на открытие и освящение ее. Красивое двухэтажное здание с двухсветным актовым залом, со спортзалом в цокольном этаже. Теперь он переименован в Педагогический Университет. БРИТЫЙ КОЗЕЛ За три-четыре квартала от центральной улицы красивых особняков уже не было, а были частные небольшие одноэтажные дома с дворами и сараями, где держали всякую живность: кур, козу, поросенка; в соседнем дворе, куда выходили наши окна на Конной улице, был индюк, он важно расхаживал там и клекотал, раздувая красные сережки. -- На ул. Свободы жил мой одноклассник и дружок Мишка. Такой веселый недотепа. Идей у него всегда была куча, но до конца ничего он не доводил. И учился кое-как поэтому. Увлекался химией, физикой, все что-то синтезировал, изобретал. Помню, пытался получить йодистый азот (порошок, который не сильно, но громко взрывается), чтобы рассыпать его по школе. Была у него заветная мечта - японский "мешок смеха", такая штука, которая в карман кладется и ужасно оттуда хохочет. У него тоже был предмет для моей зависти: садик и сарай, в котором он оборудовал себе лабораторию. Однажды он задумал сделать электрофорную машину, а для нее нужна была шерсть (вырабатывать статическое электричество или что-то такое). Вся ул. Свободы была из частных домиков с садиками, там держали разную живность, вплоть до свинок и коз. Он решил получить требуемую шерсть с соседского козла, зазвал его и стал стричь ему ножницами бок. Выстриг поляну на боку и бороду отстриг. Но козел вертелся, бодался и Мишка решил его успокоить, взял дома стакан водки и козла напоил. Козел дернул водяры с охотой, после чего обгадился, и Мишка его выгнал. А на другой день хозяйка козла, бабка, как в повести Гайдара, потрясенно рассказывала соседям, что козел пришел домой побритым и в драбадан пьяным. Мы просто рыдали от смеха. ...Сейчас Мишка живет в Штатах, говорят, что разбогател, никого из старых знакомых знать не желает и недавно женился на 19-летней пуэрториканке... Правда ли - не знаю, но слухи такие. Интересно, купил он себе "мешок смеха"?... *** Городок городком, Бельцы, конечно, для Молдавии - все равно что Петербург для России: культурный и промышленный центр (был!), но вокруг-то – Бессарабия, и молдаване не только на базаре торгуют. Надо и о них рассказать. МОЛДАВАНЕ Молдаване - народ сельский: виноградари и кукурузоводы. В основном. Картошка, пшеница, овощи и травы - само собой. Ну, и конечно - овцы. Это и одежда, и подстилка, и кожух, и каракуль, и - молоко. Это брынза! Разнообразная, много разновидностей. Пастбища прекрасные - ведь Бессарабия - это холмистая равнина, и как красиво смотрится с самолета! (смотрелась! Пока советская власть не изгадила все, превратив в монокультуру - только виноградники с выродившимся виноградом на бетонных (!) столбах. А ведь каждую лиану полагается на зиму прикапывать! Куда там! Им лишь бы быстро кое-как и с самолета начальству ровные ряды столбов красивше смотреть. Я разговаривала как-то с секретарем Верховного совета Молдавии, моей давнишней знакомой еще по тем временам, когда она была комсомольским работником в небольшом городке, а потом вышла замуж за моего однокурсника. -- Маша, - говорила я ей, - что же вы делаете, я тут летела на самолете (они живут в Кишиневе) и видела поля - это ужас! Только виноградники -- на бетонных столбах! Бетонных! Нельзя превращать такой край в монокультуру! Да еще так варварски издеваться над ней! -- Москва такое распоряжение дала. И чтобы столбы стояли роооовными рядами - чтобы с самолета правительству красиво смотрелось... -- Ё......в .....м .....и др............................