Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 734

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Погода





Новости от Israland

Курс валют



Новости России

Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Technology: Павел Аксенов. Великолепная пятерка.
Дата Tuesday, June 22 @ 00:10:00 MSD
Раздел: Military
MilitaryРейтинг лучших западных танков возглавил американский "Абрамс"

В России к танкам всегда был повышенный интерес. Сказались десятилетия пропаганды, представлявшей боевые машины в образе этаких закованных в латы рыцарей, грозной лавиной обрушивающихся на вражеские цепи. Образ, кстати сказать, вполне соответствовал тактике применения этого оружия - во времена Второй мировой войны танки использовались именно для массированных атак в боевых порядках на окопы и доты врага. Однако средневековые рыцари канули в лету с приходом огнестрельного оружия. Тяжелое и дорогостоящее вооружение рыцаря - латы, щит, шлем - оказалось бесполезным, когда против благородного воина в доспехах выступили простолюдины, вооруженные аркебузами, мушкетами и прочим дешевым, но эффективным оружием. Большинство военных экспертов отмечают, что в настоящее время с танками происходит примерно то же самое - дорогостоящая громадина становится малоэффективной в современном бою. Оставаясь олицетворением великих войн прошлого, сегодня танки противостоят друг другу главным образом в таблицах межународных рейтингов.



Одним из лидеров в области танковых рейтингов является американское военно-аналитическое агентство Forecast International, которое уже более 30 лет занимается маркетинговыми исследованиями на рынке вооружений. Для экспертов агентства танки - это товар, который надо распределить по полочкам, как в магазине. Впрочем, на сайте Forecast International висит объявление - просим, дескать, не считать результаты наших исследований объективными, за качество не ручаемся, если что, попробуйте сами установить истину. Редакция Vip.Lenta.Ru экспертом в области современных вооружений себя не считает, и поэтому мы просто попытаемся поподробнее расказать о машинах, представленных в рейтинге Forecast Internaitonal 2004 года.

Итак, пятерка лидеров мирового танкостроения, по версии агентства, выглядит так:

M1A2 SEP Abrams, США. Производитель - корпорация General Dynamics.

Merkava Mark IV, Израиль. Производитель - корпорация Israel Ordnance Corps.

Type 90, Япония. Производитель - Mitsubishi Heavy Industries.

Leopard 2A6, Германия. Производитель - Krauss-Maffei Wegmann.

Challenger 2, Великобритания. Производитель - Vickers Defense Systems.

В рейтинге этого года присутствуют всего пять машин. Подробных данных о том, почему именно они вошли в пятерку лучших, нет. Кроме того, не совсем ясно, как именно и по каким параметрам оценивались танки. Дело в том, что оценка боевой машины - дело настолько сложное, что эксперт, рискнувший взяться за сравнительный анализ, должен обладать изрядной долей смелости и бесшабашности, чтобы не устрашиться огромного количества подводных камней. Ошибиться при оценке танков различных марок проще простого, даже когда есть практические результаты столкновений двух видов машин на поле боя. А что уж говорить о том, когда о боеспособности танка судят по результатам полигонных испытаний и проектных характеристиках!

Так или иначе, почти все машины, представленные в рейтинге, находятся друг с другом в родстве. Например, японский Type 90 является прямым потомком немецкого Leopard 2, которого, в свою очередь, можно назвать родным братом "Абрамса" и чуть более дальним родственником "Челленджера". Это не удивительно. В настоящее время одна из тенденций танкостроения заключается в стандартизации - в идеале в НАТО должен быть один танк. Такую машину не раз пытались создать, но в результате из-за разногласий конструкторов и конфликта интересов различных корпораций получились несколько национальных боевых машин.

По словам экспертов Forecast International, американский "Абрамс" получил первое место за то, что хорошо зарекомендовал себя в Ираке. Достоверной информации о потерях этих танков во время последней войны (тем более о выявленных недостатках) нет - однако потери были, о чем свидетельствовали, например, кадры, распространенные крупнейшими телекомпаниями в первый месяц иракской кампании. Судя по этим кадрам, "Абрамсы" часто поражали в моторное отделение - в лоб взять такого гиганта иракцы либо не могли, либо представители Пентагона старались об этом молчать.

