Лев Яковлевич Штернберг.
Дата: Sunday, February 03 @ 22:40:09 MSK
Тема: Diaspora


В конце июня 2001 года, в Южно-Сахалинске прошла международная конференция, посвященная 120 летию со дня рождения Льва Яковлевича Штернберга. Делегаты из полутора десятков стран мира, собрались для того, что бы отметить вклад Льва Яковлевича в мировую этнографию. Лев Яковлевич Штернберг, родился 21 апреля 1861 года, в Житомире. Начинал учиться в хедере, перешел в житомирскую классическую гимназию. В 1881 году поступил в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. В 1883 году, перевелся в Новороссийский университет (Одесса). За участие в народовольческой организации студентов, в 1886 году был арестован, три года отбыл в одесской тюрьме. Приговорен к бессрочной административной ссылке на Сахалин.

Политический ссыльный студент, в числе " прочего живого арестантского груза (как писали в то время), прибыл на Сахалин в 1889r. В посту Александровском сложилось к тому времени общество ссыльных, с которым он сразу же установил тесный контакт. Общество не было организацией политической. Его члены добровольно обследовали быт и условия работы каторжан, выступали за облегчение их участи, и по просьбам заключенных писали жалобы. В конце концов, особо активных членов общества расселили по кордонам. Так Лев Штернберг попал на кордон Виахту, рядом с нивхским стойбищем. Виахту. Самый северный кордон, Алексадровского уезда, стоял в ста верстах от поста. Добраться туда, можно было только по берегу моря, во время отлива, когда вода отступала от скальных берегов, и открывала песчаную полосу в несколько метров. Добирались от стойбища к стойбищу, пережидая время прилива. Названия стойбищ для Льва Штернберга звучали таинственно: Мгачи, Хоэ, Мангидай, Трамбаус, Виахту. Первым отличием Виахтинского кордона от Александровска, была скука. Почта, летом - раз в месяц, а если учесть, что на Сахалин она приходила только с пароходом, то газета полугодовой давности была в радость. Охрана больше занималась охотой да рыбалкой. Бежать поселенцам было некуда. Море и тайга - лучшие сторожа для городских интеллигентов-ссыльных… Интерес к нивхам возник от этой вселенской скуки. Увидеть в конце девятнадцатого века людей, живущих первобытно - общинным строем, охотящихся луками, уходящих в море на тополевых долбленках, делящих свои рода по зятьям и невесткам, может ли такое не возбудить любопытство, и желание больше узнать о неведомом народе? Уже через год, на кордоне Лев выгородил себе комнатку, куда по вечерам приходили нивхи, поговорить с русским, выучившим их язык. Они с удивлением слушали, как этот белый, легко выговаривает их многочисленные «Ы». То с придыханием, то горлом, то сквозь зубы. Ну, точно, как «медвежьи люди», так нивхи иногда называли себя. «Ыых-Мыф»- название земли, острова, на котором они жили, Лев произносил в точности, как их шаман Пимка, знаток языка, и великого множества легенд и сказок. Десять лет жизни среди нивхов. Десять лет работы. На перекладных, туземными тропами, ходил он от стойбища к стойбищу. Через несколько лет ему позволили выезжать на материк, но, в пределах Дальнего Востока. В Санкт-Петербургскую академию наук он отправляет свои отчеты. Общественный строй, семейные отношения, религия, язык... Окружив себя нивхами, он записывал сначала краткие тексты, проводил анализ фраз, и особенностей языка. Ученый имел дело с живым, но безписьменным языком, до той поры, неизвестным науке. Был собран огромный текстовой и словарный материал, создана первая нивхская азбука, на основе кириллицы. Обучал нивхских детей русскому языку и грамоте, пытался внедрить национальную письменностьи среди нивхов, что, к сожалению, не увенчалось успехом. До сего времени в Сахалинском областном музее хранится огромная коллекция Льва Яковлевича Штернберга. Одежда повседневная и праздничная, берестяная посуда, луки со стрелами, детские люльки, крапивные сети, резьба по дереву, орнаменты, нарты, морское снаряжение. Это основа сегодняшней музейной экспозиции. Семейно-родственные отношения, были одним из вопросов, изучаемых Штернбергом. Он первым из исследователей установил, что у нивхов существует полигамный брак. Позднее, в своей книге «Сахалинские гиляки» («гиляки» - прежнее название нивхов), он впервые дал описание группового брака. Именно эта, небольшая работа, привлекла к нему внимание этнографов и социологов. (Кстати, этой работой заинтересовался Энгельс). Исследование первобытной религии,тоже, не прошло мимо Штернберга. Он подробно описал верования и обряды, видя в нивхской религии, отражение общественного строя. Сахалин, в представлении нивхов, был, живым существом. (Ыых-Мыф- большая рыба (имелся ввиду кит)), голова которого, полуостров Шмидта, а хвост, мысы Анива и Крильон. Такой же живой в представлениях нивхов была и остальная природа: море, тайга, реки. Все имели своего «хозяина» - Ыза. Пол-Ыз- хозяин гор, Тол-Ыз- хозяин воды, были «главными». Пол-Ызу подчиняются все звери тайги, и он, по воле своей, дает их охотникам. Тол-Ыз, живет на дне Охотского моря, и он дарит