доктор исторических наук
Альберт Каганович,
Еврейский Университет,
Иерусалим.
Вопросы и задачи исследования
мест принудительного содержания евреев на
территории Беларуси в 1941-1944 годах.[1]
Заключение евреев в места принудительного содержания на территории Беларуси
во время советско-германской войны, как и в Восточной Европе, вообще, было
этапом общей политики их тотального уничтожения. В отличие от остального населения
евреи и цыгане уничтожались на территории СССР не за свои действия или политические
убеждения, а по национальному признаку. В то время, как в отношении судьбы
цыган на этой территории у немецких властей, вероятно до 1942 г., не было
чёткой программы,
[2]
в отношении евреев существовала программа их повсеместной ликвидации.
Часто для немедленной и полной ликвидации евреев у гитлеровцев не хватало
достаточных сил. Ликвидацией евреев в СССР занимались в основном специальные
подразделения, состав которых был ограничен и поэтому они не могли самостоятельно
и быстро уничтожить несколько миллионов евреев, оставшихся на оккупированной
территории. Для помощи им немецкая жандармерия на местах с поддержкой местных
полицейских должна была сконцентрировать евреев в местах временного заключения.
Хотя принудительное содержание евреев идеологически объяснялось опасностью их
влияния на окружавшее население, в действительности нацисты преследовали этим
несколько целей:
1)
Облегчение последующей ликвидации
евреев.
2)
Предотвращение сопротивления
евреев, которые, согласно небезосновательным опасениям нацистов, зная об уготовленной
им участи, активнее остального населения могли участвовать в сопротивлении.
3)
Получение бесплатной рабочей
силы.
4)
Приобретение симпатий остального
населения, которому нацисты в пропагандистских целях преподносили преследование
евреев как борьбу с жидо-большевиками, повинными во всех лишениях в межвоенные
годы.
Однако, на территории Белоруссии репрессивные против евреев меры в основном
не вызвали симпатий белорусов. В большей степени они заставляли задуматься
их над собственной участью, так как отношение между белорусами и евреями,
в общем, не были обострены как на Украине, в Литве или в ряде российских областей
(Брянская и Псковская). Не редко с этих территорий в Беларусь посылались местные
полицейские для уничтожения евреев. Вместе с тем белорусское население испытывало
скрытое недовольство из-за ликвидации евреев - врачей и ремесленников, составлявших
большинство в этих профессиях на территории Беларуси.
На территории Беларуси нацисты использовали применительно к евреям пять
основных видов мест заключения:
1. Гетто. На территории Восточной Беларуси
гетто начали создаваться с конца июня 1941 г. и почти все были ликвидированы в
период с осени 1941 по весну 1942 гг. Исключение составили несколько небольших
гетто в Копыле, Тимковичах (оба в Минской области), Хотимске (Могилевская
область) и Обольцах (Витебская область), ликвидированных летом 1942 г., и
только в Минске и Слуцке гетто были ликвидированы в 1943 г.[3] Это было результатом победы идеологии над экономической целесообразностью,
приверженцы которой требовали сохранения трудоспособных евреев, а также их
семей для стимуляции рабской работы. В Беларуси одним из самых ярких
приверженцев временного сохранения евреев для экономических потребностей был
гебиткомиссар (районный комиссар) Слуцка Кароль. Особенно он выступал против
уничтожения ремесленников, аргументируя это в октябре 1941 г. тем, что ремеслом
в Беларуси занимаются только евреи.[4] Экономическими интересами руководствовался и его начальник райхскомиссар
(наместник) Остланда Генрих Лозе (Henrich Lohse), когда в декабре 1941 г. указал гебиткомиссарам, командирам СС и
жандармерии, что нужно воздержаться от уничтожения евреев, занятых в военном
хозяйстве.[5]
Для стимуляции этой фактически рабской силы Кароль, как и другие
администраторы, сохранявшие ремесленников и вообще так называемых
жизненно-важных работников, сохранял и их семьи (редко родителей, но часто жён
и детей). В Западной Беларуси, в
сравнении с её восточной частью, многие гетто были ликвидированы несколько
позже, осенью 1942 г. (например, Барановичи, Кобрин, Лахва, Острына, Пинск,
Столин)[6],
но было несколько десятков, ликвидированных в 1943 г. (например, Гродно, Лида,
Новогрудек, Пружаны)[7],
что было отражением колебаний нацистов в отношении участи евреев, проживавших
до 1939 г. на польских территориях, и поэтому в меньшей степени заражённых
коммунизмом. Однако и их со временем нацистское руководство решило
ликвидировать.