(это много эмоциональных слов, которые я тогда произнесла). В конце концов колхозный виноград выродился - не прикопанный, да на бетонных столбах, которые в жару раскаляются, а зимой ледяные. И на них эти несчастные лианы... - Аналогичная история с циклопически огромным яблоневым садом где-то возле Бендер. Боюсь соврать, точно уж не помню, где - если читатели поправят, внесем точное указание… Сад грандиозный, когда едешь на автобусе из Одессы в Бельцы, непременно мимо него. Ряды деревьев расположены так, чтобы проезжающий в машине видел их как бы бегущими - перпендикулярно к дороге. Слов нет, это красиво. Только крестьяне мне рассказали - направление рядов неправильное, оно сделано именно для показухи, а не для оптимального освещения… Так какой-то тогдатошний сатрап пожелал, а холуи, как всегда, подсуетились - садоводов никто и слушать не стал. А кроме того, оказалось, что этот гигантский сад плодоносит только по периметру - в глубину не долетают пчелы! Пробовали держать там ульи - оказалось, что яблоки выйдут поистине золотые… Подвела наших фараонов любовь к ДнепрогГЭСам… КОДРЫ Кодры -- это буковые леса с орешником. Светлые, спокойные, необыкновенные и совсем не страшные, как русские дебри, не засранные. Народ там не шляется просто так - все заняты своим хозяйством. Если вы, идя по селу, захотели пить - постучите в любой дом, попросите: вам вынесут кружку кисленького свойского вина цвета фиолетовых чернил. Крепость 6 градусов (как у пива). Оно хорошо утоляет жажду. И прекрасное лекарство при простуде. Стакан этого горячего вина с сахаром - и под одеяло. Просыпаетесь - вы здоровы. Мужчины красивые, но в массе очень умными их не назовешь, тугодумы такие, наверно, так кажется, потому что они озабочены семьей и хозяйством, а не пьянкой, трепотней и фланированием. Это не для женатых. А женщины некрасивые, но умные. Приземистые, на коротких устойчивых полненьких ногах (тогда еще не было эталона чтоб ноги от ушей росли. Такими ногами от ушей неудобно сельским хозяйством заниматься, природа не дура). И все поют. Песни, танцы молдавские - одно...нет, два удовольствия. Какая-нибудь Хора или Сырба на простом сельском празднике - загляденье: мужчины соединяются в круг руками, все в белых штанах, расшитых жилетках, круг этот пританцовывает и движется то туда, то обратно и - поют. Жаль не помню слов народных песен, но обязательно там будут фрунзе верде и фоае верде - это лист зеленый виноградный. Помню такую сцену, кстати: Роддом в Бельцах, со второго этажа высовывается роженица, внизу под окном стоит муж... Видно, вчера не приходил, потому что сверху донесся сердитый упрек: -- Мэй, прОстуле, (болван. Но выражение было крепче), я тут мучаюсь, а тебе все фоае верде!?... Городские романсы очень мелодичные и нежные, помню на слова Эминеску, кажется: Везь, рындунЭлеле сэ дук Ши каде фрунзе де пе нук, Ши каде фрунзе де пе вий, Дече ну-м вий, дече ну-м вий? Ах, вино яр ын ал меу брац, Сэ тэ привеск ку мулт несац. Сэ рэзимь дульче капул тэу Де сынул меу, де сынул меу... (Посмотри , ласточки улетели, И падают листья с орешника И падают листья с виноградника, Что же ты не приходишь, почему не приходишь? Ах, приходи снова в мои объятья, Я тебя встречу так жадно (с большой ненасытностью). Прижму нежно твою голову К моей груди, к моей груди...) Еще помню был певец молдавский - Георгий Ешану, выступал с концертами, пел по радио: Мэй, фемее, Мэй, невастэ, Чине батэ ла ферястрэ? Ой, женщина, Ой, жена, Кто там стучит в окно? СУМКИ У крестьян сделаны гениально просто и удобно. Соткать шерстяную красивую полосатую дорожку 290 см. С обоих концов загнуть см. по 85. Сшить боковые края. Середину - ту, что осталась одинарной, перекрутить два раза. Кладите на плечо - у вас сзади и спереди по сумке - красивой и прочной. Нагружайтесь овощами-фруктами - и вперед. Продадите - нагрузите оба сумчатые конца промышленными товарами, можно ехать домой в село рассматривать покупки. ПостолЫ - это крестьянская обувь - мужская. Если вы вот такой кусок кожи (примерно, схематически, конечно) согнете по средней линии и совпадшие линии спереди и сзади сошьете тонкими ременными полосками, пропустите эти кожаные шнурки по всему краю в прорези - у вас получится мягкий кожаный непромокаемый башмак. Концами этих длинных ременных полосок-шнурков примотайте башмак к ноге, обутой в толстый шерстяной носок. Готово. Можете идти. В деревню приедешь, идешь по улице - все с тобой здороваются: -- Бунэ зИуа! (добрый день, здравствуйте). Надо отвечать так же. Все работают, копошатся дома или на горОде (так произносится "огород"), праздношатающихся подростков и сидящих на завалинках мужиков не видела никогда. Да и завалинков-то в молдавских домах нет - есть крытые пару ступенек перед входом. Ну, что такое Каса Маре - знают, наверно, все. В ней не живут. Это самая