Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 718

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Иосиф Кременецкий. К оценке условий формирования менталитета евреев СССР в 20-м

Отправлено от gena - Monday, November 28 @ 00:05:00 MSK

RussiaМы обязаны евреям христианским откровением и системой морали, которая, даже будучи полностью отделённой от чуда, остаётся самым драгоценным сокровищем человечества, которое само по себе стоит дороже, чем все знания и все учения. У.Черчилль

Проблемы общего характера.
Менталитет еврейского народа складывался в разнообразных условиях. Если считать началом израильского периода в истории еврейского народа исход из Египта, то после завоевания Ханаана в 1248 году до н.э. все 12 колен Израиля, произошедшие от 12-и сыновей Якова, расселились на территории, названной Землёй Израиля. В 928 году до н.э. возникли 2 самостоятельных еврейских царства - Иудея и Израиль. Северное Израильское царство примерно через 200 лет было завоёвано ассирийцами. Значительная часть его населения ушла в изгнание и растворилась среди народов. Начиная с Вавилонского пленения в 586 году до н.э. в рассеянии оказались и иудейские евреи. С этого времени было положено начало активному распространению еврейского племени по всем странам мира. Это продолжалось почти 3 000 лет.

На протяжении всех этих лет евреи были активными участниками многих исторических событий в различных странах мира, а главное, они оказались среди создателей и хранителей мировых морально-этических ценностей, имеющих значение и поныне. Еврейская религия - иудаизм, развилась как всеобщая идеологическая система, объяснявшая сущность мира, его развитие и финал. Это огромный вклад еврейского народа в историю человечества. Её многие идеи до сих пор входят в основные религиозные и идеологические системы подавляющего большинства ныне живущего человечества.

В течение почти всей своей истории еврейский народ не имел сильного независимого государства, а, следовательно, не имел военной силы для поддержания и распространения идеологической системы. Сама идея избранности отрицает насильственное распространение иудаизма. Однако, была создана и поддерживалась в течение многих веков морально-духовная система ритуальных действий, активно используемая для сохранения и развития иудаизма. И действовала она эффективно в течение почти двух тысячелетий в тяжелейших условиях бесправия и гонений. Для её сохранения использовались методы морального воздействия. Возникали её разветвления, но основа оставалась. Основной частью идеологии иудаизма является Танах, состоящий из трёх частей: Тора, Пророки, Писания. Канонизация Торы произошла уже в 622 г. до н.э., а всего Танаха около 300 г. до н.э. Идеи, изложенные в Танахе, вошли в христианство, ислам и другие религиозные и философские системы. Разъяснение многих положений Танаха даётся в обширном труде многих поколений мудрецов, создававшемся почти 600 лет, получившем название Талмуда. Во времена существования независимого государства вера поддерживалась специальным ритуалом в Храме. После разрушения Храма и рассеяния еврейской нации по всему миру она поддерживалась мудрецами и учителями, которые вырабатывали толкования применительно к различным случаям жизни. Этот процесс известен как Мидраш, а выработка предписаний - как Галаха. В процессе этой работы был создан и отредактирован сборник законов Мишна (Повторение). К каждому закону потребовалось создать комментарии, которые получили название Гемара (Изложение). Знакомство с многими жизненными и мировыми проблемами, изложенными в еврейских религиозных книгах, развивало ум и эрудицию евреев и, по мнению многих учёных, сильно способствовало интеллектуальной и практической активности еврейского народа в целом.

В 18 веке значительная часть евреев оказалась в пределах Российской империи. Подавляющее большинство занималось ремесленничеством или мелкой торговлей. В России в то время господствовала византийская ветвь христианства - православие, отличавшаяся особой ненавистью к евреям и иноверцам. Среди простого народа распространялись дикие представления об иудаизме и о евреях. Наиболее долгоживущим мифом был известный миф о кровавом навете. Создавались легенды о том, что евреи были, якобы, безжалостными эксплуататорами русского, украинского и др. народов этого района. Например, усиленно распространялся миф о том, что евреи спаивали русский и украинский народы. Неприязнь и недоверие сознательно поддерживались правящей верхушкой.

Антисемитизм продолжает оставаться устойчивой патологией, гнездящейся в тайниках мозга значительной части человечества. Лёгкий доступ к средствам информации привел к тому, что сейчас в большом количестве появляются новые книги антисемитского содержания и возрождаются старые, забытые. Как грибы растут сайты Интернета, заполненные материалами антисемитского характера. После разгрома фашизма ставшая доступной информация о зверствах гитлеровцев во времена Холокоста потрясла совесть мира. Открывшиеся факты оказались настолько шокирующими, что католическая церковь даже отменила установки двухтысячелетней давности о вине евреев в распятии Христа. Казалось, что антисемитский пыл несколько приутих. Однако ход истории показывает, что успокаиваться рано.

Наиболее близким примером воинствующего антисемитизма является недавно вышедшее сочинение Солженицына "Евреи и русские. Двести лет вместе." В 2-х томах. Это откровения своеобразного российского аналога аятоллы Хомейни. Автор пытается дать своё истолкование особого менталитета российских евреев. Содержание книги поражает своей тенденциозностью в использовании и, особенно, в истолковании, общеизвестных исторических фактов. Автор поставил задачу с позиций антисемитизма оправдать гонения на евреев России в 19 - 20-м веках и представить деятельность евреев во время коммунистической диктатуры как серию преступлений против российского народа. Основные идеи автора примитивны и сводится к двум простым положениям: евреи своими действиями постоянно провоцировали народ на погромы, поэтому и вина должна ложится на них, и за преступления времён революции и последующего большевистского правления ответственны евреи, как главные виновники и активные участники этих событий.

