Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
History: Новый антисемитизм и сионизм.

Отправлено от надежда - Monday, May 06 @ 12:01:52 MSD

AntisemitismАнна Фейн 1. Зарождение антисемитского движения Три поколения евреев успели сменить друг друга, пока они не обрели настоящее равноправие. В конце 70-х годов 19 века евреи Центральной и Западной Европы могли гордиться устойчивым правовым положением. Казалось, что в мире не существует такой силы, которая пошатнула бы его. Даже в России, Румынии и Турции, где еще сильны были обычаи и нормы феодального общества и влияние церкви, появились первые признаки улучшения положения евреев. В России причиной этому был экономический прогресс, а в двух других странах - давление Запада. Считалось, что равноправие решит все проблемы евреев, но именно в результате равноправия возникло опасное реакционное течение - современный антисемитизм. В значительной части христианского общества росло отчуждение и скрытая ненависть к евреям. Евреи - утверждали многие - ринулись во все сферы общественной и экономической жизни. Теперь, когда нет дискриминационных ограничений, они с утроенной энергией взялись за банковское дело, торговлю и промышленность. Однако - утверждали антисемиты - еврей не ограничивается этим. Он пытается захватить государственную власть, проникнуть в высшие эшелоны общества. Количество евреев в высоких государственных кругах неизменно растет, как и число евреев - лиц свободных профессий. Евреи-адвокаты, врачи и инженеры вытесняют своих коллег-христиан. Но и на этом они не останавливаются. Они проникают в мир культуры и искусства. Наиболее опасны радикальные и либеральные журналисты, своими статьями оказывающие влияние на христианского читателя. Эти журналисты, падкие до сенсаций, губят консервативную и про-христианскую прессу. Своим внешним видом - говорили далее антисемиты - эти евреи уже не отличаются от любого европейца. Однако они чужаки, они отличаются от христиан не только религией, но и расой, Их семитское, азиатское происхождение определяет характер их личности, наклонности, тип мышления. Невозможно жить рядом с ними, даже крещение не меняет их характер. Такие идеи впервые появились в Германии в начале восьмидесятых годов 19 века. Вскоре появилось антисемитское движение, во главе которго встал журналист Вильгельм Марр, историк Генрих Трейчке, и философ Евгений Дюринг - наиболее фанатичный из троих. Они потребовали от канцлера Бисмарка запретить иммиграцию евреев из Польши и России, отстранить евреев от государственных должностей, главным образом, от профессорских ставок в университетах. Либеральные круги в Германии протестовали против антисемитского движения, да и канцлер не выражал солидарности с антисемитами - депутатами парламента. И все же правительственные круги выполняли требования подстрекателей, обходясь при этом без деклараций и без законов. Евреи лишь изредка получали государственную должность, а ученый, даже приняв христианство, с большим трудом мог получить должность доцента. Но всего этого антисемитам было недостаточно. В результате деятельности антисемитов ко стыду всей Германии возродились средневековые суеверия - например, кровавый навет (1892 год). Антисемитское движение также подняло голову и в Австро-Венгрии. Профессор Роллинг издал книгу с цитатами из Талмуда, якобы свидетельствующими о ненависти Устной Торы к христианам. Депутат парламента Йозеф Блох подал иск против профессора и сумел доказать, что последний - профан и невежда в вопросах иудаизма, не имеющий понятия о том, что такое Талмуд, и что все его "цитаты" - фальсификация. Судебный приговор удовлетворил евреев, но не возымел никакого действия на антисемитов. История двадцатого века доказывает, что все разоблачения, увещевания, доказательства и разъяснения приносят не больше пользы, чем борьба Дон Кихота с ветряными мельницами. Сразу же после суда антисемит Лонгер был избран бургомистром Вены. Да и кровавый навет в Венгрии, в захолустной деревеньке Тисазслар (1883 год), вызвал целую общественную бурю. Но развивающаяся экономика Венгрии настолько нуждалась в предпринимателях -евреях, что правительство не допустило смуты. Когда же суд оправдал обвиняемых, общественные страсти улеглись - вплоть до конца первой мировой войны.

