Тертуллиан о ритуальных убийствах и Кровавом навете
Дата: Sunday, April 04 @ 17:00:54 MSD
Тема: Antisemitism


Не всегда христианская церковь выступала в качестве обвинителя против подвластных ей иудеев и громко, не стесняясь, заявляла: «Убийцы! Вам нужна кровь христианских младенцев для ваших ветхозаветных ритуалов в пасхальную ночь!» Были времена, когда церковь не была господствующей, и точно такие же обвинения выдвигались против нее языческой толпой.

Один из ранних отцов церкви, юрист по призванию, Квинт Септим Флорент Тертуллиан (ок. 155–245) жаловался:
«Нас (христиан) обвиняют в том, что мы — чудовищнейшие злодеи — совершаем некий священный ритуал, по которому мы убиваем маленького ребенка, и затем едим его; по этому ритуалу, мы после пиршества предаемся кровосмесительному разврату... Это постоянно выдвигается в качестве обвинения против нас, но вы не заботитесь о том, чтобы установить истину относительно того, в чем мы обвиняемся на протяжении столь долгого времени!» (Tertullian, Apologeticus, 7:1)


«Опять таки, если мы определенно не самые нечестивые из людей, то почему вы поступаете с нами совсем не так, как с нашими товарищами, другими криминалами... Когда те же обвинения, в которых обвиняемся мы, делаются против других, им дозволяется пользоваться как своими собственными устами, так и наемными заступниками, чтобы показать свою невиновность... Только христианам запрещается говорить что-либо в оправдание себе... Всё, что вам нужно, это получить то, чего требует публичная ненависть, -- признания (одного лишь) имени (христианин), не рассмотрения обвинения! В то время как при обычном судебном расследовании, когда кто-либо признается в убийстве, святотатстве, кровосмешении или предательстве... вы не сразу готовы вынести приговор, -- вы не делаете этого шага до тех пор, пока не проверите тщательно обстоятельств признания... Ничего подобного не делается в нашей ситуации, хотя лживые слухи, распространяемые о нас, дожны были бы подвергаться тому же тщательному анализу. Следовало бы определить, сколько убиенных младенцев каждый из нас попробовал, сколько кровосмесительных актов каждый из нас совершил в покрове темноты, кто из поваров, собак, были свидетелями наших злодеяний. О, как велика была бы слава того правителя, который вывел бы на свет какого-то христианина, который пожрал бы (целую) сотню младенцев!» (Там же, 2:1—5).

Так пишет Тертуллиан о христианах того времени. Христиан ненавидели и преследовали в судебном порядке только за то, что они христиане. Страшное обвинение в убиении младенцев и съедении их тел даже не рассматривалось: достаточно было назваться «христианином», чтобы быть вне закона.

Что касается слухов о кровосмесительных оргиях, то поводом для них мог служить развращенный образ жизни в некоторых еретических раннехристианских сектах, например, карпократов. А вот, поводом для слухов о христианском ритуальном убиении и поедании младенцев мог явиться один из важнейших обрядов христианского таинства: Евхаристия. «Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним» (Маленькая Католическая Энциклопедия, «Евхаристия»).

В Средние века всеобщее отношение к священному хлебу и вину как к реальному Телу и Крови Христа породило накаленную эмоциональную атмосферу, в которой ощущалось, что тело Младенца реально поедается во время Причастия принятием Евхаристического Хлеба. Популярный францисканский проповедник Бертольд Регенсбургский (13 в.) считал нужным объяснить толпе, почему они не видят в хлебе реальное Тело Младенца, посредством следующего риторического вопроса: «Кому хотелось бы откусить голову младенца, либо руку его или ногу?»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕВХАРИСТИИ И ЕЁ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ

Согласно первым трем евангелистам (синоптикам), Последняя Вечеря Господня происходила в праздничную ночь иудейской Пасхи, когда едят пасхального агнца. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих проливаемая во оставление грехов» (Мф 26:26—28).

