Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 715

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Петр ВЕРНИКОВ. ОТРИЦАНИЕ ХОЛОКОСТА ЕСТЬ ПРИЗЫВ К ХОЛОКОСТУ

Отправлено от Anonymous - Sunday, March 12 @ 00:00:00 MSK

HolocaustЛишь осознав причины произошедшего 60 лет назад чудовищного деяния человечества - Холокоста, мировое сообщество сможет предотвратить повторение трагедии. На телеканале "Россия" состоялся премьерный показ фильма Алексея Шишова и Елены Якович "Мир после Освенцима". Об этом фильме в интервью журналисту "Известий" Петру Верникову рассказал автор идеи Вячеслав Кантор.

известия: Господин Кантор, вы автор идеи фильма "Мир после Освенцима". В чем все-таки вы видите основную идею фильма? Ведь об Освенциме, о Холокосте, о Бабьем Яре уже столько снято, столько написано... Что тут можно сказать еще нового?



Вячеслав Кантор: Вы знаете, один поэт сказал: "Я написал стихотворение о любви - закрыл тему". Есть такие темы, которые "закрыть" нельзя. Выясняются новые факты, старые факты все время звучат по-новому, для каждого нового поколения. Но главное даже не это.



Я разделяю тут два разных плана.

Один, извините, мой личный. Я сделал все что мог для создания этого фильма (кстати, фильм, разумеется, делал не я, а два замечательных режиссера - Алексей Шишов и Елена Якович). Так вот, я сделал все что мог для создания этого фильма по очень простой причине - я не мог этого не сделать. Понимаете, бывают такие вещи, которыми ты "заболел" и которые тебя не отпускают. Это и долг памяти, и необходимость излить свою личную боль и мысли, которые тебя одолевают днем и ночью. Я думаю, что так создаются все настоящие фильмы, когда их авторы не преследуют прагматическую цель - заработать деньги, призы и т.д.



Но второй мотив был общим и сугубо прагматическим. Если хотите, воспитательным или даже более того - идеологическим.



Да, много снимают, да, много говорят. Но люди не знают. По опросам в разных странах, до 50% людей вообще знать не знают, что такое Холокост. В России это не так, но тоже - масса людей не знает.



А такое незнание - это не просто "отсутствие информации". Конечно, плохо, если человек не знает, кто такие царь Дарий или Кир, когда правил Карл Великий и т.д. Но в общем такое знание или незнание мало что меняет в нашей реальной жизни или в жизни данного человека.



Если же человек не знает про Холокост, то это значит, что он больше других подвержен страшным мифам - ксенофобским мифам, антисемитским мифам, нацистским мифам. Эти мифы живы. А раз живы - с ними необходимо бороться.



Знаете, в мире есть так называемые историки-ревизионисты. Одного из них недавно в Австрии осудили на три года тюрьмы. Так вот, эта "научная школа" отрицает факт Холокоста. Казалось бы - и многие так и говорят - ну и что? Это научная дискуссия, каждый имеет право на свою точку зрения, за что же тут сажать в тюрьму, где же свобода и т.д.?



Но дело в том, что эта точка зрения не просто грубо лжива - это в науке бывает. И не просто является глубоким оскорблением для миллионов людей. Главное в другом. Когда говорят: "Холокоста не было...", то всегда недоговаривают. А подразумевают другое: "Не было - но будет!".



Отрицание Холокоста - это трусливая, подлая форма оправдания Холокоста, это трусливая, подлая форма призывов к Холокосту, провоцирования нового Холокоста. Вот в чем все дело. Вот почему вопрос о Холокосте - совсем не исторический, а современный, жгучий вопрос.



Поэтому наш фильм - это конечно же и политика, и идеология чистейшей воды. Это - действие в борьбе, в борьбе с антисемитизмом, ксенофобией, с современным нацизмом.



известия: Но послушайте, давайте посмотрим на вещи трезво. Сегодня любой человек имеет абсолютно все возможности знать правду про Холокост. И если он ее не знает, то не потому, что негде узнать, а только потому, что он не хочет знать! Он прячется от этой правды - в том числе и по названным вами причинам. Есть и другие причины, куда более простые: вульгарное равнодушие, эгоизм. Люди устали от ужасов, людям неприятно смотреть на этот пепел, на груды детских ботинок, на колючую проволоку, на эти живые скелеты. Я сам много раз слышал такие слова: "Хватит! Неприятностей мне в жизни и так хватает, я уж лучше нервы поберегу!".