Тяжёлое положение евреев в царской России служило поводом не только для протестов политических и культурных деятелей за границей, но и вызывало протест у крупнейших русских писателей: Толстого, Горького, Короленко, Салтыкова-Щедрина, Лескова и других. В разное время историками (евреями и неевреями) было выпущено много работ, в которых приведены факты гонений на евреев в этой стране, подробно исследованы причины этого. Солженицын потратил 10 лет на закате своей жизни для "ревизии" этих фактов и фабрикации "опровержений". Но его труд не результат внезапного озарения. Он лишь высказал то, что накопилось в его патологическом сознании. Эти же идеи проводились, правда, более осторожно и в других его произведениях.

Какие-либо новые факты в его книгах отсутствуют. Ему не пришлось копаться в архивах и листать истлевшие страницы исторических документов. Он даже не использовал такой общедоступный источник, как Интернет. И уж совсем не утруждал он себя скрупулёзным подбором доказательств. Он избрал более лёгкий путь - выбрал еврейские фамилии из старых и новых публикаций и попытался приписать им преступления лишь по факту их национальности. Никаких доказательств "преступной деятельности" большинства из перечисленных лиц у него нет. Наряду с евреями оклеветанным оказался и русский народ, а с ним и другие народы России. Была сделана попытка воскресить затасканную, старую теорию "слепца и поводыря". Совершенно незаслуженно, вопреки общеизвестным фактам, автор выставляет народы России "слепцами" в руках у "преступного поводыря - "евреизированной" партии большевиков".

"Штафирка" Троцкий, стоящий в то время во главе вооружённых сил республики, разгромил силы белых несмотря на помощь интервентов и использование ими профессиональных военных. Что касается применения террора, то этим грешили все участники гражданской войны независимо от цвета - как "красные", так и "белые". Много невинной крови и на совести бандитских формирований. Да и среди частей гитлеровской армии особо отличались белогвардейские и националистические части, широко использованные как в антипартизанских, так и в карательных действиях.

Аргументация его широко использует средства белогвардейских идеологов, утверждения Адольфа Гитлера и его единомышленников. В действительности же свержение прогнившего царского режима было результатом совместных действий российской интеллигенции разных политических направлений и разных наций, поддержанных народом страны. Его широко поддерживали передовые люди Запада. Это была одна из попыток ускорить развитие страны, сделав её более демократической, современной, сопровождавшаяся, к сожалению, часто большими жертвами и страданиями. Война и разруха лишь усугубили этот процесс. Невозможно доказать был ли у России другой путь развития.

События этой эпохи часто сбивались на "бессмысленный и беспощадный русский бунт" (выражение Пушкина). Несмотря на потери в междоусобицах и внутреннем терроре, также невозможно отрицать и тот факт, что СССР удалось в труднейших условиях победить в Великой Отечественной войне и стать второй сверхдержавой мира, держащей под своим контролем около миллиарда человек. Ужасающие преступления эпохи сталинизма оправдать нельзя, но невозможно отбросить тот факт, что страна была главной силой мировой коалиции, разгромившей фашизм, и по многим показателям достигла впечатляющих успехов. За короткий исторический срок отсталая часть света, состоящая на 80% из безграмотного населения, стала страной абсолютной грамотности, заняла высокие позиции в области науки, техники, культуры и спорта. А российские еврей из нации мелких лавочников, ремесленников и шинкарей превратились в нацию учёных, руководителей производства, писателей и артистов. История судит и победителей. Необходимость демократизации тоталитарной системы вызвала перестройку. Удастся ли этой стране, в "обустройке" которой частично использовались идеи Солженицына, сохранить своё место в мире покажет будущее. И, если уж говорить объективно, евреи СССР активно участвовали в борьбе за демократизацию.

Автор этих строк лично был свидетелем трагических и героических дел этого времени. Замутнённое антисемитизмом сознание нобелевского лауреата, используя авторитет имени, пытается навязать свою трактовку прошлых событий. Иногда он попадает в точку. В большинстве случаев в никуда. Этим и опасны его аргументы, что на некоторых они производят впечатление объективности. Ну, что же, каждый смотрит со своей колокольни. Объективный читатель может оценить его двухтомник лишь как очередную опасную антиеврейскую акцию.

Жестокая конкуренция народов на мировой арене затрудняет объективные суждения. Серьёзные аналитические произведения, в отличие от идеологических агиток, мало доступны широкой публике и не носят характер сенсаций. Объективной книгой, по мнению автора, описывающей это время, можно назвать работу видного британского историка Д. Хоскинга "История Советского Союза . 1917 - 1991".

Гнусная клевета, к сожалению, не оставалась в прошлом лишь бранью, "не повиснувшей на воротах". Её результатом были и могут снова быть беды и страдания, а ошибки и неудачи народов и их руководителей в истории будут продолжаться и, при внимательном и объективном рассмотрении, зависят, главным образом, от них самих. В этих заметках я постараюсь показать степень участия среднего слоя евреев в развитии промышленности СССР.

