Рош а-Шана - Судный День
Дата: Wednesday, September 15 @ 10:00:00 MSD
Тема: Tradition


Рош а-Шана, еврейский Новый год, и следующий за ним Йом Кипур не связаны с какими-либо историческими событиями в жизни нашего народа. Это праздники религиозные, строгие и торжественные — в них заложен особый духовный смысл.



Нет лучшего определения периода от Нового года до Йом Кипур, чем название «Судные дни». В эти дни человек предстает перед судом Всевышнего и отвечает за содеянное в течение года. Говорят наши мудрецы: «Над нами всеми суд в Рош а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур».







В день Рош а-Шана провозглашается власть Б-га над всей Вселенной и всеми народами мира, отчего Рош а-Шана называют еще днем Коронации. В молитве на Рош а-Шана говорится: «Б-г наш, властвуй над всем миром во славе Твоей, вознесись над всей землей в красе Твоей. Да познает все сотворенное, что Ты его сотворил… И да составят все единый союз, чтобы исполнить волю Твою от всего сердца».

Этот день может быть уподоблен празднику коронации владыки земного. Как верные граждане собираемся мы в этот день, чтобы выразить ему почет и преданность. А король, преисполненный любви к своим подданным, щедро награждает их и даже прощает преступивших закон, если видит, что раскаяние искренне.

В день Рош а-Шана мы повторяем: «Б-г — Король всей земли». А Он, преисполненный к нам любви, прощает согрешивших и щедро награждает праведных. Рош а-Шана — день коронации Всевышнего, когда мы принимаем путь служения Ему.

На Рош а-Шана, в день, когда мы торжественно провозглашаем и признаем власть Б-га над всей Вселенной и особый союз между Владыкой мира и народом Израиля, судьба человечества записывается на год вперед. Говорят мудрецы: «Три книги раскрываются в день Рош а-Шана: одна — содержащая весьма праведных, другая — весьма грешных, а третья книга содержит «средних». Весьма праведные тут же (в Рош а-Шана) записываются и скрепляются на жизнь, весьма грешные тут же записываются и скрепляются на смерть, а судьба «средних» решится в Йом Кипур…

Преданные Ему и полные любви, мы ждем всепрощения. Наказание грозит безнадежно потерянным, а простые люди, кто грешил по неведению и, осознав, раскаялся, могут вымолить себе прощение в день коронации Всевышнего, ибо Он добр и милосерден. Он не стремится к наказанию и только требует соблюдения заповедей, данных Им еврейскому народу для нашего блага.

На Рош а-Шана, в первый день месяца Тишрей, был создан прародитель человечества — Адам. В тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош а-Шана, и тогда свершился первый Суд над человеком. С тех пор ежегодно в день Рош а-Шана творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

Но день Суда Он превратил в день прощения и милосердия. Сказано: «Весь год евреи заняты своими делами. А в день Рош а-Шана они берут Шофар (бараний рог) и трубят перед Б-гом. Тогда восстает Он с кресла Правосудия и пересаживается в кресло Милосердия, и весь мир наполняется милосердием». Кто пришел к Нему с надеждой и верой, кто принес Ему чувство милосердия и любви к ближнему, твердое желание отказаться от дурных привычек и нравов — тот прощен. И долетит до Б-га его молитва о ниспослании ему, его семье и всему еврейскому народу счастливого года, мира, здоровья, благополучия и радости.

Вот почему праздничен день Суда и не похож на суровость суда земного. Мы верим, что Творец оценит наши достоинства и благодаря раскаянию и молитве простит. Поэтому евреи традиционно желают друг другу в первую ночь Рош а-Шана: «Лешоно тойво тикосев ветихосем» — «Да будете вы записаны в счастливый год».

Праздничен, но серьезен Рош а-Шана, и не положено в эти дни предаваться легкомысленному веселью. Сказано у мудрецов: «И спросили ангелы Всевышнего: ’Король Вселенной, почему евреи не воспевают перед Тобой хвалебные песни на Рош а-Шана?’ И ответил Он: ’Возможно ли? В эти дни Король сидит на судейском кресле, и книги жизни и книги смерти открыты перед Ним, а сыны Израилевы будут Ему воспевать?!’»

