Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
Persons: Шуламит ШАЛИТ. ГИРШ ОШЕРОВИЧ (1908-1994). Tuesday, August 10 @ 00:00:00 MSD от Irena (1130 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "Гирш Ошерович – еврейский поэт, до сих пор на других языках почти не прочитанный. Глубоко думающий, высококультурный собеседник. Его поэзия горька и светла. Свою боль он умел обращать в силу.
В сборнике библейских поэм "ТАНАХ поэмес" (Тель-Авив, 1979) он погибает с Самсоном (//Шимшон, думаешь ты, слаб? / Нет, он мужеством богат...//); разделяет страдание Каина (//Я держу в руке тот камень, / Как понять его, себя...//); вместе с Авраамом взывает к Б-гу (//Люблю тебя, мой Б-г великий / И сына моего люблю. Один он у меня. / Но почему ж одна любовь / должна сжирать другую? //); Когда Авраам вместе с чудесно спасенным Ицхаком (Исааком) идут домой, и отца смущают задумчивость, молчание сына, а тот на все расспросы, слова любви, заверения, что все это было только игрой, произносит снова и снова: //Не могу осилить страха - / взгляда твоего боюсь.// - кажется, что и отцовское страдание и страх ребенка, который не может забыть отцовских глаз (или отсверка ножа в этих глазах?) – пережиты поэтом лично, все болит сегодня, поэт ищет и не находит ответа, но пробуждает мысль, зажигает сердце. Поэзия Г.Ошеровича очищает, защищает и укрепляет душу.
Persons: Гавриил ПОПОВ. Пророк в своем отечестве. Wednesday, July 21 @ 04:00:00 MSD от Irena (1210 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Пророк в своем отечестве
(о Владимире Высоцком)
1. “А что имел в виду — то написал”
День рождения Владимира Семеновича Высоцкого наша официальная Россия пытается превратить в очередной этап приручения и канонизации поэта, начатый еще несколько лет назад в дни 20-летия со дня его смерти и 65-летия со дня рождения...
Ряды Дворца съездов тогда заполнили и те, кто по долгу службы или даже по зову сердца некогда всячески хулил его. Речи о нем произносили и те, кто не принимал его ни в Союз писателей, ни в Союз композиторов. Его песни исполняли те, о ком сам Высоцкий писал:
“Мое имя не встретишь в рекламах
Популярных эстрадных певцов”.
Я далек от того, чтобы в подобных ситуациях видеть повод для злорадства. Я следую библейской притче, рекомендующей прощать блудных сыновей. И любое, пусть самое запоздалое, прозрение достойно уважения.
Но беда в том, что ликования начинают затушевывать все то главное, что составляет суть творчества Высоцкого.
Между тем Высоцкий исключительно прозрачен. Его, с одной стороны, нельзя превращать в лидера диссидентов. А с другой — его трудно “приручить”.
“Один, стоявший скромно в уголочке,
Спросил: “А что имели вы в виду
В таком-то месте и такой-то строчке?
Ответ: во мне Эзоп не воскресал,
В кармане фиги нет — не суетитесь,
А что имел в виду — то написал.
Вот выверну карманы — убедитесь”. "
Persons: Рыцарь интернета. Сид Янышев. Sunday, July 18 @ 04:50:00 MSD от Irena (2049 Кол-во прочтений)
Английская королева посвятила в рыцари академика Тима Бернерса-Ли «за вклад в развитие мировой информационной сети». Бернерс-Ли не только изобрел такой базовый элемент сети, как гиперссылка, он отправил первое в мире электронное письмо.
В пятницу британская королева Елизавета II посвятила в рыцари Тима Бернерса-Ли, считающегося отцом-основателем интернета. Именно он разработал программу для организации и просмотра интернет-страниц, а также их связи с помощью гиперссылок. Программа была запущена Бернерсом-Ли летом 1991 года, во время его работы в Институте физики элементарных частиц при Европейской организации ядерных исследований (CERN) в Женеве. Она значительно упрощала исследовательскую работу ученых, связав их компьютеры в единую структуру и позволив сотрудникам института с легкостью обмениваться данными. Впоследствии система, разработанная Бернерсом-Ли, стала основой не только институтского интранета, ее начали применять и во «всемирной паутине» – world wide web.
