Элла Грайфер. Курс всем известной истории: евреи, которые были
Дата: Wednesday, August 31 @ 00:00:00 MSD
Тема: Tradition


А в интернете на момент написания этой реплики только две главы…(http://www.lebed.com/2005/art4272.htm и http://www.lebed.com/2005/art4266.htm). А на шедевр на этот денег жалко… А пуще всего жалко места в шкафу… Мы же люди простые, не князья да графья, вроде Александра Блока. У него-то, сказывают, в усадьбе восставший народ аж библиотеку целую сжег, а в Тель-Авиве, на съемной квартире, не очень-то разгуляешься, и на настоящие книги места едва хватает, а макулатуру и вовсе ставить некуда… Ничего не поделаешь – придется ограничиться тем, что нынче доступно. При появлении дополнительного материала продолжение авось либо воспоследует.



* * *

…Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее.

А.М.Горький



… Удивляет разве что чрезмерность этой мести да готовность обрушивать ее на головы заведомо невинных. В этой чрезмерности трудно не увидеть некое свойство иудаистской цивилизации, воспитанный ею феномен. Судите сами: в праздник Пурим свиток Эстер-Эсфири читается в синагоге два раза.

“В Торе написано, что народ Амалек является вечным врагом сыновей Израиля и заповедано воевать с ним всегда. Поэтому в наше время в синагоге во время чтения свитка Эстер принято продолжать эту войну, и каждый раз, когда чтец произносит имя Амана, все начинают громко шуметь — „бить Амана". Для этого надо не забыть принести в синагогу трещотки, пистолеты с пистонами и все, что может шуметь. А чтец должен терпеливо ждать прекращения избиения после каждого упоминания имени Амана и только после этого продолжать чтение” [160].

Это не какой-то сумасшедший еврей сам по себе придумал, что война с “народом Амалек” вечна и продолжается в данный момент. Этому учат раввины; это проживает каждый еврейский ребенок, каждый год лично участвуя в “избиении Амана”, духовно присоединяясь к убийству 75 000 человеческих существ. Чтец Торы заботливо организует приобретение этого опыта, пока собравшиеся “бьют Амана” после каждого упоминания его имени. Что может воспитать такой религиозный опыт, кроме привычки ненавидеть и мстить? Охотно выслушаю возражения (желательно с аргументацией), но пока не вижу, что еще.

Представляю, какой поднялся бы вой, визг и хай, если бы в православной церкви раз в году происходило бы ритуальное убийство Троцкого или Свердлова; если бы это стало церковной традицией, а священники напоминали бы прихожанам: не забудьте принести с собой трещотки и пистолеты с пистонами. Если при чтении священных текстов священники делали бы аккуратные перерывы, пока все, треща и стреляя, не проорутся: “Бей Свердлова!!!”. Вот крику было бы и в “22”, и во “Время и мы”, то-то обвиняли бы нас во всех смертных грехах...

Ну, что сказать Вам на это, дорогой господин Буровский… Я понимаю, в синагогу Вам заглянуть доводится не часто, так откуда Вам знать, что о «заведомо невинных» в свитке Эстер речи нет? Книга эта, правда, и в христианскую библию входит, и там черным по белому написано: …царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить, (Есфирь 8,11).. Но православным, как известно, Библию самостоятельно читать не рекомендуется, им больше литургия да иконы даны в наставление… Только сдается мне, что и церковь своим присутствием не часто Вы удостаиваете.

Не иначе как ни разу не доводилось Вам на страстной неделе на службе побывать. Ну, на той на самой, где читаются «двенадцать евангелий», оформляемые соответствующими песнопениями. Свердлова там, правда, не поминают, зато «Иуду злочестивого» - несчетное количество раз. И не заглушают трещотками, бо русские – народ долготерпеливый, литургию отстоят во благолепии, а там уж – на что им хлопушки - окна-то в еврейских домах куда веселее трещат… Самое, что ни на есть, воспитание кротости и любви…

Именно такой подход к своей и чужой истории, религии и культуре весьма характерен был для Империеи Российской. Как все на свете империи, создавалась она не то чтобы всегда и непременно по доброму согласию. Были, правда, народы, (например, в Закавказье) что предпочли ее, единоверную, конкурирующим империям мусульманским, украинцы, в конце концов, тоже остановились на ней, хотя долго раздумывали и решение меняли неоднократно, но вот прибалтов и вовсе позабыли спросить, поляков тем более, а уж чеченцев… ну, в общем, сами понимаете.

