Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 734

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Погода





Новости от Israland

Курс валют



Новости России

Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
ВОЗРАСТ АДАМА («Шелах»). Арье Барац.

Отправлено от Ирена - Monday, June 21 @ 00:05:00 MSD

TraditionСогласно Устному преданию Адам был сотворен именно двадцатилетним. Таким образом, двадцать лет – это как бы собственно человеческий возраст, «совершенный» возраст, возраст Адама.

Совершеннолетие

В недельном чтении «Шелах» описывается, как сыны Израиля поверили десяти разведчикам, сказавшим ложные слова об Эрец Исраэль, и отказались входить в нее. За этот грех Всевышний осудил еврейский народ странствовать в пустыне сорок лет.

«И Господь говорил Моше и Аарону так: Доколе злой общине этой роптать на Меня? Ропот сынов Израиля, которым они ропщут на Меня, слышал Я. Скажи им: как жив Я, - говорит Господь, - так, (а не иначе), как говорили вы в слух Мне, также сделаю и вам. В пустыне этой падут трупы ваши и все исчисленные ваши из числа вашего, от двадцатилетнего возраста и выше, за то, что роптали вы на Меня. Не войти вам в страну, о которой Я, подняв руку Свою, клялся поселить вас в ней… Дети же ваши, о которых вы говорили: «добычей станут они», их введу Я, и они узнают землю, которую вы презрели. А ваши трупы падут в пустыне сей. А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и пострадают за распутство ваше, доколе не истлеют трупы ваши в пустыне» (14.27-31).

Итак, Всевышний объявил, что все поколение евреев, вышедших из Египта, умрет в пустыне. Обетованную Землю увидят только те, кто в момент отказа войти в нее были детьми. Но при этом Всевышний засчитал за «детей» всех до двадцати лет включительно.

Этот возраст – двадцать лет - фигурирует в Торе неоднократно, и прежде всего в качестве возраста совершеннолетия. Так, книга «Бемидбар» начинается следующим повелением Всевышнего: «Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех поступающих в войско в Израиле» (Бемидбар 1.1-3).

Согласно Устному преданию Адам был сотворен именно двадцатилетним. Таким образом, двадцать лет – это как бы собственно человеческий возраст, «совершенный» возраст, возраст Адама.

Действительно, если люди говорят «возраст Христа», подразумевая 33 года, «возраст Данте», подразумевая 35 лет, и т.д. то относительно двадцатилетнего возраста уместно сказать именно «возраст Адама».

Как Адам является истоком человечества, так и тот облик, который человек приобрел в первую пору своей взрослости, можно признать некоторым его исходным базисным обликом. По свидетельству мистиков, к этому облику приводятся также и все души умерших детей и младенцев. В частности в своем сочинении «О небесах, о мире духов и об аде» Сведенборг пишет: «Многие могут думать, что дети остаются детьми на небесах… Но на деле совсем иное. Дети на небесах не вырастают далее первой молодости, при которой они и остаются на всю вечность» (340).

Но что вообще значит совершеннолетие? Это возраст, в который человек впервые пересматривает всю свою прежнюю жизнь самостоятельно, когда он впервые перепроверяет ее с собственной точки зрения, а не с точки зрения тех авторитетов, на которых некогда однозначно полагался. В этом смысле повзросление - это экзистенциальный акт, это второе рождение.

Российский философ А.В.Ахутин в статье «Познание и экзистенция» в следующих словах описывает этот процесс становления самим собой: «Возможность отвечать за себя начинается с ответа на фундаментальный вопрос «быть или не быть? ... Появляясь в мире, в определенном месте, в определенный момент, в такую-то эпоху, в такой-то стране, при таких-то обстоятельствах, в такой-то семье и т.д., человек как бы рождается второй раз, пройдя через искус этого вопроса и впервые став собою, т.е. виновником собственного бытия в мире. Он приходит в себя, приходит в сознание, пробуждается, когда открывает зияние этого фундаментального вопроса в средоточии своего бытия. Все бывшее, вся плоть его существования – космическая, национальная, традиционная, социальная, физиологическая - все это теперь должно быть вновь порождено из возможного небытия человеком и как бы авторизовано им... Суть преобразования в том, что теперь уже не я зачат, выношен, рожден, воспитан, обучен и образован этим миром, а, наоборот, мир зачинается, рождается и содержится мной».