2. Кто есть еврей?

Так кто же есть еврей, отчётливо выраженная активность которого так задевает некоторых идеологов мира? Как определить того, с кем нужно бороться или деятельность которого нужно хотя бы ограничить, а, в случае неэффективности этого, как предлагал Гитлер, и физически уничтожать? Как отличить еврея, образ которого вошёл в сознание людей, ставшего архетипом со времён Авраама, от образа современного еврея, живущего в наше время? А как быть с евреями, живущими в разных частях мира сотни и тысячи лет среди совершенно разных народов? Считать их чужаками среди людей, рядом с которыми они прожили столетия? Наиболее одиозная попытка юридического использования этого расплывчатого понятия сделана нацистами в известных Нюрнбергских законах. Она касались именно современных евреев. Её результат известен. Новейший "авторитетный специалист" в этом вопросе - Солженицын пытается расширить сферу этого понятия, Для него клеймо "еврей" лежит даже на тех, кто активно открещивался от принадлежности к "этой нации", но был участником "еврейского заговора в преступлениях против русского народа". Ставится клеймо и на тех, кто вообще к евреям никакого отношения не имеет. Эти утверждения используются им для объяснения исторического феномена, - падения самодержавия в России и последующих за этим событий. Его цитатная мешанина приводит лишь к тому, что сам автор противоречит себе и в результате запутывается вконец. У современного массового "простонародного антисемита" чаще всего нет желания разбираться в том, какой идеологии придерживается тот или иной исторический деятель. Еврейской "нации" приписывается определённый стереотип поведения и удивительное единство мыслей, хотя доподлинно известно, что евреи отличаются чрезвычайным разнообразием мнений.. Главной характеристикой выступает кровь. Это становится и главным подтверждением выдвинутых обвинений. Бывают, конечно, и исключения, но это лишь "нетипичное отклонение от закона".

В действительности понятие "еврей" не получило ещё своей определённости. Так же как, впрочем, и понятие русский, немец, и т.д. Ещё труднее обстоит вопрос с такими понятиями как мексиканец, чилиец, бразилец, канадец и т.д. Человеку с незапрограммированным сознанием понятно, что различные группы евреев приобрели за длительный период жизни в рассеянии менталитет, связанный с местом их проживания. Что вообще ментальность человека существенно изменяется с течением времени. Что все народы имеют в своём составе и ангелов и подлецов, умных и дураков. Почти всегда народы в рассеянии имеют существенные различия между группами, живущими в разных местах. Очень часто менталитет этих групп настолько различен, что впору считать их разными нациями. Так не раз бывало в истории. И если брать длительные промежутки, то видно, что одни нации переходят в другие. Психологи отмечают ещё и для характеристики личности такие понятия, как темперамент и характер. Разумеется, что эти термины не могут относиться ко всей нации, но средние свойства у представителей нации проявляются и могут быть условно указаны. Наиболее часто они зависят от места длительного проживания. При объяснении этого приходится учитывать и среду, в которой длительно находится эта группа. Невозможно отрицать уровень развития различных представителей человечества, но это считается лишь фактором времени.

Мне бы хотелось предоставить на суд читателя свои наблюдения особенностей образа жизни среднего российского еврея советских времён, большую часть жизни прожившего в крупном городе, к числу которых я отношу самого себя. Будем считать это случайной выборкой, с определённой степенью вероятности описывающей менталитет некоей генеральной совокупности - среднего слоя евреев в СССР, живших в крупных промышленных и культурных центрах. Достоверность суждения, иллюстрации и доказательства, естественно, остаются на совести автора, но я постараюсь, насколько возможно, критично подойти к описанию своей жизни и жизни окружавших меня людей.

3. О некоторых особенностях евреев, эмигрантов из СССР.

В отличии от царской России, в которой идентифицировалось только вероисповедание, в СССР одной из характеристик человека являлась национальность. Каждый человек, родившийся в однородной семье, записывался по национальности родителей, а в смешанном браке мог, по достижении 16 лет, выбрать любую из национальностей родителей. Как известно, среди советских евреев, имеющих в паспорте одинаковую "пресловутую 5-ю графу", характер отдельных групп евреев заметно отличался друг от друга. Южные отличались от северных, столичные от "провинциальных". Это накладывало даже отпечаток на их деятельность. Среди видных деятелей культуры и промышленности было много выходцев из Черты Оседлости, получивших возможность жить в крупных культурных и промышленных центрах. Не вдаваясь в объяснение этого, я, как городской житель, признаю тот факт, что евреи этой группы были активнее нас, воспитывающихся в тепличных условиях. За годы жизни при советском режиме евреи, жившие в СССР, приобрели ряд черт, которые отличают их от западноевропейских и американских евреев, а также от евреев Израиля. Феномен различия отдельных групп "советских евреев" хорошо проявился во время недавней эмиграции в Израиле, Германии и США. Ни там ни тут эмигранты из СССР не могут пока полностью вписаться в жизнь еврейских общин этих стран и раствориться в них как было задумано отцами-основателями идеи о концентрации евреев. Более того, они разделяются и по странам исхода. Существуют сообщества евреев, выходцев из определённого места. Например российские евреи, бухарские евреи, евреи с Украины и т.д. Автор часто сталкивается с весьма активной общественной жизнью "русскоязычных еврейских общин", с обязательным, как правило, "русским акцентом" в их деятельности. В просторечии многие и называют себя и других земляков-эмигрантов "русскими", иногда для ясности заменяя этот термин на "русскоязычные". Сначала считали, что виной здесь "языковый барьер". Но нет, молодой частью русскоязычных членов общины языковый барьер сравнительно легко преодолевался, однако взаимное тяготение евреев, прибывших из одной страны исхода, продолжалось.