Официальной идеологией той империи числились, как известно, «Православие, самодержавие и народность».. Т.е., кто другую религию исповедовал или к другому народу принадлежал, места себе в идеологии той не находил, а поскольку самодержавие есть монархия абсолютная, то никакой закон права его не защищал. Рамки дозволенного существования начертаны были указами русских чиновников. Так, стало быть, и благоденствовали себе, потихонечку, инородцы под скипетром Белого Царя, покуда трон его не зашатался и скипетр из царственной длани не вывалился.

И вот тут-то, товарищи, надо нам прямо и самокритично признать, что показали себя эти самые инородцы самыми черствыми эгоистами. Вместо того, чтобы, не щадя живота своего, встать на защиту необходимого самовластья и прелестей кнута, кинулись разом врассыпную, спеша застолбить мелочную свою независимость и жалкий суверенитет, не постеснялись некоторые даже и войско двинуть против ослабевшей империи, как, к примеру, поляки.

Империя эта, правда, в золотые годы молодости, когда еще провинцией числилась в империи другой, и сама с бывшей своей метрополией поступила не лучше (как Иван-то Васильевич в свое время Казань-то… а?). Но то ж всего-навсего Казань какая-то, а не священный народ-богоносец! Нет-нет, с ним так обращаться никак нельзя!

Но были, кроме самоопределения, еще варианты другие. Бродили тогда по соседней Европе призраки разных утопий, обещавших золотой век, обнимающиеся миллионы и народы, воедино сливающиеся в мирном братстве святого труда. По соседству бродили, да и в Россию, за отсутствием железного занавеса, нередко тоже заглядывали. И ежели бы, скажем, в России эту самую утопию насадить, то разбегаться из империи по своим углам надобности уже не будет, а будет всем в ней вместе хорошо, и может она даже стать зародышем будущего всемирного интернационального братства.

Во времена смутные соблазнили эти идеи в России многих, и, разумеется, не в последнюю очередь инородцев, которые, империей жертвуя, кроме головной боли, ничего не теряли. Среди инородцев же, в свою очередь, заметное место занимали евреи.



* * *

- Это бяка-закаляка кусачая,
Я сама из головы ее выдумала.
- Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?
- Я ее боюсь!...

К.И. Чуковский





Господин Буровский историю свою начинает с года 1861. Но чтобы объяснить события, в том году происшедшие, начать придется несколько раньше.

Евреи в империи к тем народам принадлежали, чье мнение насчет присоединения как раз позабыли спросить – при разделе Польши получены и оприходованы были в комплекте. Впрочем, и возражений у них, полагаю, в отличии от тех же поляков, особенных тоже не было. Диаспора – она диаспора и есть: Кто ни поп – тот и батька. Возражения, однако же, незамедлительно возникли у другой стороны. Горсточка безоружных и беззащитных перекупщиков, сапожников и мелких ростовщиков на великую империю такого страху нагнала, о каком и мечтать не смел ни один Бонапарт.

Уже Елизавета Петровна от самой что ни на есть интересной прибыли отказаться была готова, только бы к этим «врагам Христовым» не приближаться на расстояние выстрела.

Екатерина перед соблазном прибыли не устояла, тем более, что присоединивши солидный кусок Польши, деться все равно было некуда, а вскоре выяснилось, что налогов с евреев можно брать вдвое противу прочих, но из соображений безопасности ввела-таки то, что стало потом именоваться «чертой оседлости». Отделившись географически, Фелица на том и успокоилась, и предоставила евреям промеж себя жить, как самим заблагорассудится. Но эта лафа длилась недолго. Покуда евреев просто (причем, весьма умеренно) грабили, жить вполне было можно. Когда их решили облагодетельствовать, стало заметно хуже.

Александр I воспламенен был мыслию, переквалифицировать деревенских шинкарей в хлебопашцев и промышленных рабочих. Такие мелочи, как отсутствие фабрик, скота и семян, полет его фантазии остановить, разумеется, не могли, а что подопытные евреи с голоду дохли, свидетельствовало исключительно об их неблагодарности. Справедливости ради, впрочем, надо отметить, что подобные эксперименты русская власть и над своими производила всегда без стеснения.

