Александр Львов. Дело о караимских молитвенниках.
Дата: Friday, August 26 @ 00:00:00 MSD
Тема: Tradition


4. Развязка
Не получив ответа на свое первое прошение, крестьяне с. Верхне-Балыклейского в начале июня 1894 г. вновь обратились к губернатору:

...Василия Белова, Степана Клачкова, Кирилы Сасова, Степана Хургина, Степана Шмелева, Настасии Клочковой, Макара Сасова, Моисея Барашева, Гаврилы Сасова, Тараса Русскова, Фелора Колебошина, Карпа Колебошина, Севастьяна Клачькова, Павла Сесучикова(?), Григория Клочкова, Михаила Болулева, Сергея Русскова, Андрея Колебошина, Федора Битюцкого, Трофима Сасова, Ильи Шмелева, Афимьи Руссковой, Ивана Сазонова, Ефима К[л]очькова, Миная Сасова, Устиньи Колебошиной, Савастьяна Клочькова, Ивана Сорокина, Федора Шмелева и Ивана Колебошина

Прошение

Вашему Превосходительству подано нами прошение, в заказном пакете, чрез Верхне-Балыклейское почтовое отделение Астраханской губернии, 23 числа Декабря месяца прошлого 1893 года, под расписку, за №35м, следующего содержания: [далее в кавычках идет текст прошения, приведенный выше] Не получая по сему предмету никакого распоряжения и по настоящее время, мы ныне, в проезд Вашего Превосходительства чрез наше село долгом сочли предстать лично пред особою вашею, с настоящею нашею просьбою, в наличности нижеподписавшихся просителей, и вновь покорнейше просить приказать кому следует возвратить нам 47 экземпляров вышеупомянутого молитвенника, для выдачи по принадлежности, или известить нас о причинах невозвращения. [Вписано между строк:] А за неприбытием Вашего Превосходительства прошение сие посылается по почте. / На что и будем ожидать милостивого Вашего Превосходительства распоряжения и извещения нас о последующем чрез подлежащее Начальство. Июня 3го дня 1894 года. К сему прошению собственноручно подписуемся крестьяне села Верхне-Балыклейского: грамотные: Федар Бетюцкав, Макар Сасов, Карп Колебошин, Савастьян Клачков44.

Почти одновременно с этим повторным прошением, канцелярия губернатора получила из г. Царева

Нижеподписавшихся Субботников Царевского уезда, исполняющих молитвы русских караимов,

Прошение

Вследствие распоряжения Вашего Превосходительства, основанного на сообщении Покровителя Кирилло-Мефодиевского Общества Епископа Павла от 24го мая 1893 года за №4, Царевским Уездным Исправником чрез становых приставов у нас караимные молитвенники отпечатанные Типографиею Федорова в городе Царицыне Саратовской губернии с разрешения Московского Цензурного Комитета от 12 июня 1893 года за №1077, молитвы душеполезные и невредные догматам Православной Церкви, отобрали в конце истекшего года и продолжают отбирать, тогда как нами и другими кои в отсутствии на полевых работах непрочь от ходатайства о возвращении, затратили капитальную цифру.

Причем осмеливаемся доложить Вашему Превосходительству, что мы обязуемся кроме среды нас караимов книги не распространять и никакой кичливости не иметь, в противном случае отвечаем лично пред Законом и Правительством за всякую вредную профисию. ... Прилагаем присем копию с разрешительного билета Московского Цензурного Комитета. ...

Петр Петров Ершов, Тимофей Федотьев Сапунков, Иван Никитин Сапунков, Никита Иванов Пузанов, Клим Кузмин Серебряков, Корней Никитин Морозов, Матвей Михайлов Аникин, Степан Данилов Голосов, Василий Кузмин Лапаткин, Ермолай Иванов Кузмин45.

Сопоставление текстов конфиденциального послания губернатора исправнику (от 31 мая 1893 г.) и прошений крестьян позволяет высказать предположение об источниках столь загадочной, на первый взгляд, информированности сектантов. Последнее прошение в своей начальной части оказывается наиболее близким к первым словам уже цитированного выше губернаторского предписания:

Покровитель Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества епископ Павел от 24го Мая за №4 уведомил меня, что сильное впечатление среди православных Царевского уезда и большую кичливость между сектантами произвела появившаяся и распространившаяся книга...