На территории Беларуси, как и вообще СССР, были
закрытые и открытые гетто. Открытые гетто возникали в местечках со значительным
еврейским населением, где его выселять и затем охранять было нецелесообразно.
Кроме того, они возникали и в мелких населённых пунктах, где немецкие власти не
могли организовать охрану закрытого гетто. В открытых гетто евреям
предписывалось не покидать своего населённого пункта и не посещать общественных
мест. В этих гетто евреи, также как и в закрытых гетто, выполняли
принудительные работы, обязаны были носить еврейские опознавательные знаки,
платить контрибуцию. Во всех гетто
образовывались юденраты или назначались старосты, которые часто распределяли и
организовывали работы, что, естественно, порождало недовольство определённой
части узников, особенно нетрудоспособных - первых кандидатов на ликвидацию.
Иногда для членов юденрата или старосты составление списков для уничтожения
являлось тяжёлой моральной нагрузкой, с которой часть из них не справлялись,
кончая жизнь самоубийством. Нередко юденраты или старосты преследовали идею
компромисса с целью сохранить хотя бы часть узников, он стремился доказать
немецкой власти полезность существования гетто.[8]
2. Тюрьмы. Особенно часто тюрьмы использовались в
небольших населённых пунктах как временные места задержания (например, в
Ошмянах, Черикове и Вилейке).[9]
После ликвидаций гетто тюрьмы особенно часто использовались для временного
заключения евреев. После этого евреи или расстреливались или помещались в
трудовые лагеря.
3. Трудовые лагеря. В основном, особенно в начале, в них
содержались евреи трудоспособного возраста, как мужчины, так и женщины. Тем не
менее, в 1942-1943 гг. сюда перевозились из ликвидированных гетто и
квалифицированные евреи-ремесленники с членами семей. Часть этих лагерей
просуществовало до освобождения в 1944 г. На территории Беларуси, как и на
Украине, существовали как специальные трудовые лагеря для евреев (например, в
Берёзе, в Бортниках в Бешенковичском районе, в Дроздах в Минске), так и общие
лагеря для гражданских лиц, в которых евреи были частью, зачастую значительной,
всех узников (например, в Барановичах).[10]
4. Лагеря для военнопленных. Некоторой части евреев-военнопленных удавалось
скрывать свою национальность. Попытки скрыть национальность делались часто,
однако успех нередко зависел, с одной стороны, от отношения других заключённых
к ним, а с другой - от умения немецких офицеров и местных полицаев распознавать
национальную принадлежность. В 1941-1942 гг. на территории лагерей для
военнопленных нацисты размещали и евреев близлежащих населённых пунктов, чтобы
сэкономить силы по охране мест заключения.
5. Концентрационные лагеря. Они отличались более жёсткими условиями
содержания (например, в Минске на ул. Широкая, в Бронной Горе Березовского
района).[11] Сюда
помещались евреи-гражданские лица, военнопленные, как евреи, так и не евреи, а
также неевреи, наказанные нацистскими властями за свою деятельность.
Несмотря на охрану указанных мест заключения и жёсткие наказания за
укрывательство евреев, части из них удалось бежать и спрятаться. Прятались у
нееврейского населения или в лесу. В обоих случаях эти попытки имели успех при
содействии нееврейского населения. До начала создания партизанских отрядов в
конце 1941 г. - начале 1942 г. многим евреям не куда было бежать, а ведь
основная часть евреев Беларуси была уничтожена раньше. Эта тема нуждается в
подробном изучении.
* *
*
Основным источником по исследованию мест заключения евреев являются
материалы Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию
злодеяний немцев и их сообщников (согласно принятому сокращению - ЧГК),
действовавшей на территории Восточной Беларуси в 1943-1944 гг. В задачу
комиссии в основном входило выявление ущерба, нанесённого действиями немецкой
стороны. Вместе с тем, комиссия выявляла и численность убитых советских
граждан. Хотя материалы о местах принудительного заключения комиссия специально
не собирала, многие показания местных жителей, а именно они и были основным
источником информации, содержат такие сведения. При этом, однако, свидетели
часто плохо понимали разницу между разного вида местами принудительного
заключения, а также за несколько лет могли забыть даты их создания. Кроме того,
сведения о численности заключённых чаще всего были приблизительными. Ликвидация
принудительных мест заключения была сравнительно позже и поэтому лучше
запоминалась свидетелями. Они сообщали сведения о местах расстрела и
численности расстрелянных, что можно было перепроверить медицинскими
экспертизами об эксгумации трупов, которые систематически организовывала комиссия
при участии представителей местных властей и специально приглашённых
свидетелей.
