Евгения Буторина. Жизнь, мечты и труд. Часть 1
Дата: Friday, December 22 @ 00:00:00 MSK
Тема: Diaspora


История моей семьи

Эта рукопись была написана моим прадедом Самуилом Израилевичем Шапкайцем в 1972 году. Тщательно перепечатанная на машинке через два интервала, она хранилась в нашей семье более тридцати лет. В предисловии, обращаясь к нам, детям, внукам и правнукам, прадед писал: «… пришлось вспоминать пережитое, и мне кажется, что для вас оно может быть не только любопытно, развлекательно, но частично и поучительно». Мне тоже так кажется.

Евгения Буторина


Жизнь, мечты и труд

Автобиографический очерк


Родился я 17 февраля 1887 года в городе Иркутске, о чем сохранилось удостоверение за № 173 от 1897 года, выданное раввином Медведниковым.

Родители мои Шапкайц Израиль Григорьевич и Цвия Самуиловна, еще детьми, когда им было 10-12 лет, в пятидесятых годах 19 века вместе с родителями были сосланы в Сибирь за поджег имения своего помещика в Ковенской губернии. Шли они в Сибирь этапом по Московскому тракту через Тобольск более полугода. Сначала осели в с. Усолье Иркутской губернии, где была расположена переселенческая тюрьма, а затем были приписаны к городу Иркутску. Когда маме было 15 лет, а отцу 18, они поженились и числились в мещанской управе в мещанском сословии под фамилией Шапкайц.

Интересно происхождение этой фамилии: деды моих родителей вместе со своими детьми были крепостными в местечке Шапканы Ковенской губернии. Помещик их именовался пан Шапканский, а все его крепостные фамилий не имели, а звались шапканскими. Когда же их ссылали или освобождали от крепостничества, то выдавали справки, в которых обозначали фамилию, производя ее от слова шапканы-шапка, и добавляя окончание: для руссках – ов, для литовцев –тис, для поляков-ский, для еверев-йц. Вот так и получилась фамилия Шапкайц.

Семья у нас была большая – я родился седьмым, а после меня еще пятеро детей. Отец работал по найму печником, каменщиком и стекольщиком. А мама обслуживала семью. Мы держали козу, куриц, иногда корову. Был свой огород. 2-3 раза в неделю по ночам мама выпекала очень вкусный черный хлеб, который мы очень любили натирать чесноком. Утром мама на тележке вывозила хлеб на базар и продавала его по 1 копейке за фунт. Это приносило во-первых припек, который обеспечивал хлебом всю семью, а во-вторых добавляло к отцовскому заработку 60 – 80 копеек за день, что было очень чувствительным подспорьем.

Отец мой был малограмотным, мать безграмотной. Старшие дети в школе не учились только случайно освоили чтение по-русски, а по-еврейски и вовсе не знали букв. Да и младшие, кроме меня, не получили полноценного школьного образования. Зато все поглощалось религиозным духом. Каждое утро до выхода на работу отец шел в синагогу солиться, захватывая старших сыновей, а мама и бабушка молились дома. Читать по – еврейски никто не умел, но молитвы знали наизусть. Перед каждым приемом пиши, произведя омовение рук, они читали молитвы. Перед сном и после сна – тоже. Такой порядок был обязателен для всех в семье.