Над нами всеми суд в Рош а-Шана, а приговор выносится на Йом Кипур… Вот почему дни Рош а-Шана вместе с последующими восемью днями, включая Йом Кипур, — есть единое целое, которое носит название «десяти дней раскаяния».

Кто пережил удивительное чувство раскаяния, когда спадает с души тяжкое бремя постыдных дел, тот никогда не забудет посещение синагоги в Рош а-Шана. Горячая, страстная молитва окружающих; то особое, берущее за душу чтение Торы на определенный мотив, который мы слышим только на Рош а-Шана и Йом Кипур; необычные, доходящие до глубины сердца звуки рога Шофара и торжественное молчание, когда сотни и тысячи людей открывают сердца для «тшувы» — раскаяния.

Заповедь «тшува» — раскаяния или в дословном переводе «возвращения» — одна из основ еврейской религии. Все мы смертны биологически, но человеческая личность стоит перед вечностью, и от тшувы зависит, какими предстанем мы перед Творцом. Благодаря тшуве человек способен очистить, освободить себя от грехов. Для этого он должен искренне покаяться в совершенном и чистосердечно обещать Всевышнему никогда впредь не делать подобного.

Право на раскаяние возлагает на человека подлинную ответственность за его поступки. Он был свободен в выборе своих решений, следовательно, несет ответственность за каждый свой шаг, и никто, кроме него самого, не может освободить человека от совершенного им греха. А поскольку «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы», то дана ему возможность искупления грехов через раскаяние. Прощение никогда не приходит с неба как дар Б-га. «Поступки твои приближают тебя, поступки твои тебя отдаляют». Только после искреннего раскаяния в совершенном и обязательства не повторять этого в будущем «отпускаются грехи и очищается человек».

Резкие, тревожные звуки Шофара возвещают наступление «Асерет йемей тшува» — десяти дней покаяния до Йом Кипур. Призыв Шофара, по словам великого Маймонида, напоминает: «Проснитесь спящие, пробудитесь от сна и взвесьте ваши поступки; вспомните вашего Создателя и вернитесь к нему для покаяния. Не будьте теми, кто, не считаясь с реальностью, гонится за тенями и теряет свое время и годы на поиск ненужных вещей, от которых нет выгоды человеку или освобождения. Внимательно загляните в свою душу и обдумайте собственные действия; да избавится всякий от плохих поступков и дум и вернется к Б-гу, чтобы Он мог над нами смилостивиться».

Тора называет Рош а-Шана «днем трубного гласа» или «Памятью трубного гласа». Трубные звуки рога Шофара придают торжественный характер празднику Рош а-Шана, они пробуждают людей к самоуглублению и мыслям о покаянии. В тревожном звуке бараньего рога призыв и мудрость: человек — существо разумное, высшее из творений Создателя — обязан, тем не менее, подчинять свою интеллектуальную жизнь Всевышнему с покорностью неразумного животного.

Трубный глас Шофара — самый впечатляющий момент праздника Рош а-Шана. С благоговением внимают молящиеся звукам рога, и трепетно отзывается в их сердцах: «Проснитесь спящие от сна и дремлющие от дремоты своей».

Обычай трубить в Шофар впервые упоминается в связи с Откровением на горе Сииай, когда «голос Шофара был особенно сильным и весь народ, находившийся в лагере, дрожал». Таким образом, звуки рога на Рош а-Шана напоминают нам о Вручении Торы и о нашей обязанности исполнять ее мицвот (заповеди).

В день Рош а-Шана провозглашается союз между Творцом и народом Израиля. Из года в год в молитвах на Рош а-Шана напоминается, что Тора была дана сынам Израиля — народу, взявшему на себя соблюдение Мицвот Торы, полученной от Него на горе Синай. «Ты явился в величественном облике Своем священному народу Твоему, чтобы говорить с ним; с неба раздался глас Твой при откровении Твоем… Ты, Король наш, открылся на горе Синай, чтобы преподать народу Твоему учение (Тору) и заповеди».

