Акива Эльдар. ЧТЕНИЕ, ПИСЬМО, ПРОПАГАНДА.
Дата: Wednesday, October 20 @ 00:00:00 MSD
Тема: Israel


«ХаАрец», 10.09.04


В прошлую среду утром 1,2 миллиона палестинских школьников начали свой учебный год. Многие из них были задержаны на блокпостах израильской армии; другим пришлось терпеливо ждать, когда солдат откроет ворота в «разделительном заборе». Книги, которые лежат у них в ранцах – это не просто учебный материал по истории, обществоведению, математике и компьютерам: в последние годы эти книги стали ходким товаром в пропагандистской войне против Палестинской Автономии.



Каждый год израильские Министерство Обороны и Министерство Иностранных дел выпускают убийственные рапорты о новых учебниках, выпускаемых в ПА. Последний рапорт, «Подстрекательства и оскорбительные выпады против Израиля, сионизма и евреев в палестинских школьных учебниках» был опубликован 9 июня сего года Департаментом по палестинскому вопросу под началом Координатора действий правительства Израиля на «территориях», генерал-майора Йосефа Мишлава.



Нет сомнения, что палестинские учебники содержат материалы, не представляющие приятного чтения для израильтян. Эти материалы отражают широко известную палестинскую версию конфликта. Но как израильские, так и международные исследовния показывают, что по сравнению с иорданскими и египетскими учебниками, которые использовались на «территориях» десятилетиями, в новых, палестинских учебниках наблюдаются значительные улучшения.


Необоснованные обвинения



Первое исследование такого рода, проведенное по инициативе государств-доноров Европейского Союза, было проведено в ответ на отчет об учебниках, выпущенный в 2001 году израильским исследовательским институтом CMIP (Center for Monitoring the Impact of Peace). Этот отчет, широко освещавшийся в прессе, был предназначен для того, чтобы убедить государства-доноры прекратить финансирование новых учебников. Однако исследование, проведенное европейцами, показало, что этот отчет, мягко говоря, не отражает реальности, так как он представляет старые иорданские и египетские учебники в качестве якобы новых, выпускаемых ПА. «Цитаты, приведенные в предыдущих отчетах CMIP и взятые якобы из палестинских учебников, - установила рабочая группа ЕС по Ближнему Востоку, - не найдены в учебниках, выпускаемых ПА и финансируемых группой государств, входящих в ЕС. Некоторые из этих цитат обнаружены в старых иорданских и египетских учебниках, которые были заменены новыми, а некоторые не были обнаружены вообще». Более того, европейцы обнаружили, что многие цитаты «часто переводились искаженно и были вырваны из контекста, чтобы создать впечатление анти-еврейских настроений и подстрекательств, которых эти книги не содержали... Новые палестинские учебники, хотя и не являются совершенством, абсолютно не содержат подстрекательств и представляют собой ценный вклад в воспитание молодых палестинцев». В документе, представленном ЕС, отмечается также, что CMIP подтвердил отсутствие в новых учебниках большинства проблематичных цитат, приведенных в более ранних его отчетах. «Утверждения, направленные против новых учебников ПА, финансируемых странами-членами ЕС, найдены необоснованными» - заключает документ.



Профессор Натан Браун, из George Washington University, бывший Советник Бюро Соединенных Штатов по международному развитию, в своем исследовании палестинских перспективных планов (ноябрь 2001 года) отметил странное явление. Он обнаружил, что, хотя учебники для 1-6 классов, выпущенные ПА, «были свободны от каких бы ни было антисемитских или анти-израильских материалов», израильские власти запретили их использование в школах Восточного Иерусалима. Израильское министерство просвещения предпочло, чтобы палестинские дети в Иерусалиме учились по полным ненависти старым иорданским книжкам, лишь бы использование палестинских учебников не было истолковано как ставящее под сомнение израильский суверенитет в Иерусалиме. Из канцелярии Координатора действий правительства на «территориях» в ответ на это заявили, что из иорданских учебников были вычищены все подстрекательства, и что это ПА вернула в них первоначальные тексты.



