Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.

Отправлено от Anonymous - Sunday, May 29 @ 00:00:00 MSD

Tora
Глава девятая


1. Объяснено в Торе четко и ясно, что она [Тора] заповедана навсегда и на вечные времена. И нельзя ее ни изменять, ни убавлять от нее, ни прибавлять к ней, как сказано: «Все, что Я заповедую вам, строго исполняйте: не прибавляй к этому ничего и ничего не убавляй от этого.» (Дварим 13-1), и сказано: «А открытое – нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова Учения этого» (Дварим 29-28). Отсюда мы знаем, что всё, сказанное в Торе, мы обязяны исполнять во веки веков. И сказано: «Это вечное установление для всех поколений ваших» (Ваикра 23-14). И сказано: «Не на небесах она [Тора]» (Дварим 30-12). Отсюда мы знаем, что отныне пророку не позволено изменять что-либо в Торе [так как Тора уже была дана евреям на горе Синай в полном виде, никакое откровение и никакое пророчество не может изменить ее]. Поэтому, если появится человек из других народов или из Израиля и сделает чудо или знамение, и скажет, что Б-г послал его добавить одну заповедь или упразднить одну заповедь или истолковать любую заповедь Торы толкованием, которого мы не слышали от Мойше, или если он скажет, что заповеди даны Израилю не навечно и не на все поколения, а только временно – такой человек является лжепророком, ибо он пытался отрицать пророчество Мойше. Поэтому ему полагается смерть через удушение за то, что он злонамеренно пытался говорить от имени Б-га, который ему этого не велел. Ибо Он, благословенно Имя Его, повелел Мойше, что Тора дана нам и детям нашим навеки, и не может человек от Б-га быть уличенным во лжи.

2. Если так, то почему сказано в Торе: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, подобно тебе, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить [им все, что Я повелю ему.]»? (Дварим 18-18) Потому что задача пророка не создавать новую религию, а утверждать написанное в Торе и предостерегать народ от нарушений Торы, как сказал последний из пророков: «Помните Тору Мойше, раба Моего» (Малахи 3-22). И если повелел пророк нам что-либо разрешенное Торой, например, «идите к такому-то месту» или «не идите», «воюйте сегодня» или «не воюйте», «постройте стену эту» или «не стройте ее» – мы обязаны слушаться его. А нарушающий слова пророка заслуживает смерти пришедшей с Небес [– умирает раньше времени], как сказано: «А человек, который не послушает слов моих, которые он [пророк] говорить будет от Имени Моего, Я взыщу с него.» (Дварим 18-19).

3. Подобно этому, пророк, нарушающий свое собственное пророчество, а также пророк, подавляющий свое пророчество [отказывающийся пророчествовать],– заслуживает смерти пришедшей с Небес. И обо всех трех случаях [неповиновения] сказано: «Я взыщу с него». А также если скажет нам пророк – о котором мы точно знаем, что он пророк,– нарушить любую заповедь из Торы или нарушить много заповедей строгих или нестрогих, но лишь временно,– мы обязаны слушаться его. И так же мы учили у мудрецов древности, слова которых дошли до нас благодаря устной традиции: «Во всем [слушаться]. Если скажет тебе пророк: «Нарушь слова Торы!», как Элияѓу на горе Кармель – слушайся его во всем, кроме идолопоклонства». Это касается только тех случаев, когда нарушить Тору нужно лишь временно, например, как Элияѓу, который принес жертву Б-гу на горе Кармель, несмотря на то, что только Иерусалим избран [предназначен] для этого, а приносящий жертву вне Иерусалима заслуживает отсечения души. А так как Элияѓу был проверенным пророком, все обязаны слушаться его. И о такой ситуации сказано: «Его слушайтесь» (Дварим 18-15). И если бы спросили Элияѓу: «Как же мы можем упразднить написанное в Торе: «[Остерегайся,] не приноси жертв всесожжения твоих в любом месте [, которое увидишь. А только на месте, которое изберет Б-г в одном из колен твоих ...]»? (Дварим 12-13). Он бы им ответил: «Сказано только о приносящем жертвы вне Иерусалима постоянно, что он заслуживает отсечения души. Я же принесу жертву только сегодня, по слову Б-га, чтобы изобличить пророков Баала». Подобно этому, если повелели все пророки нарушить [сказанное в Торе] временно, нужно слушаться их. Но если они скажут, что сказанное в Торе упразднено навсегда – смерть их от удушения, ибо Тора сказала: «нам и сынам нашим навечно» (Дварим 29-28).