Николай I ввел много полезных начинаний, позже подхваченных и творчески развитых тов. Сталиным. Прообразом сталинских колхозов явственно были аракчеевские военные поселения, (а вовсе не «коммуны», по принципу которых устроены израильские киббуцы), а уж на идею ликвидировать кого-то «как класс», т.е. отчасти и физически, но главным образом путем отрыва от привычных занятий, разрушением общности и уничтожением культуры, лучшего друга кулаков несомненно вдохновили николаевские методы решения еврейского вопроса.

Под конец жизни прославленный этот монарх аж лапсердаку да пейсам войну объявил, но не успел одержать победу. Продвинулся он, главным образом, на двух направлениях: армии и образования.



Зa тридцать лет правления Николая I увидело свет огромное количество правительственных указов о евреях - около шестисот! Это составило почти половину всех законов о евреях, которые выпустили в Российской империи за все время ее существования. Вряд ли был другой народ в государстве, на который в таком огромном количестве сыпались правительственные постановления и разъяснения, поправки к законам и поправки к поправкам.

Трудно теперь понять, почему император уделял несоразмерно большое внимание столь малому народу, который вполне бы мог затеряться среди других народов Российской империи и избежать - подобно другим - этой бурной административной активности. Не было тогда опасений, что евреи взбунтуются в один прекрасный день подобно полякам или станут резать "неверных" подобно "немирным" кавказцам, - и, тем не менее, Николай I и его правительство с маниакальной настойчивостью вводили один закон за другим, чтобы "обезвредить" евреев и непременно обратить их в православие.

26 августа 1827 года Николай I подписал указ: "повелеваем обратить евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре"… Если у христиан брали в армию по семь рекрутов с тысячи человек, и то раз в два года, в один из двух объявляемых наборов, то у евреев стали брать по десять рекрутов с тысячи человек ежегодно, при каждом наборе. В отличие от других, их призывали в армию не с восемнадцати, а с двенадцати лет, и многие причины, по которым на призывном пункте отбраковывались рекруты-христиане, оставались для евреев "без рассмотрения". (Феликс Кандель «Очерк времен и событий»)

Про трагедию кантонистов писалось уже достаточно, кто хочет, может еще раз прочесть в известном изложении Герцена: http://az.lib.ru/g/gercen_a_i/text_0100.shtml. В новозаведенные училища набирали тоже силком, тоже с дальним прицелом довести учеников до крещения, хотя, конечно, методы все же были помягче. Но каковы же оказались, в конце концов, результаты?

С еврейской стороны были, конечно, стоны и вопли, коллективные молебствия и слезные прошения во все инстанции. Было осознание, что при встрече с законом российским, надо быстро переходить на другую сторону улицы с использованием всех возможных методов воровства, обмана и жульничества, иначе не прожить. Но не было даже признаков ни малейшей крамолы, открытой непокорности, бунта или, сохрани Бог, революции. В мыслях такого не держали.

Со стороны российской результаты оказались совершенно блистательными.. Вопреки ожиданиям, даже из (выживших!) кантонистов крестить удалось далеко не всех. От тех, кого крестить не удалось, есть пошли легальные еврейские общины Петербурга, Москвы и иных-прочих городов русских, и встали синагоги, где прежде и духу жидовского было слыхом не слыхать. Те, кого крестить удалось, распадаются на две группы: Менее порядочные повели себя как все ренегаты, т.е. в юдофобство ударились почище русских, но своими все же не стали. Во-первых, в силу традиционного антисемитизма, а во-вторых в силу и русским свойственной естественной брезгливости. Но куда большую опасность представляли более порядочные, ибо внесли они немалый вклад в создание в обществе атмосферы религиозного индифферентизма, презрения ко всякой вере и прямой ненависти к православию.

Однако же, и эти дальше «вольтерьянства» не шли. И нужды им не было, что декабристы давно уже разбудили Герцена, что развернул он революционную агитацию, что кто-то там уже Русь и к топору призывал… Ведь мы ж не Русь, и нас туда не звали… По тем временам революцией баловались в России только русские, да и из них, главным образом, одна, весьма специфическая, группа населения.