В прошении царевских субботников епископ также назван "Покровителем Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества" и указаны дата и номер его письма, а в прошении балыклейских крестьян эти сведения вписаны между строк в уже готовый текст: "/донесение было от 24го мая 1893 года за №4м/". Очевидно, что источником информации для сектантов послужило именно это, полученное уездным исправником предписание. Осталось только понять, каким образом оно могло стать известым сектантам.

Впрочем, и этот вопрос не составляет особой проблемы. Хотя на предписании и стояла пометка "конфиденциально", исправник, поручая становым приставам произвести изъятие книг, скорее всего повторил для них, в соответствии с канцелярской нормой того времени, всю полученную от губернатора информацию - так же, как губернатор воспроизвел в своем предписании исправнику полученные от епископа сведения. Возможно, что переписка уездного исправника и становых приставов также проходила под грифом "конфиденциально". В любом случае, перемещаясь между узлами бюрократической машины, информация проходила через руки писарей, занимавших самую нижнюю позицию в чиновнической иерархии и игравших в отношениях между государственной властью и народной массой совершенно особую роль посредников. Волостные писаря нередко толковали крестьянам правительственные распоряжения, изготавливали для них копии, помогали писать прошения. Из их рук вышло немало подложных указов, вызывавших волнения в крестьянской среде. Астраханские епархиальные миссионеры вполне резонно называли среди причин усиления сектантов "и то, что (по всей вероятности из корыстных видов) местные законоведы - волостные писаря в их руках и к их услугам"46. Поэтому нас не должны удивлять ни сообщение священника с. Пришиб о секретном предписании, полученном духовенством и полицией, но ставшем немедленно известным молоканам (см. выше, п.2), ни хорошее знание конфиденциальной переписки между епископом и губернатором, продемонстрированное субботниками далекого от Астрахани уезда.

Любопытно также сообщение царевских субботников, что на "караимные молитвенники" они и другие "затратили капитальную цифру". Вероятно, речь идет о складчине, позволившей субботникам собрать деньги, необходимые для отпечатания и, возможно, для перевода книги. Было бы интересно проследить историю перевода и особенно переговоров между субботниками и караимами. Был ли этот перевод сделан специально для субботников? Руководствовались ли караимы, продавшие или отдавшие перевод молитвенника субботникам, только коммерческими или какими-то иными, идеологическими соображениями? Однако в наших источниках нет сведений, позволяющих ответить на эти вопросы.

Но вернемся к событиям, развернувшимся в Астраханской губернии. О них осталось сказать совсем немного. В ответ на июньские прошения субботников канцелярия губернатора 10 и 14 июня 1894 г. отправила Царевскому уездному исправнику два предписания:

Вследствие прошения крестьян с. Верхне-Балыклейского Царевского уезда ... о возвращении отобранных 47 книг предлагаю Вам объявить просителям, что отобранные у них книги препровождены на распоряжение Астраханской Духовной Консистории и что с настоящим ходатайством им следует обратиться к Епископу Астраханскому и Енотаевскому47.

Второе предписание - "вследствие прошения проживающих в г. Цареве субботников Петра Ершова, Тимофея Сапункова, Матвея Аникина и др." - идентично первому, но содержит также небольшое добавление: "при этом истребовать с просителей одну 80 коп. гербовую марку, следующую за ответ на прошение их и таковую прислать в сию канцелярию". 21 августа исправник прислал в канцелярию требуемую марку, полученную от субботника Петра Ершова48.

На этом заканчивается дело о караимских молитвенниках.

5. Послесловие
Скорее всего, полиции не удалось изъять весь тираж молитвенника. Он пользовался, очевидно, большой популярностью среди субботников, и в 1901 г. там же, в Царицыне вышло его второе издание.

В отчете за 1896 г. астраханские миссионеры писали о субботниках с. Заплавного и окрестностей:

Кроме караимских катехизисов Дувана и молитвенников Фирковича в отчетном году у них появились переведенные и отпечатанные в типографии Федоровой в Царицыне книжки: "молитвы перед обедом и после обеда за целый год по обряду караимов", "обряды обрезания, бракосочетания и погребения у караимов" и "молитвы на день всепрощения", а также появились еврейские священные книги с переводом на русский язык раввинов Пумпянского "Псалтирь" и Штернберга "книга пророка Исаии"49.