большая и красивая комната, с хорошей мебелью, в переднем углу иконы с вышитыми полотенцами, кровать с пышной периной, красивым покрывалом и высоченной горой подушек чем выше - тем меньше подушка и так до маааленькой думочки. Здесь копится приданое и в праздник принимают дорогих гостей. Здесь в праздники собираются молодые: девушка на выданьи, подруги и их кавалеры. Все это было, было, было... Чуть не забыла! Мамалыга! Это как бы каша из кукурузной муки. Но она скорее похожа на буханочку горячего кукурузного хлеба. Вода, соль, кукурузная мука. Все. Очень вкусная с растопленным домашним маслом и измельченной овечьей брынзой. Попробуйте сварить. Не получилась? Безвкусная размазня? Правильно, попробуем еще раз, но уже по поваренной книге. Ну и говно! - воскликнете вы. Что-то не то, короче. Попробуем по книге "Румынская кухня"… Не смущайтесь, вы опять получите то самое, что вы сказали. Есть какие-то тонкости, которым они сами не придают значения, может быть, но я 20 лет стараюсь сварить мамалыгу… Получается то самое…. - Кукурузного хлеба - довольно невкусного, желтого и сладковатого - мы наелись в 64 году, когда была организована нехватка пшеницы, чтоб свалить Хрущева. Приходится слышать теперь, что это был чуть ли не голод. Как же! Хлеба не было! Ужас: масло приходилось мазать прямо на колбасу! А вино со своего виноградника? Сидим в гостях в доме местного сельского художника, белое вино "Европейское" с его виноградника попиваем. Знатоки знают - оно должно быть с чуть-чуть розоватым оттенком на просвет. Слабенькое, очень вкусное, ну, пьешь -- виноградный сок; стакан, два, за разговорами и еще наливаешь. Подано и абрикосовое варенье. Целые абрикосины (а не жардели!), но из них вынуты косточки - как-то хитро вынуты, потому что абрикосины целые - а косточки нужно разбить, ядрышки почистить от темной кожуры, а белые целенькие сердцевинки бросить в варящееся варенье. Можно их вложить в середину каждой абрикосины, но так, МЕЖДУ абрикосами они лучше смотрятся. Потом захотелось встать, размяться, посмотреть картинки, вышивки или там еще чего… не тут-то было: голова ясная, а ноги не идут. Не болят, не ноют - просто их нет… Хозяева посмеиваются. Но это быстро проходит, побеседуйте еще полчасика - и все будет в порядке. Что стало теперь с виноградниками? С виноградом? Покупаю теперь, в наше время, кагор в большом солидном магазине, на бутылке - белый аист, на этикетке - золота полно, завитушек, к горлышку книжечка пристегнута, на другой стороне бутылки - панегирик… -- Дайте мне пожалуйста посмотреть кагор, - прошу я продавщицу. И смотрю бутылку на просвет. И возвращаю. -- Это не кагор, - говорю я. -- Как это, - с агрессивно-презрительной миной говорит та. - Вот написано - кагор. -- Кагор, девушка, -- говорю я, -- должен быть не просто красного цвета, а темно-бордового и не просвечивать… Не говоря о других свойствах. Так вот, дорогие петербуржцы, чтоб вы знали: такие вина не должны быть в темных бутылках, ибо важно рассмотреть их цвет до оттенков. А вам блестящих золотых побрякушек навесили - вы и верите, что это то самое, что написано… А ведь и вправду этим северянам - алкоголикам … все правильно, они ж не разбираются. Они даже КВВК от трех звездочек на вкус не отличают, им важно, что за лапша на уши на этикетке... А Мускат кто еще с Лидией спутает? Или с Изабеллой? Разве что кто водку привык пить. А вот в Одессе на базаре и теперь можно купить свойского вина, из Молдавии привезенного, и чернослива, и… а вот овечьей брынзы - ну-й… теперь, говорят, чисто овечьей не бывает. Кто его знает, почему. Да все потому же. А вы знаете, что такое плэчинта (или плэцынта)? Это пирог из слоеного теста, начиненный тыквой, или картошкой, но с тыквой вкуснее. Большой, как блин, свернутый пополам. Вкуснотиииища! А мититеи? Такие маленькие колбаски-палочки из фарша, жарятся у вас на глазах на решетке прямо на огне. И с сухим кислым вином. Ну, я вам скажу - это вам не котлеты и не колбаса фирмы "Самсон"... КИЦКАНЫ В 1955 году Сашиной маме в Ленинграде посоветовали ехать летом отдыхать в село Кицканы. Это в Бессарабии, но на самой границе с правобережной Молдавией. Через мост. На этой стороне, в Бессарабии, - Кицканы, а на другом