В этот период израильские власти пытались также воздейтвовать на представителей Всемирного Банка, чтобы они отказались от участия в проекте создания новых палестинских учебников. Около трех месяцев назад генерал-майор Амос Гилад сказал корреспонденту «ХаАрец», что представители ВсемирногоБанка убедились в подстрекательском содержании учебников и решили прекратить финансирование их печатания. Однако Нигель Робертс, глава делегации Всемирного Банка на «территориях», не слыхивал о таковом решении. «Мы попросили группу германских специалистов, а также израильтянку Ноа Меридор (ученый-ориенталист, Ноа Меридор подготавливает информацию о палестинских учебниках, в том числе и для Координатора действий Израиля на «территориях» - А. Эльдар) проверить содержание 30 учебников с точки зрения точности, - говорит Робертс, - « их отзывы были в основном положительными. Палестинцы приняли наши поправки в том, что касается изображения границ на карте и упоминания государства Израиль. Мы никогда не прекращали финансировать проект».



Выясняется, что и в израильской системе безопасности не всегда считали, что палестинские учебники «занимаются систематическим подстрекательством, содержат мотивы, отравляющие ум и отрицающие существование государства Израиль, и отражают горькую реальность того, что ПА дает легитимацию актам террора и убийства», как выражаются два последние Координатора правительства на «территориях», Амос Гилад и Йосеф Мишлав. Отчет Координатора «территорий», датируемый ноябрем 2000 года, основан на проверке первой серии новых учебников (для 1-6 классов). Он гласит: «Несмотря на то, что мирный процесс затих и отрицательные элементы находят своё выражение в палестинских книгах, мы не можем игнорировать уточнение терминологии, отказ от претензий в освещении некоторых тем (например, сионизма), и сведение прямых нападок к намекам в случае других тем (например, еврейского народа»). Ясно видно старание палестинцев умерить чувства враждебности по отношению к Израилю». В то время как писался этот отчет – через несколько недель после начала новой интифады – у власти было првительство партий Авода и Мерец, и правительственным Координатором «территорий» был генерал-майор Яаков («Менди») Ор, активный участник мирных соглашений с палестинцами.



Авторы этого отчета, не получившего широкого освещения в СМИ, обнаружили в новых учебниках ссылки на палестинское руководство и уважительное упоминание Палестинской Декларации Независимости 1988 года, которая соглашается с разделом Палестины на два государства. В отчете отмечается, что в новых учебниках не находит выражения образовательная политика, которая бы придавала особый вес мирному процессу, признанию Израиля или поощряла бы сосуществование с израильтянами. Мирные соглашения упомянуты в книге для 6-го класса как сделавшие возможным прибытие «палестинской освободительной армии». В то же время «в отличие от своих иорданских предшественников, палестинские программы не включают примеров обвинения евреев в попытках повредить мусульманские святыни Иерусалима. Содержание этих программ преподносится в позитивном стиле и таким образом избегает тенденций к подстрекательству или поношению».



Авторы этот отчета проанализировали также иорданские учебники для 2-го и 5-го классов, которые использовлись в палестинских школах до того, как появились новые учебники. «Между книгами, подготовленными Палестинским руководством, и теми, которые приходили из Иордании, прослеживается четкая и существенная разница», - говорится в отчете, - «В иорданских учебниках Израиль описывается как жестокий враг с экспансионистскими намерениями... Негативное отношение прослеживается и к еврейскому народу, и к сионизму... Использование этих учебников повлияло, несомненно, на целое поколение учеников начальных школ, до того как было подписано мирное соглашение между Израилем и палестинцами».



Менее чем через год, в сентябре 2001-го, несколькими месяцами после того, как генерал Ор ушел в отставку, канцелярия правительственного Координатора выпустила новый отчет о тех же самых книгах для 2го и 5го классов и о новых учебниках с 2го по 6й классы. На этот раз авторы не нашли ни на йоту положительных изменений в новых учебниках. Лестные сравнения с египетскими и иорданскими книгами исчезли без следа, как исчезло и самое упоминание о том, что когда-то существовал предыдущий отчет. В заключительном предложении этого отчета, которое прекрасно характеризует его стиль в целом, говорится: « Палестинская молодежь с детства воспитывается в атмосфере религиозного национального подстрекательства, которая ноставляет места для сколько-нибудь позитивного видения Израиля и является причиной усиления ненависти к Израилю, разжигает насилие и поощряет и оправдывает терроризм». Еще через год появился новый отчет в том же духе о тех же учебниках.