Потребность и тяга к общению проявляется в общих интересах в области культуры, быта, развлечений, идеологических склонностей (включая отношение к религии). Русскоязычные средства массовой информации, системы бытового и интеллектуального обслуживания (медицинская и юридическая помощь, уход за престарелыми, покупка и продажа недвижимости, авторемонт, компьютерные системы, программы ТВ и радио, выступления артистов из России, газеты и журналы и многое другое) сейчас почти везде в США и Израиле полностью обеспечивают эмигрантов из СССР. Даже хорошо знающие английский, иврит или немецкий языки долгое время не могут приобрести все свойства, определяемые словами "местный менталитет". На это требуется почти вся жизнь. Интерес к стране исхода среди членов каждой специфической части общины пока заметно не ослабевает.

Известно, что рост еврейской нации, отвлекаясь опять же от точного определения этого термина, в мире прекратился и имеет тенденцию к снижению. Подсчёты эти весьма условны, поскольку сам термин "еврей" понимается многими по разному. Тем не менее, этот факт вызывает беспокойство в еврейских кругах. Он часто дебатируется в средствах массовой информации различных еврейских общин. Как еврейская община Израиля, так и еврейские общины Америки, Германии и других стран рассеяния заинтересованы в пополнении своих членов бывшими "советскими евреями". Они давно надеялись на этот источник роста, в частности на то, что именно он воспрепятствует уменьшению числа евреев в мире, обусловленного малой рождаемостью и межобщинными браками.

Как известно, в качестве критерия еврейства религиозные евреи признают только национальность матери или ортодоксальный гиюр. При наличии этих факторов требуется также и неприятие другой веры. Если продолжать придерживаться критерия галахи, то некоторые ветви еврейской нации вскоре отомрут и останется лишь ветвь ортодоксальных религиозных евреев. Спешу заметить, что сам я рассчитываю на то, что евреи сохранятся как нация. Если евреи превратятся лишь в религиозную общину это сильно подорвёт их роль и влияние в мире.

По моим сведениям, как у нас в США, как и в Израиле и Германии, массовой абсорбции эмигрантов из СНГ в местных еврейских общинах пока, несмотря на усилия членов местных общин, не получилось. Среди русскоязычных евреев есть многие, достигшие больших успехов в своей карьере, но и они медленно абсорбируются. Вполне возможно, что лишь третье поколение эмигрантов полностью впишется в состав еврейской общины Америки, Израиля и других стран. Как и в прошлые времена "плавильный котёл", наконец, сработает. Полагаю, что это будет не просто абсорбция. Эмигранты последней волны внесут в некий средний условный менталитет каждой из местных общин и свою лепту, точнее говоря, свой менталитет. По некоторым оценкам, ортодоксальные евреи из-за высокой рождаемости всё же будут составлять значительную долю в общинах.

Несмотря на трудности новые эмигранты приспосабливаются к условиям новой жизни. Не говоря уже о таких крупных еврейских русскоязычных общинах Америки как общины Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Майями, даже в такой "глубинке" как Миннеаполис и Сент-Пол, куда судьба забросила автора, имеется вполне самодостаточная русскоязычная составляющая еврейской общины. Не считая центральной еврейской русскоязычной прессы Америки, в Миннесоте выходят 2 местные газеты и литературно-исторический журнал на русском языке, имеются сайты русскоязычной общины, имеется Русско-американская деловая и культурная ассоциация (RABCA), есть даже русская поликлиника и некоторое число русскоязычных врачей, работающих в американских клиниках, имеется несколько продуктовых и книжных магазинов, часто устраиваются гастроли артистов из России. Существуют литературный клуб, на заседаниях которого обсуждается творчество известных русских писателей. В мастерских с персоналом говорящим на русском языке можно выполнить необходимые работы: выстирать бельё, починить обувь и автомобиль. В специализированных офисах можно взять ссуду, купить недвижимость и т.д. и т.п. При необходимости можно получить и законодательную помощь у русскоязычных американских адвокатов. Не последним фактором является и высокий образовательный ценз членов русскоязычных общин нашей эмиграции. Молодые активно работают, используя свои знания и способности на пользу Америке, а пожилые живут на полном государственном обеспечении. Эти факторы, несомненно, затрудняют абсорбцию и существенно отражаются на монолитности еврейской общины США, которая тоже не представляет единого целого. Но дело не только в абсорбции. Признано, что русскоязычные евреи дали большой толчок культурному и научному развитию еврейской нации в США, Израиле и играют заметную роль в жизни этих стран. Кроме научных знаний и трудовых навыков они привезли свою культуру и активно развивают её. В качестве примера можно привести такое мероприятие как вечер бардовской песни и возникшая в СССР игра в КВН. Эта традиции поддерживаются и в Миннеаполисе. Такие же традиции существует и в Израиле. Иудаизм продолжает оставаться неким символом национальной солидарности евреев мира независимо от религиозности или конфессиональной принадлежности. Даже содержание этого термина значительно расширилось.

