Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
ПОЧЕМУ ЕВРЕИ НЕ СОПРОТИВЛЯЛИСЬ ПОГРОМАМ?

Отправлено от Anonymous - Monday, October 11 @ 00:00:00 MSD

AntisemitismЛидия МИЛЯКОВА,
кандидат исторических наук, сотрудник Центра преподавания иудаики в вузах «Сэфер»

— Как это не сопротивлялись? До революции евреи жили в государстве, которое обязано было обеспечивать их безопасность, другое дело, как оно этим занималось. Но по-иному ситуация повернулась после краха царской империи. В тех регионах, в которых наиболее плотно жило еврейское население, образовались новые независимые государства, это Польша, Украинская народная республика, Белорусская народная республика, и на части этих территорий разразилась Гражданская война — война всех против всех. Есть документы, которые подтверждают, что, начиная с 18 года, существовала достаточно мощная еврейская самооборона. На языке того периода это называлось еврейская охрана, еврейская охорона, еврейские боевые дружины. Слово «самооборона» в документах практически не встречается, оно отражает наше понимание того, что происходило в тот период.
В Одессе самооборона возникла в августе 1917 года по инициативе общественных деятелей и просуществовала с перерывами при всех властях свыше двух лет. Содержалась она на средства еврейского населения и одно время субсидировалась гордумой. Была строго аполитична. Ее целью была только защита еврейского населения и охрана города. И ей действительно удалось уберечь Одессу от погромов. В 1918 году в нее входило до 600 постоянных членов плюс резерв, располагались они в казармах. В августе 1919-го она перестала существовать. Согласно «Одесскому листку» (январь 1918-го года), жильцы частных домов в Одессе решают обложить себя пятипроцентным сбором квартплаты с тем, чтобы эти деньги шли на содержание еврейских дружин для борьбы с погромами и анархией в Одессе и провинции. «Одесский листок» призывал делать это везде. История показывает, что люди были готовы и умели объединяться. Украинские власти смотрели на самооборону отрицательно, а, впрочем, и красные, и белые — все они реагировали аналогичным образом. Как только новая власть в Киеве укреплялась, она старалась разоружить самооборону в провинции; известно, что евреи просили вернуть оружие, которое было у них отнято. В Екатеринославе каждая из трех социалистических партий имела свою дружину, они были в Голованевске Подольской губернии, в более слабой форме в Харькове.

В условиях нарастания насилия в 1919 году организуются совершенно другие дружины самообороны. Это были боевые отряды, которые действовали в экстремальных условиях. Оказалось, что жизнь в более крупных городах была безопаснее, чем в мелких. Поэтому основное развитие самооборона получает в еврейских местечках. Явление это было достаточно развитое. Наибольшую известность получили дружины в Корсуне, Богуславе. Они защищали не только свой город, их вызывали в другие города, они шли и помогали предотвращать погромы. А в 1919-1920 годах при разоружении они прятали оружие. Оружие — это была их жизнь. Существуют свидетельства, что отдельные самообороны на территории Украины существовали даже в 22 году, правда, советская власть пыталась влить их в русло структуры охраны порядка (так называемые сельские караулы). Но, несмотря на наличие самообороны, во время Гражданской войны, по подсчетам крупнейшего статистика того периода Я. Лещинского, погибло 150 тысяч еврейского населения.

Валерий КАДЖАЯ, журналист
— Погромы в России начались после убийства Александра II 1 марта 1881 года. Хотя и сам убийца, и вся группа, как мы теперь говорим, террористов были русскими, тем не менее начались почему-то погромы евреев и почему-то на юге России. Объяснить это можно, во-первых, тем, что большая часть евреев Российской империи проживала на юго-западе, там проходила черта оседлости, а во-вторых, это было связано именно с тайной государственной деятельностью для того, чтобы «выпустить пар». Потому что, несмотря на то, что Александр II считался Освободителем — он освободил крестьян от крепостного права, — но освобождение это было такой полумерой, что крестьяне практически остались без земли. А это означало для них еще худшее положение, чем при крепостном праве. И по всей России назревала революционная ситуация — крестьяне бунтовали, общественное мнение было настроено против реформ, проводимых Александром II, и погромы были спровоцированы для того, чтобы «перевести стрелки» народного недовольства. Недаром Лев Толстой однажды выразился так: «Захочет правительство — будут погромы, не захочет — не будут». Вторая волна погромов связана с приближением революции 1905 года. Началось со знаменитого кишиневского погрома 1903 года, а затем пошло и пошло…
Действительно, евреи не сопротивлялись во время погромов. Позиция их была пассивной, жертвенной. Объяснить это можно прежде всего тем, что на них висел многовековой груз неполноценности, они привыкли жить согбенно, безропотно терпеть оскорбления и издевательства со стороны и властей, и всякого отребья. Что же касается погромов периода первой русской революции, то они были хорошо организованы. Против безоружных и совершенно мирных жителей выступали, как правило, самые настоящие бандиты, уголовники, причем вооруженные холодным оружием, а бывало, что дело даже доходило до стрельбы. Такая безропотность перед хорошо вооруженными громилами характерна не только для евреев. Те же русские крестьяне, когда поднимали бунты и против них направлялись вооруженные силы, были вынуждены покоряться. Однако постепенно евреи стали понимать, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и еврейская молодежь начала сплачиваться, создавать боевые группы. Но это были единичные и очень незначительные очаги сопротивления.
Гражданская война в корне переменила отношение евреев к насилию в свой адрес. Они массами вступали в Красную армию, потому что там чувствовали себя равными и их принимали тоже как равных. Евреи показали себя отличными воинами, они бесстрашно сражались и даже становились крупными военачальниками. Все это говорит о том, что какой-то врожденной неполноценности, трусости у евреев не было. Просто жили они в обстановке, когда проявить свои гражданские качества они просто не могли. Эти качества душили на корню.
История XX века показала, что за те две тысячи лет, что евреи находятся в рассеянии, они ничуть не изменились как люди, способные защищать себя и свою землю. Во время Великой Отечественной войны евреи, защищая Родину, показали себя такими же замечательными воинами, как и во времена Иуды Маккавея, защищая Израиль.