Persons: Брат мой-враг мой. Семен Авербух. Friday, July 09 @ 00:00:00 MSD от Irena (1273 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "В серии "Библиотечка МАУП" издан труд Якова Брафмана "Книга кагала". ("Персонал плюс", №12, 2004). Может эта книга стопятидесятилетней давности пособие для студентов, изучающих науку управления персоналом? В чем дело? А вот в чем.
Яков Брафман, пользуясь проездом Александра II в 1858 году через Вильно, передал ему записку о готовности быть полезным трону по еврейскому вопросу. Вскоре был вызван в Петербург и назначен преподавателем еврейского языка в Минскую духовную семинарию. Получив от государства 2500 рублей, он начал публиковать под видом перевода с еврейского "Книгу Кагала", в которой в искаженном свете показаны жизнь и традиции еврейской общины. "
Persons: Наталия Рапопорт. Мишка. Окончание. Wednesday, June 30 @ 00:00:00 MSD от Irena (1430 Кол-во прочтений)
Ирена написал "Академик Парин, «дело» Клюевой и Роскина и вакцина КР
Толпа естествоиспытателей
На тайны жизни пялит взоры,
А жизнь их шлёт к ... матери
Сквозь их могучие приборы.
И. Губерман
...В конце сороковых годов медицинский мир Москвы потрясла сенсация: двое учёных – микробиолог Нина Георгиевна Клюева и гистолог Григорий Иосифович Роскин сообщили о разработке ими препарата, излечивающего различные виды рака. Они дали своему препарату название КР, в дальнейшем он фигурировал в фармакопее под названием «круцин» или «трипаноза».[1]
Клюева и Роскин были известными и уважаемыми учёными; их сообщение было принято с полным доверием и произвело оглушающее впечатление. Свой метод лечения рака они назвали биотерапией и опубликовали в монографии «Биотерапия злокачественных опухолей».
Разработанный ими препарат КР был изготовлен на основе трипаносомы – паразита, вызывающего тяжёлые заболевания человека. Особенно опасны два вида трипаносом: родезийская трипаносома, вызывающая сонную болезнь, и трипаносома Круци Шагаса, вызывающая болезнь Шагаса.
Трипаносома паразитирует и развивается в кишечнике поцелуйного клопа. Своё название клоп получил из-за манеры кусать жертву в губы на границе кожи и слизистой оболочки. При укусе поцелуйного клопа паразитирующая в нём трипаносома переходит в организм человека, разносится кровью в разные органы и разрушает клетки, давшие ей приют.
Этот факт и послужил отправной точкой в логических построениях Клюевой и Роскина. Учёные обнаружили, что трипаносомы, попадая в кровь больных раком мышей, избирательно накапливаются в опухоли, размножаются там и разрушают раковые клетки. В экспериментах Клюевой и Роскина свойством накапливаться в опухоли и разрушать её обладали не только живые, но и убитые паразиты. "
Persons: Арье-Лейб из списка Спилберга. Леон Коваль. Sunday, June 27 @ 00:00:00 MSD от Irena (1150 Кол-во прочтений)
Ирена написал "Систематическое уничтожение в Венгрии последнего – шестого – миллиона европейских евреев началось 60 лет назад, в июне 1944 года. Исход войны был предрешен, но нацисты и их местные пособники действовали с прежним энтузиазмом. Знаменитый американский режиссер Спилберг, снявший оскароносный «Список Шиндлера», занялся увековечиванием памяти о Катастрофе. Он собрал живые свидетельства евреев, которым удалось уцелеть в трудовых концлагерях, гетто, лагерях уничтожения. Герой моего рассказа представлен в базе данных Спилберга; базу можно называть и списком Спилберга. Недавно 76-летний Арье беседовал со мной несколько часов.
