Фабрицио Виельмини. Гибридная Европа
Дата: Friday, July 22 @ 00:00:00 MSD
Тема: Off Topic


Результаты французского референдума о принятии Договора об общей европейской конституции поставили Европу в критическое положение, выход из которого пока не просматривается. Волны политического шока разошлись по всему континенту, затрагивая все: от графика работы структур ЕС до политической жизни отдельных стран, подмяв под себя и единую валюту

Фабрицио Виельмини,
сотрудник журнала Limes (Рим)
Алматы


Корни европейского кризиса


В начале необходимо обратить внимание на одно из позитивных последствий французского голосования: структурная неадекватность самих оснований объединения Европы. Хотя данные статистики в отношении размеров объединенной Европы, роста населения и доли участия в мировой экономике демонстрируют вроде бы положительную динамику, остается фактом, что уже в течение как минимум десяти лет в Европе назревает глубокий кризис.

После падения Стены Европа оказалась неготовой к геополитическим изменениям, не продемонстрировав воли и желания адекватно реагировать на них и участвовать в мировой истории и продолжив свое развитие только в экономическом плане.

Первая попытка определить новые правила игры (саммит в Ницце в 2000 году) потерпела неудачу и лишь подчеркнула глубокие противоречия между странами. Затем, в 2003-м, когда США продемонстрировали свою решимость действовать вне рамок признанных международных правовых механизмов, разногласия европейских стран переросли в раскол между "новой" и "старой" Европой. Именно в этот момент Европейский Союз упустил идеальную возможность защитить одну из ценностей, поставленную в его основание, – ценность мира. Европа не смогла воспользоваться возможностью взять на себя решающую роль на международной арене, выйдя на нее с логикой партнерства, предложенной как альтернатива логике войны.

Уже факт раскола показал, что наступил момент для пересмотра архитектуры европейского проекта и его капитальной перестройки. Однако политическое руководство ЕС продолжило курс на расширение. При этом с будущими кандидатами не было проведено никаких переговоров (прежде всего с поляками) относительно их политических обязательств в случае вступления в Союз. Результатом такой "тактики" стало только повышение неоднородности Союза в ущерб социальных гарантий населению.

Уже через два месяца после расширения результаты выборов в Европарламент, в которых приняло участие менее половины избирателей, показали, насколько общеевропейские структуры не способны ответить на потребности миллионов людей. Люди не пришли к урнам, так как не только не верили в дееспособность этих структур, но и считали их причиной проблем и трудностей, с которыми все чаще сталкиваются в повседневной жизни.

"Слепая элита" как причина неприятия Договора

Определение условий, на фоне которых рождался проект конституции, может помочь понять причины его отторжения. Кризис не был вызван голосованием, скорее наоборот, отразил реальное состояние вещей.

Одной из основных причин кризиса может быть названа слабость демократичности институтов гибридной Европы. Например, Европарламент обладает лишь формальными полномочиями, что доказывает хотя бы тот факт, что весь процесс обсуждения и создания такого фундаментального документа, как Договор о конституции, проходил без участия членов Европарламента. Он был принят правительствами менее чем через две недели после избрания нового парламента, значит, не только без рассмотрения евродепутатами, но и в обход континентальной традиции принятия конституций посредством учредительных собраний.

Суть текущего кризиса лежит именно в поведении европейской элиты, сидящей в Брюсселе, так называемых "евробюрократов", опасающихся обратиться к своему народу. Технократический подход людей, стоящих на палубе европейского корабля, исходит из убеждения, что Европа могла бы снова приобрести свой потерянный державный статус, просто увеличив свои размеры и преодолев национальные идентичности государств, не имея при этом никакой общей идентичности на европейском уровне.

Это вполне логично, если понимать идеологические предпосылки мышления "евробюрократов", считающих, что возможно сохранение мира через подчинение политических интересов экономическим. Но именно в этом убеждении содержится отрицание европейского проекта в двойной перспективе. Во-первых, потому, что оно игнорирует ту очевидную истину, что идея объединения Европы дошла до наших дней не просто как новая форма интеграции, а прежде всего как уникальное геополитическое образование, призванное слить в общую судьбу судьбы народов, имеющие единые исторические корни и разделенные лишь границами. Во-вторых, потому что стремление "евробюрократов" устранить политику в пользу экономики ведет к исчезновению социальной роли государства, что отрицает еще одно базовое основание, заложенное отцами-создателями проекта ЕС, для которых франко-германское примирение должно было основываться на укреплении социально-экономической модели (Рейнская модель), общей для этих народов. Если прочитать 500 с лишним страниц текста конституции, в ней почти ничего не осталось из этой идеи.

Это объясняет то, почему брюссельским технологам – авторам текста Договора – крайне неинтересно участие широких слоев населения в его обсуждении. Европейцы просто не воспринимают проект, который больше не служит гарантией сохранения их образа жизни, проект, вследствие которого резко возросло социальное неравенство. Насколько "евробюрократы" отражают волю народов континента и показали результаты последнего голосования.

Вызовы будущего: исчезновение Европы с политической карты мира

Неспособность европейских институций выйти из ситуации кризиса выглядит особенно драматичной на фоне реальных проблем, стоящих перед Европой. Саммит проходит за саммитом, но на них обсуждаются любые проблемы, кроме критически важных. Несмотря на свои 500 страниц текста, конституция не затрагивает такие насущные для будущего развития Европы темы, как, например, объединенная армия. Она практически ничего не говорит об обеспечении безопасности и о том, как конкретно должна функционировать единая европейская армия. Напротив, новая конституция связывает безопасность с НАТО, в то время как именно действия НАТО стали причиной увеличения нестабильности.