4. И так же, если упразднил [пророк] любую вещь, полученную нами по устной традиции, или сказал о каком-либо законе Торы, что Б-г повелел ему, что закон теперь такой-то, в соответствии с мнением того-то, в таком случае, это – лжепророк. Он должен быть удушен [по решению суда], несмотря на чудо, которое он сделал, ибо он намеревался отрицать Тору, где сказано: «Не на небесах она [Тора]» (Дварим 30-12). Но если [он отменяет законы] временно – слушаются его во всем.

5. О чем здесь идет речь? Обо всех заповедях, кроме запрета идолопоклонства, который не нарушают даже временно. И даже если сделал человек этот чудеса и знамения великие и сказал, что Б-г повелел тебе через него служить идолам только сегодня или только лишь в определенное время – это является преступлением против Б-га, и об этом повелело Писание, говоря: «И появится знамение и чудо <...> не слушай слов пророка этого <...>, ибо говорил он преступное против Б-га, Вс-сильного вашего» (Дварим 13-3,4,5), ибо он пытался отрицать пророчество Мойше. Таким образом, мы узнаем со всей определенностью, что человек этот – лжепророк, и все, что он сделал, является волшебством и колдовством. Он должен быть предан смерти через удушение [по решению суда].

Глава десятая


1. Любой пророк, который появится у нас, и скажет, что Б-г послал его,– не должен он совершить чудо, подобное чудесам, совершенным Мойше Рабейну или чудесам, совершенным Элияѓу и Элишей, ибо есть в чудесах их изменение естественного хода вещей. Его же чудо может заключатся в том, что он предскажет, что случится в будущем, и это в точности исполнится, как сказано: «А если скажешь в сердце своем: «Как узнаем мы слово, которого не говорил Б-г?» [То, что говорить будет пророк от имени Б-га, но не сбудется слово то и не настанет,– то это слово, которого не говорил Б-г, злонамеренно говорил его пророк, не бойся его!]» (Дварим 18-21,22). Поэтому, если появится человек, достойный пророчествовать, будучи посланником Б-га, и не будет пытаться добавить [к Торе] или убавить [от Торы], но будет стараться служить Б-гу, исполняя заповеди Торы,– такому человеку не говорят: «Рассеки перед нами море!» или «Оживи мертвого!» и тому подобное, «И только после этого поверим в тебя!». Но говорят ему: «Если ты пророк, скажи, что произойдет в будущем!». Он предсказывает будущее, а мы ждем и наблюдаем: сбудутся его слова или нет. И даже если одна малая деталь из его пророчества не сбылась, то знаем мы, что этот человек – лжепророк. Но если сбудутся все его слова, то будет он в наших глазах пророком достоверным.

2. И проверяют его много раз. Если все его слова подтвердятся, значит он – пророк истинный, как сказано о Шмуэле: «И узнал весь Израиль, от Дана до Беэйр Шевы, что Шмуэль достоверный пророк Б-га» (Шмуэль 1, 3-20).

