Где и когда родился марк Шагал. Гирш РАЙХЕЛЬСОН
Дата: Saturday, June 26 @ 00:10:00 MSD Тема: Arts & artists
6 июля исполняется 117 лет со дня рождения великого художника Марка Шагала, чье удивительное творчество заполнило весь XX век. Девятнадцать лет назад, 28 марта 1985 года, Мастера не стало, но интерес к его творчеству, к личности художника, истории его почти столетней жизни не ослабевает.
Невозможно распутать сложнейший клубок, сотканный Шагалом из необычной фантазии и яви, снов и видений. Художественное восприятие действительности, легкость, с которой его персонажи преодолевают земное притяжение, - все это продолжает находиться под пристальным вниманием критиков, экспертов, художников, его биографов. Трудно просто перечислить количество книг-исследований, каталогов и прочей литературы, изданных во всем мире, посвященных М.Шагалу.
Шагаловедение стало наукой, которая продолжает раскрывать все новые загадки его жизни и творчества.
Яаков Бааль-Тшува впервые встретил Марка Шагала в 1951 году, и с тех пор их дружба продолжалась 34 года - до самой смерти художника. Вава Бродская, жена Шагала, обычно препятствующая его общению с внешним миром, в данном случае делала исключение. Художник часто и подолгу общался с ним, они всегда разговаривали на идиш. Естественно, Бааль-Тшува несколько своих книг посвятил своему знаменитому другу. Прекрасно оформлена и иллюстрирована его последняя книга "Марк Шагал", изданная в 2003 году. Очень трогательное посвящение: "Эта книга посвящена памяти Иды Шагал (1916 -1994), дочери художника, вся жизнь которой была отдана творчеству ее отца".
Читаю 1-ю главу, "Витебск 1887 - 1906":
"Марк Шагал родился как Мойша Сегал 7 июля 1887 года в Витебске". Звоню автору и, ссылаясь на рекомендацию Александра Рэйдона, владельца художественной галереи в Манхэттене, прошу о встрече. Бааль-Тшува интересуется, чем вызвана моя просьба. Представляясь, я нахально замечаю, что в такой прекрасной книге мною обнаружены некоторые неточности. "Что вы имеете в виду?" На его вопрос я отвечаю вопросом: "Из каких источников вам известно, что первоначально фамилия художника была "Сегал"?" "От самого Шагала", - следует ответ. Я несколько озадачен ответом авторитета, но... "истина дороже", и я сообщаю ему, что, согласно витебским исследователям, фамилию "Сегал" на "Шагал" поменял Мордух-Давид, дед художника, еще задолго до рождения самого художника. Перечисляю источники, датированные XIX веком, и слышу в ответ: "Да, Марк был большим фантазером..." Перевожу дыхание и продолжаю: "Вы были правы, отметив на стр.160, что Белла умерла не в возрасте 48 лет, как было указано в некрологе в газете "Нью-Йорк таймс", а старше. Но и в вашем предположении, что в действительности ей было 52 или
53 года... тоже неточность: она родилась 15 декабря 1889 года, то есть ей шел 55-й год". И, упреждая его вопрос о доказательствах, привожу их. "Марк утверждал, что она родилась в 1895 году, и даты ее жизни выбиты на памятнике. Вот они: 15-12-1895 - 2-9-1944". Я спросил его, знает ли он, где похоронена Белла. Ответ был отрицательным. (После длительных поисков я все же нашел могилу Беллы на одном из еврейских кладбищ в графстве Вестчестер - эти даты были продублированы как на небольшой горизонтальной плите, установленной при похоронах, так и на вертикальной мраморной плите с характерным шагаловским барельефом, установленной позже.) Я также заметил, что художник родился не 7, а 6 июля... Бааль-Тшува больше не спрашивал о доказательствах, и мы с ним обсудили возможную дату встречи.
Уже в этом, 2004 году вышел капитальный труд профессора Yale University Бенжамина Харшава "Марк Шагал и его время", в котором наиболее подробно рассматривается биография Марка Шагала, иллюстрируемая сотнями писем самого художника и его близкого окружения, переведенными на английский с идиш, хибру, русского, французского и немецкого самим автором и его женой, переводчицей Барбарой Харшав.
Прочесть внимательно всю книгу - 1026 страниц - невозможно за столь короткое время, но даже беглое прочтение главы за главой позволяет сделать вывод, что рассказанная здесь история - через повествование, переписку, подлинные документы и иллюстрации - история жизни замечательного Марка Шагала, художника и еврея, бросившегося в бушующий и суматошный XX век из гетто "черты оседлости" царской России в центр современной культуры.
Эта книга-биография принципиально отличается от множества хорошо известных биографий Шагала, написанных в разные временные эпохи, растянувшиеся почти на столетие. В книге приведены как известные, так и совершенно не известные факты, но в ней нет их интерпретации, нет анализа действий главного героя - они говорят сами за себя, оставляя за читателем
право на собственную интерпретацию и выводы.
