Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.

Отправлено от Anonymous - Sunday, May 22 @ 00:00:00 MSD

Tora
Глава третья


1. Сферы, которые имеют несколько названий – Шамаим [небо], Ракиа [небосвод], Звуль [жилище] и Аравот [смешения] – этих сфер девять. Самая близкая из них – это сфера Луны, вторая сфера, которая над ней,– в ней находится планета Кохав [Меркурий]. В третьей сфере, которая над ними, находится планета Нога [Венера]. В четвертой сфере – Солнце, в пятой – планета Маадим [Марс], в шестой сфере – планета Цедек [Юпитер], в седьмой сфере – планета Шабтай [Сатурн], в восьмой сфере находятся все остальные звёзды, которые видны на небосводе, а девятая сфера постоянно вращается с востока на запад и охватывает собою всё. А то, что все звёзды кажутся расположенными на одной сфере, несмотря на то, что они на разной высоте,– это потому, что сферы эти чисты и прозрачны как стекло или сапфир. Поэтому может казаться, будто звёзды с восьмой сферы находятся ниже первой сферы.
2. Каждая из восьми сфер, в которых есть звёзды, состоит из множества сфер – одна над другой – подобно слоям луковицы. Некоторые из них вращаются с запада на восток, а некоторые – с востока на запад, как девятая сфера. И нет между ними никакого промежутка.

3. Все эти сферы – не лёгкие и не тяжелые, и нет у них ни красной окраски, ни черной и никакой другой. А то, что мы их видим голубоватыми,– таково восприятие глаза из-за высоты пространства. А также нет у них ни вкуса, ни запаха ибо эти свойства присущи только более низким телам.

4. Все эти сферы, окружающие мир,– они круглые, как шар, а Земля подвешена в центре. И некоторые звёзды находятся на малых сферах, которые не окружают Землю. Но эти малые сферы прикреплены к большим сферам, окружающим Землю.

5. Всего есть восемнадцать сфер, окружающих весь мир, а малых сфер, которые не окружают,– восемь. И по движению звёзд, и по степени их вращения в любой день и час, и по их отклонению на север или на юг, и по их удаленности от Земли или по их приближенности к Земле можно узнать число всех эти сфер, а также форму их движения и образ их обхода. И это – мудрость вычисления периодов кругооборота и созвездий [знаков Зодиака]. Множество книг составлено на эту тему греческими мудрецами.

6. Девятую сферу, которая окружает всё, подразделили мудрецы древности на двенадцать частей. Каждой из этих частей они дали название в соответствии с формой созвездия, находящегося под ней. И вот названия этих созвездий: Овен, Бык, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Лук [Стрелец], Козленок [Козерог], Ведро [Водолей], Рыбы.

7. В самой же девятой сфере нет подразделения, нет ни одной из перечисленных форм созвездий и нет звёзд. Но формы созвездий из восьмой сферы, составленные по наиболее крупным звёздам, приблизительно соответствуют этим формам. Полное же соответствие между двенадцатью созвездиями и частями [девятой сферы] было только во времена Потопа, ибо тогда и были даны эти названия. Но в наше время они уже немного сдвинулись. Ибо все звёзды из восьмой сферы вращаются подобно Солнцу и Луне, но более «тяжеловесно». Отрезок, который Солнце проходит за один день,– звезде понадобится примерно семьдесят лет, чтобы пройти его.

8. Все звёзды, которые видны – некоторые из них маленькие, меньше Земли, а некоторые – большие, каждая из которых больше Земли в несколько раз. А Земля больше Луны примерно в сорок раз. Солнце же больше Земли примерно в сто семьдесят раз. Выходит, отношение Луны к Солнцу – примерно один к 6800. И нет среди всех звёзд звезды больше, чем Солнце или меньше планеты Кохав [Меркурий] из второй сферы.