Что же получается? Такие фильмы, как ваш, смотрят те, кто и так все знает, кого эта тема кровно задевает - но их-то просвещать не нужно! А те, кого как раз нужно просветить, - они и не смотрят. Так для кого же, для чего же такие фильмы снимают и показывают?



Кантор: Да, отчасти вы правы. И все-таки... Я руководствуюсь старой мудростью: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу, терпение принять то, что я изменить не могу, и разум - отличить первое от второго".



Я не могу выкорчевать антисемитизм и нацизм по всему миру - и у меня есть терпение понять, что эта мерзость есть и будет, по крайне мере на мой век хватит. Но у меня есть силы для того, чтобы что-то менять, чтобы не сидеть сложа руки, а стараться, чтобы этой дряни было меньше. И я стараюсь различать - какие задачи тут утопические, а какие - реалистические.



Если хоть 100 тысяч "незаинтересованных" зрителей посмотрели наш фильм, если хоть у 30 тысяч из них что-то, может быть, впервые, в душе шевельнулось - я уже считаю, что мы сделали важное дело, я уже доволен. А объективные цифры говорят, что фильм посмотрели миллионы и среди них конечно же не только евреи, не только те, кто потерял родных и близких, не только те, кто сознательно ненавидит фашизм. Наверняка был какой-то процент (надеюсь, что немалый) и "простых" зрителей, которые никогда особо об этом не задумывались. Наконец, те люди, у которых эта рана жива. Я уверен, что хоть наш фильм и тяжелый, и горький, но и этим людям стало на миг легче - кто-то о них, об их боли думает, кто-то о ней говорит, не замалчивает. "Счастье - это когда тебя понимают". Наверное, "счастье" - не то слово, которое здесь надо употребить, но если людям стало на миг легче, если они чувствуют, что вот она - правда, правда звучит громко, вслух, то значит, мы сделали для этих людей важное дело.



известия: Скажите, а вы сами в процессе работы над фильмом поняли для себя что-то новое и важное про Холокост?



Кантор: Да. Понимаете, чем больше про это узнаешь, тем меньше можешь понять - как же это все-таки могло быть?



Дело совсем не в евреях. Непонятно главное - как можно разработать целую технологию хладнокровного уничтожения людей, заведомо абсолютно ни в чем не повинных? Вот ведь что резко выделяет Холокост из всей истории страданий человеческих, то есть из всей человеческой истории.



Да, войны - это ужасно, развязываются все самые страшные, агрессивные, злобные инстинкты. Во Второй мировой погибло свыше 50 миллионов. Но мир особо выделяет именно жертв Холокоста, 6 миллионов. Кстати, при советской власти официальная пропаганда всегда растворяла их в общем потоке - "погибли мирные советские люди". И сейчас типичный разговор антисемитов - "что вы, евреи, выделяете своих погибших. Что они - не такие же, как все? Особые?".



Так действительно - почему мир из всей трагедии войны особо выделяет именно Холокост? Из-за особой любви к евреям, что ли?



Конечно же нет. Я, честно говоря, вообще не очень-то понимаю, что такое любовь (или тем более нелюбовь) к отдельному народу, будь то евреи или чукчи. Вот я - еврей. И что - вы поэтому должны меня любить или не любить? Наверное, если вы нормальный человек, то все-таки будете относиться ко мне исходя из истории наших отношений, исходя из моих поступков и т.д., а не исходя из моей национальности. По крайней мере так рассуждаю я сам и все люди, которых я считаю нормальными людьми. "Коллективной вины", равно как и "коллективных заслуг", не бывает - это штука всегда индивидуальная.



Так вот, особое отношение к Холокосту совсем не равно особому отношению к евреям. Ничего подобного! Я знаю людей, которые не испытывают к евреям никаких особых чувств, больше того - знаю и тех, кому не нравятся какие-то реальные или мнимые "типично еврейские" черты, но которые очень остро чувствуют трагедию Холокоста.



Потому что Холокост... Как сказать - это мера безумия человеческого, это мера абсолютной подлости человеческой, это - мера Абсолютного Зла, на которое способны люди. Не зря этот край разума, это Абсолютное безумие назвали Окончательным Решением. Окончательное расчеловечивание - да.