Селекция Менгеле. В начале лета 1944 года очередной эшелон с евреями прибыл из Венгрии в лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау. Селекцию проводил сам д-р Менгеле. По мановению его руки крепкий 17-летний паренек Лейб Цайзлер был направлен в одну сторону. А его дед, мать Михаль, старшая сестра Ида, младшие братья Залман и Ицик - в другую: в газовую камеру, в крематорий. Потом было еще несколько туров селекции Менгеле и его помощников из СС. Лейб проходил эти сита и оставался в живых. Спустя несколько недель был сформирован транспорт, в который попал и Лейб (видать, было уже не до «научных» экспериментов доктора медицины). Из Освенцима отобранных евреев повезли в «трудовой» лагерь, который размещался на территории уничтоженного после восстания 43 года Варшавского гетто около польского централа – тюрьмы Павяк. На восточном берегу Вислы в предместье Прага стояли советские войска, город вокруг горел – теперь восстали поляки. Но территория гетто и концлагеря контролировалась немцами."
Persons: Армен Джигарханян. "Роли для меня нет, есть только Боль..." Sunday, June 27 @ 00:05:00 MSD от Irena (1233 Кол-во прочтений)
Anonymous написал "
Майя Немировская, Владислав Шницер
Армен Борисович встретил нас в рабочем кабинете "Театра Джигарханяна", что в столице на Ломоносовском проспекте. Пританцовывая на полусогнутых ногах, он изобразил подобие какого-то несусветного еврейского танца и спросил, хитровато прищурясь: "Похож?".
"Похож!" - рассмеялись мы в ответ, мгновенно догадавшись, что персонаж импровизации - наш общий друг Юрий Шерлинг, театральный режиссер, хореограф, композитор, бывший директор и художественный руководитель Камерного еврейского музыкального театра.
- Отчего ж вы не пригласите его постановщиком в свой театр? - спросили мы в один голос.
- Шерлинга? Юру? Помнится, когда в театре Маяковского они с Андреем Гончаровым начали ставить "Закат" по Бабелю, Юра рассказал, как он представляет себе спектакль, и показал какой-то еврейский танец. Мне стало страшновато от его эрудиции. Скажу честно, я опасаюсь пригласить его в свой театр режиссером, потому что не знаю, чем это может закончиться: праздником, парадом или катастрофой. Он в силах создать и то, и другое, и третье! Но, что самое страшное, создать талантливо! Быть может, это сегодняшняя патология, что нельзя быть таким талантливым, как он, притом во многих областях. К примеру, если взять аквариум и поместить туда кита, ничего хорошего от этого не произойдет. А Юра - кит, он - как селевой поток. Неизвестно, куда повернет, что разнесет на своем пути. В его жизни я был тому свидетель. Он явно перенасыщен талантами. Перенасыщен, и это, быть может, вредно. Он такой, как есть, таково его внутреннее состояние, его "химическая реакция" на окружающее. Единственное, что остается: просить Бога, чтобы он его уберег, потому что Шерлинг - такой - нам нужен.
Мы будем восхищаться им потом. Потом. Как всеми людьми такого типа. В жизненном быту они неудобны. А потом мы скажем: ай-ай-ай! "
Persons: Где и когда родился марк Шагал. Гирш РАЙХЕЛЬСОН Saturday, June 26 @ 00:10:00 MSD от Irena (2370 Кол-во прочтений)
6 июля исполняется 117 лет со дня рождения великого художника Марка Шагала, чье удивительное творчество заполнило весь XX век. Девятнадцать лет назад, 28 марта 1985 года, Мастера не стало, но интерес к его творчеству, к личности художника, истории его почти столетней жизни не ослабевает.
Невозможно распутать сложнейший клубок, сотканный Шагалом из необычной фантазии и яви, снов и видений. Художественное восприятие действительности, легкость, с которой его персонажи преодолевают земное притяжение, - все это продолжает находиться под пристальным вниманием критиков, экспертов, художников, его биографов. Трудно просто перечислить количество книг-исследований, каталогов и прочей литературы, изданных во всем мире, посвященных М.Шагалу.
Шагаловедение стало наукой, которая продолжает раскрывать все новые загадки его жизни и творчества.