Трубить в Шофар на Рош а-Шана — заповедь Торы, и мы соблюдаем ее, произнося перед этим: «Благословен Ты, Б-г, Всесильный наш, Король Вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и приказавший нам слушать голос Шофара». Достаточно один раз услышать могучий звук Шофара, чтобы смысл этой заповеди навеки остался в сердце.

В русском языке слово «слушать» имеет только одно значение, а в древнееврейском — несколько. «Лишмоа» — это слушать ушами, но также — понимать и еще — повиноваться. В этом тройном значении слова «лишмоа» — три главных задачи Шофара: призыв к покаянию и приобщению к свету Торы; призыв к преодолению всех препятствий на нашем пути и, наконец, весть о Б-жественном милосердии и прощении, которые обещают нам счастливое и безгрешное начало Нового года. «Счастливы люди, которые знают значение звуков Шофара; они идут по Твоему пути, Всевышний!»

«Унтане токеф»

Голос Шофара вступает после окончания чтения Торы в синагоге перед одной из самых торжественных молитв Рош а-Шана — Унтане токеф. Эта молитва напоминает нам о величии наших предков, для которых преданность Торе и Б-гу означала готовность идти на любые жертвы. Мы знаем, что тысячи наших братьев смотрели в лицо смерти, прославляя имя Б-га, и одним из них был рабби Амнон.

Он жил в 13-ом веке в немецком городе Майнце, был одним из выдающихся людей своего времени, слыл великим ученым, был богат и красив. За набожность и мудрость его одинаково почитали евреи и неевреи, и даже правитель страны — герцог Гессенский — весьма дорожил его мнением. Высоко ценя ум рабби, он постоянно совещался с ним по важным государственным делам.

Влияние рабби на государя, почет и оказываемое ему уважение вызвали зависть и злобу приближенных герцога. И был придуман коварный план. «Почему бы, ваше высочество, — подсказал как-то герцогу секретарь, — не перейти раввину Амнону в нашу веру? Тогда он приблизится к вам и сможет оказать еще большую помощь своим умом и талантами…»

Герцог пришел в восторг от такой идеи и немедленно выложил ее рабби:

— Мой друг, я знаю, как вы преданы мне, а сейчас прошу о личном одолжении. Отрекитесь от вашей веры, станьте христианином, и вы будете вторым человеком в стране по богатству, могуществу и почету.

Но в ужасе отшатнулся раввин:

— Да, я — еврей, — сказал он, — но вспомните, разве это когда-нибудь отражалось на моей верности вам? Наоборот, моя вера предписывает мне быть преданным государю и стране, где я живу… Я готов пожертвовать ради вас и блага государства чем угодно, но только не верой моих предков. Зачем вам понадобилось, чтобы я предал мой народ? Зачем вам понадобился человек без уважения к самому святому в мире — своей религии? Если я изменю своему Б-гу, можете ли вы после этого быть уверены, что не изменю я и вам?..

В тот день не нашлось у герцога возражений, но он не отказался от подсказанной ему завистниками идеи. При каждой встрече повторял он теперь предложение перейти в христианство; визиты во дворец стали рабби неприятны, он начал избегать их, а герцог — раздражаться и приходить в ярость от непокорности еврея. В конце концов, ему надоело просить, и он заявил: «Я больше не прошу тебя перейти в христианство, на этот раз — я приказываю» — и потребовал немедленного ответа. Растерянный равнин смог только выпросить три дня на размышления.

Он покинул дворец в страшном смятении. «Как я мог, — спрашивал себя рабби, — уклониться от твердого „нет“? Что дадут мне эти три дня, кроме сомнений в моей вере и смелости? Значит, слаба моя вера, о прости меня за это Всевышний!»