В том самом 1861 году, с которого ведет отсчет господин Буровский, написал Николай Лесков статью «Русские люди, состоящие «не у дел». И говорилось там о тех, кого в результате прогрессивных реформ царя-освободителя с чиновничьих мест погнали (и зачастую вполне целесообразным было такое сокращение), но другого-то места, другой работы для этих людей, как выяснилось, в обществе нет. Лесков объясняет подробно, почему это так, предлагает какие-то меры (которые, разумеется, так и не были приняты), но мы на этом останавливаться сейчас не будем. Нам достаточно констатировать, что образовалась в России внезапно достаточно многочисленная категория людей, лишенных средств к существованию, немалый процент в которой составляли выпускники университетов, студенты, собирающиеся из них выходить или даже бросившие учебу за полной бесперспективностью этого занятия. Понимаете теперь, откуда взялось сразу столько охотников в народ идти и делать бомбы?

Так вот, евреев-то в этой категории в ту пору практически не было. У безработных, голодных, евреев и образование было только еврейское. Кто по-русски знал, да еще и в университетах обучался, о будущем мог не беспокоиться: в гимназии да университеты детей своих в те времена отдавали евреи не из бедных, а тем более с правом проживания вне черты оседлости наш брат дело себе всегда найдет. Те немногие, что набирались-таки «идей», идеологами не становились, в руководство революционными организациями не рвались, а проходили все больше по части «инфраструктуры» - организация типографий, транспортировка литературы, а где потребуется – так и оружия, нелегальный переход границы (Это уж сам Бог велел, контрабанда – промысел еврейский исконный, хотя и русские состояния на нем наживали не маленькие, вспомнить хоть небезызвестного Павла Иваныча Чичикова).

Но на примере тогда еще весьма небольшой и не влиятельной этой группы можно уже отметить одну очень важную особенность российско-еврейской революционности: не чем иным была она, как способом АССИМИЛЯЦИИ. Вплоть до крещения, принимаемого не в духе официального православия, а вот именно в том ключе, в каком понимали христианство тогдашние русские революционеры. И вплоть до одобрения, купно с родной революционной партией, еврейских погромов начала 80-х годов.

В 60-х годах, однако, был этот способ ассимиляции не только что не единственным, но и далеко не самым популярным. Освободительные реформы и развитие промышленности вселяли надежды на возможность равноправия, овладения новыми профессиями, вхождения в русское общество. Еврейская молодежь исполнила, наконец, по собственной инициативе, вековую мечту Николая Палкина: лапсердаки скинули, пейсы обстригли, обучились русской грамоте и с остервенением кинулись грызть гранит науки. Реакция, наступившая после цареубийства, надежды эти перечеркнула, но пути назад уже не было.

А вперед – тоже не открывали. Можно было, конечно, в «железнодорожники» податься, помогать русским чиновникам грабить казну, но не каждый же еврей – банкир. Можно было двинуться в земледелие, но такое дело на пустом месте начинать нелегко. Крестьяне русские, пахари потомственные, и те как мухи мерли, обкрадываемые переселенческими чиновниками, а уж без привычки-то… Кое-кто исхитрялся, конечно, но укорениться сумели все же немногие. Рабочими на заводы шли евреи охотно, но недостаточно было в черте оседлости рабочих мест. Свободные профессии тоже нарасхват шли, да в них с большим разбором пускали: тут ограничение, там запрет... Единственное место, куда пускали свободно, так это – в революцию. И еврей в нее пошел косяком.

Преследования его не пугали, он их и безо всякой нелегальщины каждый день имел в ассортименте, зато для самоутверждения - немерянный простор. Помните, у Бердяева: «Если юный интеллигент, - скажем, студент или курсистка, - еще имеет сомнение в том, что он созрел уже для исторической миссии спасителя отечества, то признание этой зрелости со стороны министерства внутренних дел обычно устраняет эти сомнения". Когда банкира Полякова в дворяне произвели, ни одно дворянское собрание впустить к себе жида не пожелало, знаменитого скульптора Антакольского не приняла Академия Художеств, зато «Народная Воля» Гесю Гельфман приняла без проблем.


Нижеследующее перечисление я целиком и полностью позаимствовала у господина Буровского. В доказательство, что получив другую, нереволюционную, возможность ассимиляции в России, а пуще того – за границей, еврей нередко тут же за нее и хватался.