берегу Днестра - Тирасполь. Мол, там теплынь, полно фруктов и овощей, все дешево, в том числе и квартира. И адрес дали той квартиры, где эти знакомые отдыхали. Поехали. Та квартира была занята, но их направили еще к одной (или как говорит Киселев - к еще одной) хозяйке, которая может сдать комнату. Хозяйка была средних лет, муж - моторист в колхозе: работал на поливальной машине-помпе что ли - поливал колхозный плодовый сад. Дом беленый, чистенько, комнату им сдали действительно очень дешево, это была, конечно, каса маре, а кроме того хозяйка сказала, что все, что растет визля дому в огороде, можно рвать и есть неограниченно и бесплатно. Визля дому росли помидоры, которые они не сажали, а росли они самосевом и вызревали как хотели, перцы, яблоня и виноград. У хозяйки была корова - можно было покупать молоко, остальное на базарчике. Из винограда делали сами винцо, и хозяйка любила к нему прикладываться, так что вечером она встречала корову из стада и сама иногда могла идти только держась за коровий хвост. = = = Недавний разговор на рынке в Питере. Молдаван узнаю сразу, не знаю как, по каким признакам - они не черные, одеты как все… Покупаю чернослив, спрашиваю деда, откуда чернослив? -- Из Молдавии. -- А откуда? -- Из Дрокии. -- Ой, я была Дрокии! Я жила в Молдавии. -- Да деунде ешть? -- Дин Бэлць. -- Еврейский город… Ай нэскут аколо? -- Ну, ам сосит ла Бэлць дупэ рэзбоюл (после войны), ын анул о мие ноу суте патру зэчь ши патру (1944), дин Русия. -- Знаете молдавский язык - это очень приятно! Это уважение к местному населению, - говорит старик. -- Ну, как же, - говорю, - требуе сэ ворбеск ла пяцэ, ын магазинул... а как же. Ам трэит ын Молдова доуэ зэчь ши патру де ань. Но уже забыла, здесь уже 30 лет живу… Оба довольны. Поговорили. БЕЖЕНЦЫ в эвакуации (Чужие в своей стране) Война нас застала в Тирасполе. Не помню, до концерта или после. Была какая-то детская олимпиада самодеятельности, в которой я заняла, наверно, первое место за декламацию стихов Маршака "Рассказ о неизвестном герое" и "Багаж": Дама сдавала в багаж Диван, чемодан, саквояж, Картинку, корзинку, картонку И мааааленькую собачонку… Собачонка по дороге сбежала, а стражи багажа подсунули даме какого-то огромного бродячего пса и уверяли, что "за время пути собака могла подрасти"… Смешно-то смешно, но однако ж - везде у нас халатность и наглый обман -- вот ведь резюме-то. - В самом деле: всю жизнь мы весело декламировали это развеселое стихотворение, и нам даже в голову не приходило, что это маленькая, но трагедия! Нам столько лет внушали, что "жалость унижает", что детям даже в голову не приходило спросить себя - а что стало с потерявшейся маленькой домашней собачкой? И каково было барыне, которой глумливо хохоча всучили огромного взъерошенного пса? "Каштанка", "Муму", отчаянный спуск Темы в колодец за Жучкой - все это осталось "в карете прошлого"… Шариковское "уж мы этих котов ДУШИЛИ-ДУШИЛИ…" - вот это по-нашему! И вот мы едем в бричке в Тирасполь, где я должна была декламировать на республиканской олимпиаде художественной самодеятельности. Я отдекламировала - и мы уже едем назад, в Чинишеуцы. Там, в Тирасполе, мы узнали, что началась война. В эвакуацию собрались быстро, причем ехали до Рыбницы на подводе со всем скарбом: с узлами, чемоданами и кроватью с блестящими металлическими шарами на спинках. Кровать по дороге просто выбросили на обочину. Позже на обочину полетели и еще какие-то вещи. Подвода постепенно облегчалась. В Рыбнице на поезд садились уже только с ручной кладью - что можно было унести в руках и через плечо. На поезд садились мама, бабушка, я и Фаина, молодая учительница начальных классов, приехавшая из-под Курска тоже по направлению в Бессарабию, как и мы. Куда? В свой Воронеж, а Фаина - в Курск. Но это было по пути. Ехали долго - 13 дней, пересаживаясь на попутные поезда, сначала на пассажирские, потом в основном на товарные, то в теплушки, то просто на платформы. На станциях поезда стояли долго, пережидая встречные или еще что-то, а то и бомбежки. В конце пути ехали на платформе, груженой огромной кучей грязного солдатского белья с фронта. Сверху, на натянутом брезенте, нам поставили полевую палатку, а снизу, из-под