Ну, а суббота была священно и сопровождалась праздничными обрядами, которые неукоснительно выполнялись всеми. В пятницу в 12 часов дня начинались приготовления. Отец заканчивал работу, в чем ему никто из работодателей не чинил препятствий, потому что отец всегда отрабатывал в воскресенье. Придя домой, он забирал мальчиков, брал чистое белье и уводил нас в баню. Потом мыться шли мать и девочки. В сумерки папа. Мама, бабушка и мальчики уходили в синагогу. К нашему возращению сестры торжественно оформляли стол к вечерней трапезе: белая скатерть, надраенные до блеска металлические подсвечники с количеством свечей по числу детей. Мама зажигала свечи и совершала над ними молитву -благословение и поздравляла нас с хорошей субботой. На столе перед отцом обязательно были положены белые булки(халы), покрытые белой салфеткой, и стоял бокал красного самодельного вина из изюма. Папа произносил над ним молитву, отпивал часть вина и передавал бокал маме и бабушке. Затем за стол садились все члены семьи и начиналась праздничная трапеза, где кушанья резко отличались от нашей повседневной пищи. Сначала была фаршированная рыба, потом суп, морковный цимес с черносливом, и наконец компот или кисель. Во время трапезы все а между блюдами пели застольные религиолхные песни. Заканчивалась трапеза благодарственной молитвой, а затем мы все пели песню песней царя Соломона. После этого все уходили читать молитвы перед сном. А наутро после чая просто, но чистенько одетые шли в синагогу, где служба тянулась часа три. Синагога в Иркутске была хорошая, хоральная, и нам было очень интересно туда ходить. В результате многие мелодии, исполнявшиеся кантором и хором, запоминались, и мы их часто пели дома. Мы вообще очень любили петь.

Из синагоги мы шил домой и садились за стол, трапеза напоминала субботнюю, только перед компотом добавлялся еще вкусный кугл.

Затем мы пели песни религиозного содержания - «Змиройс», и на этом праздник заканчивался. Начиналась свободная самостоятельность. Игрушек готовых у нас не водилось, но в детстве

На шестом году мама отвела меня в хедер к частному учителю-еврею. Высокий седой человек посадил меня рядом с собой, разложил крупно напечатанный лист с буквами еврейского алфавита, и, показывая на буквы, прелагал повторять за ним. А мама в это время незаметно сбрасывала маленькие леденцы и приговаривала , что это ангелы посылают прилежным ученикам. Недалеко за длинным столом сидели человек 15 детей в возрасте от 6 до 12 лет за книжками – молитвенниками, псалмами, и упражнялись в заучивании заданных ми уроков. Ребе был добрым, и хотя плетка висела на видном месте, но он ею очень редко пользовался, чаще только для угроз шалопаям.

Иногда ребе в перерыве между занятиями брал скрипку и играл нам еврейские мелодии – молитвенные, застольные, народные. Так проходило наше время с 9 утра до 4 дня.

В хедере я обучался весь дошкольно-школьный период, и был достаточно религиозен, что не удивительно, если помнить о традициях моей семьи. Русских праздников мы никогда не справляли, зато каждый еврейский праздник, овеянный легендами библии и историей, ожидался нами как радостное событие. Все обряды резко отличали эти дни от обыденной жизни. До сих пор помню в Песах – грецкие орехи, в Пурим маскарадные игры и обмен подарками, в Хануку – зажигание восковых свечей и игры с самодельными волчками, в Суккот – устройство елочных кущей, В Симхас-Тойре – торжественное ношение Торы…

И только один праздник – Йом-Кипур всегда ожидался нами с трепетом. Мама благословляла каждого перед уходом в синагогу. Читалась особая молитва, в которой говорилось, что в этот день предопределяется судьба, кому в этом году жить, а кому умереть. Да и сам обряд абсолютного голода в течение 24 часов не радовал ребят. Особенно тех, кому уже исполнилось 13 лет, и для кого пост был обязателен. Зато как мы собой гордились, когда пост заканчивался, и мы с полным правом приступали к трапезе!

Не могу обойти и еще один обычай, которые наши родители свято соблюдали: на каждый праздник к трапезному столу приводили троих гостей из синагоги из числа бедных людей. Это воспитывало у нас чувство доброты и уважения к окружающим. Мама вообще много работала для бедных – собирала веши и деньги, помогала им лично. И как только ее хватало на все!