Мучимый раскаянием, он закрылся у себя в доме, перестал есть и пить и молил Б-га о прощении за проявленное малодушие. На утешения родных и близких он отвечал: три дня, выпрошенные на обдумывание, означают в глазах Б-га и людей сомнение в истинности еврейской веры. Такой грех позорен и непростим…

Тем временем три дня миновали, и разгневанный герцог велел привести к нему равнина насильно, предварительно заковав его в цепи. Гнев ослепил правителя, он забыл былое уважение и дружбу.

— Как ты осмелился, — накинулся герцог на осунувшегося рабби, — не подчиниться моему приказу? Три дня, о которых ты просил, прошли. Говори свой ответ и заранее предупреждаю — берегись, если намерен упорствовать!..

Физическая слабость не поколебала гордый дух равнина: — Ваше высочество, — сказал он бесстрашно, — тут не может быть никаких сомнений: я еврей и останусь евреем! Но я солгал прошлый раз по слабости своей, выпрашивая три дня отсрочки, и этим тяжко согрешил против моего Б-га. Прошу, накажите меня и отрежьте мой лживьтй язык.

— Нет, — закричал разъяренный герцог, — не язык твой я велю отрубить. Ты всегда говорил мне правду. За грехи против своего Б-га ты расплатишься сам. А я велю наказать твои ноги, которые не поторопились выполнить мое повеление…

По приказу герцога палачи долго мучили рабби Амнона. Они отсекали ему палец за пальцем на ногах и каждый раз спрашивали, не передумал ли он, не желает ли наконец перейти в христианство…

Умирающего рабби отправили домой. Это произошло в день Рош а-Шана, и он потребовал отнести его в синагогу. Во время чтения молитвы Мусаф рабби внезапно остановил кантора: «Подожди, я хочу освятить Великое Имя», — и полным голосом, неожиданным в умирающем человеке, прочел новую молитву:

«Провозгласим великую святость этого дня: грозен он и страшен. В этот день возвеличится власть Твоя, утвердится в милосердии Твой престол…

Поистине, Ты — судья и обличитель, Ты знаешь и свидетельствуешь, отмечаешь и утверждаешь, помня все забытое…

И раздается звук великого Шофара… И ангелы, объятые дрожью и страхом, провозглашают: «Вот день суда!»… И все рожденные на свет проходят перед Тобой, как овцы.

Как пастырь, осматривая свое стадо, подводит овец под жезл свой, так и Ты проводишь… определяешь и считаешь души всех живущих, ставишь предел всему живому и отмечаешь решение их судьбы.

В Рош а-Шана записывается, а в день Отпущения утверждается: кому отойти и кому явиться на свет. Кому жить и кому умереть, кому — в свое время, а кому — безвременно, кому смерть от воды, кому — от огня, кому от меча, кому — от зверя, кому от голода, а кому — от жажды, кому — от грозы, а кому — от болезни… кому покой и кому скитания, кому — беспечность и кому — тревога, кому — благополучие и кому — терзания, кому — бедность и кому — богатство, кому — унижение и кому — величие.

Но тшува, тфила и цдака (раскаяние, молитва и благотворительность) отменяют злое предначертание«.

Закончив, рабби Амнон скончался, а молитва его — «Унтане токеф» — произносится с той поры в каждой еврейской общине по всему миру.

Законы и обычаи праздника

Рош а-Шана — серьезный и торжественный праздник, богатый символическими обрядами. Его празднуют два дня — первого и второго числа месяца Тишрей. Оба дня Рош а-Шана считаются одним «длинным» днем, и в это время запрещена любая работа.

Накануне праздника, перед заходом солнца, женщины зажигают свечи, произнося при этом следующие благословения:

1. Борух Ато А-дой-ной Э-лой-ейну Мелех Оойлом Ашер Кидшону Бемицвойсов Вецивону Леадлик Нейр Шел Шабос Вешел Йойм а-Зикоройн

2. Борух Ато А-дой-ной Э-лой-ейну Мелех Оойлом Шеэхейону Векиймону Веигийону Лизман А-зе

Перевод:

1. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, Освятивший нас Своими заповедями и Указавший нам зажигать свечи Субботы и дня Воспоминания.