9. Все звёзды и сферы обладают душой и разумом. И они живут и знают Того, Кто сказал – и возник мир. Подобно ангелам, каждая из них восхваляет и прославляет своего Создателя в соответствии со своей величиной и уровнем. И точно так же, как они знают Святого Благословенного, знают они и самих себя, и ангелов, которые над ними. Разум звёзд и сфер мал по сравнению с разумом ангелов, но больше разума человека.

10. Под сферой Луны сотворил Б-г субстанцию, не похожую [более низкую по строению материи] на субстанцию небесных сфер. И сотворил Он четыре формы для этой субстанции, не похожие на формы небесных сфер. Каждой из этих форм соответствует определённая часть этой субстанции. Первая форма – форма огня – соединилась с частью субстанции и получилось вещество огня. Вторая форма – форма воздуха – соединилась с частью субстанции и получилось вещество воздуха. Третья форма – форма воды – соединилась с частью субстанции и получилось вещество воды. Четвертая форма – форма земли – соединилась с частью субстанции и получилось вещество земли. Из этого следует, что под небосводом есть четыре отдельные вещества, расположенные друг над другом, каждое из которых охватывает со всех сторон всё, что находится ниже, подобно шару. Первое вещество, граничащее со сферой Луны,– вещество огня. Под ним – вещество воздуха, под ним – вещество воды, под ним – вещество земли. И нет между ними пустого пространства, свободного от всякого вещества.

11. Эти четыре вещества не имеют души и не способны знать и распознавать, ибо подобны мертвым телам. И у каждого из них есть своё поведение, которое не осознаётся, не постигается и не изменяется им самим. Об этом сказал Давид: «Славьте Б-га с земли, рыбы великие и все бездны вод, огонь и град, снег и туман...» (Теѓилим 148-7,8). Смысл этих слов: славьте Его, сыны человеческие, видя Его могущество в огне и в граде, и в других творениях, увиденных под сводом небес. Ибо мощь их постоянно видна детям и взрослым.

Глава четвертая


1. Эти четыре вещества – огонь, воздух, вода и земля – являются составными элементами всех творений под сводом небес. И что бы это ни было – человек, животное, птица, пресмыкающееся, рыба, растение, металл, драгоценные камни, а также другие строительные и горные камни [минералы] и земляные глыбы,– материя всего этого состоит из четырёх названных элементов. Из этого следует, что все тела под небосводом, кроме четырёх элементов, состоят из материи и формы, а материя их состоит из этих четырёх элементов. Но эти четыре элемента состоят лишь из материи и формы.
2. Свойство огня и воздуха – двигаться снизу вверх от поверхности земли, по направлению к небу. А свойство воды и земли – двигаться из-под небес вниз, по направлению к центру, ибо центр небесной сферы – это самая низкая точка [в которой находится центр Земли]. И движение это происходит бессознательно и не по их желанию, так как это – установленный для них обычай и свойство их природы. Огонь по своей природе – горячий и сухой. Он самый легкий из всех элементов. Воздух – горячий и влажный. Вода – холодная и влажная. Земля – сухая и холодная. Она самая тяжелая из всех элементов. А вода легче земли, поэтому она находится на поверхности земли. А воздух легче воды, поэтому он витает над водой. А огнь легче воздуха. Так как это – фундаментальные элементы для всех тел в поднебесной, получается, что все тела: человек, скотина, дикое животное, птица, рыба, растение, металл и камень – материальная часть их всех состоит из огня, воздуха, воды и праха земного. Эти четыре элемента перемешались и изменили свои свойства до такой степени, что их смесь не похожа ни на один из них [исходных элементов] по отдельности. И нет в смеси ни одной части, чтобы она была огнем в чистом виде, или водой в чистом виде, или землей в чистом виде, или воздухом в чистом виде,– но все они претерпели изменения и стали одним целым. И всякое тело, состоящее из этих четырех, имеет в себе всё вместе: холод и жар, влажность и сухость. Но бывают тела с преобладанием элемента огня, например, живые существа, и поэтому жар в них проявляется более всего. Бывают тела с преобладанием элемента земли, например, камни, и поэтому в них проявляется много сухости. Бывают тела с преобладанием элемента воды, и поэтому влажность в них проявляется более всего. Таким же образом, одно горячее тело может быть жарче другого горячего тела, а одно сухое тело может быть суше другого сухого тела. А также бывают тела, в которых проявляется только холод, и тела, в которых проявляется только влажность, и тела, в которых проявляются холод и сухость поровну, и тела, в которых проявляются холод и влажность поровну или жар и сухость поровну или жар и влажность поровну. В соответствии с элементом, преобладающим в смеси, будет проявляться воздействие этого элемента на [свойства] вещества смеси.