брезента, на нас ползли огромные белые платяные вши. Бабушка плакала. Что-то мы ели, пили кипяток из чайника… пережидали бомбежки на запасных путях, залезая под платформу и отсиживались там, между рельсами. Но вот выжили и доехали. - Бабушке до конца жизни снился сон: как ты лезешь под вагон, перебраться на другую сторону - обходить некогда! - а поезд вдруг поехал, причем паровоз был сзади. То есть раздавил бы непременно… И она бегает и отчаянно кричит, чтоб остановили. Было это, не было? Не знаю. И салютов она пугалась невозможно - пока не сообразит, что это салют. Немецкий язык так и остался для нее овчарочьим захлебывающимся лаем. А я не задумывалась над этим, пока не встретилась в общежитии Одесского университета с толпой немецких студентов. Когда моя сокомнатница Эрика говорила со своим Клаусом, я поражалась - какой это оказался мелодичный, нежный язык! Довоенный Воронеж был большой и красивый город. Жили мы там до войны на ул. Декабристов, она идет вниз под гору и доходит до самой речки Воронеж, а на середине реки в этом месте, на островке, стояла огромная красного кирпича верфь Петра Великого. И жили мы в Петровском доме. Но к этому времени река уже была обмелевшая, кораблей там не строили и, наверно, там был какой-нибудь склад, но в реке купались, дно там песчаное. В центре города - Кольцовский сквер: Воронеж -- родина поэта Кольцова, и в сквере памятник ему был. А недалеко от сквера - огромный многоэтажный магазин и над ним Вывеска ТЭЖЭ, что это значило - я и до сих пор не знаю, а само здание было треугольной формы и в народе оно называлось "Утюжок": "В Утюжке купила"... Был там очень хороший драматический театр, и актер Поляков вел драмкружок, который организовала в 23 школе моя мать. После войны он вернулся без ноги и уже, конечно, не играл. Город светлый, солнечный, зеленый. Климат прекрасный. Так вот добрались мы обратно, на родину. В Воронеже мать направили в деревню, на работу в среднюю школу. Это было село - районный центр Рождественская Хава, примерно 35 км восточнее Воронежа, за абсолютную точность не ручаюсь. Железной дороги там не было, до станции Тресвятская - 24 км -- нужно было идти 3 часа пешком. Сначала жили на квартире у местных крестьян, но вскоре все начальство убежало, в том числе и директор школы, так как немцы быстро продвигались и были на подступах к Воронежу. А мы не убежали - мать была беспартийной, и вообще бежать было уже некогда и некуда. Будь что будет. А крестьяне все остались, мужчин вообще уже не было, всех забрали, остались мы да женщины с детьми и стариками… нет, со старухами, потому что стариков почему-то не было. Мать назначили директором школы, и мы переехали жить в школу, в директорскую квартиру. В деревне уже стояла воинская часть, она заняла компактно часть села, из домов жителей выселили - кого куда: к родственникам или куда хочешь. И поставили часовых, так что на свой огород пройти (урожай уже созрел), чтобы овощей собрать к столу, нужно было спрашивать разрешения у часового и при выходе ему часть отдать… Но зато у них было мыло - тоже за что-нибудь из еды. Это значит их плохо кормили!? Армию, которая стояла уже поодаль от фронта, чтобы придти на смену убитым - и голодные?! В этой части был поэт Безыменский, черненький, с глазами навыкат, мне его показали потому, что я в сельской радиостудии прочла его антифашистское стихотворение - балладу, что-то про войну, фашистов и убитого ими мальчика, который им являлся: "мальчик с голубем белым на левом плече"… Аааааа! Поэтому-то меня и заставили выучить и прочесть его стих - потому что он как раз стоял у нас в селе! Ну, мать, через полвека сообразила… Может, думали, что он попросит познакомить его с этой девочкой, которая его стих читала по радио. А он не попросил. Весной нам дали участок 15 соток, мы обрабатывали его вручную, лопатой и тяпкой. Земля была черная, жирная, плодородная. Сажали картошку, фасоль, помидоры, огурцы, просо. Лето там жаркое, солнечное, бывало, полоть приходилось вручную, когда только появлялись всходы, так спину ломит, жарко… труд тяжелый. И потом, тяпкой, тоже тяжело. Зато и урожай был прекрасный. Население по сравнению с Бессарабией и даже с Воронежем было дикое, недоброжелательное. Я