Уроки идиш
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Леонид Радзиховский. Христианство и антисемитизм

Отправлено от gena - Sunday, April 23 @ 00:05:00 MSD

AntisemitismВопрос о причинах антисемитизма,­– понятно, риторический – ответа нет ни у кого. Вернее, ответов слишком много, в каждом есть какая-то крупица правды. Антисемитизм можно считать одним из тех perpetuum mobile, которые крутят весь барабан истории человечества.

Уважаемая г-жа Фадеева в «ЕС» № 22 (195), пишет, что религиозная «зависть» христиан к евреям (зависть за то, что Христос и апостолы были евреями и для евреев написали свой Завет) не является главной причиной христианского антисемитизма. Наверное, это так. Впрочем, на каких весах это взвесить: что тут «главная» причина, что – не главная?

Согласен с автором письма: ну, конечно же, большинство, огромное большинство христиан об этом и думать не думают. Но, как верно пишет сама г-жа Фадеева, большинство людей (любых конфессий и национальностей) вообще не слишком-то много думают, – они лишь смотрят в рот активному интеллектуальному меньшинству. Этим меньшинством в Европе в течение всех веков христианства (кроме, пожалуй, последних 200 лет) были священники. Полагаю, что вот их как раз происхождение их Б-га и апостолов не могло не волновать. Отсюда, вполне возможно, – их зависть к евреям, зависть «дальних родственников» к «ближним родственникам». (Особенно это обстоятельство бесило, как известно, фашистов – поэтому-то, наиболее последовательные из них (как Гитлер) полностью отвергали христианство. Но интересно, что, казалось бы, отделавшись таким образом от евреев, они становились еще более ярыми антисемитами. То есть в этом случае гипотеза о «религиозной зависти» к евреям едва ли правомерна.

Но вернемся к христианам. Как бы то ни было, ослабление Церкви и освобождение евреев из гетто, включение их в гражданское общество (с конца XVIII века) по времени совпали. Так что убежденный антисемит Вольтер, со своим «раздавим гадину!» (католическую Церковь) вполне возможно, против своей воли сыграл большую положительную роль в истории евреев. Фактом является и то, что во Франции – классической стране антисемитизма – в XIX веке именно священники были в авангарде юдофобского движения.

Вместе с тем разные ветви христианства по-разному относятся к евреям. Христианство может и порождать антисемитизм, и лечить от него.

Православная Церковь сегодня формально соблюдает достаточную политкорректность, многие ее высшие иерархи вполне чужды юдофобии, но, думается, в широких церковных массах «лучшие антисемитские традиции» живы. Часто глубина православного фундаментализма так и измеряется – глубиной антисемитизма, иногда в комбинации еще и с монархизмом. Как писал Иосиф Бродский (между прочим – христианин): «Входит некто / православный, говорит: / «Теперь я – главный. / …Дайте мне перекреститься, / а не то – в лицо ударю». Вот поэтому, кстати, многие так боятся уроков «православной культуры» в школе – не хотят, чтобы их детей «в лицо ударили»... Письменных свидетельств сегодняшнего церковного антисемитизма не так много. Одно из них – книжка «ученого дьякона» Кураева, которого так любят звать на ТВ-передачи, «Как делают антисемитом». Его преподобие не назвал свой труд прямо «Как я сделался антисемитом» – но вся книга ровно про это. Зная г-на Кураева как выдающегося церковного карьериста, уверен, что он надеялся, что его скромный труд оценят некоторые церковные начальники. Верю, что расчет оправдался.

Известен и тот факт, что когда Патриарх Алексий, как утверждают, лично вполне толерантный к евреям, попробовал сделать шаг к налаживанию нормальных отношений с иудейскими священниками (обратился к американским раввинам в 1992 году со словами «Наши пророки – ваши пророки»), он столкнулся с бешеным сопротивлением Церкви, вообще-то всегда по-военному покорной своему Патриарху. Дело дошло до того, что ряд священников исключил из литургии положенную по чину молитву за здравие Патриарха. А один из православных публицистов, не мудрствуя лукаво, прямо рубанул: «Когда Патриарх Московский и всея Руси говорит жидам: “Шалом вам, братья, мы веруем в одного Б-га, и у нас с вами общие пророки”, то это заслуживает того, чтобы Патриарха лишить сана и вообще отлучить от Церкви». Накал страстей был таков, что робкая попытка (чего?) Алексия (и группы близких к нему высших иерархов) продолжения не имела: демократия (т. е. воля подавляющего большинства) победила.