Эксперт по Ближнему Востоку Мати Штайнберг, который был в свое время советником израильской Службы Безопасности по палестинскому вопросу, решил сам произвести всеобъемлющее исследование палестинских учебников. Он завершил свою работу в октябре 2002 года. Она называется «Другой взгляд на палестинские учебники». Он обнаружил, среди прочего, что карта, на которую ссылался отчет Координатора действий правительства в этом году и которая была призвана продемонстрировать непризнание палестинцами «существования государства Израиль» была на самом деле географической контурной картой, на которой ученики должны были чертить линии параллелей и меридианов и на которой поэтому не только отсутствовало название «государство Израиль», но и «Палестины» там тоже не было.



«Скрытые утверждения»



Авторы правительственного отчета утверждают, что палестинские учебники «изобилуют скрытыми утверждениями в пользу «права на возвращение». Например: «Парк, изображенный на иллюстрации в одной из книг, назывется «Парк Яффо»; название «Кейсария» используется для обучения соответствующей букве арабского алфавита; и, наконец, количество букв в слове «Хайфа» служит для объяснения порядковых числительных в математике».



Штайнберг заинтересовался, действительно ли прогулка двух детей в «парке Яффо», изображенная в учебнике, говорит о том, что «право на возвращение» - это «центральный мотив», как утверждается в отчете Правительственного Координатора. «Внимательное прочтение показывает, - пишет он, - что в действительности авторы учебника хотели преподать второклассникам не «право на возвращение» а «поддержание чистоты».



Штайнберг также опровергает утверждение авторов отчета, что палестинская система образования «фактически проповедует уничтожение государства Израиль путем джихада и реализации «права на возвращение». «Понятие «джихад», - пишет он, - вообще не встречается (в учебниках) в палестинском контексте. Оно появляется только в рассказах о борьбе мусульман против крестоносцев и в отношении войны Судного Дня».



Отчет Правительственного Координатора утверждает также, что Израиль редставлен в учебниках «в образе свирепого солдата, который не позволяет девочке-беженке навестить ее отца, сидящего в тюрьме в Негеве; в образе бульдозера, разрушающего дом или вырывающего с корнями оливковое дерево, не обращая внимания на протесты арабской семьи; в образе снайперов, застреливших сестру милосердия в Дир Ясин; в виде пыточных камер и виселиц, на которых палестинский поэт мечтает о свободе».



Штайнберг, в противоположность этому, считает, что авторы отчета не только не уважают фактов, но и питают преувеличенные ожидания. Как могут учебники «отражать мир и гармонию», когда возможность окончательного урегулирования выглядит такой далекой? В действительности, говорит Штайнберг, «Несмотря на неопределенность сегодняшней ситуации, в палестинских учебниках обнаруживается относительное улучшение. Это правда, что в них нет призывов к тотальному миру и урегулированию, но они не призывают также и к необратимой ненависти и воинственности. Напротив, их тон – это тон сдержанности, которая должна рассматриваться как необходимая подготовительная стадия перед установлением мира».



Усилия Штайнберга убедить лиц, занимающих ключевые позиции в исеблишменте, что факты касательно палестинских учебников не совпадают с описанными в отчете Координатора, были напрасны. В ответном документе, озаглавленном «Другой (и очень странный) взгляд на учебники», Амос Гилад обвиняет Штайнберга в том, что тот ставит под сомнение интеллектуальную честность авторов отчета и то, насколько они достойны доверия. Эксперт по Ближнему Востоку Арье Спитцан, который и былответственным за отчет об учебниках, оспаривает положения Штайнберга одно за другим и отзывается об его анализе как о «фальшивом крохоборстве».





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
http://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=582
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 944

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Погода





Новости от Israland

Курс валют



Новости России

Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]