3. А разве гадатели и чародеи не предсказывают будущее? И в чем же состоит разница между ними и пророком? В том, что их предсказания отчасти сбываются, а отчасти не сбываются, как сказано по этому вопросу: «Пусть же предстанут и спасут тебя наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие по месяцам из того, что произойдет с тобой.» (Йешайа 47-13). Написано «из того, что произойдет», но не «всё, что произойдет». [Значит, гадатели и чародеи не могут предсказать всё в точности.] И возможно, что никакие их предсказания не сбудутся, ибо все они будут ошибочны, как сказано по этому вопросу: «[Так сказал Г-сподь, Избавитель твой и Творец твой от утробы матери: «Я – Г-сподь, который создал всё, распростер небеса Я Один, разостлал землю Сам;] Который расстраивает знамения обманщиков и насмехается над чародеями» (Йешайа 44-25). Но у пророка все слова сбываются, как сказано: «Не падет на землю ничего из слов Г-сподних» (Млахим 2, 10-10), а также сказано: «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает сон, а тот, в ком слово Мое, пусть говорит слово Мое правдиво. Что общего у соломы с чистым зерном? – сказал Г-сподь.» (Йирмея 23-28). То есть, слова чародеев и сны [их] подобны соломе с небольшой примесью зерна, а слово Б-га подобно чистому зерну без малейшей примеси соломы. И об этом обещало писание: те слова, которые сообщают народам гадатели и чародеи, обманывают их. Пророк же сообщит вам слова истины, и не нуждаетесь вы в гадателе, чародее и тому подобном, как сказано: «Да не найдется у тебя никого, кто проводил бы сына и дочь свою через огонь [, чародея, волхва, гадателя и колдуна]...Ибо те народы [, которых ты изгоняешь, гадателей и чародеев слушают, а тебе не то дал Б-г, Вс-сильный твой.] Пророка из среды твоей, из братьев твоих [, подобному мне (Мойше), поставит тебе Б-г, Вс-сильный твой. Его слушайтесь.]» (Дварим 18-10,14,15). Отсюда мы знаем, что пророк нужен нам только для того, чтобы предсказывать будущее: изобилие и голод, войну и мир и тому подобное. И даже потребности отдельного человека сообщает пророк ему, как Шаулю, который пошел к пророку, чтобы тот сообщил ему, где находится его пропажа. Эти и тому подобные вещи должен говорить пророк, а не создавать новую религию или добавлять или упразднять заповеди Торы.

4. Если пророк предвещает бедствия, например, если он скажет: «Такой-то человек должен умереть» или «В таком-то году будет голод или война» и тому подобное – если его слова не сбылись, то это не означает, что пророк этот ненастоящий. И не говорят: «Вот, он говорил – и не сбылось!», ибо Святой Благословенный долготерпеливый, многомилостивый и незлопамятный. И возможно, что люди раскаялись, и прощено было им, подобно жителям города Нинве, или отложено для них наказание, как [оно было отложено для] Хизкияѓу. Но если пообещал пророк доброе, и сказал, что будет так и так, но не сбылось это доброе – знаем мы определенно, что он лжепророк. Ибо любое добро, которое предрешил Б-г, даже на каком-либо условии, является неизбежным. Отсюда мы знаем, что пророка можно проверить только лишь на пророчествах о добрых событиях. Об этом сказал Йирмеяѓу в своем ответе Ханании сыну Азура, когда Йирмеяѓу предвещал плохое, а Ханания предвещал хорошее, сказал Йирмеяѓу ему: «Если мои слова не сбудутся, то это не означает, что я – лжепророк, но если твои слова не сбудутся – будет точно известно, что ты – лжепророк». Как сказано: «Однако выслушай слово это, которое скажу я в слух твой и в слух всего народа. Пророки, бывшие задолго до меня и до тебя, пророчествовали многим странам и великим царствам войну и бедствие и мор; Пророка же, что пророчествует о мире, (лишь) при исполнении пророчества его станет известно, что пророка этого действительно послал Г-сподь.» (Йирмеяѓу 28 – 7,8,9).

5. Пророк, о котором есть свидетельство другого [проверенного] пророка, что это пророк, такой человек становится тоже общеизвестным прорком. И не нужно проводить расследование слов свидетеля. Ведь Мойше Рабейну свидетельствовал о Йеошуа [, что он пророк], и поверили в него все евреи еще до того, как тот совершил чудо. Это же относится ко всем поколениям: пророк, пророчества которого сбывались раз за разом; или если свидетельсвовал о нем [проверенный] пророк и ходил он путями пророчества – запрещено подозревать его в лжепророчестве. И запрещено испытывать его чрезмерно, и да не будем мы искушающими никогда, как сказано: «Не искушайте Б-га, Вс-сильного вашего, как искушали вы (Его) в Масе.» (Дварим 6-16). Тогда говорили евреи: «Есть ли Б-г среди нас или нет?» (Шмот 17-7). Но как только станет достоверно известно, что это пророк, должны они верить и знать, что есть Б-г в среде их, и не должны они подозревать его более, как сказано на эту тему: «и узнают, что был среди них пророк.» (Йехезкель 2-5).

Рамбам на русском

 
Повествующие Линки
· Больше про Tora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tora:
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.062 секунд