людям рыбу. «Хозяин» есть у всего. В домашнем очаге живет хозяин огня, в тайге, хозяин тайги. Любое дело начинается с благодарности хозяину. Либо молитвой, либо жертвоприношением собакой. Кроме добрых, по представлениям нивхов, существуют и злые хозяева, «Мылки» и «Кынзы», которые могут обмануть, приняв образ любого существа, или предмета, и, даже, человека. Смерть и болезни, это козни злых «хозяев». Опасаясь их, женщине запрещалось даже рожать в чуме, а только в отдельном шалаше. В 1897 году, Штернберг был освобожден по амнистии, и вернулся в Житомир. В 1899 году, переезжает в Санкт-Петербург, и занимается организацией музея антропологии. В 1910 году, едет в экспедицию на Амур и Сахалин. Был он знаком с Арсеньевым -Издавна среди евреев я имею близких друзей (Лев Яковлевич Штернберг - старший этнограф Академии наук, Лев Семенович Берг - известный зоолог, Яков Самойлович Эдельштейн - видный геолог и петрограф Геологического комитета)- писал он. В архиве Академии наук сохранились открытка и письмо, посланные Николаем Гумилевым Штернбергу из Джибути. "Россия Петербург Императорская академия наук Музей антропологии и этнографии Его превосходительству Льву Яковлевичу Штернбергу Многоуважаемый Лев Яковлевич, мы уже в Джибути. Завтра едем вглубь страны. Дождей не будет еще полтора месяца. Путешествие обещает быть удачным. Русский вице-консул Галеб оказал уже мне ряд услуг. Из Харрара, когда соберу караван, напишу подробное письмо, а пока извиняюсь за открытку. Искренне уважающий Вас и преданный Вам Н. Гумилев" Из Харэра Гумилев письма так и не написал. Зато послал, и сравнительно подробное, из Дыре-Дауа. На бланке отеля "Континенталь". И даже поставил дату: 20 мая 1913: "Многоуважаемый Лев Яковлевич, как Вы увидите по штемпелю, мы уже в Абиссинии. Нельзя сказать, чтобы путешествие началось совсем без приключений. Дождями размыло железную дорогу, и мы ехали 80 километров на дрезине, а потом на платформе для перевозки камней. Прибыв в Дире-Дауа, мы тотчас же отправились в Харрар покупать мулов, так как здесь они дороги. Купили пока четырех, очень недурных в среднем по 45 р. за штуку. Потом вернулись в Дире-Дауа за вещами и здесь взяли 4-х слуг, двух абиссинцев и двух галласов, и пятого переводчика, бывшего ученика католической миссии, галласа. Из Харрара я телеграфировал русскому посланнику в Аддис-Абебе, прося достать мне разрешение на приезд, но ответа пока не получил. Мой маршрут более или менее устанавливается. Я думаю пройти к Бари, оттуда по реке Уеби Сидамо к озеру Зваю. и пройдя по земле Арусси, по горному хребту Черчер вернуться в Дире-Дауа. Таким образом, я все время буду в наименее изученной части страны Галла. Благодаря дождям не жарко, всюду есть трава и вода, т.е. все, что нужно для каравана. Правда, реки иногда разливаются, и в Дире-Дауа почти ежедневно есть несчастные случаи с людьми, но с такими мулами, как у меня, опасность сведена до минимума. Завтра я надеюсь уже выступить, и месяца 3 Вы не будете иметь от меня вестей. Вернее всего в конце августа я прямо приду в Музей. Очень прошу Вас в половине июня послать через Лионский кредит в Bane of Abyssinie в Dire Daua 200 р. Я на них рассчитываю, чтобы расплатиться с ашкерами (воинами. - А.Д.) и возвратиться. Русский вице-консул в Джибути m-r Галеб оказал мне ряд важных услуг: устроил бесплатный пропуск оружия в Джибути и в Абиссинии, скидку на провоз багажа по железной дороге, дал рекомендательные письма. Искренне уважающий Вас Н. Гумилев!. Работы Штернберга: "Сахалинские гиляки", "Этнографическое Обозрение", 1893, 2 "Орочи Татарского побережья", в обществе изучения Амурского края; большое извлечение в газете "Владивосток", декабрь, 1896). "Гиляки. Происхождение, быт, семья, род и религия" ("Этнографическое Обозрение", 1894, № 1 и 2). Общие результаты лингвистических работ Штернберга напечатаны в "Известиях Императорской Академии Наук" (том XIII, № 4) ("Образцы материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора", СПб., 1901). С 1902 г. Академия Наук приступила к печатанию "Материалов по изучению гиляцкого языка и фольклора" (окончен печатанием 1-й том, эпос). С 1900 г. - Штернберг постоянный сотрудник "Энциклопедического Словаря", где им помещен ряд оригинальных статей по первобытной религии и праву, этнографии и антропологии. В 1895 г. фактически редактировал газету "Владивосток", в которой поместил в 1893 - 1896 годах ряд статей по местным вопросам, в частности о пенитенциарной и колонизационной политике ("Беседы о Сахалине"), также путевые очерки и рассказы. Этнограф, языковед. Член-корреспондент по разряду восточной словесности (палеоазиатские языки) Отделения исторических наук и филологии с 6 декабря 1924 г. Умер 14 августа 1927 г., Дудергоф, близ г. Ленинграда. Использованы материалы Сахалинского областного музея, этнографа Сергея Горбунова (Тымовский районный музей), Архивные материалы Академии Наук РФ. В. Корнилов. .

Авторская статья!



Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=71
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.103 секунд