3. Всё, что состоит из этих четырёх элементов, в конечном итоге на них же и разлагается. Одни разлагаются за несколько дней, другие – за много лет. И всё, что состоит из них не может не разложиться на них [свои составляющие]. Даже золото и рубин не могут не разложиться на составляющие элементы и не стать снова отчасти огнем, отчасти водой, отчасти воздухом и отчасти землей.

4. И если всё разлагается на эти четыре элемента, то почему сказано Адаму: «И в прах земной возвратишься»? (Берешит 3-19). Потому что основа его строения – из праха земли. И не всё, что разлагается, сразу становится четырьмя исходными элементами. Но оно [может] трансформироваться в другие вещества, а те, в свою очередь,– в другие. Но в конце концов оно снова превратится в исходные элементы. Таким образом осуществляется круговорот веществ.

5. Эти четыре элемента постоянно превращаются из одного в другое, каждый день и час, но не полностью – только отчасти. Каким образом? Часть земли, прилегающая к воде, растворяется и становится водой. А также часть воды, граничащая с воздухом, изменяется и испаряется, и становится воздухом. А также часть воздуха, граничащая с огнем, изменяется и разряжается, и становится огнем. А также часть огня, граничащая с воздухом, изменяется и сжимается, и становится воздухом. А также часть воздуха, граничащая с водой, изменяется и собирается, и становится водой. А также часть воды, граничащая с землей, изменяется и собирается, и становится землей. Изменения эти происходят постепенно, на протяжении долгого времени. И элементы не изменяются полностью до такой степени, чтобы вся вода стала воздухом или весь воздух стал огнем. Ибо ни один из четырех элементов не может исчезнуть окончательно. Но только немного огня становится воздухом, и немного воздуха становится огнем. И подобно этому – все возможные пары элементов. Таким образом, этот круговорот происходит вечно.

6. Изменения эти происходят вследствие вращения сферы. От этого вращения объединились четыре элемента и появились другие материальные тела – люди, живые существа, растения, камни и металлы. А Б-г придаёт им всем соответствующую форму посредством ангела десятой категории, который называется Ишим.

7. Невозможно увидеть материю без формы или форму без материи. Но только сила человеческого познания разбивает всё сущее в соответствии со своими понятиями, зная, что всё состоит из материи и формы, и материя одних тел состоит из четырех элементов, а материя других тел проста и состоит всего из одного элемента [например, материя небесных сфер]. А формы без материи не видны физическому зрению, но только сила разума видит и знает их, подобно тому, как мы знаем Владыку всего, не нуждаясь видеть Его глазами.

8. Душа всякой живой плоти – это её форма, которую придал ей Б-г. А дополнительный разум, находящийся в душе человека – это форма человека, совершенного в своем разуме. И об этой форме говорится в Торе: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Берешит 1-26). То есть, чтобы была у него [человека] форма, знающая и постигающая идеи, не имеющие материи, подобно ангелам, у которых нет материи,– чтобы он был им подобен. И Он не говорит [ «по образу и подобию» ], имея в виду форму, видимую глазами, то есть рот, нос, скулы и другие признаки тела, ибо это – только внешний вид. Душа же всех живых существ, благодаря которой они едят, пьют, размножаются, чувствуют и размышляют,– это сознание, являющееся формой души. И именно о форме души говорит Писание: «по образу Нашему и по подобию Нашему». Часто эту форму называют «душа, дух». Поэтому нужно обращаться с этими понятиями осторожно, чтобы не ошибиться, ибо каждое название должно соответствовать своей сути.

