Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
Ашер Кушнир. Каббала!... Каббала? Отправлено от Anonymous - Friday, May 12 @ 00:00:00 MSD
|
Вопрос:
Я уже в течение нескольких лет посещаю уроки Торы. Совсем недавно встретила свою знакомую, которая изучает Каббалу. Из продолжительной беседы с ней мне стало известно, что тысячи людей во всём мире занимаются изучением Каббалы и это уже разрешено всем, и нет надобности в исполнении заповедей и изучении Торы. Моя знакомая также утверждала , что Каббала – это наука, которая не имеет никакого отношения ни к какой религии, и к иудаизму в частности. Я не знала, как отреагировать на это. Права ли она в своих утверждениях? В чём секрет успеха массового распространения Каббалы и вообще можно ли её изучать?
Рита Л., Иерусалим
Ответ:
Каббала – это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает – «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён - Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале .
Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.
Почему же Каббалу так скрывали?
Одна из причин – опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.
В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам.
И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.
Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.
Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым – и всем, кому это в голову взбредёт.
И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутные материальные удовольствия? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, "революционное": нет связи между Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала – это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно... все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в таких ситуациях происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.
Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.
1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?
Каббала – это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (в переводе – Сад), но на самом деле это аббревиатура: «Пшат» – понимание простое, непосредственное, «Ремез» – намёк, «Драш» – толкование, «Сод» – тайна. То есть Каббала – это только четвертый уровень понимания Торы – «Сод». И как во всех мудростях мира существует определенный порядок их понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», прежде чем познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину Торы – Каббалу – без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются "с налету" в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.
Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему «Нефеш». Удостоился – дают ему «Руах», удостоился – дают ему «Нешама», удостоился – дают ему «Хая»... И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору – ПаРДеС. «Пшат» – простое понимание соответствующее «Нефеш», «Ремез» – намёк, чтобы удостоиться «Руах», «Драш» – для «Нешама» и «Сод» для «Хая». И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свою «Нефеш», поднимет её и удостоится более высокой части – «Руах». И тогда можно перейти к изучению «Ремез»..., чтобы удостоиться «Нешама», а отсюда на «Драш»... и удостоиться «Хая». И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин – «Сод». И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению «Сод» – тайн Торы, иначе - это большая опасность для него и делать этого нельзя...» («Маор ВеШемеш», глава "Итро").
Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытился знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».
Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» – простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда – толкования каждой мысли на все области нашей жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда... углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» – заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина – вдруг получают понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает все её внутренние закономерности и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобен человеку, который кричит на весь мир – «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»...
Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем будущем.
Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них – материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно.
И не только это, есть ещё ряд технических проблем.
Во-первых, нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой шампанского или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба, даже если она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших усилий и систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуются натренированная работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда .
Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний .
В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.
И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).
Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».
2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?
Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: "А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?" Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: "Цель изучения Каббалы – достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу". И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён - Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:
«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), – ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения – мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир... Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели – это заповеди (мицвот) Всевышнего . И исполнить эти заповеди можно только в этом мире . Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств («Месилат Яшарим», начало первой главы).
Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам – «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель – соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы – понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы...».
И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости – соблюдение заповедей Творца?
Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди – никак не связаны между собой.
Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам – рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена «Келим» и «Орот», то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, – они тотчас светят ему в определенной мере... и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155
Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей...
Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей?? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам, где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе : ««...и один грешник истребит много блага». Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении... ...говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим» , приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду... на грязь.
Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.
Из всего вышесказанного есть еще одно заключение :
В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.
3. Является ли Каббала наукой ?
В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской "наука", почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.
Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки – Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите – верьте, хотите – нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.
Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся , что там нет даже намека на то, что Каббала – это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия "новых каббалистов" , она не стоит серьезного к себе отношения ! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге "Эц Хаим": "Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность...". Источником этих слов служит книга Зоар в главе "Итро" лист 86 : «Не слышал – не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.
Кстати, если Каббала – это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? ( И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно, если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях . Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова "хохмат а-Каббала" , т. е. – мудрость Каббалы, переводятся как "наука Каббала". .. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у него складывается полная иллюзия что Каббала – это, несомненно, наука...
Если проверить как следует, можно убедиться , что в своих статьях они не приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если приводиться цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их "открытия". А если это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем, сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не больше самого "гуру", никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?
А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу – в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.
Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда .
И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда... А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве...
И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.
4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!
А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.» .
...Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и кентавров... А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется ...
А откуда появилась эта дата – 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет (по одному из мнений – начиная с 1995 г .) , его учение распространится в мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам – благословенна память о нем – и его сына рава Боруха Шолема Ашлага – благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение своего учителя – а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и ученик р. Ашлага – рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
"Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги "Сулам" – благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях... Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага" ...
... Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека – дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.
И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты." ( «Асулам» стр. 135)
Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.
Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: "В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?"
Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека , чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале .
Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только "новые каббалисты" пытались "украсть" части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, "украв" всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых – полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как "науку каббалу". Берут идеи иудаизма и представляют их как "Каббала считает"... Христиане проделывали это значительно ранее.
Перейдем к Вашему последнему вопросу: "Можно ли изучать Каббалу?"
Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.
Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал» ...
Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: "И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего", утверждает так: "Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла...". Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!
Третье и самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы – отрицает Тору и называется "апикорес" . Его не присоединяют к миньяну и не вызывают к Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание "карет", и нет у него удела в грядущем мире.
В заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою жажду в глубочайших работах Рамхаля , Маараля и других еврейских мудрецов. Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.
Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.
http://www.kehilasmy.org/ourhome/spirit/kabbalah.htm
|
|
| |
Article Rating | Average Score: 0 Голосов: 1
| |
|
|