4. Примеры активности инженеров евреев среднего звена в СССР.

Как я уже сообщал, наиболее известны мне обстоятельства собственной жизни и наблюдения за деятельностью людей моего круга, поэтому заранее ещё раз прошу извинения у читателя, но, как мне представляется, эти сведения могут дать понятие об обстановке того времени и формировании менталитета еврея в СССР. СКБ, в котором я в то время работал, подразделялось на два отдела: отдел высоковольтных кабелей и отдел высокочастотных кабелей. Начальником СКБ был довольно обыкновенный работник, не выделявшийся ни способностями ни инициативой, но член КПСС с "чистой биографией и анкетой". Своеобразный "зицпредседатель". Инженер С.И. Арензон по совместительству числился заместителем начальника СКБ. Он же был и главным конструктором высоковольтной части СКБ, а его заместителем был Х.Р Малкин. Все технические вопросы решались ими. Работа может быть отнесена к технико-исследовательским. Образцы для испытаний выполнялись по чертежам конструкторской группы. Не буду вдаваться в детали, но укажу, что монтаж образцов для испытаний был сложным и продолжался до 4-х рабочих смен. Он и проводился под тщательным надзором и руководством инженера со строгим контролем заранее рассчитанных размеров. Испытания же продолжались несколько суток. Опытным производством руководила Ц.Ю. Хайкина. В качестве конструкторов и исследователей разных видов высоковольтного оборудования работали старшие инженеры М.Г. Хануков, Ю.С. Фель и И.Б. Вагнер. Все они были евреями. Первое время я работал в опытном цехе СКБ по сборке и испытаниям высоковольтных кабелей и аппаратуры, которые в СССР были тогда в начальной стадии разработки. Из нашего выпуска в группу по монтажу и испытаниям вошли, кроме меня, ещё молодые инженеры моего выпуска Г.А. Круглякова и В. Мясничков. У Кругляковой отец был еврей. Слава Мясничков был единственным русским среди ИТР нашего экспериментального цеха .В цехе была ещё рабочая группа из 12 человек. Все рабочие были русскими людьми. Испытательные установки в цехе были крайне отсталыми, состоявшими из полученного из Германии трофейного высоковольтного оборудования, изготовленного в начале 20-го века. Они часто выходили из строя и требовали для эксплуатации большого труда. Тем не менее, они интенсивно использовались, разработки шли и успешно внедрялись. В работе требовалось соблюдать специальные меры безопасности, требующие особого внимания.

Спрос на продукцию завода был повышенный и никаких проблем со сбытом не существовало. В то время в СССР спрос намного превышал предложение. Для характеристики общей обстановки могу отметить, что почти все начальники даже выпускающих цехов завода Севкабель и много старших технологов цехов в то время были евреями. Перечисление фамилий заняло бы много времени и места, да в этом и нет необходимости, поэтому прошу поверить мне на слово. Евреи же находились и во главе экономических и финансовых служб завода и отдела капитального строительства. . Директора завода часто менялись. Это были присланные сверху партийцы, которые почти не влияли на производство и техническую политику. Главным инженером завода был С.С. Калугин, высокомерный сноб, но неплохой руководитель, настоящий советский босс с барскими замашками. Вскоре он поехал в командировку во Францию и там застрял надолго. Завод длительное время работал без него. Непосредственно руководил производством заместитель главного инженера Клибанов, еврей по национальности. Он хранил в голове уникальные знания даже мелких подробностей всех технологических процессов завода и фактически управлял текущей работой. Двое инженеров завода, наладивших производство дефицитных в то время проводов с лаковой изоляцией, использовавшихся в военном оборудовании, были награждены Сталинской премией за разработку и внедрение комплекса установок для производства контроля качества лакированных проводов. Один из них - Нерославский был евреем. Поскольку никакой конкуренции между предприятиями не было, разработка новой продукции зависела только от инициативы конструкторов. Информацию мы получали из крайне редко доходящих до нас зарубежных изданий, но вносили в конструкцию свои усовершенствования. О разработках других предприятий мы знали только благодаря личным контактам с нашими коллегами. Никаких рекламных материалов в то время не выпускалось.

Несмотря на такое разделение, при котором руководящий состав инженеров высоковольтного отдела почти весь состоял из евреев, а рабочий персонал - из русских, обстановка в нашем экспериментальном цехе была хорошей. Межнациональных конфликтов не наблюдалось. Если и встречались проблемы, то они были связаны с выпивкой, и были не часты. Все признавали авторитет и очень уважали и.о. начальника цеха Цилю Юдовну Хайкину, которая была настоящей хозяйкой в цехе. Работа шла успешно. Но кто может сказать, что было на уме у русских людей, видевших много евреев в руководстве.

Через два года мы уже поставляли высоковольтное оборудование в Москву и произвели монтаж первой в СССР маслонаполненной кабельной линии 110 000 вольт на Раушской набережной г. Москвы, как раз там, где находятся Британское посольство и знаменитый правительственный комплекс, описанный Юрием Трифоновым в повести "Дом на набережной". По этой линии осуществлялется электроснабжение правительственных объектов. Наш завод был инициатором производства таких высоконадёжных кабелей и аппаратуры в СССР. Это позволило снять с этой набережной опоры высоковольтной линии передач, портившие панораму города и бывшие не безопасными для прилегающих построек, и значительно увеличить надёжность электроснабжения правительственных объектов Кремля. Я был непосредственным руководителем этого монтажа. Работы проходили под постоянным контролем агентов КГБ, наблюдавших за окружающей территорией и за нами.