Другой существенный вопрос, обойденный вниманием новой конституции, – требование единогласия при принятии европейского бюджета, без чего эффективное экономическое управление Еврозоны не представляется возможным.

Европейская элита не рассматривает проблему обеспечения энергетических потоков, в решении которой увязаны экономические и политические интересы ЕС. Наиболее рациональное решение этой проблемы наряду с вопросами безопасности предполагало бы более тесное сотрудничество с Россией, в то время как поведение европейских институций в отношении России отличается резким, а иногда провокационным тоном.

Ничего в ней не сказано о наиболее актуальной и острой для Европы демографической проблеме. А ведь можно сказать вполне определенно, что если текущие тенденции сохранятся, сокращение численности населения приведет к критическому снижению темпов динамики развития и будет иметь самые непредсказуемые последствия для экономики и общества в целом, и в итоге приведет к потере веса Европы в мире. Этому способствует в том числе отсутствие политики поддержки инноваций и науки. Уменьшается не только численность населения, но и продолжается "утечка мозгов", так как европейские ученные массово уезжают работать в США. Процесс в целом чреват самыми опасными последствиями в силу нестабильного геополитического окружения континента.

Перечисленные выше проблемы, а также потеря социальных гарантий как следствие применения либеральных норм и увеличение иммиграции – вопросы, которые в Европе поднимают сейчас только фашистские партии. Именно они отвечают массовому недовольству и выступают альтернативой проектов "евробюрократов" – в связи с чем усиливаются расистские и ксенофобские настроения. Система входит в порочный круг. При этом тысячи льстецов либерализма поют мантры о "либеральных реформах" как панацее от всех проблем.

Как перестроить общий дом

Принятие конституции означало бы институционализацию тенденций, описанных выше, и поэтому то, что произошло, можно только приветствовать как последний шанс, предоставленный идее единой Европы. Однако ситуация остается критической и требует активных действий. При этом очевидно, что реформировать проект конституции невозможно, его можно только похоронить и заняться вопросом о том, как можно реально перестроить Европу, не потеряв 50 лет работы.

На последнем саммите Совета Европы 18–19 июня председатель Юнкер признал, что существует раскол между странами – сторонниками чисто рыночного подхода к Европейскому Союзу, и теми, кто видит в нем прежде всего политическую федерацию. Эти слова подтверждают то, что Европа не может существовать, сохраняя свою динамику и аутентичность, в формате 25 стран. Необходимо признать, что проект объединения целого континента потерпел фиаско. Такая Европа никогда не будет дееспособна в политическом плане, так как сама логика расширения, исходящая из идей денационализации политики, противоречит потребности геополитической независимости Европы. Уже сейчас, имея 25 членов, Союз не может прийти к общей позиции, а дальнейшее расширение представляется по меньшей мере абсурдным. С этой точки зрения исход референдума обнадеживает – он надолго похоронил идеи дальнейшего расширения.

Начиная уже с 1970-х годов, все новые члены, исключая Австрию, воспринимали свое вступление в ЕС не как участие в политическом проекте, а руководствуясь прежде всего экономическими соображениями, считая это чем-то вроде "чека для будущего". В центре этого сдвига стояла Великобритания, выступавшая и выступающая инициатором и провайдером "либеральной" модели и поспешного вступления в ЕС стран Восточной Европы. На последнем саммите Англия показала, что ее позиция является препятствием "дееспособной" Европы и, как сказал канцлер ФРГ Герхард Шредер, "несет ответственность перед историей". Лондон будет занимать место председателя Европы в течение следующих шести месяцев, и, естественно, не будет предлагать никаких других рецептов, кроме "либеральных", которые уже вызывают глубокое неприятие европейскими народами. Это еще более усилит общую напряженность.

Однако это же создаст предпосылки для кардинального решения проблемы – перестроить ЕС вокруг так называемого "европейского ядра" – оси "Франция – Германия". Эта идея существует с 1994 года, и каждый раз, когда европейский процесс заходит в тупик, она снова реанимируется. Франция и Германия являются носителями настоящей европейской модели, включая социальную модель государства, только вокруг них может быть создан такой политический субъект, способный разговаривать на равных с другими акторами международной политики. Кроме того, Париж и Берлин продемонстрировали свое понимание важности стратегического союза с Россией.

Успешная реализация нового формата потребует мудрости, особенно со стороны Парижа, который должен был показать соседям, что готов к реальному разделению суверенитета (например, разделение места в Совете Безопасности ООН). Во-вторых, франко-германский тандем должен продемонстрировать открытость, особенно в отношении маленьких стран Восточной Европы. Если такое ядро состоится, оно с необходимостью должно будет привлечь также несколько "малых стран", как, например, Венгрия, Чешская Республика или Словения, которые наиболее склоны к европейскому курсу и ждут четких сигналов со стороны европейского ядра.

Наконец, альтернатива, подобная нынешней ЕС, должна создать настоящий бюджет. Это тоже важно, чтобы поставить под вопрос роль международных финансовых агентств и стать региональным центром, действующим на основе сочетания финансовой стабильности и стратегии развития, отвечающим прежде на политические, чем экономические соображения.

№13 (140) 29 июня - 12 июля 2005
Источник - КонтиненТ





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=894
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.049 секунд