А вот во время первой войны в Персидском заливе, согласно официальным данным Пентагона, американцы потеряли 18 "Абрамсов". Девять получили повреждения от "дружественного огня", еще столько же - в результате поломок и подрывов на минах. Причем, как утверждает Министерство обороны США, потери эти были не безвозвратными - все танки вернулись в строй, ни один из танкистов не погиб. Сами "Абрамсы" при этом уничтожили несколько сот иракских Т-55, Т-62, Т-59, Т-69 и Т-72.

Тем не менее, судя по материалам, опубликованным на различных тематических сайтах, "Абрамс" и правда заслуживает высокой оценки. История этой машины начинается в начале 70-х годов, когда американцы отказались от идеи построить машину совместно с немцами и стали развивать собственные наработки и проекты, в изобилии существовавшие к тому моменту. Техническое задание окончательно сформировали к 1973 году. Основной задачей нового танка была борьба с бронетехникой потенциального противника (то есть, разумеется, СССР).



Первые серийные танки М1 Abrams были изготовлены в 1980 году на государственном танкостроительном заводе в Лиме, штат Огайо, однако массовое производство началось только в сентябре 1981 года. В дальнейшем к производству подключился еще один государственный завод - в городе Уоррен из штата Мичиган. Нормальный темп производства составлял 70 танков в месяц. Рекордным стал октябрь 1986 года, когда на обоих заводах было построено 103 "Абрамса" базового варианта Ml. Всего за эти годы в строй встали 2374 танка этой модификации.

В январе 1985 года производство М1 окончательно свернули, а с августа в США началось серийное производство танков М1А1 - улучшеной модификации первого "Абрамса". Именно он, кстати, первым получил 120-миллиметровую пушку. К 1993 году, когда М1А1 заменили на танк М1А2, занявший первое место в нынешнем рейтинге, было построено 3546 боевых машин этой модификации.

"Абрамс" проектировался как профессиональный убийца советских "тэшек". Поначалу на нем устанавливали стандартную для НАТО 105-миллиметровую пушку, но с появлением новейших советских танков Т-72 и Т-80 от нее пришлось отказаться в пользу немецкой 120-миллиметровой M256 производства концерна Rheinmetall GmbH. Изначально при создании "Абрамса" конструкторы шли по пути удешевления и упрощения конструкции, однако в результате первая версия оказалась настолько слабее танков вероятного противника, что "Абрамс" пришлось доводить, подгоняя его под немецкий "Леопард".

Модификация М1А2, которая так впечатлила экспертов Forecast International, во многом похожа на своего немецкого родственника (не только пушкой - система управления огнем также скопирована с "леопардовской"). Только теперь, с появлением этой машины, можно говорить о том, что американские конструкторы догнали и перегнали своих немецких коллег. Однако при этом у американцев получилась гораздо более тяжелая машина - ее вес составляет 69 тонн против немецких 55-ти. Это довольно серъезный недостаток, даже несмотря на примерно одинаковое удельное давление на грунт - иной раз при переезде через мост лишние десять тонн могут сыграть роковую роль. Правда, этим недостатком обладают также и британский Challendger 2, и израильский Merkava IV, вес которых также превышает 60 тонн.



"Абрамс" (в отличие от дизельного "Леопарда") является первым американским танком (и единственным из пятерки), который оснастили газотурбинным двигателем. На нынешней версии "Абрамса" установлена турбина LV100-5. Несмотря на некоторые недостатки (высокий расход топлива, относительно высокую пожароопасность), этот двигатель отличается высокой мощностью, компактностью, быстрым запуском.

В боекомплект 120-миллиметровой пушки входят унитарные выстрелы с бронебойными подкалиберными снарядами с сердечниками из обедненного урана, а также кумулятивные, дымовые и осколочные снаряды. Корме основного, танк имеет вспомогательное вооружение в виде совмещенного с пушкой 7,62-миллиметрового пулемета M240, а также двух пулеметов, установленных на башне - один из них точно такой же M240, а второй - 12,7-миллиметровый Browning M2. Ни один из зенитных пулеметов не имеет дистанционного управления - огонь из них можно вести, лишь высунувшись из люка.

Особо стоит упомянуть системы безопасности, - броня танка сделана по британской технологии Chobham и представляет собой два слоя стали, между которыми находится наполнитель, включающий в себя пластины из обедненного урана - это делает ее устойчивой к кумулятивным снарядам - кумулятивная струя прожигает лишь верхний слой брони и рассеивается между ним и вторым. Эта технология, кстати, роднит "Абрамс" с "Челленджером" и японским Type 90. Элементы активной брони, которые впервые появились в Израиле, а в настоящее время используются на российских и украинских танках, на машинах с броней Chobham не используются, несмотря на то, что такая технология защиты доказала свою эффективность.