Лев Штернберг написал научную книгу о гиляках — раз уж он среди них живет, так не пропадать же материалу. Точно так же В. Иохельсон писал о юкагирах, Н. Геккер — о якутах, М. Кроль — о бурятах.

Тан-Богораз написал прекрасную книгу “Чукчи”, которую издавали в виде двухтомника в 1934 году. Это вовсе не просто памятник литературы или науки того времени. Книга нисколько не утратила актуальности, мне доводилось пользоваться ею в профессиональной работе, а Богораза называют порой “классиком русской этнографии” [109, с. 64]. Есть у него и несколько художественных книг, которые и в наше время вполне можно читать [108]. Сам Тан-Богораз 20 лет жил в Нью-Йорке, и не на средства от “эксов”, то есть от ограбления банков, а читая лекции (на английском языке, разумеется).

Ромм стал практикующим врачом в Нью-Йорке.

Левенталь сделал карьеру ученого и врача, получил в Лозанне кафедру гистологии и от социализма отошел. Лурье окончил медицинский факультет в Италии. Любовь Аксельрод получила степень доктора философии в Бернском университете.

Из народовольцев-эмигрантов самую фантастическую карьеру сделал Григорий Гуревич, вернувшийся в Киев... послом Дании.

Но в России такой возможности как раз у него и не было. Этнографические исследования написаны были в ссылке, благодаря прожиточному минимуму, который в те либеральные времена обеспечивало ссыльным правительство. А попробовал бы тот же Штернберг или там, Богораз, в крамольники не записавшись, от русского университета на те же исследования стипендию получить…

Не угнетение, не преследования сами по себе евреев стройными рядами в революцию повели, а вот именно тянитолкаевская политика государства Российского: по-еврейски жить мы вам не разрешаем, но и по-русски не разрешим.... до морковкина заговения. При таком раскладе всякое великое потрясение в России ассимилированные евреи встречали с энтузиазмом и лодку раскачать стремились как можно активнее.

Причем, всякому непредубежденному наблюдателю было ясно, что совсем несложно при минимальном желании энергию эту использовать в мирных целях. Был еще тогда, помнится, такой деятель, Столыпин по фамилии, которому великие потрясения на фиг были не нужны, а нужна ему была, наоборот тому, великая Россия. Так вот, на создание этой самой России еврейскую энергию перекинуть он и мечтал. Информация, которую мы с вами из вышеприведенного списка извлекли, наверняка была ему доступна, и выводы он из нее сделал правильные, и даже разработал соответствующий проект.

Но царь не согласился. Уж, вроде бы, совсем было убедил его Петр Аркадьевич, да в глубине души Николая Александровича внутренний голос раздался – и не велел. Злые языки, правда, говорили, что голоса-де, мол скорее внешние – хватало черносотенцев при дворе – но было и внутреннему откуда взяться. У них же, у Романовых, семейная традиция в обморок падать при виде лапсердака, ну и чем, спрашивается, этот хуже других?

Короче, похоронили проект, а вскорости и самого Столыпина схоронили. Господин Буровский уверен, что убивал его Богров именно по причине своего еврейского присхождения. Аргументов в пользу этой версии сыскать у него мне, правда, не удалось – не иначе как внутренним голосом поведано - ибо в качестве еврея Богров к Столыпину как раз особых претензий иметь не мог.

Антисемитом был тот весьма умеренным, не более, чем принято в среднем в его кругу, к тому же и дело Бейлиса не помешал расследовать объективно, и даже "Протоколы" сам лично как фальшивку перед царем разоблачил. По еврейскому-то мандату скорей уж Пуришкевича, либо Крушевана убирать следовало. Зато в качестве эсэра-террориста не позабыл Богров "столыпинских галстуков". Да и в качестве агента охранки... немало там было таких, что с удовольствием бы дали мандат на устранение премьера-реформатора. Причем, самое-то смешное, что главную, самую удачную его реформу простить не могли Столыпину ОБА работодателя Богрова. В окончательно расформированной им крестьянской общине видели ретрограды удобный инструмент эксплуатации, а эсэры – зародыш будущего социализма.

Так или иначе, идея, перевести русских евреев на более позитивные рельсы, из теории в практику так и не перешла, а сами они уже настолько вошли во вкус революции, что обе еврейских национальных партии (возникшие, когда у достаточного количества ассимилированных евреев зародились достаточно серьезные сомнения в возможности вхождения в русское общество) – сионисты и Бунд – оказались глубоко проникнуты социалистической идеологией, от пережитков которой страдает Израиль и по сей день.