9. Эта форма души не состоит из основных элементов, чтобы распадаться на них. А также она не состоит из сил Нешама [души, дыхания], чтобы нуждаться в них, подобно тому, как она сама – Нешама – нуждается в теле. Но только она [форма души] – от Б-га, с небес. Поэтому, когда отделяется материальное тело, состоящее из элементов,– гибнет Нешама [витальная, живительная душа], потому что она не может существовать без тела и нуждается в нем, чтобы выполнять свои функции. Но при этом форма души не отсекается, ибо она не нуждается в присутствии Нешама для своего функционирования. Но только она [форма души] знает и постигает идеи, не связанные с материей, а также она знает Творца всего и существует вечно. Об этом сказал Шломо в своей мудрости: «И прах возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится к Б-гу, Который дал его» (Коѓэлет 12-7).

10. Все, что мы сказали на эту тему – как капля в море. Вещи эти глубоки необычайно, но не настолько глубоки, как тема первых двух глав [«Видение Колесницы»]. А объяснение всего, о чем говорилось в третьей и четвертой главах, называется «История Сотворения». И так постановили мудрецы древности, чтобы этим вещам тоже не обучать публично, но только сообщать их одному человеку и обучать его этому.

11. И в чем же заключается разница между «Видением Колесницы» и «Историей Сотворения»? В том, что смысл «Видения Колесницы» объясняют одному избранному человеку, но только при условии, чтобы он был мудрецом и понимал по своему разумению. Такому человеку передают основные идеи [и сообщают ему ничтожную часть информации]. А тему «Истории Сотворения» объясняют одному избранному человеку, даже если он не понимает это по своему разумению. И сообщают ему всё, что он может усвоить из этой темы. Но почему же не обучают этому публично? Потому, что не у всякого человека ум достаточно широк, чтобы постичь смысл и объяснение всех этих вещей до конца.

12. Когда задумывается человек об этих вещах и знает всё сотворенное: ангелов, сферы, человека и тому подобное – то видит он мудрость Святого Благословенного во всех видах творения и увеличивает свою любовь к Нему, и душа его жаждет, и плоть его стремится любить Его, Благословенного. И устрашится, и ужаснется [человек] от сознания своей низменности и убогости, когда сравнит себя с одним из святых и великих тел (сфер), и тем более – с одной из чистых форм (ангелов), отделенных от материи, ибо они не имеют с материей ничего общего. И поймет он, что подобен сосуду, наполненному стыдом и позором,– пустой и никчемный.

13. Вопросы, затронутые в этих четырех главах о пяти упомянутых заповедях, назвали наши мудрецы «Пардес» (прекрасный сад). Как сказано: «Четверо вошли в Пардес». И не смотря на то, что они были выдающимися мужами Израиля и великими мудрецами, не у всех них была сила знать и постичь все эти вещи во всей полноте. А я говорю, что не стоит гулять по Пардесу тому, у кого живот не наполнился хлебом и мясом. То есть, прежде всего знать запрещенное, разрешенное и тому подобное относительно всех остальных заповедей. И не смотря на то, что мудрецы назвали это «малой вещью» (ведь сказали мудрецы: «Великая вещь – «видение колесницы», а малая вещь – обсуждение повседневных вопросов Абайе и Рабба») – тем не менее, предпочтительно изучить это раньше, так как это формирует мышление человека вначале. И ещё: так как это – великое добро, которым наделил Святой Благословенный обитателей Этого Мира, чтобы дать им в наследие жизнь в Грядущем Мире. И возможно, что все будут знать это – и взрослый, и ребенок, и мужчина, и женщина, и обладатель широкого ума, и обладатель узкого ума.

Продолжение следует


Рамбам в России

 
Повествующие Линки
· Больше про Tora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tora:
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.100 секунд