В библиотеках этих упомянутых миссионерами "книжек" мне обнаружить не удалось. Зато во время экспедиции 2002 г. в г. Ленинске (бывшее с. Пришиб) нам подарили книгу без титульного листа и первых страниц, похожую на описанную миссионерами. В книге - несколько разделов: "Молитвы перед обедом и после обеда за целый год по обряду Караимов", включающие "Повествование на Пасху" и другие праздничные застольные чтения (с. 3-118); "Обряд обрезания младенца у Караимов" (с. 119-131); "Обряд бракосочетания у Караимов" (с. 132-150); "Обряд погребения у Караимов" (с. 151-167); "Исповедь опасно больному" (с. 168-169); "Молитва о Благодарности Царя", содержащий молитву за императора Николая Александровича (с. 170-172).

Во время переписи 1897 г. 401 человек (204 мужчин и 197 женщин) из сельских жителей Царевского уезда назвали себя караимами. Для сравнения скажем, что в г. Астрахани обнаружилось всего 2 караима, и еще один - в Астраханском уезде (всего в Астраханской губернии, таким образом, обнаружилось 404 караима). Иудеями назвали себя 93 и 365 сельских жителей Царевского и соседнего с ним Черноярского уездов, но еврейский своим родным языком назвали соответственно лишь 3 и 6 жителей этих уездов (для сравнения, в Астрахани на 3164 иудеев нашлось 3115 говорящих по-еврейски)50. По всей видимости, эти сельские иудеи и караимы были русскими крестьянами - иудействующими. И важную роль в этом "самозарождении" караимов в заволжских степях сыграл, очевидно, изданный в 1892 г. молитвенник Фирковича.

Опубликовано в альманахе "Параллели", №4


--------------------------------------------------------------------------------

Примечания
1 Работа выполнена при поддержке Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства.

2 Более точное название книги: Порядок молитв для караимов, составленный вкратце гахамом и главным учителем караимов Авраамом Самойловичем Фирковичем. Перевел И. Б. Н. Фиркович. Царицын: типо-лит. Е. Н. Федорова, 1892. В 1901 г. там же, в типо-литографии В. Р. Федоровой вышло второе издание этой книги.

3 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 1-1об.

4 Ныне входит в состав Волгоградской и Саратовской областей.

5 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 1об.

6 См. Указ 3 февраля 1825 г. "О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников" (ПСЗ, т. XL, №30436а).

7 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 5-9.

8 Козловка, наряду с упоминавшейся уже Клеповкой, также была в начале XIX в. одним из центров субботничества. Среди других фамилий козловских субботников упоминаются Гридневы, Кончаковы, Воронины, Жабины. В 1813 г. почти все они под угрозой ссылки и разлуки с детьми (подлежащими крещению и передаче на воспитание православным) вернулись к православию (см. В.Т. Село Верхние Острожки (или Козловка) // Воронежские епархиальные ведомости. 1885. №2-3), однако с конца XIX в. и по сей день эти фамилии носят иудействующие (геры), ныне живущие в пос. Высокий Воронежской области или в Израиле. Фамилии Кончаков и Жабин также были распространены среди субботников Царевского уезда и близкого к нему посада Дубовки Саратовской губернии.

9 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 11. Л. 15.

10 Позиция правительства в отношении учета иудействующих (как и других сектантов и раскольников) была в высшей степени противоречивой, что отчетливо проявилось, например, в одном из пунктов указа 1825 г. "О мерах к отвращению распространения жидовской секты под названием субботников". С одной стороны, правительство желало и требовало от местных начальств "иметь верные сведения о числе Иудейскому заблуждению предавшихся крестьян", а с другой - опасалось, как бы сбором этих сведений "не дать повода к каким-либо неудобствам, как то или оглашению еще большего числа этих Русских Евреев, доселе вероятно еще скрывающихся, или распространению толка, что они Правительством терпимы, подобно тому, как уже случалось при разысканиях о числе раскольников" (см. ПСЗ, т. XL, №30436а).

11 РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1806 г.), д. 12. Л. 10.