Яаков Бааль-Тшува впервые встретил Марка Шагала в 1951 году, и с тех пор их дружба продолжалась 34 года - до самой смерти художника. Вава Бродская, жена Шагала, обычно препятствующая его общению с внешним миром, в данном случае делала исключение. Художник часто и подолгу общался с ним, они всегда разговаривали на идиш. Естественно, Бааль-Тшува несколько своих книг посвятил своему знаменитому другу. Прекрасно оформлена и иллюстрирована его последняя книга "Марк Шагал", изданная в 2003 году. Очень трогательное посвящение: "Эта книга посвящена памяти Иды Шагал (1916 -1994), дочери художника, вся жизнь которой была отдана творчеству ее отца".
Persons: Марк Захаров. Воплощение народной мечты. Tuesday, June 22 @ 20:32:29 MSD от Irena (1116 Кол-во прочтений)
На днях Татьяне Пельтцер исполнилось бы сто лет. О своей любимой актрисе вспоминает режиссер Марк Захаров.
Моя любовь родилась 100 лет назад. Она ринулась за мной в "Ленком", проработав 30 лет в Театре сатиры. Артистам Сатиры это казалось безумием, артистам "Ленкома" - подвигом. Народная артистка СССР Татьяна Ивановна Пельтцер театрального образования не получила и очень этим гордилась. Училась она у отца -замечательного артиста Ивана Романовича Пельтцера. Впервые выступила на сцене в 1914 году в частной антрепризе города Екатеринослава. Успешно сыграла мальчика - Сережу Каренина.
Интимными подробностями своей бурной жизни не делилась даже с Виталием Вульфом. Кое-что доверила мне. Например, в начале 30-х влюбилась в немца и уехала с ним в Германию. Там в пивной слушала выступление Гитлера, который ей очень не понравился прежде всего как мужчина, .зато понравился русский инженер, который приехал в Германию учиться автомобилестроению. А это не понравилось ее мужу-немцу, и он выдворил ее обратно в СССР. По ее словам, на редкость справедливо. В связи с этим обстоятельством народную артистку большую часть ее жизни не выпускали за границу, а также на гастроли в советские города, которые находились в приграничной зоне, чтобы она от нас не сбежала.
Persons: БОРИС КУШНЕР. ЕВРЕЙСКАЯ СИМФОНИЯ ИСААКА ШВАРЦА. Friday, June 04 @ 00:00:00 MSD от Irena (2128 Кол-во прочтений)
Ирена написал "Музыкант играл на скрипке. Я в глаза его глядел.
Я не то чтоб любопытствовал, – я по небу летел.
Булат Окуджава, «Музыкант. Исааку Шварцу», 1983
Исаак Шварц… Одно упоминание этого имени возвращает меня к молодости, в давно отлетевшие времена, и к одной из главных звучащих их примет – песням Окуджавы-Шварца, чудесным жемчужинам, с удивительным единством печально-романтических стихов и такой же музыки…
Пение Окуджавы я впервые услышал в начале шестидесятых годов в доме моего однокурсника Саши Хелемского… Слегка хрипловатый голос необычного тембра звучал из огромного магнитофона (это был один из представителей славного семейства «Днепров» с чудовищными катушками)… «Девочка плачет/Шарик улетел…» Меня поразила эта баллада, в которой так просто и так универсально была представлена бесконечная печаль жизни, разыгрываемая снова и снова, каждый раз по-своему и каждый раз всё так же… Мы являемся в этот мир, живём в нём, уходим… А шарик летит…Как летит в Пространстве большой голубой шар нашей планеты… и Солнечная Система летит, и Галактика… Всё летит, улетает и возвращается на круги свои…Много позже увидел я репродукцию страшной картины Лучишкина, которая так и называется «Шарик улетел»… Не она ли навеяла философскую миниатюру Окуджавы? Потом на моём магнитофоне появилось много других бардов-менестрелей, среди них были замечательные художники. Были смелые Беранже, высмеивавшие застойную коммунистическую реальность, были певцы, способные поднять на уровень философского художественного обобщения тот род фольклорной мудрости, который можно услышать в очереди у пивного ларька (специфические неофициальные клубы советской эпохи), но никто из них не достигал поэтического калибра Окуджавы, его способности несколькими самыми простыми словами создать чудо поэзии, прикосновения к вечному, непреходящему… Очень и очень немногим дано услышать весёлого барабанщика с его кленовыми палочками, или стать дежурным по апрелю…
"