Ну, а потом… Потом наступил год 1914.

…главнокомандующий Янушевич (кстати, поляк, принявший православие) принял решение о выселении евреев из района боевых действий. Потом он приостановил свое решение, но уже на местах, волею местных командиров, принимались решения о выселении евреев из прифронтовой полосы [70, с. 356], причем в Ковенской губернии выселение было поголовным, из Ковно вывозили больных, раненых солдат, семьи фронтовиков [70, с.. 357].

Личным приказом императора выселение из прифронтовой полосы прекратилось. Но вдруг по всему фронту “и во всех правительственных кругах заговорили о еврейском шпионаже” [123, с. 144].

К этому необходимо добавить: в Первую мировую войну никто ведь мирное население не выгонял. Армии ходили, воевали между собой, а население-то оставалось. Изгонялись только евреи! И ведь одни теряли при этом и жилье и имущество, и получался, по справедливому замечанию, “еще один вид грандиозного погрома, и ведь уже от властей, а не от толпы” [6, с. 484].

Германское командование использовало ситуацию, как умело: издало воззвание к евреям — восставать против своего правительства. Допускаю, что кое-кто из евреев, в обстановке выселений и недоверия, мог и прислушиваться к пропаганде. В конце концов, в Германии и Австро-Венгрии тоже жили евреи, а в германской и особенно в австро-венгерской армии еврей, не выкрещиваясь, мог быть офицером. В русской армии — не мог, и известен случай, когда рядовой, кавалер 4 Георгиевских крестов, не пошел в школу прапорщиков — пойдя, он должен был бы выкреститься, и это могло убить его отца.

Дать 'бы искомое равноправие, прекратить бы застарелый, заскорузлый маразм! Но и позже, в 1916 году, порой очень уж соблазнителен был прежний “удобный ход: свалить все поражения на евреев” [6, с. 480]. В действующей армии множество раз менялись установки по отношению к солдатам-евреям. То их посылали исключительно рыть окопы, как ненадежных. То —чего это они прохлаждаются в тылу?! А ну, всех в маршевые роты! То опять всех отправляли с фронта в тыл, как потенциальных предателей…

…При русской оккупации Галиции евреи массами бежали в Венгрию,— бежали от русской армии, а “оставшиеся в Галиции евреи сильно пострадали в период русской оккупации края” [70, с. 24], потому что “издевательства над евреями, избиения и даже погромы, которые особенно часто устраивали казачьи части, стали в Галиции обычным явлением” [70, с. 356]. А местное украинское и русинское население мстило евреям-панам, присоединяясь к казакам-погромщикам…

За исключением одной мелочи (не были евреи «панами», хотя бывали нередко у панов управляющими) – описано все верно.

С такою-то подготовкой жид встретил семнадцатый год.

* * *

В том же Ростове в первые дни войны арестовали инженера Александра Петровича М.-В., он умер в следственной камере, жена несколько месяцев тряслась, ожидая и своего ареста - и только с приходом немцев спокойно легла спать: "Теперь-то, по крайней мере высплюсь!" Нет, она должна была молить о возвращении своих палачей.

А. И. Солженицын


Вы будете смеяться, но… большинство еврейских революционеров большевиков отнюдь не поддержало. То есть, на самом-то деле это было вполне логично: Бунд не простил им отказа от «культурно-национальной автономии» и даже со Второго Съезда Советов ушел весь целиком в знак протеста против штурма Зимнего Дворца. Сионисты теоретически революцию приветствовали, но практические интересы были у них совсем в другом месте.. Кадеты и меньшевики не согласились с разгоном Учредительного Собрания, эсэры (левые) попытались было сотрудничать, но длилось это недолго… Одним словом, среди евреев, что пошли на службу к большевикам, кадровые революционеры находились разве что в самом верхнем эшелоне. Так откуда же взялись прочие?