Абсолютно немотивированное массовое убийство! Тут дело даже не в невероятной, садистской жестокости. Дело в мотиве - точнее, в полнейшем его отсутствии. Не убийство на фронте. Не бомбардировки тыла. Не убийства партизан (или по подозрению в причастности к партизанам). Даже не убийства, совершенные каннибалом, убийства, чтобы съесть жертву. Каннибализм и то "понятнее" Холокоста. Но нет, нет и нет - убийства только ради убийства, убийства, в том числе грудных детей, ради уничтожения!



Да. Это - грань, предел человеческой подлости, перешедшей в безумие. Как в обычной уголовщине - убийство не с целью ограбления, не из ревности, даже не из хулиганских побуждений. Нет и нет! Убийство ради убийства, убийства серийные, убийства, совершенные маньяком.



Теперь представьте этого Чикатило всемирного масштаба. Представьте, что он втягивает в воронку своего безумия сотни тысяч людей, делает их палачами, серийными убийцами - и не только эсэсовцев, не только немцев, тут были и украинцы, и литовцы, и латыши, и словаки, были и русские, словом - представители всех народов (кстати, естественно, и здесь не может быть никакой речи о "коллективной вине" - ни по отношению к немцам, ни по отношению к другим народам). Вот эта массовая эпидемия, пандемия убийств - вот что такое Холокост.



И самое страшное - что это оправдывают (ну, в форме замалчивания) и сейчас! Я, кстати, ни разу не встречал ни одного юдофоба, который посмел бы вслух сказать - да, так и надо, надо сжигать и т.д. Нет, так не говорят. Не смеют. Но, конечно, многие антисемиты так думают - потому что безумие прилипчиво, потому что в душе человека есть какая-то садистская червоточина, которая откликается именно на сигналы безумной, абсурдной ненависти.



известия: В душе каждого человека?



Кантор: Тут мы вторгаемся в какие-то такие глубины... Здесь уже нужен Достоевский. Кстати, как известно, Достоевский был злейшим антисемитом (все попытки его "отмазать" от этого дела - всего лишь лицемерие). Но Достоевский был антисемитом до Холокоста, до массовых погромов начала ХХ века. И мне очень интересно - остался бы он антисемитом, если бы знал то, что знаем мы?



Но, как бы Достоевский ни относился к евреям, он дал, по-моему, самое точное, самое пронзительное, жгучее описание безумия человеческого садизма, немотивированной жестокости, жестокости и кровожадности ради жестокости и кровожадности - вспомните хотя бы сон Раскольникова о том, как насмерть засекают лошадь, рассказ Ивана Карамазова о садистской жестокости в отношении беззащитных детей. Когда я это читаю, я вижу именно Холокост...



Так вот, какой-то элемент садизма, видимо, есть в каждом человеке, есть в каждой культуре, в культуре человечества в целом. Но у нормальных людей этот элемент подавлен, загнан глубоко в подсознание, переработан. А тут - в нацизме - создана целая культура торжествующего садизма. Государственного садизма, который описал Оруэлл: "убийство ради убийства".



известия: Но ведь Холокост не единственный случай геноцида.



Кантор: Безусловно. Был геноцид армян в 1915-м. Во время войны немцы осуществляли не только Холокост, но и геноцид цыган.



Поэтому наш фильм - о геноциде вообще. Чужого горя не бывает, чужого геноцида не бывает. Если сегодня геноцид против евреев, то завтра аппетит придет во время пожирания людей - и людоедская машина потребует нового сырья, нового мяса. Известно, что после уничтожения евреев планировались новые акции - на сей раз уже против куда более многочисленных славян. Раз спущенное с цепи безумие остановиться не может - как взбесившееся животное будет бросаться, пока его не уничтожат.



Сегодня ситуация опять очень тревожна - в том числе в нашей стране. Национализм стал чуть ли не единственной популярной идеологией. Да, он далек от тех безумств, о которых мы говорим. Но в этом и была для нас главная задача, сверхзадача, если хотите, - показать, в какой конечный пункт прибывает поезд национализма, ксенофобии. Этот пункт - Освенцим. И видя, как этот поезд только начинает движение, надо об этом помнить и делать все, чтобы его остановить.



известия: Вы считаете, что это возможно?



Кантор: Я в этом уверен. И в любом случае буду стараться делать для этого все, что в моих силах.


Примечание: .

izvestia.ru

 
Повествующие Линки
· Больше про Holocaust
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Holocaust:
Предательство Оскара Шиндлера


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.078 секунд