была одета по-городскому: короткие платья, белые чулки. Дети собирались стаями и издали улюлюкали: "Цапля! Белоногая цапля!" А все взрослые днем были в колхозе на работе, дети без присмотра слонялись. Мальчишки отдельно, сбиваясь в стайки, девочки - отдельно, летом играли в прятки, ходили по садам рвать яблоки, местный терновник на кустах - вроде мелких слив и трясти груши. Впоследствии, когда начался учебный год и я училась, уже не обижали - директорская дочка. А еще потому, что бабушка умела гадать на картах, и женщины тайком от матери приходили к ней погадать о мужьях на фронте и приносили кто пяток яиц, кто баночку меда или масла. В школе топили плохо, на уроках мы сидели в зимних пальто и в валенках, в шапках - ну, как на улице. Чернила мерзли. Чернильницы были такие - белые фарфоровые, вид сверху - воронка, "непроливайки" назывались, а ручки со вставными металлическими перьями. А перья были разного фасона и назывались по-разному, помню только одно название - рондО, писало оно толсто, без нажима и выходил шрифт как плакатный. В тетрадях им не писали. У каждого был запас в несколько разных перьев в сумке (деревенские не называли "портфель" - сумка) в спичечном коробкЕ. Бывало, выйдешь на перемене из класса, забыв в сумке перья и резинку, придешь - нету их… украли. А не зевай. Все мелкие предметы с собой носи! Училась я там в 3, 4, и 5 классе, была младше и меньше всех, заморыш такой. И тут, в этой враждебной, чуждой и отторгающей нас деревне мне колоссально повезло. Мать подружилась с учительницей немецкого языка Ксенией Викторовной, она была не из местных, а "городская", жена того самого Еремина, 3-го секретаря райкома. У них был сын Владик, еще дошкольник, кажется, очень хороший мальчик, я с ним играть ходила. Но главное-то, главное - у них была целая этажерка книг, и каких! Классика русская и зарубеж…, нет, тогда говорили иностранная. Так что я была обеспечена хорошим чтением! И у них был Шекспир и Шиллер, который мне нравился больше Шекспира - так это впечатление и осталось у меня по сегодняшний день. И Мопассан… которого мне читать не разрешалось, но когда мать на уроках, а бабушка по хозяйству крутится… все было прочитано!… А еще, еще!… На школьном чердаке (все было обследовано!) чего только не было: списанные карты, приборы в симпатичных ящичках, видимо, списанные, были свалены списанные и изъятые из школьной библиотеки книги. Мы ими растапливали плиту по утрам. Это поручалось мне. И разрывая их, я читала заголовки и целые страницы: Ницше, Брокгауза, Библию… чего там только не было. А детская память цепкая, не понимая запоминаешь, и поэтому уже после перестройки я читала Ницше "Так говорил Заратустра" как уже знакомый текст. Поняла, правда, не больше. А еще в те годы появился Гимн Советского Союза (до этого был Интернационал) слова Михалкова, музыка Александрова. Его стали утром исполнять по радио - такие большие черные тарелки на стене, текст и ноты печатались в газетах и журналах… Рядом с директорской квартирой была учительская, где стояло пианино. Бабушка мне показала, где какие ноты на нотном стане и какие клавиши им соответствуют. И вот я в выходные дни бренчала одним пальцем этот гимн, вырисовалась мелодия. Вызвали ученицу - запевалу в школьном хоре, я ей проиграла несколько раз, и она выучила мелодию. А с ее голоса выучил гимн и школьный хор. И в первый же вечер художественной самодеятельности хор его исполнил. Исполнители получили оглушительные овации. Так я помогла советской власти и любимой партии родной. Помню еще валяльную мастерскую (или цех?). Как я там оказалась - не знаю, наверно, на экскурсию водили. Там я видела, как валяют валенки. Темновато, жарко, пар валит и огромный длинный стол, а на нем окатывают кипятком еще бесформенные большие лепешки шерсти, их бьют рубелем (? Не скажешь же - рублём!) (рубель - такая большая доска с ручкой, одна сторона гладкая, а вторая ребристая) и прокатывают по столу, руками придают форму, переворачивают и опять бьют, бьют, и все это обдавая кипятком. И как-то у них получается валенок! Летними вечерами парни, еще не взятые в армию и взрослые девчата собирались на большом крытом крыльце - было у некоторых хат такое - а мы, младший