Пасхальный ужин называется у евреев Сейдер, во время которого едят мацу (пресный хлеб) и выпивают четыре чаши (бокала) красного вина. Как видно из рассказа синоптиков, Иисус со своими учениками справляли Сейдер.

Совсем иначе обстоит дело в рассказе четвертого евангелиста Иоанна. Из его рассказа следует однозначно, что вся последняя вечеря, после которой Христос был арестован, происходила вечером НАКАНУНЕ Пасхи.

«...И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. 28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. 29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. 30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» (Ин 13:26—30).

Здесь на Евхаристию нет и намека. Никакой раздачи хлеба («Плоти Христовой») ученикам, а кусок хлеба, поданный Искариоту, стал для него носителем сатаны. Никакого вина также нет. А из того, что ученики думали, что Иисус велел ему купить что нужно к празднику, ясно, что праздник еще не наступил. Единственное, что есть, — это омовение ног, символизирующее унижение Учителя в Его безграничной любви к Своим ученикам. Но и мытье ног также не совершается в праздник. Можно ли по закону купаться или мыть ноги в праздник, это вопрос, который выходит за пределы моей компетенции, но накануне праздника иудеи купаются и одевают чистую, праздничную одежду, так что купание или мытье ног через несколько часов после наступления праздника, ненужное и непраздничное занятие.

Между прочим, разногласия евангелистов по вопросу о том, когда происходила Последняя Вечеря, отражаются и в традиционном различии обычаев между православными и западными церквями. Пасхальные куличи, испекаемые православными бабушками, – это непресный хлеб, который у евреев в Пасху по ветхозаветному закону строжайше запрещен. Зато в западных церквях, католической и протестантских, Евхаристический хлеб, т.н. «гостия», делается ПРЕСНЫМ, наподобие мацы у евреев. Восточная традиция следует евангелисту Иоанну, западная – синоптикам. Непонятно только, откуда у православных Евхаристия? Ведь у Иоанна раздача хлеба и вина не упоминается.

Еще сообщение о том, что Иисус передал хлеб и чашу в ту ночь, когда предан был, содержится в письмах ап. Павла:

«20 Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; 21 ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. 23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб 24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. 26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. 28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. 29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Корин 11:20—29).

Судя по рассказу Павла, у него было устное предание о Последней Вечере, но он ее не связывает с праздником иудейской Пасхи. Более того, из письма Павла вовсе не следует, что речь здесь идет о Евхаристии. Речь идет об общих трапезах, на которые собирались ранние христиане, в обычные дни. Вино также явно не упоминается в послании Павла. Из «чаши Господней» можно пить и другую жидкость. Павел только говорит о том благоговении, которое должно царить во время общих трапез, которые посвящены памяти Христа, его Плоти и Крови, и носят сакральный характер, но не более. Следует иметь в виду, что послания апостола Павла были написаны значительно раньше всех Евангелий, и хотя Евангелия возможно существовали в качестве устных преданий, мы в посланиях Павла имеем традицию, наиболее близкую к историческому событию. Версия Павла – это еще одна версия происшедшего, которая отличается, как от преданий синоптиков, так и от четвертого «Евангелия от Иоанна».

Почему существуют спорные традиции относительно даты Распятия и Последней Вечери? Проблема эта сложная, но не необъяснимая. Дело в том, что апостолы все в ту ночь рассеялись кто куда, за Иисусом шли только Петр и «любимый ученик». Апостолы явно не оповестили многочисленных последователей Иисуса, уверовавших в Него, и те мирно спали в ту ночь. Ничего не знали они о казни Иисуса и на следующий день: на площади перед прокуратурой не было никого, кто кричал бы Понтию Пилату: «Отпусти Его!» Все, как положено, готовились к пасхальному Сейдеру. Очень вероятно, что когда уверовавшие в Иисуса (христианами они тогда не назывались) получили известие о казни их Учителя в течение праздника, они отказались этому верить. Этим, возможно, объясняется наличие мусульманской «версии», что Иисус вообще не был распят, а вместо него был распят совершенно другой человек. Эта «традиция» заимствована мусульманами от христиан-евреев. Таким образом, по прошествии нескольких десятков лет, пока евангелия были кем-то записаны, уже не было четкого предания о том, когда, в какой день, в канун Пасхи или в Пасху был распят Иисус. Точно так же не помнили, какая это была трапеза, праздничная или будняя.