А это угадать нетрудно: на смену адвокату Винаверу пришел рыжий Мотэле из Касриловки. Пришел, хотя ассимиляция до него еще не дошла, и слыхом он не слыхал про проблемы, в революцию приводившие Мартовых и Аксельродов. Одну из причин этого явления подскажут нам события, описанные в предыдущей главе. Не даром в сочиненной антисемитами легенде об убиении царской семьи фигурирует якобы написанное на стенке еврейское слово «месть». На самом-то деле написано там было совсем другое, и вовсе не на том языке, но тут у авторов мифа идет типичная «проговорка» по столь нелюбимому господином Буровским Фрейду: Знает кошка, чье сало съела.

Не надо мне рассказывать, что на той единственной, Гражданской, не одних евреев резали тысячами, лучше вспомните, что евреев-то резать начали на три года пораньше, когда война та еще не началась. Остальное все было уже потом.

Гражданские войны жестоки со всех сторон. Жертвами были, конечно, не одни евреи, вспомнить хоть известное «расказачивание», крымские расстрелы, уничтожение офицеров и духовенства, но… Когда уцелевший от расстрела офицер уходит к белым, такое его решение господин Буровский воспринимает совершенно как должное (и тут я с ним согласна), а вот когда случайно уцелевший в погроме Мотэле в ЧК идет служить, то… вот он уже и виноват, и должен покаяться. Как же так не сделали этого ни Евгения Гинзбург, ни Надежда Мандельштамм?!

…А как там насчет покаяния у генерала Деникина? Тоже, вроде, не густо… И уж верно, состоявшие под его командой люди посерьезней творили злодеяния, чем мелкий дебош в чужой квартире… А Буденный, Семен Михайлович, и иже с ним – каялись ли когда-нибудь в том, что делали в Средней Азии? И почему это так упрямо отказывается Путин прощения попросить за массовые депортации из Прибалтики… в мирное, между прочим, время? С тем, что процент евреев у красных значительно выше был, чем процент их в составе населения, не спорит никто, да только никак из этого факта не следует, что процент их в личном составе Красной Армии выше был, чем в том же составе русский процент. И где же покаяние русских большевиков за то, что творили они против собственного народа? Такую популярную игру как «венчание попа с кобылой» при всем желании не мог придумать еврей – не из уважения к попу, а просто за недостатком знакомства с православной обрядностью.

Ну так хочется, ну очень хочется ответственность за большевистскую победу на евреев свалить, но знаете, как-то не убеждает…Не поможет тут даже оригинальная статистика интеллигенции (которой, оказывается, в абсолютных цифрах у евреев и русских было поровну!), поскольку с 17-го года не интеллигенция уже, а народ вступает в игру. И если не сумели евреи в Польше, где приходилось их на душу населения куда больше, (а революционности ничуть не меньше!), чем в России, революцию протолкнуть, ибо «почвенная нация» сказала решительно «Нет!», то, видно, все же не от них дело-то зависело.

Хотя, повторяю, принятие евреями (да не интеллигентами-революционерами – эти-то как раз под большим вопросом, а вот именно народом, простонародием) стороны большевиков – несомненный факт. И месть была, на самом деле, только одной из нескольких его причин, и, представьте, не самой главной. Не была главной даже большевистская демагогия насчет пролетарского интернационализма. Местечковый еврей на слишком ей верил, тем более, что и красные погромом иной раз не брезговали. Главным было безошибочное ощущение, что способны большевики в этом царстве анархии наладить какую-никакую, сильную власть, раздавить русский бунт – бессмысленный и беспощадный.

…Погром начали дезертиры. Громили винно-гастрономический магазин, отобранный у богача Пустодумова. Толпа с утра окружила магазин и потребовала выдачи вина. Зеркальные витрины безмолвно отражали беснование толпы. Тогда крапивный человек железным прутом ударил по стеклу. Стекло отчетливо провизжало слово "зиг-заг"...
Через час Брешка была пьяна. Бабы на коромыслах несли ведра портвейна.
На Брешке стояли винные лужи. Вино текло по водосточным канавам. Люди ложились на землю и пили прямо из канавы. Гимназисты обнимались с солдатами. Предназначаемые для детского дома апельсины рассыпались по Брешке. В апельсинах рылись свиньи. Большая, обвислая хавронья купалась в болоте из мадеры. На углу страдал пестрый боров. Его рвало шампанским.
Примчался на тарантасе, соскочив на ходу, Чубарьков.
- Именем революционного порядка, пожалуйста, прошу... - сказал комиссар.
- А раньше-то? - отвечали ему гимназисты. Комиссар Чубарьков уговаривал, просил, требовал и предупреждал.
- Все общее! - кричала пьяная орава за крапивным человеком. - Кровь, сукровицу лили... И тогда в окне большого дома закляцал, забился пулемет... Он ударил над Брешкой, выпустил первую очередь поверх хмельных голов, и трусливую Брешку вымело.
Мы вспомнили с Оськой, как, играя на подоконнике в Швамбранию, мы расстреливали своим воображением Брешку. Но тогда Брешка была неуязвима. (Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

