Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
Леонид Радзиховский. Христианство и антисемитизм Отправлено от gena - Sunday, April 23 @ 00:05:00 MSD
|
Вопрос о причинах антисемитизма,– понятно, риторический – ответа нет ни у кого. Вернее, ответов слишком много, в каждом есть какая-то крупица правды. Антисемитизм можно считать одним из тех perpetuum mobile, которые крутят весь барабан истории человечества.
Уважаемая г-жа Фадеева в «ЕС» № 22 (195), пишет, что религиозная «зависть» христиан к евреям (зависть за то, что Христос и апостолы были евреями и для евреев написали свой Завет) не является главной причиной христианского антисемитизма. Наверное, это так. Впрочем, на каких весах это взвесить: что тут «главная» причина, что – не главная?
Согласен с автором письма: ну, конечно же, большинство, огромное большинство христиан об этом и думать не думают. Но, как верно пишет сама г-жа Фадеева, большинство людей (любых конфессий и национальностей) вообще не слишком-то много думают, – они лишь смотрят в рот активному интеллектуальному меньшинству. Этим меньшинством в Европе в течение всех веков христианства (кроме, пожалуй, последних 200 лет) были священники. Полагаю, что вот их как раз происхождение их Б-га и апостолов не могло не волновать. Отсюда, вполне возможно, – их зависть к евреям, зависть «дальних родственников» к «ближним родственникам». (Особенно это обстоятельство бесило, как известно, фашистов – поэтому-то, наиболее последовательные из них (как Гитлер) полностью отвергали христианство. Но интересно, что, казалось бы, отделавшись таким образом от евреев, они становились еще более ярыми антисемитами. То есть в этом случае гипотеза о «религиозной зависти» к евреям едва ли правомерна.
Но вернемся к христианам. Как бы то ни было, ослабление Церкви и освобождение евреев из гетто, включение их в гражданское общество (с конца XVIII века) по времени совпали. Так что убежденный антисемит Вольтер, со своим «раздавим гадину!» (католическую Церковь) вполне возможно, против своей воли сыграл большую положительную роль в истории евреев. Фактом является и то, что во Франции – классической стране антисемитизма – в XIX веке именно священники были в авангарде юдофобского движения.
Вместе с тем разные ветви христианства по-разному относятся к евреям. Христианство может и порождать антисемитизм, и лечить от него.
Православная Церковь сегодня формально соблюдает достаточную политкорректность, многие ее высшие иерархи вполне чужды юдофобии, но, думается, в широких церковных массах «лучшие антисемитские традиции» живы. Часто глубина православного фундаментализма так и измеряется – глубиной антисемитизма, иногда в комбинации еще и с монархизмом. Как писал Иосиф Бродский (между прочим – христианин): «Входит некто / православный, говорит: / «Теперь я – главный. / …Дайте мне перекреститься, / а не то – в лицо ударю». Вот поэтому, кстати, многие так боятся уроков «православной культуры» в школе – не хотят, чтобы их детей «в лицо ударили»... Письменных свидетельств сегодняшнего церковного антисемитизма не так много. Одно из них – книжка «ученого дьякона» Кураева, которого так любят звать на ТВ-передачи, «Как делают антисемитом». Его преподобие не назвал свой труд прямо «Как я сделался антисемитом» – но вся книга ровно про это. Зная г-на Кураева как выдающегося церковного карьериста, уверен, что он надеялся, что его скромный труд оценят некоторые церковные начальники. Верю, что расчет оправдался.
Известен и тот факт, что когда Патриарх Алексий, как утверждают, лично вполне толерантный к евреям, попробовал сделать шаг к налаживанию нормальных отношений с иудейскими священниками (обратился к американским раввинам в 1992 году со словами «Наши пророки – ваши пророки»), он столкнулся с бешеным сопротивлением Церкви, вообще-то всегда по-военному покорной своему Патриарху. Дело дошло до того, что ряд священников исключил из литургии положенную по чину молитву за здравие Патриарха. А один из православных публицистов, не мудрствуя лукаво, прямо рубанул: «Когда Патриарх Московский и всея Руси говорит жидам: “Шалом вам, братья, мы веруем в одного Б-га, и у нас с вами общие пророки”, то это заслуживает того, чтобы Патриарха лишить сана и вообще отлучить от Церкви». Накал страстей был таков, что робкая попытка (чего?) Алексия (и группы близких к нему высших иерархов) продолжения не имела: демократия (т. е. воля подавляющего большинства) победила.