12 См. Бобров П. Приходская летопись села Пришиба, Царевского уезда, Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1875. №5, с. 12. В 1835 г. была еще одна волна переселений из тех же воронежских сел в Пришиб, Солодники, Никольское Астраханской губернии, и среди переселенцев мы встречаем распространенные впоследствии среди иудействующих Нижней Волги фамилии Бочарниковых, Подосинниковых из Клеповки и Каширских из Козловки (ГААО. Ф. 2. Оп. 1, д. 154. Л. 74-99).

13 К истории сектантства в Астраханской губернии // Астраханские епархиальные ведомости. 1891. №12, с. 266.

14 Бобров П. Приходская летопись села Пришиба, с. 12-14.

15 М. Тифлов. Принятие православия раввином жидовствующих (из Ахтубинской долины) // Астраханские епархиальные ведомости. 1888. №12, с. 550.

16 По всей видимости, свящ. Бобров имел в виду циркулярное письмо министерства внутренних дел от 15 октября 1858 г. за №184, которым были введены в действие новые Высочайше одобренные правила для действий с раскольниками. Новые правила не изменяли по сути правовое положение сектантов, остававшихся по-прежнему вне закона, но усложняли прощедуру судебного преследования "отпавших от православия". Письмо министерства сектанты действительно знали и толковали его весьма своеобразно (см. Львов А. Прошения сектантов в МВД (в печати); Львов А. "Иудействовать и молоканить недозволенно" или об особенностях народной герменевтики). Ошибка в дате связана, вероятно, с тем, что это изменение политики в отношении сектантов Бобров ассоциировал (надо заметить, совершено справедливо) с другими реформами той эпохи и с главной из них - освобождением крестьян в 1861 г.

17 Бобров П. По поводу статьи "Несколько слов о Пришибинских сектантах", напечатанной в №22 Астраханских епархиальных ведомостей за 1877 год // Астраханские епархиальные ведомости. 1877. №38, с. 6-7.

18 Там же, с. 9.

19 РГИА. Ф. 1284. Оп. 217 (1862 г.), д. 11. Л. 2.

20 Вполне вероятно, что это - тот самый Дубровин, чья образцовая ферма времен первой алии возле Йесод а-Ма'ала стала в современном Израиле музеем (The Dubrovin Farm), и о котором "Российская еврейская энциклопедия" пишет, соединяя легенды о российском прошлом своего героя с его израильской историей: "Дубровин Йоав (1831-1935) общественный деятель. Родился в зажиточной русской крестьянской семье, владелец богатого крестьянского хозяйства. Принял иудаизм в Царицыне. С 1903 г. в Эрец-Исраэль; вместе с группой русских крестьян, принявших иудаизм, поселился в с.-х. Поселении Бейт Ган. В 1906 основал собственную ферму на Севере страны, оснастил ее закупленным в России современным с.-х. Оборудованием и превратил хозяйство в одно из лучших в округе" (Российская еврейская энциклопедия. Изд. 2-е. Т. 1. М., 1994, с. 444).

21 РГИА. Ф. 1284. Оп. 220 (1873 г.), д. 23. Л. 1-1об.

22 Как уже говорилось, религиозная культура иудействующих имеет два характерных основания: опора на библейские тексты и ориентация на еврейскую устную традицию. Конфликт между этими двумя основаниями (т.е. между стремлениями делать все "как написано" и делать все, как делают "природные евреи"), постоянно присутствующий в культуре иудействующих, и породил, в частности, разделение на толки "караимов" и "талмудистов". Подробнее см. Львов А. Геры и субботники - "талмудисты" и караимы" // Материалы Девятой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференци по иудаике. Ч. 1. М., 2002. С. 305-310.

23 Попов К. На молитвенных собраниях у субботников // Странник. 1877. Т. 2, с. 197-198.

24 Там же, с. 199.

25 Там же, с. 199.

26 Максимов С. За Кавказом (из дорожных заметок) // Отечественные записки. 1867. Кн. 2-я, с. 343.

27 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 2-2об.

28 Там же. Л. 3-6об.

29 Там же. Л. 19-20.