Такая же аппаратура требовалась и для новых гигантских электростанций на Волге и в Сибири. Это дало нам возможность сильно развить экспериментальную базу ОКБ. Как раз в это время правительством было вынесено постановление о постройке крупнейшей в Ленинграде в то время высоковольтной лаборатории для проведения там испытаний новых кабелей и аппаратуры для "великих строек коммунизма" - Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. Это были широко разрекламированные государственные мероприятия, поэтому проблемы финансирования под их нужды решались легче. Должен отметить, что такие мероприятия часто использовались для выполнения работ, связанных с нуждами производства, не относящихся к основным работам, а иногда и для решения других текущих проблем. Под эти деньги было построено 5-и этажное здание с огромным испытательным залом и помещениями для персонала и установлено высоковольтное оборудование из ГДР. Вообще же капитального строительства не велось. Цеха завода размещались в старых помещениях, не ремонтируемых с дореволюционных времён.

Современный американский инженер не может представить себе всех трудностей, которые возникали перед отделом капитального строительства и инженерами лаборатории при постройке здания и монтаже испытательного оборудования. Даже небольшие работы представлялись как "боевые задачи". Невыполнение их серьёзно наказывалось. Всё строилось "на энтузиазме" и "на спирту" почти полностью силами отдела капитального строительства завода и небольшого персонала лаборатории. Это, правда, касалось лишь инженеров. Рабочие проявляли энтузиазм редко. В цехах ставки были выше, но и работа была рутинной и менее интересной. Свои основные обязанности рабочие выполняли за зарплату, а для выполнения дополнительных, они законно рассчитывали на сверхурочные. Спирт же выдавался только сторонним рабочим.

Распределение этого "зелья" было в компетенции начальника лаборатории. К счастью, начальником высоковольтной лаборатории был русский человек, который и проводил эти операции, поскольку спирт находился в его ведении. Мы сообщали ему о необходимости выполнить работы, а он сам, непосредственно в своём кабинете "при плотно закрытой двери" договаривался с исполнителями. Ни главный конструктор, ни его заместитель или инженеры лаборатории не принимали никакого участия в этом. В противном случае, несомненно, нашелся бы какой-нибудь русский националист из парткома или администрации, который бы обвинил евреев в спаивании русских рабочих. Знало об этом и руководство завода, но делало вид, что не знает. Официально мы получали спирт-ректификат для промывки деталей и узлов оборудования. Через некоторое время вместо ректификата стали выдавать технический спирт, но и его пили, хотя в инструкции было предупреждение о недопустимости этого. По моим сведениям спирт широко применялся и на других предприятиях для выполнения непредусмотренных работ. Но и наши лабораторные рабочие проявляли чудеса "хитрости". Однажды ими было использовано то, что нам и в голову не могло прийти - клей БФ-2. После нехитрой "физико-химической" обработки из него добывался спирт. Этот клей широко использовался в нашей технологии и стоял в доступном месте. Никому из инженерного персонала и в голову не могло прийти такое использование клея. В результате этого "пира" скончался один молодой рабочий, а другие отделались расстройствами желудков. Было назначено следствие, но дело "замяли". Вот, что такое тяга русского человека к спиртному!

Никаких специализированных организаций по монтажу высоковольтного испытательного оборудования в то время не существовало и даже достать, например, такелажников для разгрузки и установки многотонного оборудования можно было только при помощи спирта. За счёт уплотнения своего рабочего дня нам "помогали" в этом такелажники склада готовой продукции завода.

Монтаж и наладка сложного оборудования осуществлялись исключительно на трудовом энтузиазме при технической консультации знакомых работников лабораторий и институтов Москвы и Ленинграда.. Мы иногда сутками не выходили из лаборатории. Не считаясь со временем работали только инженеры. "Класс гегемон", т.е. рабочие, учитывали каждый час переработки. Они перерабатывали только за "сверхурочные", которые оплачивались в двойном размере. Существовала и ежемесячная норма сверхурочных часов, но если их не хватало, то профком давал разрешение на дополнительные. Консультации сторонних специалистов в основном были безвозмездными, по дружбе, исключая именитых консультантов. Несмотря на деньги, отпущенные на "великие стройки коммунизма" их всё равно не хватало и финансирование строительства буквально "изыскивалось" экономическими службами неведомо как. В этом большая заслуга начальника отдела капитального строительства Геркуса, который тоже был евреем. Работы по монтажу, отладке и запуску этого оборудования производились под руководством инженеров Симонова, Шаталина, Феля, Ханукова и автора этих строк. Для специалистов приведу данные основных испытательных стендов, которые были уникальными для того времени: импульсный генератор на 3 миллиона вольт, генератор постоянного тока на 1,5 миллиона вольт и каскад высоковольтных трансформаторов на 1,5 миллиона вольт и множество других технологических и испытательных установок..