Отметим также важную деталь, которая появилась еще во времена Второй мировой войны на немецких танках - большая часть боеприпасов в танке хранится в специальной нише сзади башни. Это сделано для безопасности экипажа (правда, на "Королевских тиграх" это было сделано для удобства заряжания) - ниша отделена от боевого отделения бронедверцей, способной выдержать взрыв боекомплекта. Кроме того, в крыше танка сделаны специальные вышибные панели, крепление которых к корпусу специально ослаблено - это своего рода пробки, которые выпускают образовавшиеся во время взрыва снарядов газы вверх, оставляя в живых танкистов. На российских танках такой элемент отсутствует - боекомплект размещен в боевом отделении, что отрицательно сказывается на безопасности. Впрочем, при разработке перспективного танка "Черный орел" этот недостаток устранили - там также боекомплект размещен в специальном "ящике" позади башни.

Как отмечает Forecast International, пятое место британского Challenger 2 в рейтинге объясняется упорством британцев, которые отказываются от гладкоствольной пушки, предпочитая ей нарезное орудие L11A5. Впрочем, в настоящее время англичане готовят собственную 120-милиметровую гладкоствольную пушку, которая, быть может, добавит британцам популярности среди экспертов FI.

На самом деле у британского танка есть другие, не менее важные недоработки. Это самая последняя разработка из всех натовских машин, участвующих в рейтинге. Соответственно, многие узлы и детали не прошли окончательной проверки. Между тем, этот танк, несмотря на отдаленное родство с "Абрамсом" и "Леопардом", довольно сильно отличается от них, например, системой управления огнем, которая уже заслужила недобрую славу у британских танкистов. Возможно, после устранения недоработок он сможет подняться на ступень выше, но не в настоящее время. Еще одной проблемой англичан, как уже говорилось выше, является вес "Челленджера". Британцы, правда, утверждают, что во время проектирования машины исследовали эту проблему и установили, что мосты, которые выдерживают 50 и 60 тонн, распределены в мире равномерно и поэтому танкисты всегда смогут найти обходные пути.

На фоне германской и японской машины 65-тонный израильский Merkava IV также выглядит гигантом. Однако многие считают именно его самым лучшим танком в мире. "Меркава" принципиально отличается от всех остальных машин, представленных в рейтинге, - те танки устроены по классической схеме, которая впервые была применена на французском танке Reno FT-17 образца 1916 года - впереди отделение управления, посередине - боевое, сзади - мотрно-трансмиссионный отсек. У всех четырех "Меркав" двигатель расположен впереди, являясь своего рода дополнительной защитой экипажа, так как в лобовую проекцию по статистике попадает большинство снарядов. При этом в танке даже нашлось место для десанта - "Меркава" четвертой модификации вмещает до восьми человек кроме четверых танкистов. Еще одним несомненным преимуществом израильской машины является форма башни, похожая на остроносый клин - башня такой формы лучше всего защищена от бронебойных снарядов.

Новая модификация оснащена полностью компьютеризированной системой управления огнем, разработанной в Израиле по оригинальным технологиям. По мнению экспертов, это одна из лучших в мире систем. Кроме того, на нем, в отличие от всех вышеперечисленных танков, установлен револьверный блок с десятью выстрелами. Пост заряжающего также автоматизирован. Поэтому орудие можно назвать "полуавтоматическим", что отражается на скорострельности и, в итоге, на боеспособности машины. Forecast отмечает, что этот танк участвовал в боевых действиях, зарекомендовав себя самым лучшим образом. Но тут нужно оговориться: полноценным боем антитеррористическую операцию в секторе Газа назвать, наверное, все же нельзя. Поэтому в лучшем случае можно говорить о ходовых испытаниях, на которых "Меркава" продемонстрировала хорошие показатели. Впрочем, поскольку израильтяне создали машину, значительно отличающуюся от прочих, можно говорить о ее концептуальных преимуществах. Среди танковых экспертов есть целая группа поклонников израильской машины, которые, без сомнения, поставили бы ее на первое место. В Forecаst таковых не оказалось, но совсем не воздать должное "Меркаве" они не решились.