Можно долго и интересно рассуждать на тему, почему белые с Брешкой справиться не могли, но нам сейчас достаточно просто констатировать факт: легко понять, что для еврея страшней анархий зверя нет. Даже самая несправедливая, самая жестокая власть лучше, чем совсем никакая. За то же самое, кстати, много чего простил большевикам умный антисемит М.А.Булгаков.

Это был первый шаг, а потом… потом “...когда после Октября русская интеллигенция в массе отказалась сотрудничать с большевиками... решительные и цепкие ленинцы обратились за помощью к евреям, энергичным, смекалистым, способным и дотоле униженным, подавленным, затоптанным чертой оседлости и иными „еврейскими законами".

Миллионам жителей гнилых местечек, старьевщикам, контрабандистам, продавцам сельтерской воды, отточившим волю в борьбе за жизнь и мозг за вечерним чтением Торы и Талмуда, власть предложила переехать в Москву, Петроград, Киев, взять в свои нервные, быстрые руки все, выпавшее из холеных рук потомственной интеллигенции,— все, от финансов великой державы до атомной физики, от шахмат до тайной полиции. Они не удержались от Исаакова соблазна, тем более, что в придачу к чечевичной похлебке им предложили строить „землю обетованную", „новое Царство Божие на Земле", сиречь Коммунизм, которое являлось вековой мечтой народа.

Соблазн-то, правда, не Исаака вовсе был, а Исава, но православным, как мы уже упомянули, Библию читать вредно. А в общем-то решительные и цепкие ленинцы ничего особенно нового не изобрели. У Людовика XI Французского тоже, помнится, шотландская гвардия была, у Папы Римского – по сю пору швейцарцы служат… дело известное. Но евреи-то… Ну как же им-то не ай-ай-ай к такой нехорошей, жестокой, несправедливой власти так охотно, так массово на службу идти?..

Не следовало этого делать, никоим образом не следовало, тем более, что десятилетия через полтора, укрепив свое положение, недвусмысленно заявила им эта власть: «Мавр сделал свое дело – мавр может уходить». И ушли они, солнцем палимые, а на их место… На место их этой самой власти наперебой предлагали свои услуги те, кто по поводу природы ее заблуждаться никак уже не мог.

Евреи-то на службу к ней шли либо в ходе гражданской, когда зверства всякие совершали не одни только большевики, либо во времена ленинского НЭПа, когда она, вроде бы, даже стала очеловечиваться. Русский же косяком в ЧК пошел на службу во время мирное, когда единолично вела она войну против различных категорий мирного населения. Из нечекистов вспомнить стоит того же Булгакова, Любовь Орлову, Константина Симонова, ну и конечно, непотопляемый наш Трижды Гимнюк Советского Союза (из дворян все). Но куда больше, чем дворяне (их и осталось-то в стране немного) в советские чиновники валом повалил раскулаченный. Не отставали и выходцы из духовного сословия, хоть и чинили кадры им препоны.

В науке и культуре продержались евреи дольше всех, о чем с великим прискорбием извещали общественность писатели-деревенщики, но и тут дни их явственно были сочтены, о чем непреложно свидетельствовала эволюция Союза Писателей. Но вот ни в каком покаянии ни «смена караула», ни потомки ее замечены до сих пор не бывали…

Что бы это значило, а?

реплика Эллы Грайфер





Это статья Jewniverse - Yiddish Shteytl
https://www.jewniverse.ru

УРЛ Этой статьи:
https://www.jewniverse.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=928
Jewniverse - Yiddish Shteytl - Доступ запрещён
Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Jewniverse - Yiddish Shteytl: Доступ запрещён

Вы пытаетесь получить доступ к защищённой области.

Эта секция только Для подписчиков.

[ Назад ]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.033 секунд