2. Благословен Ты Б-г, Всесильный наш, Властелин вселенной, Сохранивший нас в живых, Обеспечивший наше cуществование, и Доведший нас до сего времени.

(На Второй день Poш-а-Шана, во время чтения благословения «Шеэхейонy», желательно oдeть новую одежду или положить на стол плоды, которые вы еще не пробовали в этом гoду).

В дни Рош а-Шана евреи молятся в синагогах и просят Превечного ниспослать им, семье их и всему народу Израиля мир, благополучие и радость. Молитвы Рош а-Шана необычно глубоки и поэтичны, они помогают прочувствовать и пережить самый смысл Рош а-Шана — праздника обновления, когда человек очищает душу и готовится к новому году, полному добрых дел.

У евреев распространен в эти дни обычай желать друг другу доброго Нового года. В первый вечер, после вечерней молитвы, пожимая друг другу руки, говорят: «Лешоно тойво тикосев всихосем!» — «Да будешь ты записан и подписан на добрый и счастливый год!»


Вернувшись домой из синагоги, произносят новогодний Кидуш над бокалом вина. Затем омывают руки и произносят благословение над хлебом. Весь год, по традиции, первый кусочек хлеба окунают в соль. В дни Рош а-Шана его макают в мед, чтобы таким же сладким был весь последующий год. Затем берут дольку сладкого яблока, также окунают ее в мед, произнося при этом: «Йеи роцойн милфонехо шетехадейш олейну шоно тойво умесуко!» — «Да будет Твоим желанием, чтобы Новый год был для нас хорошим и сладким!»

За ужином в первую ночь принято есть овощи и фрукты, ивритское название которых созвучно с символами удачи и счастья — финики, гранаты, морковь, а также голову рыбы.

Не едят кислого и горького. Орехи тоже не едят. Потому что сумма числовых значений букв этого слова на иврите намекает на слово «грех».

На следующий день в синагоге проводится утренняя молитва. Кульминационным моментом в утреннем Богослужении является трубное торжество, т. е. звуки рога Шофара. Важнейшая обязанность каждого еврея (и мужчин, и женщин, и детей) — слушать звучание Шофара. Этот звук символизирует коронацию Б-га как Владыки вселенной.


В первый день Рош а-Шана, после предвечерней молитвы, перед заходом солнца, евреи идут к берегу моря, реки или озера или к любому близлежащему водоему. Здесь, над водой, читается особая молитва Ташлих, и слова: «…не вечно гневается Он, потому что любит миловать детей своих. Он опять смилостивится над нами, изгладит беззакония наши. И сбросишь Ты в глубины моря все наши грехи…», — объясняют последующий символический жест. Закончит молитву, евреи встряхивают над водой полы одежды, как бы сбрасывая с себя прошлые грехи, чтобы следовать новой, праведной жизни.

В эту минуту, стоя над водами, мы ощущаем величие Создателя мира, изумляемся красотою мироздания и сожалеем о совершенных нами грехах. И тот, кто способен ощутить это, возвышается душой и истинно устремляется к Всевышнему. Как море открыто для всех и всегда, так и ворота раскаяния открыты для нас постоянно и никогда не поздно раскаяться.

Молитва Ташлих, произносимая у воды, где плавает рыба, всякий раз заставляет вспомнить чудесную притчу великого рабби Акивы, который, нарушив декреты римского императора Адриана, продолжал учить евреев Торе. Когда рабби арестовали и судьи спросили зачем рисковал он жизнью, мудрый Акива ответил притчей:

«Однажды лиса увидела в воде рыбацкую сеть и рядом с ней — обеспокоенную рыбу. Лиса предложила: «Я вижу, ты живешь в вечном страхе. Вылезай ко мне на берег, и ты спасешься от сетей». Но рыба благоразумно отказалась: «Да, в воде меня подстерегает опасность, но на берегу ожидает верная смерть!»

Тора — жизнь наша и мы не можем существовать без нее, как рыба без воды.





http://www.moshiach.ru/



Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=545
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.036 секунд