народец, торчали поодаль, чтобы посмотреть, а главное - послушать. Кто-нибудь из парней играл на гармошке, а остальные плясали и "иhрали" (пели) частушки: С неба звездочка упала Прямо милому в штаны. Что упало - то пропало, Лишь бы не было войны! На окошке два цвяточка - hалубой да аленькяй, Ни за что не памяняю Х… большой на малянькяй! Вдоль по улице мятёть, Сушится пяленка, Вся любовь твоя обман, Акромя рабёнка! Мой миленок, как теленок, Только разница одна: Мой миленок пьет помои, А теленок - никогда! И так далее, что-то про милиционера, про тракториста, про колхозного бригадира … но все в том же духе - иногда остроумно. Вместо "г" я не случайно проставила "аш", там "г" произносят фрикативно, как украинское. Вообще диалект своеобразный, иногда можно и не понять: чаво, анадысь, абапола… Мне по-деревенски говорить не разрешалось, да и чтение классики поддерживало литературный язык. Во всем селе было больше всего фамилий: Есиповы, Струковы, Студеникины и Немцовы. Да, еще были Баранниковы и помню - был Ерёмин, 3-й секретарь райкома партии. Дома были в основном красные кирпичные, крытые соломой или железные крыши, полы деревянные (помню, в одном доме - глиняные). Сначала - сенцы, потом небольшая комната с русской печью, голым деревянным обеденным столом, вдоль длинных его сторон - деревянные скамьи-лавки… и все. И дальше -- еще одна комната с кроватями, покрытыми одеялами из разноцветных квадратиков и гора подушек - куры-то свои. Лампы керосиновые - чтобы было электричество - не помню такого. А после масляные коптилки. Когда я приходила к своей однокласснице - Марии Струковой, то стучала в дверь, они удивлялись: что ты стучишь? Входи и все. Угрюмые все были, невеселые и неприветливые. Не думаю, что из-за войны, просто они такие были. "Удобства", т.е. уборные, были деревянные, из досок, в глубине двора поодаль от дома, и в школе тоже такие. Когда слонявшиеся мальчишки видели, что я туда зашла, то кидали в эти тонкие дощатые строения камнями и комьями земли, так что ходить "на двор" приходилось тайком, оглядываясь, чтоб не увидели. Речка там была, Хава. В последнее лето мы с матерью, изголодавшиеся, пошли на речку и собрали двустворчатых моллюсков, внутри у них мякоть - мясистая "нога", с помощью которой они передвигаются. Потом я во дворе ножом раскрывала их и вырезала эту розовую "ногу". Так местные ребята увидели, сбежались, показывали пальцами, хохотали и кричали: "Матри, чаво делають, ракушек ядять!" Куры у нас были и коза. Коза принесла нам два козленочка и давала 1 литр молока. Пробовали мы ее отдать в стадо, но она в середине дня возвращалась домой, бежала и издали кричала "Мэээээ!", я выбегала, заслышав ее блеяние, а она за несколько шагов вставала на задние ноги и так шла мне навстречу со своим радостным "мээээ". Пастух сначала волновался там, в поле: козу учительшину потерял! А потом мы перестали ее в стадо отдавать: удирала -- и все тут. И днем, и по вечерам слышалась канонада, на западе виднелось зарево, Воронеж 4 раза переходил из рук в руки по частям, по кварталам, бои были жестокие. Город целиком был разрушен, и немцы так окончательно весь его и не взяли. Потом началось их стремительное отступление, зарево и канонада исчезли - немцев погнали на запад… Так до нас они и не дошли - село, если вы помните, было восточнее Воронежа. В село вернулось начальство: райком партии, райсовет, радиостудия, и в 1944 году, когда освободили Бессарабию, мы смогли уже уехать из этого угрюмого, нищего, злобного края. Вот так оно все было. Может, есть какие-нибудь неточности, но так, а не иначе, все мне запомнилось, и уж этого не исправишь. Во многих местах я побывала впоследствии, кроме Молдавии: весь Крым объездила и пешком исходила, на Кавказе была, в Карпатах на западной Украине, в Киеве, не говоря про Одессу, всю Прибалтику и на машине объездили и не поездах; в литовских деревнях была, а они требуют особого описания, но нигде больше не видела я такого мрачного места цвета грязи, как эта Рождественская Хава. Кстати, в воронежской области есть село-станция, которая так и называется - Грязи. - Герцен уезжал из России в эмиграцию через КПП "Черная Грязь". Да и Бэлц - тоже означает "болота", или "грязи" (см. 1 часть мемуара "Майн штэйталэ Бэлц")… Ну прямо рок какой-то... ПОСЛЕСЛОВИЕ Дорогие бельчане и не-бельчане! Уважаемые читатели! Я описала все так, как это мне запомнилось. Может быть, у кого-то остались другие мнения и впечатления, но это мои воспоминания, мои запечатления, и я не претендую на истину в последней инстанции. Будьте мне здоровы! Ваша И. Фомина, Санкт-Петербург, 2001 г. И.