Другим источником по изучению мест принудительного заключения евреев является
административная переписка разных немецких ведомств. Она сохранилась лишь
фрагментарно, и в основном касается крупных мест заключения.
Третьим источником по значимости являются послевоенные свидетельские
показания. Их можно разделить на а) ранние, записанные в 50-70-х годах, в
основном для Национального Института памяти жертв нацизма и героев Сопротивления
(Яд Ва-Шем, Иерусалим), а также опубликованные как воспоминания в эти же годы,
и б) на относительно недавние, собранные
в последние 15 лет разными организациями, такими как Яд Ва-Шем, музей Холокоста
в Вашингтоне, Архив
аудио-документов Еврейского университета в
Иерусалиме, архиве Йельского университета, архиве Бейт Лохамей ha-Гетаот, Фонд Спилберга, разными фондами Claims Conference, небольшими музеями Холокоста на территории
бывшего СССР. Сюда же относятся опубликованные в эти же годы в печати и
интернете воспоминания.
Источники второго типа представляют меньший интерес, так как на них
наложена информация о Холокосте, полученная свидетелями за долгий период,
прошедший со времени войны, а кроме того, факты размыты во времени и стёрты
детали. Вместе с тем, последние материалы очень важны, так как они дополняют
имевшие прежние сведения. Так, например, собранные совсем недавно свидетельства
пяти бывших узников гетто в Любани (Минская область), помогли установить факт
существования в этом месте закрытого гетто. Новые свидетельские показания, а
также более глубокое исследование материалов ЧГК позволило установить факт
существования закрытых гетто в Лядах (Витебская область) и Круглом (Могилёвская
область).
Эти факты свидетельствуют о значительных пробелах в исследовании мест
принудительного заключения на территории Беларуси, основанном в основном на
первых двух видах источников и на свидетельских показаниях 1950-1970-х гг.
Беларусь не является исключением. Так, на Юго-Западе Днепропетровской
области, между Кривым Рогом и Никополем, т.е. на территории, где до войны было
несколько десятков еврейских колхозов, было во время оккупации восемь трудовых
лагерей для евреев. Они строили дорогу к Днепропетровску. Однако известна
история и местоположение только одного из них.
Местоположения и время существования гетто и трудовых лагерей на
территории России изучены ещё хуже,[12] чем
на территории Беларуси и Украины.[13] До
сих пор недостаточно исследованы и условия принудительного содержания евреев в
Беларуси, также как и многие другие вопросы Холокоста на территории бывшего
СССР вообще.
Таким образом, принудительное заключение евреев было этапом общего плана по
их уничтожению. В основном, места принудительного заключения выполнили задачи,
возлагаемые на них гитлеровцами. Вместе с тем, имела место несогласованность
в действиях немецкого командования в отношении ликвидации мест принудительного
заключения, что определялось различием видения целей и задачей, возложенных
на такие места. Как правило, в столкновении идеологического и практического
подхода к еврейской проблеме, верх одерживали сторонники быстрой ликвидации
еврейского населения. Сторонники идеологического подхода к проблеме сами себя
вводили в заблуждение, преувеличивая, с одной стороны, роль евреев в советском
управлении, а с другой, ненависть к ним остального населения.
Межведомственная переписка немецких властей содержит многочисленные документы,
свидетельствующих, что они считали евреев основной угрозой оккупационной власти.
[14]
Серьезно опасаясь сопротивления со стороны евреев, немецкие
власти довольно часто уничтожали в гетто в первую очередь мужчин от 15 до
50 лет, лишая себя тем самым наиболее производительной рабской силы. Так,
например, мужчин уничтожили во второй половине 1941 г. в Молодечно, Лунинце,
и Пинске.
[15]
Но наиболее яркий пример иррационального подхода, обусловленного
идеологическим отношением к еврейской проблеме, имел место на Украине. Немецкие
власти по соглашению с румынскими властями были вынуждены сюда в 1942 г.
переселять евреев-мужчин из Бесарабии и Буковины на строительство важной
стратегической дороги №4 из Польши в Ростовскую и Сталинградские области, после
того как сами уничтожили евреев-мужчин Винницкой и Кировоградской областях в
1941 г.[16]
Примечания:
[1] Данная статья – переработанный вариант одноимённой
статьи, публикованной в 2005 г. в Минске в сборнике «Актуальные вопросы
изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации».