При заводе имелся также филиал московского НИИ кабельной промышленности, занимавшийся разработкой и внедрением в производство различных высокочастотных кабелей для систем оборонного назначения. И в этом филиале более половины ведущих руководящих сотрудников были евреями. Они и определяли научно-техническую политику филиала. Подобное же "засилье" было и в самом НИИ кабельной промышленности. Хотя это моё глубоко личное мнение, но я сомневаюсь, что многие другие на месте евреев могли бы проявить столько выдумки и энтузиазма при выполнении работ в условиях постоянной нехватки всего и общей неразберихи. Мне хотелось бы отметить ещё одно важное свойство, характерное для евреев нашего круга - чувство ответственности за всю еврейскую нацию, поскольку мы всегда чувствовали, что по действиям каждого еврея судят обо всей нации.

Подобное же происходило и на других, известных мне предприятиях. Еврей веками приспосабливался искать и находить выходы из тяжелейших, почти безвыходных положений. Это и закрепилось в его менталитете. Дело в том, что экономика СССР, хотя и рекламировалась как плановая, страдала от волюнтаристских решений руководства, безграмотного планирования, от постоянной нехватки сырья и запчастей и от приоритетных "потолочных" запросов военной промышленности. Остальные, т.е. гражданские отрасли, удовлетворялись "по мере возможности", если они не входили в круг широко разрекламированных мероприятий. Я сам в будущем имел дело с военной промышленностью и представляю себе их методы планирования. Военные представители, с которыми согласовывались цифры финансирования, были довольно щедры, а в деле разбирались слабо. Кроме того, из-за устарелого оборудования производительность труда у нас заметно отставала от передовых стран. Что собой представляло советское плановое хозяйство хорошо видно из такого случая. Услышав как то об идее сетевого графика, появившейся в Америке, я составил его для одной из работ и принёс начальнику КБ. Там довольно точно указывалась потребность в рабочей силе и время, необходимое для работы. Он сначала не понял, что я от него хочу, а потом долго смеялся, сказав, - уберите и никому не показывайте. Он был совершенно прав. Фонд зарплаты и состав кадров определялся заранее тем же "потолочным методом". Впоследствии мне довелось принимать участие в монтаже первой в СССР подводной кабельной линии высокого давления на 110 000 вольт в г. Рига в качестве руководителя монтажа и отладки, т.е. шефинженера. Работы проводились Управлением высоковольтной сети Латвэнерго, продолжались 3 года и были закончены в 1958 году. Оборудование поставлял наш завод. Среди руководящих работников этого управления евреев почти не было. Исключение представлял начальник испытательной лаборатории Нейланд. Может быть действовал местный антисемитизм? Сравнивая методы работы рижан и русских могу отметить, что у них планирование и ответственность за работу были значительно выше, но система давала себя знать и у них. Правда, тяга к спиртному у них была не меньшей, чем у наших рабочих. Технологический спирт у нас постоянно воровали.

После окончания этой работы я был отмечен наградой и получил должность начальника сектора СКБ. В этом качестве под моим руководством был спроектирован, построен и отлажен на заводе Севкабель первый в СССР автоматический комплекс испытательного и измерительного оборудования для исследований мощных высоковольтных кабельных линий в различных нагрузочных режимах и при номинальном напряжении. Все работы включая проектирование, монтаж и наладку были проведены силами лаборатории. Со мной работали уже русские инженеры: Ю. Кузьмин, И. Трусов, Л. Фёдорова, пришедшие из учебных заведений, и группа монтажников-наладчиков нашей лаборатории во главе с В. Козловым. Одновременно я начал заниматься на курсах повышения математической квалификации инженеров при Университете. Эти занятия проводились без отрыва от работы и оплачивались предприятием.

Как раз в это время наше КБ стало пополняться новыми выпускниками ВУЗов. Это уже были, в основном, русские инженеры. Попадались среди них и евреи, но в небольшом количестве. Дала себя чувствовать начатая в 1948 году политика партии по дискриминации евреев при поступлении в ВУЗы. Анализируя эту политику "скрытого антисемитизма" автор не может однозначно отнести её за счёт зоологического антисемитизма. У русских, оставшихся в стране после революции и не участвовавших в боях на стороне белых, он был скрытым. В значительной степени он сохранялся у тех, кто остался на оккупированной территории. Мои коллеги говорили, что в Сибири он чувствовался слабо. Волна дискриминации могла быть вызвана боязнью партийной верхушки недовольства простого народа "засильем" евреев в руководстве промышленностью и в культуре. Дискриминационные действия проводилась лишь частично. Во многом это объяснялось особенностью русского характера - склонностью к лени и апатии. Русский человек привык не исполнять распоряжения полностью или затягивать их исполнение. Не попадавшие в престижные ВУЗы абитуриенты-евреи поступали в другие. Иногда им приходилось уезжать для этого в другие города. На предприятиях после 1946 года евреи систематически убирались с должностей начальников, но занимали должности заместителей. Партия понимала, что устранение квалифицированных работников евреев создаст трудности. Но снятие с руководящих должностей было костью, брошенной антисемитам. Техническое руководство на многих предприятиях гражданской промышленности по-прежнему состояло, в основном, из евреев. Часто в нарушении закона инженеры-евреи находились на должности временно исполняющего обязанности начальника годами, хотя это воспрещалось законом.