Бузько, Одесса, 2001 г Дополнение о мамалыге С мамалыгой такой роман: - если кукурузная мука очень мелкого помола, к ней надо добавить 1/4 кукурузной же крупы. В готовой смеси должна бвть определенная дисперстность, чуть меньше, чем у манки.. Если мука среднего помола, к ней ничего не нужно добавлять. - важный момент: смесь или просто муку на сухой сковородке подсушиваешь, помешивая деревянной лопаткой, до появления симпатичного запаха вроде орехового. Когда огонь выключишь. еще пару минут помешай, явного пригара быть не должно. Максимально - цвет муки у дна сковородки смениться на бежевый с золотистого. - варить лучше всего в круглодонном классическом казанке - берешь воду ( допустим , полтора литра, добавялешь соли и ждешь, пока вода закипит. Тогда брось горсточку муки ( ложки две столовых) , пусть распределится по всей воде. - важный и самый трудный момент: надо муку в воду бросать, господа! А сколько? А вот... На полтора литра, пожалуй, три полных двойных горсти. Вода кипит на уменьшенном огне, ты бросаешь так, чтобы мука стала горочкой над водой, а вода по окружности присутствовала. - далее ты плоской деревянной лопаткой эту горку разрезаешь крест-накрест, пуская в нее воду, но не перемешивая. Пущай на несильном огне покипит, не слишком булькая. - через 5-7 минут можно размешать. По классике -деревянной ложкой, я же позволяю себе сделать это миксером, на пару минут составив с огня. Мешать надо резво, не оставляя комков. Комков быть не должно!!! Мамалыжка у тебя на глазах густеет, поэтому в самом начале, когда ты муку в воду бросаешь, лучше бы не перестараться. - Размешала. Хотелось бы, чтобы она получилась не слишком крутой, но и не жидкой ни в коем случае. В нее должна без напряжения вертикально входить и в то же время не валится > в сторону деревянная ложка. Накрыла крышкой. Для спокойствия души поставь на водяную баню, т.е., в широкую посуду с водой, пусть варится в кипящей воде минут 20, можно больше. Так она не пригорит, а ты вздохнешь. Если она слишком жидкая, вари с > открытой крышкой, вдруг поможет:) -Важный момент: вынимаешь казанок из водяной бани, ставишь на 1 минуту на сильный огонь. происходит немедленное образование тончайшей корочки у дна, от которой > мамалыга с удовольствием отваливается, когда ты, выключив огонь, переворачиваешь казанок над широкой тарелкой или , по классике, над деревянной чистой ( без росписи) дощечкой. Должна вывалится дымящаяся полусфера консистенции мякоти еще горячего хлеба. Если ее резать ножом, она за ним может тянуться, рваться, поэтому ее режут ниткой, держа ее за два конца, снизу вверх, просовывая между тарелкой и массой. Это уже изыск. Можно и ножом, и просто ложкой. Хоть руками:) Да, а перед нарезанием отправь кусочек сливочного масла вглубь по центру и накрой все каким-нибудь куполом. Рядом с мамалыгой может находиться что угодно: прежде всего овечья брынза, вареное или жаренное мясо, сладкий перец, помидоры, соленья, омлет со шкварками. Брынза - обязательно! И красное сухое вино, лучше всего каберне молдавского разлива. Очень важный момент!!! Вокруг стола должна сидеть куча друзей. А наутро, если друзей не было, а мамалыга осталась, ее , заметно потвердевшую, надо нарезать ломтиками и обжарить на сливочном масле . С помидорами, яйцами, брынзой же и проч. Может быть даже вкуснее, чем вчера. > О! Если повезет с пропорцией, ты - король! Любой гость идет на эту еду. Если не повезет - птичкам. Я - неоднократно:) но не раньше следующего дня. Счастливой компании с мамалыгой П.Г.

Примечание: http://www.sunround.com/stories/meinstet/meinstet2.htm

 
Повествующие Линки
· Больше про Yiddish
· Новость от Nadiv


Самая читаемая статья: Yiddish:
Шуточный русско-еврейский идиоматический словарь (продолжение)


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.068 секунд