Источниками для неё послужили а) архивные документы и личные свидетельства
музея Холокоста Яд Ва-Шем (Иерусалим), просмотренные мной в процессе сбора
материалов по Восточной Беларуси и Восточной Украине для Энциклопедии
Холокоста: Jewish Life Before and During the Holocaust (Editor Shmuel Spektor), vol. 1-3, New-York, 2002; б) свыше двухсот свидетельских показаний лиц,
подавших просьбы о компенсации в Claims Conference за преследования, которым
они подвергались во время оккупации на территории бывшего СССР. Кроме того,
использовалась работы Мордехая Альтшуллера «ha-Пинуй вэ-минусэ шель
йегудим ми-Белоруссия ha-Мизрахит бэ-ткуфа ha-Шоа, юний-огуст 1941»
(иврит), Йагадут зманейну, 1986, №3, с. 119-158 и
Ильи Альтмана
«Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945», Москва, 2002.
[2] О том, что немецкие оккупационные власти на
советской территории в конце 1941 г. не знали, как поступить с цыганами, а
также с караимами и крымчаками свидетельствует донесение в Берлин по
Симферополю от 12 декабря 1941 г. См.: Еврейский геноцид на Украине в период
оккупации в немецкой документалистике 1941 - 1944 гг. (редакторы А.И. Круглов и
Ю.М. Ляховицкий), Харьков-Иерусалим, 1995, с. 187. В 1942 г. цыган начали
уничтожать, но мне не известно ни одного гетто или трудового лагеря на
оккупированной территории СССР, созданного специального для цыган. Также не
известны случаи размещения цыган в еврейских гетто или трудовых лагерях. Вместе
тем известно о принцдительных работах цыган в Николаевской области наравне с
евреями в августе 1943. См: Jean Ancel, Transnistria 1941-1942: History
and Document Summaries, Tel-Aviv, 2003, vol.1, p. 328.
[3] В конце июня 1941 г. были образованы гетто в
четырёх местечках Минской области Копыле, Погосте, Тимковичах и Узде. См. об
этом и о времени ликвидации белорусских гетто: Jewish Life, 2002.
[4] Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации 1941-1944:
Сборник материалов (редактор Ицхак Арад), Иерусалим, 1991, с. 143-147.
[5] Shmuel Spektor, Getaot ve-Yudenratim
be-shitkhey ha-kibush ha-natsi be-Brit ha-Maotsot (be-gvulot September 1939),
Shvut, no. 15, 1992, pp. (263-276) 267.
[6] Jewish Life, 2002, pp. 88, 639, 698,
954, 994, 1246.
[7] Jewish Life, 2002,
pp. 458, 728, 909, 1031.
[8] Подробней о юденратах см.: Альтман, 2002, с.
105-130.
[9] Справочник
о местах принудительного содержания гражданского населения на оккупированной
территории Беларуси 1941-1944 (редакторы В.И. Адамушко и Р.П. Платонов), Минск,
2001, с. 43, 46, 65. На содержание в этих тюрьмах евреев указывают
свидетельские показания.
[10] Там же, с. 10, 17, 48-49.
[11] Там же, с.
11, 48-49.
[12] Работа Вадима Дубсона («Гетто на оккупированной
территории Российской Федерации (1941-1942)», Вестник Еврейского университета,
№3 (21), 2000, с. 157-184) едва ли не единственное исследование, заслуживающее
внимание.
[13] Наиболее информационными работами представляются
справочники: Jewish Life, 2002; Справочник о местах принудительного
содержания гражданского населения на оккупированной территории Беларуси, 2001;
Довiдник про табори, тюрми та
гетто на окупованiй территорii Украiни
1941-1944 (редактор Г.В. Папакiн),
Киев, 2000. Однако, немало мест в эти работы не включены, а кроме того нередко
встречаются неточности. Эти работы отчасти дополняют многочисленные
исследования разного научного уровня по отдельным местам заключения или по ряду
таких мест.
[14] См.,
например, Еврейский
геноцид на Украине, 1995. Скорей всего, подобные взгляды преобладали и среди
немецкого управления на территории Белоруссии.
[15] Jewish Life, 2000, pp. 767, 843, 994. В Барановичах и Антополе согласно архивным
документам были в это же время ликвидирована молодежь обоего пола, т.е. опять
таки, наиболее трудоспособные люди. Там же, рр. 48, 88.
[16] Jean Ancel,
History of the Holocaust Romania (Hebrew), vol. 2,