Теперь вернемся к вопросу о том, откуда взялось вино за Вечерей, если мы допустим (то, что более вероятно), что Последняя Вечеря была не пасхальным Сейдером, а обыкновенной совместной трапезой Иисуса с учениками? Как мы уже отметили, в сообщении Ев. от Иоанна вина нет. Нет и явного вина в сообщении ап. Павла в его послании к Коринфянам. Однако упоминается «чаша».

На помощь нам придут знатоки иудейского закона, талмудисты. Согласно Талмуду, когда десять, или более человек, трапезничают вместе, они после окончания еды должны произнести совместную благодарственную молитву и, если возможно, НАД БОКАЛОМ ВИНА (См. Мишна, Брахот, 8:8). Таким образом, преломив хлеб, Иисус раздал Своим ученикам по кусочку (как это делают и сейчас евреи), а закончив трапезу, произнес вместе с учениками благодарственную молитву над чашей вина, и дал всем ученикам выпить из нее.

Дадим немного волю нашему воображению, и предположим, что вино, которое Иисус раздал своим ученикам, кто-то из них сохранил. Это практикуется и сегодня, я сама была этому свидетелем. Вино, полученное от цаддика (святого человека), сохраняется, к нему добавляют еще вина, и еще, и так раздают всем родственникам и знакомым бутылочки с вином. Это «кос шел браха» (чаша благословения) от цаддика.

Мы можем также предположить, что в 1-м в. н.э. еще существовало вино, полученное от Иисуса, и оно носило кодовое название «Кровь Христа». Между прочим, вино в поэтических текстах Библии иногда таки называетя «кровью гроздей» (Быт. 49:11). Когда некоторое количество вина (алкоголя) поступает в кровь, человек веселеет. Это известно давно: «Виноградная лоза сказала: оставлю ли я сок свой, веселящий Бога и людей» (Суд 9:13). У евреев любой праздник, любое торжество, свадьба, суббота начинаются с благословения над чашей вина. Даже новообрезанному младенцу дают каплю вина в рот, он засыпает, и не чувствует боли.

Когда в христианское движение стали вступать язычники, которые не обрезывались и не соблюдали священной субботы, иудео-христиане с ними этим вином не делились. Как мы знаем из писем Павла и Деяний апостолов, а также из исторических источников, иудео-христиане крайне враждебно относились к тому, что Павел приобщал язычников, не требуя от них обрезываться. Насколько мне известно, вино иудеи охраняют от прикосновения не только язычника, но и еврея, не соблюдающего, например, субботу. Это связано с тем, что вино в языческих религиях использовалось для идолопоклоннических возлияний, и язычник, взявший в руки вино, может его сделать негодным. Таков закон.

Если мы задумаемся над тем, как реагировали язычники-христиане на то, что иудео-христиане обладают какой-то таинственной «Кровью Христа», а с ними не делятся, то мы поймем откуда взялась такая дикая клевета, что евреям требуется кровь на Пасху, и именно «христианская» («кровь Христа»)! Это из той же оперы, что и миф о том, что христиане едят младенцев в сопровождении гнусных кровосмесительных оргий. Те же гнусные слухи, которые языческая чернь распространяла про христиан, христианская толпа, не очень разбираясь, перенесла на евреев, сконцентрировав свое внимание, на «крови христианской», которая является составным элементом таинства Причащения, «Кровью Христа».





С уважением,
Д-р Савельева Л.С.

Материал впервые опубликован Л.С. Савельевой на форуме Андрея Кураева, где состоялась дисскуссия, с материалами которой вы можете ознакомиться.

Продолжить дискуссию можно на нашем форуме.



Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=313
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.134 секунд