Про японский танк известно гораздо меньше - Type 90 начали проектировать еще в 70-х, но появился он лишь в начале 90-х. Он вобрал в себя все лучшее из "Леопарда", "Абрамса" и советских машин, за что и получил почетное третье место, несмотря на недостаточность практических испытаний. Это единственный танк из пятерки, на котором установлен автомат заряжания, как на советских машинах, что повышает его скорострельность и боеспособность. При этом по конструкции корпуса, по системе навигации и управления огнем он вполне соответствует своим "родителям", и не исключено, что в реальных боевых действиях он оставил бы позади и тех, и других.

Справедливости ради в список Forecast следовало бы включить еще несколько машин, которые, заведомо проигрывая лидерам в большинстве характеристик, сделали бы рейтинг более представительным. В мире не так много стран производят оригинальную боевую технику, и поэтому в целом рейтинг включил бы в себя еще максимум пять-шесть наименований, например - итальянский Ariete (производства Consorzio Iveco Fiat), южноафриканский Olifant Mk 1B (Olifant Manufacturing Company), шведский Strv-103. Последняя машина по оригинальности конструкции даст фору той же "Меркаве" - в шведском танке нет башни, а орудие наглухо закреплено в корпусе. Наведение осуществляется поворотом всего танка, причем по вертикали пушка наводится при помощи специального механизма, который задирает нос машины или ее корму.

Совершенно непонятно также, почему в рейтинг Forecast International не вошла такая боевая машина, как французский Leclerc Mk 2 производства компании Giat-Industries. Между тем по ряду характеристик он считается одним из лучших танков в мире. В частности, специалисты отмечают его сложную и высокотехнологичную электронную систему управления огнем, неплохие ходовые качества, мощную артсистему, которая включает в себя, кстати сказать, все тот же автомат заряжания, которому нашлось применение в японском танке.

Нет в списке и российских танков. В 2000 году эксперты Forecast International поставили их на самое последнее место, отметив низкое качество сборки, а также невысокие показатели живучести на поле боя. Как и на этот раз, никаких критериев оценки представлено не было. На основании каких фактов были сделаны подобные выводы, неизвестно. Между тем многие западные эксперты отмечают высокие боевые качества наших машин. Тот же Globalsecurity.org, который сложно заподозрить в чрезмерных симпатиях к российскому оружию, называет Т-90 "самым защищенным танком в мире". Но сравнить российские танки с западными до сих пор не представлялось возможности. За исключением совместных украино-французских учений, никаких маневров с участием крупных танковых сил, на которых можно было бы установить относительные достоинства и недостатки различных машин, не проводилось. Но отечественная танковая промышленность - отдельная тема. Видимо, нынешний рейтинг стоит все же рассматривать как попытку сравнить ведущие западные разработки.

Как отмечает Forecast, общей для всего мирового танкостроения является тенденция к улучшению существующих разработок. Новые машины практически не строятся, хотя порой до 60 процентов стоимости очередных модификаций приходится на обновленные узлы и компоненты. Тем не менее работы по созданию принципиально новых моделей во всех крупных танкопроизводительных странах идут медленно и осторожно. Дело в том, что в условиях современного ближнего боя переносное противотанковое оружие практически не оставляет бронированной машине шансов на выживание, и поэтому многие военные теоретики ставят под вопрос ценность танка как такового.

Среди перспективных разработок, которые готовятся в различных странах, - ракетные танки, лишенные пушки. Это вполне обоснованно - уничтожать бронетехнику противника можно и нужно более дешевыми и, зачастую, более эффективными легкими противотанковыми ПТУРами, а разрушать укрепления - более тяжелыми ракетами, запуская их с удаленных позиций. Часть экспертов предлагают переделать танки в тяжелые бронетранспортеры, вооруженные малокалиберными скорострельными пушками и пулеметами. Впрочем, такие разработки уже есть почти во всех странах мира. Еще одним перспективным направлением является отказ от танковой башни. У таких танков орудие и система заряжания установлены прямо на корпусе. Казенная часть пушки укрыта небольшим броневым колпаком, что делает силуэт танка в целом гораздо менее заметным. Экипаж также находится в корпусе. Однако все эти проекты еще не вписаны в доктрины и концепции применения бронетехники на поле боя (да и неизвестно, найдется ли им там место), поэтому классические танки пока остаются важной составляющей современных сухопутных сил всех армий. А ставшая уже традиционной гонка противотанковых вооружений и танковых защитных систем будет продолжаться. По крайней мере, как отмечают многие эксперты, в течение ближайших 10 лет.

VIP lenta.ru

 
Повествующие Линки
· Больше про Military
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Military:
Александр Шульман. Евреи в советской армии.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.053 секунд