Арье Барац. Разговор в строю.
Дата: Friday, October 29 @ 00:00:00 MSD
Тема: Tradition


Из еще неопубликованной книги «Там и всегда»
(Введение в психоаналитическую теологию)


Среди людей религиозных, видящих человеческую миссию во всецелом служении Всевышнему средствами той религии, которую они восприняли как единственно истинную, философствование не приветствуется.

В религии важна покорность. Например, поясняя слова Торы "И сделайте все, что они вам укажут" (Дварим 17.10), еврейский комментатор уточняет: "даже если (мудрецы) скажут тебе, что правое - это левое и наоборот, - нет у тебя другого авторитета, чем "священник твоих времен". Аналогичные высказывания можно встретить и у мусульман (само слово «ислам» значит покорность), и у христиан. Гимны «святому послушанию» мы находим у католических святых и у православных подвижников. «Послушание есть гроб собственной воли – пишет преподобный Иоанн Лествичник, - Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо-худом… Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» (4.3)

Рассуждения хороши для "вербовки", для того чтобы привлечь в свои ряды, но однажды вступив в строй, их следует прекратить. Разговоры в строю воспринимаются как занижение, как оскорбление веры.
Даже в стане тех, кто привык во всем сомневаться, многие становятся под знамя веры, на котором начертан паскалевский девиз: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не Бог философов и ученых".

И все же имеются пределы, в которых разговор в строю осмыслен, когда он не только оправдан, но и необходим. Например, когда человек подозревает, что приказ ложен или противоправен.
Религии всему учат, но ни за что не отвечают. Отвечать предстоит рядовым верующим, на эти религии положившимся. Им необходимо думать, им хочешь - не хочешь, а приходится переговариваться в строю.

Иудаизм, христианство и ислам выросли на образе отца веры - Авраама. Это в такой мере так, что три эти религии в научном мире принято именовать авраамитическими.
Иными словами, три наиболее представительные религии, религии откровения, противопоставляющие себя всем прочим религиям, опираются на человека, который замыслил совершить человеческое жертвоприношение, задумал детоубийство. Более того, все эти религии признают этот его замысел не преступлением, а образцом для подражания. Почему? Потому что Авраам выполнил приказ Всевышнего не задумываясь, не рассуждая!

И иудеи, и христиане, и мусульмане почитают именно такого нерассуждающего, покорного Богу Авраама. Не принимай меня вообще, - скажет каждая из этих трех религий, - но приняв, покорно служи мне, как служил Авраам. Иначе ты просто разрушаешь весь смысл.
Но тут естественно возникает два вопроса. Первый: что делать, когда "священники твоего поколения" расходятся во мнениях? Вопрос уже не в том, что одни называют левое правым, а другие по-прежнему левым. Вопрос в том, чей авторитет выбрать.

Второй вопрос: действительно ли Авраам не колебался? Действительно ли он стоял в строю (в ту пору представленном им одним) совершенно безмолвно? Разве Авраам не должен был усомниться в том, что Всевышний действительно требует от него отвратительного и абсурдного преступления? Не легче ли ему было предположить, что испытание состоит в другом, в том, что бы он - Авраам "поступил по совести", а именно отказался выполнить заведомо "противоправный" приказ?

Кьеркегор, именующий Авраама рыцарем веры, вместе с тем полагал, что и Аврааму была знакома тревога. С ним соглашается Сартр: "Тревога есть, даже если ее скрывают. Эта тревога, которую Кьеркегор называл тревогой Авраама. Вы знаете эту историю. Ангел приказал Аврааму принести в жертву сына. Хорошо, если это на самом деле был ангел, который пришел и сказал: ты - Авраам и ты пожертвуешь своим сыном. Но каждый вправе спросить: действительно ли это ангел и действительно ли я Авраам? Где доказательства? ... Если мне явится ангел, то откуда я узнаю, что это и на самом деле ангел? И если я услышу голоса, то что докажет, что они доносятся с небес, а не из ада или подсознания, что это не следствие патологического состояния? Что докажет, что они обращены именно ко мне?.. Если я услышу голос, то только мне решать, является ли он гласом ангела. Если я сочту данный поступок благим, то именно я, а не кто-то другой, решаю, что этот поступок благой, а не злой". (Ж.П.Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм». Сборник «Сумерки богов» Москва 1989 стр. 325)