30 Так, например, священник с. Балыклей описывал злоупотребления своего предшественника, "задорного старика", служившего в том же селе в 1840-х гг.: "Бывало так. Молоканин, приехав с поля в пятницу домой, велит своей бабе истопить баню, ... - и видит священник, что молоканин затопил баню в непозволительное время, то есть не в субботу, ибо в это только время парятся и моются православные, - сию же минуту через старосту или десятника тащат молоканина к батюшке. ... Запуганный молоканин вызывал батюшку в сени и, пошептав что-то, отдавал золотой" (Г.В. Из истории молоканской (жидовствующей) секты в Астраханской губернии (из записок сельского священника села Балыклейского пятидесятых годов) // Астраханские епархиальные ведомости. 1889. №4, с. 169). Здесь, как мы видим, высоко в воздухе разносившийся дым топящейся в пятницу бани "задорный старик священник" формально мог рассматривать как "наружное оказательство" иудейства.

31 В центральных губерниях этот уровень был ниже, а на окраинах империи, где сектанты играли важную для правительства роль колонизаторов (Сибирь, Северный Кавказ, Закавказье и проч.), им позволялось значительно больше.

32 Эта цитата взята из текста подложного указа, отнятого в 1811 г. у иудействующего донского казака Косякова (РГИА. Ф. 1284. Оп. 195 (1811 г.), д. 7. Л 4об.). Такие формулы встречались и в других подложных указах, распространявшихся среди раскольников и сектантов (см., например, там же. Оп. 217 (1867 г.), д. 60. Л. 3об.: "Старообрядцы, духоборцы, молокане и поморцы, отнють не должны совращать православных християн от восточной церкви"), отражающих, очевидно, предствления крестьян о справедливом законе: правительство разрешает каждому следовать своей вере, но строго запрещает "совращать" в нее других. Во второй половине XIX в. сектанты в своих обращениях к министру внутренних дел с просьбами разрешить им следовать своей вере часто подчеркивали, что обязуются делать это "единственно в своих лишь семействах" (Там же. Оп. 215 (1860 г.), д. 66. Л. 1; Там же, Оп. 217 (1861 г.), д. 24. Л. 1; и др.), или что "живем отдельными оседлостями от прочих жителей и почти особо; во время сего жития нашего никаких соблазнов или разглашений не было о законе Моисееве" (Там же. Оп. 217 (1861 г.), д. 12. Л. 5об.-6).

33 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 9-9об.

34 Там же. Л. 10-11.

35 Там же. Л. 12-12об.

36 Там же. Л. 14.

37 См. Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества ревнителей веры, просвещения и нравственности в духе св. православной церкви, за первый год его существования, 1885 год // Астраханские епархиальные ведомости. 1886. Приложение к №12, с. 49; Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества за 1891-1892 и 1892-1893 годы // Астраханские епархиальные ведомости. 1894. №№12-18. с. 186; Тифлов М. О переселении сектантов жидовствующих в Палестину // Миссионерское обозрение. 1904. № 5, с. 530-537.

38 Так, например, в 1903 г. газета "Свет" (№309) сообщала: "В Одессе находятся несколько партий переселенцев-крестьян из секты "иудействующих". ... Крестьяне-иудеи эмигрируют в Палестину, где они основывают собственные земельные хозяйства, или нанимаются в батраки к колонистам евреям. Но, в последнее время, наплыв туда работников сильно сократил спрос на труд, и некоторые из крестьян возвращаются теперь обратно".

39 Это движение описал саратовский епископ Иаков (Вечерков). По его мнению, источником распространившихся среди молокан слухов о "кончине мира" послужил перевод книги Юнга Штилинга (толкование Апокалипсиса), опубликованный в России в 1815 г. под названием "Победная повесть христианской веры" (см. Исторические сведения о молоканской секте // Православный собеседник. 1858. №3, с. 295-308).

40 См. Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв.. М., 1967, с. 237-239.

41 Более подробный анализ переселенческого движения, охватившего иудействующих и других сектантов в конце XIX - начале XX вв. выходит за рамки данной статьи и станет темой другой нашей работы.

42 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 15-16.

43 Там же. Л. 22.

44 Там же. Л. 19-20.

45 Там же. Л. 23-23об.

46 Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества... 1886, с.59.

47 ГААО. Ф. 1. Оп. 9, д. 829. Л. 21об.

48 Там же. Л. 25-26об.

49 Отчет Астраханского Кирилло-Мефодиевского Общества за 1896 г. Астрахань. 1897. С. 22.

50 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. II. Астраханская губерния. Тетрадь 2. СПб., 1904. С. 40-41.

http://lvov.judaica.spb.ru/





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=924
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.037 секунд