Валерий ЧУМАКОВ. Как двое евреев страну грамоте учили.
Дата: Monday, December 13 @ 00:00:00 MSK Тема: Arts & artists
Одна из самых популярных радиопередач 70-х -- 80-х годов начиналась словами: «У микрофона Александр Лившиц и Александр Левенбук». Называлась передача «Радионяня», и обучала она, в частности, русскому языку. Сейчас из всех радионянев остался только один Александр Левенбук.
Александр Семенович родился в Москве в 1933 году. Отец был педагогом, мать -- акушером-гинекологом. Как и любой нормальный русский сатирик, Левенбук окончил 1-й Медицинский институт, в котором и познакомился с будущим своим напарником -- Александром Лившицем. На эстраде друзья стали выступать уже будучи студентами-старшекурсниками, а звание молодых специалистов-медиков получили в один год с получением звания лауреатов Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Дуэт стал популярен еще задолго до того, как страна впервые услышала позывные «Радионяни». А в 1970-м началась эпоха «Радионяни».
-- Александр Семенович, как вообще получилось, что в эпоху всеобщего негласного антисемитизма на радио стала выходить передача, главными действующими лицами которой были два не скрывающих своей нацпринадлежности еврея?
-- Трудно сказать. Детские передачи были тогда не под таким пристальным вниманием. А когда «Радионяня» раскрутилась, а раскрутилась она моментально, было уже поздно с ней бороться. Когда тогдашний председатель Гостелерадио Лапин опомнился, эта передача уже нравилась Брежневу. Он просил, чтобы все пластинки с «Радионяней», а их было выпущено 32, высылали ему для внуков.
-- При такой высокой поддержке вас, наверное, завалили премиями?
-- Отнюдь. Был момент, когда четыре завода хотели нас выдвинуть на Госпремию, но руководитель передачи был таким скромным, да и мы такие же идиоты, потому он говорил: «Да какая там премия, нам бы следующую передачу выпустить». Работа была очень напряженная. Мы -- люди консервативные, не революционеры, методов, когда передача рождается прямо у микрофона, не исповедовали. Хайт сидел и писал сценарий, а мы ему помогали как могли. Потом Лапин уже стал на своих летучках спрашивать главного редактора детского вещания Меньшикову: «А что скажет «Радионяня»?
А позже ей дали орден Ленина...
-- «Радионяне»?
-- Нет, Меньшиковой. Но в первую очередь, без сомнения, за «Радионяню». Она ведь была любима всеми социальными прослойками и всеми возрастами. Мы всегда говорили, что «Радионяня» -- передача для детей от 8 до 80 лет.
«Радионяне» уже исполнилось больше 30, за это время мы выросли, уехал в Штаты мой любимый Лившиц. Сначала его заменил Винокур, потом -- Лев Шимелов.
А после я пошел в Московский еврейский театр, который стал называться «Шалом». И вот сейчас мы с ним открыли уже семнадцатый сезон. Должность эту я получил не без Кобзона. У нас ведь Кобзон везде. Это он меня порекомендовал, но потом кто-то пустил слух, что я от должности отказался. И в этот слух охотно поверили. И вот на одной репетиции, где сошлись вместе я, Кобзон и новое начальство московской культуры, Иосиф Давыдович спросил у начальства: «Ну и как у вас дела с еврейским театром?» Они ему: «Вы знаете, Левенбук отказался». Он говорит: «Да? Жалко... Кстати, познакомьтесь -- Александр Левенбук».
|
|