Тут необходимо уточнение. Тот, кто действительно "знает эту историю", помнит, что убить сына Аврааму повелел не ангел, а Бог. Ангел предложил ему прямо противоположное: вместо сына принести в жертву ягненка.
Между тем в интересующем Сартра аспекте разница между явлением Бога и явлением ангела огромна. Ибо явление Бога тем-то и отличается от любого другого, что его нельзя подделать. Он приходит как последняя, как единственная реальность. Интеллектуальная честность того, кому явился Бог Авраама, не позволяет усомниться в истинности явления. Что же касается ангела (или любого религиозного учения), то тут все аргументы Сартра безукоризненны - кто передо мной, и слушаться ли мне его - решать только мне самому.

И в этом отношении то, что Авраам поверил Ангелу, отменившему приказ Бога, подтверждает, что он действительно колебался, что он "ухватился" за это менее достоверное явление, послушался его.
Между тем ошибка Сартра дополнительно освещает нам всю проблему. Если совершить преступление нам повелевает не Бог, а ангел, мы не только вправе усомниться, мы должны слушаться не этого ангела, а голоса своей совести.

Только Бог вправе потребовать от человека того, что против человеческой совести, ибо именно Он - последняя глубина этой его совести. Иными словами Авраам по совести... пошел против совести. Акеда, жертвоприношение Ицхака деяние уникальное. И не случайно поэтому три великие религии признают Авраама своим основоположником.
Но любое другое человеческое жертвоприношение остается преступлением. Тот, кто убивает по велению ангела (или конфессии), скорее всего, выполняет противоправный приказ, и уж во всяком случае, тот, кто получил из потустороннего мира такой приказ, не может не подвергнуть его сомнению.

Гамлет получает известие от духа отца, что тот умер насильственной смертью. Однако он подверг сомнению это сообщение, он решил его верифицировать. Только убедившись в правоте духа вполне земными средствами, Гамлет убеждается в истинности самого явления. Говоря словами Сартра, только он решал, что услышанный им голос был действительно голосом его отца. А различные религии и их адепты в этом отношении ничем не отличаются от духов и ангелов - это посредники, приказы которых нельзя выполнять слепо.

К этому остается только добавить, что данная проблема не является проблемой только традиционных верующих. Другим своим ракурсом она повернута как раз к агностикам. Дело в том, что необходимость "встать в строй" испытывают все живые люди, в том числе и самые последовательные скептики. В этом отношении я бы сказал, что исходно все люди "мобилизованы" всеми религиями, все люди призваны. Таким образом если какой-либо человек хоть однажды внял голосу той или иной традиционной религии, он должен убедительно доказать себе, что не является дезертиром. Человек не может обитать в метафизическом вакууме, не может обойтись безо всякого "мифа". Или выражаясь философским жаргоном, человек не может мыслить без предпосылок.

Таким образом, сегодня всякий мыслящий человек, даже самый скептический, не может ограничиться одними "разговорами", сегодня все люди в той или иной мере ощущают себя стоящими в "строю", ощущают себя призванными. Но со своей стороны и всякий призванный, всякий стоящий в строю, не может избежать тревоги, что получаемые им приказы не истинны, не может избежать "разговоров".

В наше время рассуждение Сартра оказывается неизбежной составляющей духовности любого религиозного человека: Кто передо мной, и слушаться ли мне его - решать только мне самому. Но при этом мы также не можем и не быть в той или иной мере религиозными, не можем не решать, не можем не прислушиваться к "голосам".
Но чем вообще характеризуется это "наше время"?

Заметки по еврейской истории





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
http://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
http://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 944

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Погода





Новости от Israland

Курс валют



Новости России

Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]