Что касается католической Церкви, то там перемены в отношении к евреям, конечно, громадные. Инициатором стал Папа Иоанн XXIII (1958–1963), которого евреям, по справедливости, надо было бы внести в списки Праведников мира. Именно он публично покаялся перед евреями за антисемитизм христианской Церкви, он буквально «продавил» решение Второго Вселенского Ватиканского собора, принятое уже после его кончины, в 1965 г. Собор снял с евреев ответственность за распятие Христа. С тех пор эта официальная линия католической Церкви ни разу не пересматривалась, активно ее проводит и папа Иоанн-Павел II. Ясно, впрочем, что не всем католикам такие идеи по сердцу: есть особая группа католических фундаменталистов (в частности, Мэл Гибсон), которые как раз по еврейскому вопросу и разошлись с Ватиканом.

И совсем особое отношение к евреям – у протестантских ветвей христианства. Полной идиллии, естественно, нет и тут. Лютер, например, вначале рассчитывал обратить евреев в христианство и не скупился на комплименты в их адрес. Когда из этого ничего не вышло, отец протестантской веры, в свойственной ему манере, назвал евреев «свиньями» и обрушил на них все проклятья из своего богатого запаса. Не знаю, насколько эти традиции живы в современной лютеранской Церкви, – известно лишь, что с Гитлером у нее разногласий по еврейскому вопросу не было.

Но вот в Англии и США, среди многочисленных течений протестантской Церкви отношение к евреям совсем иное. Если для кого-то слова «иудео-христианская» (культура, традиция, вера) имеют живой смысл, то именно для них.

Это видно по всему, начиная с имен: Сарр, Исааков, Ааронов, Иосифов и т. д. среди англосаксов куда больше, чем среди евреев, – потому что их самих куда больше. Они действительно не разделяют Ветхий и Новый Завет, верят в то, что Израиль предназначен для евреев и т. д.

Отсюда – и мощная традиция христианского сионизма в Англии и США. Ведь и саму идею возвращения евреев в Израиль в XIX веке, задолго до Герцля высказывали британские аристократы (кстати, близкие родственники Черчилля) – при том что британские евреи тогда относились к ней весьма настороженно. Не забудем и то, что история сионистского государства начинается с декларации британского премьера лорда Бальфура, впервые официально провозгласившего право евреев на свой «национальный очаг».

Я, опять же, далек от идеализации: среди англосаксов хватало (и хватает) антисемитов. И портреты евреев в английской классической литературе (Диккенс, скажем) написаны без всякой симпатии. Но, опять же, факт есть факт: в Англии (в отличие от Германии, Франции, России) нет антисемитских традиций – ни традиции государственного, ни традиции общественного антисемитизма (раннее Средневековье, когда евреев выгнали из Англии, мы не рассматриваем). Тем более таких традиций нет в США, Канаде, Австралии. Конечно, антисемитские эпизоды встречаются и в США – но все же их частота на 6000000 (!) евреев ничтожна и они, несомненно, находятся на маргинальной периферии общества, конгрессмены макашовы и жириновские там просто немыслимы. Что касается англичан, то их отношение к евреям выдержало испытание… войной против евреев.

Ведь Англия (в отличие от России, Франции или Германии), по сути дела, воевала с евреями – в Палестине в 1946–1947 годах. Да, это была, в общем, джентльменская война за независимость, не похожая на Вьетнам – Чечню – Афганистан. Но все-таки – вооруженная борьба! Был, например, случай, когда евреи захватили в плен и повесили двух британских сержантов. Можете себе вообразить нечто подобное, если бы евреи в Израиле вот так воевали с Россией?! Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я бы при таком раскладе из дома точно не выходил… А в Англии? Конечно, все это не вызывало симпатий к Израилю и евреям, но не было тогда волны антисемитизма в обществе, как не было и государственного антисемитизма!

Политкорректность англичан выдержала это испытание с честью. Известен приговор, который Черчилль вынес антисемитам: «Англичане не антисемиты, потому что мы не считаем себя глупее евреев». Но кроме этой уверенности в своих силах, в своей абсолютной конкурентоспособности, кроме английского уважения к честной игре (что уже исключает любую юдофобию), не стоит забывать и религиозный фактор. Протестантская вера в англосаксонском варианте была (и остается) одной из надежных прививок против вируса антисемитизма.

Больше того. Я думаю, что, помимо прагматических расчетов, у американо-израильского союза есть серьезная эмоциональная основа (без нее прочный политический союз и невозможен). Эта основа – не только приверженность общим западным политическим ценностям. Думаю, что есть тут и религиозная составляющая. В симбиозе «США – Израиль» воплощается и идеология иудео-христианской религии, христианский сионизм Ветхого и Нового Завета.

http://www.e-slovo.ru/196/3pol1.htm

 
Повествующие Линки
· Больше про Antisemitism
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Antisemitism:
Григорий Шехтман. 'Два Эдуарда' на знаменах антисемитов


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.057 секунд