Итак, взросление состоит в том, что человек впервые берет на себя ответственность за все приобретенное им с малолетства. Даже если он решил полностью придерживаться усвоенных им традиционных взглядов, это решение принимает именно он. Иными словами, в момент взросления он подтверждает истинность своей традиции, лично соглашается с ней, лично отвечает за нее.

Но нередко в этом возрасте человек также и оставляет ту традицию, в которой был воспитан. В любом случае двадцатилетний возраст – это возраст экзистенциальных решений.

Свидетельство традиции, что Адам был сотворен двадцатилетним, лишний раз подтверждает, что двадцатилетие – это возраст рождения, пусть и второго, но все же рождения. Просто у Адама оба эти рождения совпали.

Разумеется, взросление - это не однократное прозрение, а длительный процесс, который продолжается до самой смерти. Между тем невозможно отдельно не отметить первый миг, первый опыт взросления, который Тора относит именно к двадцатилетнему возрасту. Начиная с этого возраста Тора вменяет человеку самостоятельность и ответственность.

Здесь важно оговорить, что хотя возрастом принятия на себя бремени заповедей традиция признает тринадцатилетний возраст, она все же видит не менее важным рубежом взросления также и двадцатилетие. Так Виленский Гаон в «Эвен Шлема» пишет: «Если человек умирает до 13 лет – это приговор Высшего суда (за грехи отцов). А с двадцати лет и далее – за собственные грехи. Но о том, кто умер в возрасте от 13 до 20 лет и не подлежит наказанию Высшего суда, сказано: «Есть, кто погибает без суда» (Мишлей 13:23) (т.е. в любом случае до 20 лет юноша умирает не за собственные грехи).





Возраст неизвестного солдата





Совершеннолетие – это также и пора вступления в брак. В Талмуде сказано «Когда человеку исполняется двадцать лет, Всевышний говорит: когда же этот человек женится наконец»

И он женится, после чего рождается его первенец, что в значительной мере способствует тому экзистенциальному преобразованию личности, которым знаменуется совершеннолетие. Действительно, даже когда семейная пара желает и ждет ребенка, его рождение оказывается подобно падению метеорита. Он сваливается стремительно, с первых же мгновений обнаруживая недюжинное своеволие и приковывая к себе всеобщее внимание. И человек, до той поры сам бывший ребенком, теперь впервые по-настоящему теснит самого себя, уступая место другому. Таким образом через двадцать лет цикл замыкается.

Однако дополнительно и своеобразно двадцатилетний возраст характеризуется также еще и тем, что по законам Торы – это призывной возраст: «Произведите поголовное исчисление… от двадцати лет и выше, всех поступающих в войско в Израиле» (Бемидбар 1.1-3)

В двадцать лет ни один человек не преуспел еще настолько, чтобы его именем можно было охарактеризовать этот возраст. Но поскольку именно к этому возрасту его обучают воевать и посылают сражаться, то наравне с «возрастом Адама» двадцатилетний возраст вполне уместно назвать также и возрастом неизвестного солдата.

Услышав о гибели солдата, мы неизменно испытываем острую горечь: почему гибнут молодые? Почему именно на них, не повидавших жизни, висит это бремя защиты всего народа? Почему тот, кто только что считался ребенком и оберегался обществом как зеница ока, вдруг в одночасье оказывается тем, кто в первую очередь подвергает опасности свою жизнь?