Что касается католической Церкви, то там перемены в отношении к евреям, конечно, громадные. Инициатором стал Папа Иоанн XXIII (1958–1963), которого евреям, по справедливости, надо было бы внести в списки Праведников мира. Именно он публично покаялся перед евреями за антисемитизм христианской Церкви, он буквально «продавил» решение Второго Вселенского Ватиканского собора, принятое уже после его кончины, в 1965 г. Собор снял с евреев ответственность за распятие Христа. С тех пор эта официальная линия католической Церкви ни разу не пересматривалась, активно ее проводит и папа Иоанн-Павел II. Ясно, впрочем, что не всем католикам такие идеи по сердцу: есть особая группа католических фундаменталистов (в частности, Мэл Гибсон), которые как раз по еврейскому вопросу и разошлись с Ватиканом.
И совсем особое отношение к евреям – у протестантских ветвей христианства. Полной идиллии, естественно, нет и тут. Лютер, например, вначале рассчитывал обратить евреев в христианство и не скупился на комплименты в их адрес. Когда из этого ничего не вышло, отец протестантской веры, в свойственной ему манере, назвал евреев «свиньями» и обрушил на них все проклятья из своего богатого запаса. Не знаю, насколько эти традиции живы в современной лютеранской Церкви, – известно лишь, что с Гитлером у нее разногласий по еврейскому вопросу не было.
Но вот в Англии и США, среди многочисленных течений протестантской Церкви отношение к евреям совсем иное. Если для кого-то слова «иудео-христианская» (культура, традиция, вера) имеют живой смысл, то именно для них.
Это видно по всему, начиная с имен: Сарр, Исааков, Ааронов, Иосифов и т. д. среди англосаксов куда больше, чем среди евреев, – потому что их самих куда больше. Они действительно не разделяют Ветхий и Новый Завет, верят в то, что Израиль предназначен для евреев и т. д.
Отсюда – и мощная традиция христианского сионизма в Англии и США. Ведь и саму идею возвращения евреев в Израиль в XIX веке, задолго до Герцля высказывали британские аристократы (кстати, близкие родственники Черчилля) – при том что британские евреи тогда относились к ней весьма настороженно. Не забудем и то, что история сионистского государства начинается с декларации британского премьера лорда Бальфура, впервые официально провозгласившего право евреев на свой «национальный очаг».
Я, опять же, далек от идеализации: среди англосаксов хватало (и хватает) антисемитов. И портреты евреев в английской классической литературе (Диккенс, скажем) написаны без всякой симпатии. Но, опять же, факт есть факт: в Англии (в отличие от Германии, Франции, России) нет антисемитских традиций – ни традиции государственного, ни традиции общественного антисемитизма (раннее Средневековье, когда евреев выгнали из Англии, мы не рассматриваем). Тем более таких традиций нет в США, Канаде, Австралии. Конечно, антисемитские эпизоды встречаются и в США – но все же их частота на 6000000 (!) евреев ничтожна и они, несомненно, находятся на маргинальной периферии общества, конгрессмены макашовы и жириновские там просто немыслимы. Что касается англичан, то их отношение к евреям выдержало испытание… войной против евреев.
Ведь Англия (в отличие от России, Франции или Германии), по сути дела, воевала с евреями – в Палестине в 1946–1947 годах. Да, это была, в общем, джентльменская война за независимость, не похожая на Вьетнам – Чечню – Афганистан. Но все-таки – вооруженная борьба! Был, например, случай, когда евреи захватили в плен и повесили двух британских сержантов. Можете себе вообразить нечто подобное, если бы евреи в Израиле вот так воевали с Россией?! Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а я бы при таком раскладе из дома точно не выходил… А в Англии? Конечно, все это не вызывало симпатий к Израилю и евреям, но не было тогда волны антисемитизма в обществе, как не было и государственного антисемитизма!
Политкорректность англичан выдержала это испытание с честью. Известен приговор, который Черчилль вынес антисемитам: «Англичане не антисемиты, потому что мы не считаем себя глупее евреев». Но кроме этой уверенности в своих силах, в своей абсолютной конкурентоспособности, кроме английского уважения к честной игре (что уже исключает любую юдофобию), не стоит забывать и религиозный фактор. Протестантская вера в англосаксонском варианте была (и остается) одной из надежных прививок против вируса антисемитизма.
Больше того. Я думаю, что, помимо прагматических расчетов, у американо-израильского союза есть серьезная эмоциональная основа (без нее прочный политический союз и невозможен). Эта основа – не только приверженность общим западным политическим ценностям. Думаю, что есть тут и религиозная составляющая. В симбиозе «США – Израиль» воплощается и идеология иудео-христианской религии, христианский сионизм Ветхого и Нового Завета.
http://www.e-slovo.ru/196/3pol1.htm
|
|
| |
Article Rating | Average Score: 0 Голосов: 0
| |
|
|