Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
Re: В поисках американского еврея? (Всего: 1) от Kate_Shwartz (dont@mail.me) - Thursday, January 24 @ 19:28:13 MSK (Информация о пользователе | Отправить сообщение) | Не лучше ли заглянуть в коробочку, где лежит "детонатор", и попытаться понять свою программу?
Собственно говоря, именно к этому я и призываю тех, кого Вы назвали "неохваченными". :))
Программа наша - не чужая этому миру и не враждебная ему. Но, чтобы стала она "леках тов" - учением добрым, не оставляйте эту свою программу, не бойтесь и не убегайте от нее.
Ну, конечно, только в том случае, если вы а) подозреваете в себе действие какой-то непонятной программы и б) узнаете эту программу в Торе. А нет - ищите что-то другое, рекомендации Курта Левина, например. Тоже, наверное, помогает.
А вот об этом "другом" стоит поговорить. Тут целая куча аспектов.
К.Левин - это, наверное, рекомендации для тех, кто совсем уже ничего не ищет. Почему я вообще привела эти статьи. Прежде всего, показать общность проблем. Американская еврейка почти слово в слово повторяет Давида Самойлова. И, если спросим английского, французского ... еврея, то ответы будут такими же.
А теперь некоторые из аспектов.
1) Где бы ни жил еврей, он старается стать похгжим на "местных" и преуспевает в этом настолько, что становится "большим католиком, чем папа римский", больше русским, чем русские, больше французом, чем французы и т.д. Еврей Ротшильд становится бароном, когда сами французы уже отреклись от титулов, внучка Шолем-Алейхема Белл Кауфман становится специалисткой по Чосеру, которого сами англичане уже не могут прочесть без словаря, а М.Гершензон, Золотусский, Тынянов, Вайль с Генисом и др. призывают русских любить русскую литературу, проводят "новейшие" исследования и даже пишут новый учебник для школьников, которым уже надоела академическая точка зрения, и призванный разбуть в них интерес к русской литературе.
Хорошо?
Но! "армяки и сарафаны", которые для "коренных" - чимвол самоидентификация, для еврея остаются чужими. А национальные идеи, чтобы окончательно ими порникнуться, еврей неизменно поправляет. Еврейская душа при этом реализуется так, что ищет родные ему высочайшие идеалы в культуре другого народа, и обнаружив что-то подходящее, начинает это что-то редактировать, облагораживать, переделывать под свои запросы. Иногда это превращается в острую критику, а иногда в ненавязчивое "интересное интерпретирование". А народам эти правки чужды и вызывают естественное отторжение. А евреев в культуре все больше и это вызывает опасения, что они изменят родную культуру до неузнаваемости, и она станет также далека от своего истока, как ислам и христианство от иудаизма.
Вот отсюда и страх, и неприятие, и нежелание видеть евреев в родных культурах. А у евреев неутоленные поиски духовности и высшего смысла в том духовном пространстве, которое они считают своим. Похоже на бег по кругу, и единственный выход - это с этого круга сойти и начать искать прямой путь, который куда-то ведет.
2) Что касается специфичности русского еврейства.
Есть также специфика еврейства польского, литовского, европейского и т.д.
Сотрудничая с другими народами на равных, беря из их культур лучшее или наиболее подходящее нам, что в них есть, мы обогащаем нашу собственную еврейскую жизнь. Это позволило нам стать народом на удивление неоднородным, благодаря этому еврейство заиграло всеми возможными красками.
Такую специфичность можно только приветствовать.
Да и с такой специфичностью расстаться не спешат, хасиды разных направлений, сефардские хахамим стараются сохранить даже особенности одежды, не говоря уже о языках (идиш, татский, бухарский,..), особенностях нусаха и нигунов... В этом богатство и разнообразие нашей культуры.
3) Что же касается гос-ва Израиль, от которого некоторые ждут последнего и решающего слова, то соединив в себе евреев со всех концов света, он не создал еврея, родственного всем ---им евреям одновременно, а новый тип еврея, которого некоторые другие и знать не хотят.
Вывод такой. Если специфика ---ого еврея означает партнерство и культурный обмен с ---им народом - это ведет к взаимному обогащению культур. Если ---ая культура культура и образ жизни подменяет еврейство - это новый Мицраим с его никому ненужными "стройками века" Питомом и Раамсесом и 10 казнями, и от этого только плохо обеим сторонам. |
| Родитель
|
|
|