Эта книга профессора Бенжамина Харшава - неоценимый подарок всем поклонникам творчества Марка Шагала и значительный вклад в науку шагаловедения накануне очередной годовщины со дня рождения художника.
Рассмотрены здесь и всевозможные ошибки и искажения фактов биографии Мастера, а также приведены логические и документальные источники этих разночтений.
Наиболее распространенная ошибка - место рождения Марка Шагала. Художник пишет в своем "романе моей жизни" (написан в период 1915 - 1920 годов)*: "...мама рассказывала, что, как раз когда я родился - в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы, на окраине Витебска вспыхнул пожар..." Он же дал повод многим, даже авторитетным экспертам, утверждать, что Шагал родился в небольшом городке под Витебском, километрах в 25 в южном направлении, на Оршу.
В первой биографической статье о художнике, написанной Абрамом Эфросом при непосредственном участии самого Шагала, четко отмечено, что художник родился в Лиозно. Так повторялось несколько раз: то Витебск, то Лиозно. Например, собственноручно заполняя вопросник художественного музея Чикаго, Шагал отвечает: "...Родился: Лиозно, Витебск". Тем не менее документально точно установлено, что в середине 80-х годов XIX века дед художника Мордух-Давид Шагал, учитель начальной религиозной еврейской школы (хедера) в Лиозно, переехал в Витебск со своим старшим сыном (от второго брака с Башевой) Хацкелем (Захаром) и отдал его в ученики к торговцу селедкой. Художник часто посещал Лиозно, где жили большинство его родственников как по отцовской, так и по материнской линии.
Вернемся к пожару, вспыхнувшему на окраине Витебска. В "Витебских губернских ведомостях" писалось, что в городе произошел ужасный пожар 24 июня 1887 года (по старому стилю). Биографы Шагала механически добавляли 13 дней - вот и получалось, что родился он 7 июля, но в ЧШЧ веке добавляли 12,.. как теперь добавляют 14.
В другой своей книге, изданной в 1994 году, Бенжамин Харшав приходит к выводу, что Марк Шагал был и замечательным трюкачом по запутыванию как дат написания им картин, что, впрочем, нередкое явление в среде художников, так и некоторых фактов своей биографии. Здесь прослеживается некоторая связь с персонажами Шолом-Алейхема. Так, Тевье-молочник, говоря о времени того или иного события, балагурил: "а - ер - мит - а - митвох", то есть "год и пол недели". Еврейскую идиому - поговорку "Мишугинер, ароп фун дах!" ("Ненормальный, слезай с крыши!") - Шагал воплотил в своей картине "Покойник" (1908).
А.Подлипский, местный историк-журналист, создатель и первый директор Дома-музея Шагала в Витебске, в одной из своих книг "Вторая родина Марка Шагала" объясняет историю заблуждений в отношении биографии Шагала более прозаично. С одной стороны, родители и многочисленные родственники художника были уроженцами Лиозно и соседнего местечка Добромысли. А с другой - когда с имени "сионистского" художника было снято табу, отечественные искусствоведы обнаружили, что вся огромная современная литература о Марке Шагале издана на Западе и для ввоза в Союз она была запрещена. Лишь когда Шагал умер, в центральной печати появилось сообщение ТАСС о его смерти. Ну а официальные Витебск и Минск молчали. Зато в 1987 году, году столетия со дня рождения Шагала, они разразились потоками клеветы и грязи в адрес покойного художника. Вот почему до перестроечных лет единственным источником сведений о Шагале были его родственники, жившие в основном в Ленинграде (все родные в Лиозно были уничтожены фашистами). Но они не имели точных сведений о месте и дате рождения художника.
На днях А.Подлипский прислал мне статью из "Комсомольской правды" от 19 февраля этого года с "интригующим" заглавием "Шагал стал водкой", извещающую, что с марта белорусско-французское предприятие "Вуадор" начинает выпуск водки "Шагал": "Очередным белорусским брэндом отныне станет водка "Шагал"... Идеальное решение для национального алкогольного напитка". Таким образом в Белоруссии осуществляется "окультуривание масс" через "всенародное возвращение" имени художника на родину.
* Примечательно, как разночтения о месте рождения Марка Шагала использовал неустанный "борец" с сионизмом Вл.Бегун. Со страниц республиканского журнала ЦК КПБ он гневно вопрошал: "Почему известный поэт Вознесенский избрал Витебск для развертывания крикливой компании... ШАГАЛОМАНИИ,.. когда всем известно, что этот художник-модернист с ярко выраженными сионистскими наклонностями родился в Лиозно?" Антишагаловская истерия из номера в номер набирала обороты, вовлекая в эту мутную волну все новые "факты" и новых авторов - от безвестных ветеранов "войны и труда" до известных ученых и художников, ярких представителей соцреализма. Цель была достигнута - всенародный вердикт гласил: "Музей Шагала нам не нужен!"..
Форверст
|
|