Семен РЕЗНИК, писатель, журналист, Вашингтон
— Мне представляется, что постановка вопроса не вполне корректна, потому что в истории погромов известны случаи полного отсутствия какого-либо сопротивления, но известны и случаи эффективных действий еврейской самообороны. Для того чтобы сопротивление было возможно, оно должно быть организовано и иметь своих лидеров. В нормальном обществе защиту населения обеспечивает власть, потому никакой самообороны не требуется. Когда в апреле 1903 г. произошел знаменитый кишиневский погром, он потряс евреев России больше всего именно тем, что погромщикам не было оказано никакого сопротивления. Х.Н. Бялик написал поэму, в которой не только показал все ужасы погрома, но и выразил чувство стыда и возмущения неспособностью жертв постоять за себя и своих близких. Но из кровавого события были извлечены уроки. В конце августа того же года, когда вспыхнул погром в Гомеле, погромщики получили отпор. Так же во время погромной волны 1905 года — в Одессе, например, — действовали хорошо подготовленные отряды еврейской самообороны, и всюду, где они появлялись, погромщикам приходилось туго. Другое дело, что отряды были малочисленны и везде поспеть не могли. Самооборона действовала в отдельных местах и во время Гражданской войны, но силы снова были слишком неравные. Если власть не может, не хочет предотвратить погром, а то и поощряет и даже организует его, то у тех, на кого он направлен, слишком мало сил и возможностей ему противостоять.

Семен АВГУСТЕВИЧ, главный редактор журнала «Корни»
— Это как же «не сопротивлялись»? Еще как сопротивлялись. Это еще один миф о еврейской пассивности, который живет, подпитываемый с еврейской и нееврейской стороны. Евреи говорят о пассивности соплеменников, чтобы напомнить о жертвах и призвать к защите, обороне и отмщению. Сполна получит призрение тот, кто покорно стерпит оскорбление. Хорошая еврейская традиция отвечать на оскорбление ударом в «репу» родилась не вчера. Она как раз и подразумевает: «раньше мы молчали и терпели, а теперь молчать не будем». Неевреи говорят о несопротивляемости евреев, чтобы подбодрить черносотенцев и юдофобов, а в основном, чтобы унизить обвинением в трусости. Достаточно вспомнить, что уже через полгода после кишиневского погрома евреи Гомеля вначале выгнали с базарной площади тех, кто хотел устроить погром, а потом еврейская самооборона дала им бой, несмотря на то, что их поддерживали солдаты.
Но если говорить серьезно, то миф о еврейской покорности родился не в пустоте. Были некоторый обстоятельства, который могли дать повод для такого утверждения. Первое. Еврейское национальное сознание, воспитанное на провозглашенном иудаизмом святом отношении к жизни, не допускало мысль о том, что еврейскому существованию может угрожать смертельная опасность. Это рождало тактику пересидеть угрозу, спрятаться от нее. Так, в еврейских домах местечек Центральной Украины, наиболее часто подверженных набегам и погромам, делали схроны и тайники.
Второе. Эта же особенность национального сознания, как теперь говорят, еврейская ментальность не допускала мысль, что еврей может или должен дать серьезный отпор погромщику, лишив его жизни. Кагал и раввины веками говорили о покорности и в один, даже исторический миг от их наставлений евреи не могли отречься.
Третье. Долгие годы жизни под защитой гетто, кагала атрофировали у евреев готовность к социальному объединению, сплочению для собственной защиты. Власть, казалось, защитит более эффективно. Она же накажет и обидчиков. Трагедия кишиневского и других погромов тех лет не в количестве жертв, а в понимании, что власть не хочет брать евреев под защиту. Что «России верные жиды» России не нужны. Именно это, а не страх перед погромами вызвало трехмиллионную эмиграцию евреев из России. В Америке они так же могли получить оскорбление или подвергнуться насилию. Но там государство их наделило равными со всеми правами, и это меняло дело.
После первых же погромов начала века идея самозащиты, самообороны повсеместно распространяется в России и в дальнейшем, где более, где менее, успешно реализуется.
Четвертое. Так называемая пассивность евреев очень часто, практически всегда проявлялась, когда погромы случались неожиданно, когда община не была к ним готова. Это не национальная черта. Точно так же можно упрекнуть в несопротивляемости выходцев с Кавказа на московских рынках, когда вооруженная железными прутьями толпа громила их. Чем они могли ответить? Пучком редиски или яблоком?
Пятое. Не надо удивляться ни героизму еврейских солдат в Великую Отечественную и Вторую мировую войны, ни мужеству и непобедимости Армии обороны Израиля. Бесстрашие, мужество — это национальная еврейская черта характера. Она долго не была востребована. Но погромы разбудили ее, и в дальнейшем она развилась вот таким образом. Как говорил известный куплетист: «Вы хочете песен? Их есть у меня».

www.enovosti.ru

 
Повествующие Линки
· Больше про Antisemitism
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Antisemitism:
Григорий Шехтман. 'Два Эдуарда' на знаменах антисемитов


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 2


Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.060 секунд