Если этот вопрос сузить «нашими палестинами», то ответ будет предельно ясен, и он сводится к простым словам Трумпельдорфа: «Хорошо умереть за родину!». Иными словами, защита жизни и свободы еврейского народа в Эрец Исраэль - это высокая миссия, которая может дать фору любой другой.

У кого-то я встречал размышление по поводу дуэлей, в которых участвовал Пушкин. Автор отмечал, что все дуэли, предшествующие поединку с Дантесом, были явно «потешными», в них Пушкин как бы исходно не предполагал погибать. По мнению автора, в ту пору он еще реализовывал свой талант, берег себя и именно поэтому выходил из ситуации целым. Исход последней дуэли был обусловлен внутренним ощущением Пушкина, что главный труд его жизни завершен.

Возможно, автор этой концепции и ошибался, ведь многие считают, что в 1836 году на Черной речке был убит будущий великий прозаик. Но в данном случае это несущественно. Для нас существенно общее наблюдение: даровитый человек всегда ведет своеобразный счет, связанный с ощущением исполненности возложенной на него свыше миссии и готовности умереть.

Однако при этом следует признать, что в пору ранней юности даже великий талант зачастую может не заметить ради чего себя стоило бы беречь, и готов погибнуть вместе с «рядовыми», если для этого подворачивается великая цель.

Но разве в мире существует более великая цель нежели возвращение сынов Израиля в Обетованную Землю и защита вернувшегося народа от его смертельного врага?

Всякий даровитый человек (и сын Израиля, и сын Ноаха) ощущает, что нет более великой миссии для человека, чем сражаться в армии Бога Живого – Бога Воинств (Цваот). Например, в «Повести моих дней» Зеэв Жаботинский приводит следующие слова М.Ф. Скотта – одного из британских офицеров, командовавших еврейским легионом: «Это была ко мне большая милость Господня, что довелось мне служить с солдатами народа Израильского в земле Израиля».

Боевые части ЦАХАЛа не испытывают недостатка в добровольцах. Более того, для того чтобы попасть в боевую часть, новобранцу иногда приходится столкнуться с серьезным конкурсом.

Поэтому стоит ли удивляться тому, что друзья и близкие погибших солдат ЦАХАЛа все как один характеризуют их как людей необыкновенных, как людей даровитых, самоотверженных и сердечных.

Я не стану сейчас касаться проблемы того, что израильские политики как азартные игроки из года в год проматывают достигнутые ЦАХАЛом победы. Это особая тема. Но вместе с тем очевидно, что если Израиль еще существует, то он существует исключительно благодаря боеспособности своей армии.

Хорошо, скажет благожелательный читатель, ну а как быть с теми, кто служили не в ЦАХАЛе, а в других армиях? Как быть с теми, кто и не воевал за Землю Израиля, и не относится к самым даровитым людям, но в то же время отдал свою жизнь на войне совсем молодым? Например, все мы знаем, что во Вторую мировую войну иногда полностью гибли целые школьные выпуски. А ведь среди погибших наверняка встречались всякие люди.

Ответить на этот вопрос проще чем на первый.

Если человеку суждено попусту растратить таланты, и растерять идеалы, то достойная, пусть и безвременная смерть может восприниматься только как дар небес.

Пушкин писал, что не погибни его Ленский на дуэли, его бы

«Обыкновенный ждал удел

Прошли бы юности лета:

В нем пыл душевный охладел

Во многом он бы изменился

Расстался с музами, женился

В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганный халат;

Узнал бы жизнь на самом деле

Подагру б в сорок лет имел

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И, наконец, в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей»

Кто знает, может быть Всевышний иногда проникается приведенными соображениями Пушкина и предпочитает забрать к Себе некоторых людей в возрасте Адама на высоте героического порыва, пока те еще не узнали «жизнь на самом деле» и остались способными относится к ней так, как в простоте Своей Сам Всесвятой к ней относится?

Сайт Арье Бараца

 
Повествующие Линки
· Больше про Tradition
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tradition:
Иисус – Христос или Лжехристос? Неохристианство


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.056 секунд