Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Миршон Белла. Образование и культура в еврейском гетто Жмеринки в период IIWW

Отправлено от Anonymous - Thursday, September 16 @ 00:00:00 MSD

DiasporaС древних времен евреев считали Народом Книги, и это утверждение вполне справедливо, т. к. своих детей они с малолетства начинали учить грамоте, мальчиков отдавали в хедер. В любой стране рассеяния, при любом режиме, в любой обстановке евреи оставались Народом Книги.

Я хочу рассказать о страшных годах, когда в Жмеринском гетто, несмотря на неопределенность и ужасы ежедневного страха смерти, в начале 1942г. открылась еврейская школа, в которой обучались дети моложе 16 лет (т.е. до возраста трудовой повинности). Школа открылась по инициативе председателя Правления еврейской общины доктора А. С.
Гершмана, который выхлопотал на это разрешение у претора (начальника румынской жандармерии) Ионеску.

Как известно, г. Жмеринка входила в состав Транснистрии, т.е. подчинялась румынской администрации. Но железнодорожный узел, как важный стратегический объект, остался в руках немцев. Такой был достигнут компромисс.

В 1943г. в школе было 9 классов - почти 250 учащихся и около 30 учителей. Обучение велось на русском языке. Начиная с 4го кл. в программу вводили румынский и немецкий языки, которым уделяли много внимания. Начиная с 5го кл. - изучали иврит и идиш. Плата за обучение - 5 марок ежемесячно. Причем, за сирот деньги вносило Правление общины. Старшеклассников нередко выгоняли на внешние работы (т.е. за пределами гетто), большей частью - на тяжелые погрузочно-разгрузочные работы на товарной станции. По воспоминаниям бывших учащихся школы, самым любимым учителем был Аркадий Гефтер - "Арчик", как его все называли. До войны он учился в институте, добровольцем ушел в армию, попал в плен, затем бежал в Жмеринку, где до войны жил его дедушка. Арчик прекрасно владел немецким языком, одно время работал переводчиком у немцев, потом стал преподавать математику и физику в школе гетто. Но недолго ученики наслаждались интереснейшими уроками Гефтера: вскоре он исчез. После освобождения города выяснилось, что Арчик входил в состав подпольной организации, боровшейся с фашизмом, был схвачен и в декабре 1943г. погиб вместе с другими подпольщиками в застенках тюрьмы Тирасполя. "Многоязычие" в школе требовало зубрежки, детям тяжело давались языки. Против немецкого и румынского восстать побоялись, поэтому ученики 5го и 6го классов выступили против "местечкового идиш" и "допотопного иврита", которые преподавал молодой учитель из Буковины Шимон Эфруси. Он не знал русского языка, не понимал местных детей, у которых не вызывал ни уважения, ни симпатии, Закончилась забастовка тем, что в 5м классе уроки иврита и идиш прекратились, т.к. ни карцер, ни телесные наказания не сломили учащихся
(из воспоминаний Эфраима Вольфа, ученика этого класса). К своему стыду, вспоминает Эфраим, он тогда поддержал забастовщиков, а много лет спустя очень жалел об этом.

Учительницей моего брата в школе в гетто (1 и 2 классы) была Эсфирь Давидовна (фамилия не установлена). Брат помнит, как папа брал его его с собой осенью 1943 года в бывший клуб по ул. Урицкого на праздник Симхас Тойра, а обычно школьников водили в одноэтажную синагогу на углу Хлебного переулка и ул. Советской (Банковской). Эту синагогу после долгих судебных разбирательств вернули нашей общине весной 2003 года. Директором школы был Мошкович Яков, Берензон Полина преподавала химию, Бурштейн Рая – ботанику и зоологию, Креймер Александр – химию, Мейлер Евгения - немецкий и идиш, Нагель Шура – румынский язык, Голденберг Рахиль – арифметику, Клейман Лев – физкультуру. Иврит и Тору преподавал синагогальный кантор, который до войны делал мальчикам обрезание и работал шойхетом. Учитель химии Александр Кремер успел закончить 3 курса мединститута, на фронте потерял ногу и преподавал стоя на одной ноге, опираясь на костыль (из воспоминаний Ю.Лейдмана). По его измученному лицу было видно, как тяжело ему стоять у доски и писать химические формулы, но работать надо было, что бы выжить…

27.06.2004г.



Примечание:
Миршон Белла
Ул. Ленина. 6, кв.7
Жмеринка, Винницкая обл.,
Украина
Телефон 2-15-88

 
Повествующие Линки
· Больше про Diaspora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Diaspora:
Советская еврейская песня


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.193 секунд