В 1962 году я перешёл в известное объединение "Позитрон", включавшее ОКБ "Мезон". Оно занималось разработкой радиодеталей для быстро растущей в то время военно-космической техники, а, попутно, и гражданскими работами. Начальником лаборатории ОКБ был Е.М. Вольф, внук известного дореволюционного петербургского книгоиздателя-еврея Вольфа. Кроме автора и Вольфа в лаборатории работала ещё одна женщина-инженер еврейка, руководившая испытаниями свойств диэлектриков, и ещё двое рабочих. Остальные 22 сотрудника лаборатории, включая рабочую группу, были русские. В то время я уже приобрёл опыт и имя как разработчик испытательных высоковольтных стендов, сразу же получил группу и принялся за дело. Испытательный стенд был разработан, смонтирован и отлажен. КБ быстро включилось в работы по созданию деталей для строящегося, уникального по тем временам Красноярского радара, дальностью действия до 10 000 километров, имеющего в то время важное стратегическое значение. Вскоре меня назначили руководителем работы по разработке деталей для модуляторов радара. Этот радар дальнего обнаружения был аналогичен американскому радару в Туле (Исландия). В состав испытательного стенда входил и генератор импульсов на 150 000 вольт, полностью разработанный и смонтированный работниками лаборатории под руководством автора и импульсные модуляторы, применяемые в конструкции Красноярского радара. В ходе этой работы появилось изобретение, осуществлённое совместно с работниками радиотехнического института в Москве, отмеченное наивысшей денежной премией (в то время она составляла 25 000 рублей), и присвоением авторам звания "Изобретатель СССР". На его основе была выпущена серия деталей для модуляторов Красноярского радара. На этом материале мною была сделана кандидатская диссертация. Впоследствии этот радар после десятилетий работы был демонтирован в соответствии с советско-американским соглашением об ограничении оружия массового поражения.

Описанное здесь даёт возможность частично обрисовать какую роль играли инженеры-евреи не в разработке атомной бомбы, авиации или ракет дальнего действия, а на среднего уровня работах, без которых успехи основных оборонных отраслей были бы невозможны. Проведение этих работ в какой-то мере позволило ликвидировать то большое отставание, которое было характерным для российской промышленности. В этом роль, которую играли инженеры-евреи была достаточно весомой. Надёжных и быстродействующих вычислительных приборов у нас не было. Поэтому нами широко использовались аналитические выводы расчётных формул с использованием методов математического анализа. Для анализа и выбора параметров изделий приходилось использовать аналитические методы математической физики решения уравнений в частных производных. Все расчёты, связанные с разработкой проводились на логарифмической линейке и на механических арифмометрах. Для громоздких расчётов использовались арифмометры бухгалтерии. Не могу не отметить, что при разработке часто использовались в качестве исходных трофейные радиодетали американской техники. Но почти всегда в них вносились усовершенствования.

Отличие условий работы советского и американского инженера, как мне представляется, в том, что американец имеет возможность пользоваться огромным набором разных приспособлений и устройств, выпускаемых промышленностью. Он использует различные вычислительные устройства и в его распоряжении множество отработанных программ для расчётов. Здесь всё зависит от платёжеспособности заказчика. Монтаж, отладку и пуск ведут представители фирм или специализированных организаций. Советский же инженер того времени получал лишь само основное оборудование, да и то часто в некомплекте, а кое что и просто растаскивалось при транспортировке и хранении. Остальное строилось на его энтузиазме и от чертежей и схем до изделий выполнялось полукустарным способом. Многие вспомогательные и, подчас, даже основные устройства изготавливались на месте. Приходилось проектировать и производить некоторые детали кустарным способом на примитивном оборудовании. Здесь как раз и оказывался к месту воспетый в русском фольклоре талант "русских умельцев", привыкших делать работу "на колене". Уместно отметить сноровку и энтузиазм рабочих, умевших приспособить старые станки начала 20-го века, полученные по репарациям из Германии, для изготовления сложных деталей. Время работы ограничивалось жёстким планом, выполнение его можно было считать чудом технической эквилибристики. Такой стиль работы требовал больших фактических затрат труда.

Многие договора с другими предприятиями заключались на основе личных контактов или заинтересованности. Поскольку финансовых средств в нашем распоряжении не имелось, оплата зачастую производилась включением в заявку на изобретение или рацпредложений и в соавторство журнальных статей. Иногда напрямую приходилось договариваться с начальством для того, чтобы использовать изобретательский фонд для оплаты руководства других предприятий, выполнявших наши заказы. Иногда приходилось уже в процессе монтажа буквально "пробивать" в центральных органах недостающее финансирование для оплаты некоторых неотложных работ. По моим наблюдениям именно еврейская оборотливость, смётка, способность к риску и выработанное веками умение находить нестандартный выход из положения, очень помогала выполнять работу. Насколько я знаю, подобное происходило и в других областях хозяйства и это сыграло значительную роль в развитии советской промышленности и вообще в становлении СССР как крупной, относительно современной державы. Хотя я ни разу не был в Верхней Вольте, но предполагаю, что прозвище "СССР - Верхняя Вольта с ракетами" близко отражает состояние дел в промышленности того времени.

to be continued


http://www.usfamily.net/web/joseph/mentalitet_sov_evr.htm

 
Повествующие Линки
· Больше про Russia
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Russia:
ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА. Шестилетний боевик


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 1


Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.398 секунд