В хедере русской грамоте не обучали. Но, на мое счастье, интерес к учебе заметила моя сродная сестра, которая была на 10 лет меня старше и училась в акушерской школе. Она переговорила с мамой и стала преподавать мне русский язык и готовить к поступлению в городское 4- классное училище. Его я закончил в 1902 году, параллельно продолжая ходить хедер. Я понимал, что родителям трудно содержать меня – платить за обучение в школе, покупать пособия, давать деньги на завтраки. И уже в 3 классе я решил организовать в хедере занятия по русской грамоте. Многие родители согласились и установили мне плату по 50 копеек в месяц за каждого ученика. Потом я постепенно стал давать частные уроки малышам на дому. Так я заделался специальным репетитором-педагогом на долгие годы и нашел себе источник существования вплоть до женитьбы.

Городское училище я закончил с похвальным листом и решил во что бы то ни стало учиться дальше самостоятельно по программе гимназии и сдать испытание экстерном на аттестат зрелости, тайно лелея мечту в дальнейшем поступить в университет на медицинский факультет.

Конечно, эта мечта была почти несбыточной. В гимназию мне, как еврею, да еще из бедной семьи, было просто не поступить. Существовала 3% норма приема, а плата составляла 60 рублей. А попасть в университет было еще сложнее. Но не сдавался.

Мои родители, несмотря на всю свою религиозность и бедность, моему стремлению не противились. Правда, другие родственники пытались меня отговорить – дескать, пришла пора родителям помогать, надо поступить в контору и спокойно работать, мечта о среднем образовании для меня неосуществима. Но я не хотел никого слушать.

Я узнал, что в городе Томске при Технологическом институте группа прогрессивных профессоров организовала курсы по подготовке на сдачу экзаменов на аттестат зрелости, и понял, это для меня шанс получить образование. Плата была объявлена 5 рублей в месяц. Но надо было еще на что-то жить и снимать жилье. Я долго думал и решил, что смогу зарабатывать частными уроками. О своем решении я написал брату.

Мой брат Григорий, который был на три года старше меня, служил тогда приказчиком в магазине нашего дяди в городе Бодайбо. Он помогал родителям и младшим братьям и сестрам, поэтому я очень удивился и обрадовался, когда за день до моего отъезда в Томск получил от Гриши телеграмму, в которой он благословлял меня и сообщал, что будет высылать мне по 25 рублей каждый месяц.

Это еще больше укрепило меня в намерении учиться, и в сентябре 1903 года я вместе с товарищем Лешей Тверским, который тоже решил получить аттестат, поехали в Томск. После пятидневного путешествия по железной дороге мы приехали в Томск, и тут-то и начались наши мытарства.

По законам царской России евреи не имели права проживать далее, чем в семи верстах от места своей прописки. А прописывать его могли только там, где он родился. Значит, в Томске нам надо было устраиваться как-то неофициально.

Но в Томске тоже жили евреи. И одна рабочая семья, где хозяйка работала швеей, сдала нам комнату без прописки в полиции. Мы были счастливы – днем мы занимались в столовой комнате хозяйки, а по вечерам ходили на курсы. К тому же в швейной мастерской работала девушка Поля, а к ней приходила ее подружка – гимназистка Блюма Изралевич. Скоро мы подружились. Сначала встречались как бы случайно, когда она приходила к своим бабушке и дедушке, которые жили напротив нас. Потом мы уже договаривались о встрече, я провожал ее в гимназию и обратно, и вскоре наша симпатия перешла в серьезную привязанность, и мы уже не могли и дня не видеть друг друга.

Вскоре мы с Лешей переехали – один фотограф сдал нам отдельную комнату с обедом и чаем утром и вечером всего за 50 рублей в месяц на двоих.

Мы были счастливы. Но счастье наше продолжалось недолго, буквально пару месяцев. До тех пор, пока курсы не затребовали наши адреса. Я сразу подумал, что эти сведения требует полиция. И свой адрес не дал. А Леша наивно счел мои опасения излишними и указал адрес фотографа. На этом наше счастье и закончилось.

(продолжение следует)


Евгения Буторина





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1518
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.045 секунд