2.. Дело Дрейфуса Процесс Дрейфуса (1886-1894) явился важной вехой в истории евреев нового времени. Он вызвал потрясение среди евреев-ассимилянтов, всколыхнул и нееврейские либерально-демократические круги. Этот процесс начался на фоне антисемитской истерии, вызванной книгой французского журналиста Эдуарда Дрюмона о мнимом захвате Франции евреями. Книга вызвала общественный резонанс, особенно в армии, которая уже тогда готовилась к войне против Германии, чтобы отомстить за поражение под Седаном в 1870 году. Из французского министерства обороны исчезла важная секретная папка. Подозрение сразу же пало на армейского капитана Альфреда Дрейфуса, который был единственным евреем среди офицеров генерального штаба. Несмотря на то, что адвокат убедительно доказал, что свидетельства обвинения сфарбикованы, суд приговорил Дрейфуса к пожизненному заключению на Чертовом острове во Французской Гвиане. Общественная атмосфера во Франции была густо насыщена дешевым патриотизмом, и суд не хотел раздражать толпу. Судьи также опасались, что, если в результате фундаментального расследования окажется, что предатель - офицер-христианин, то это подорвет доверие народа к своей армии. Среди французских евреев не нашлось никого, кто бы понял, что в истории евреев Европы открывается новая глава. Лишь один человек, журналист из Вены, не смог спокойно наблюдать за публичной церемонией разжалования Дрейфуса из офицеров. Имя этого человека - Теодор Герцель. 3. Возникновение политического сионизма Доктор Теодор (Биньямин Зеев) Герцель родился в 1860 году в Будапеште. Его родители были состоятельные люди, в какой-то мере сохранившие верность еврейской традиции. Они дали своему красивому и одаренному сыну хорошее воспитание и образование. Он изучал юриспруденцию в Вене, но скоро нерешел на литературу и стал редактором литературного раздела в "Нойе Франс Пресс" - одной из самых уважаемых газет своего времени. Благодаря хорошему воспитанию, образованию и аристократическим манерам он умел, в качестве главы политического движения, вести переговоры с сильными мира сего. Он встречался с главами государство, и, как некоронованный король лишенного родины народа, удостоился таких почестей, каких не удостаивался ни один еврей в долгую эпоху галута. Как и другие широко образованные евреи своего времени, Герцель считался ассимилянтом, но его душа всегда чутко отзывалась на боль его народа. Под влиянием процесса Дрейфуса он написал брошюру с дерзким названием "Еврейское государство". Эта тоненькая книжечка стала "священным писанием" сионизма. Вот несколько пророческих фраз из нее: "Во всех местах нашего проживания мы чистосердечно пытались смешаться с другими народами - но они не хотят нас. Напрасно мы были верными патриотами. Напрасно мы будем приносить принимающему нас народу кровавые жертвы, в двояком смысле этого выражения. Напрасно мы трудились, чтобы возвеличить имя стран, где мы родились, научными свершениями и творениями искусства, приумножить их богатства торговлей и промышленностью - мы все равно считались чужими". Далее Герцель критически рассмотрел попытки решения "еврейского вопроса", предпринятые двумя поколениями евреев. Он доказал несостоятельность массового перехода в христианство, ассимиляции путем смешанных браков и эмиграции. Он показал, что просвещение не в состоянии искоренить предрассудки из массового сознания народов. Единственный выход, по мнению Герцля - это еврейское государство. У доктора Герцля не было глубоких знаний истории еврейского народа. Он не знал о попытках возвращения в Сион, предпринятых прошлыми поколениями. Он также не знал, что за несколько лет до него появились книги, обсуждающие восстановление Израильского царства, и даже была создана организация, целью которой стало осуществление этой идеи. Ибо после первых погромов 1881 года многие евреи России пробудились от иллюзий, что и они, подобно евреям Западной Европы, удостоятся равноправия. Отрезвление привело многих к необходимости действовать во имя национального возрождения. Доктор Иеhуда Зеев Пинскер, известный в России врач, написал книгу "Автоэмансипация" , в которой проанализировал положение евреев и сделал вывод о том, что нечего ожидать от других народов. Евреи обязаны взять свою судьбу в собственные руки. Вот отрывок из этой книги: "Еврей является чуждым элементом среди народов. Он не может ассимилироваться, и его невозможно поглотить. У него нет страны и языка, у него нет правительства; он подобен призраку, который бродит среди народов и наводит ужас на все окружение... Наша трагедия в том, что мы не можем умереть, и у нас нет энергии для того, чтобы жить. Еврей в глазах гражданина - пришелец, в глазах богатых - нищий, в глазах бедных - богач-эксплуататор. В глазах патриота он безроден и лишен отечества, и в глазах всех - ненавистный конкурент. Наша родина - чужбина, наше единство - рассеяние, наша солидарность - всеобщая вражда. Наше оружие - капитуляция, наша защита - бегство, наша оригинальность - приспосабливаемость, наше будущее - ближайший день, и эту презренную жизнь будет вести народ, из которого когда-то вышли Маккавеи? Равноправие не спасет нас, только путем освобождения своими собственными силами (автоэмансипацией), национального самосознания и возвращения к независимой жизни на собственной территории мы найдем решение наших проблем". В 1884 году Пинскер собрал в городе Катовице конференцию "Ховевей Цион" (Возлюбивших Сион) - организации, которая возникла в России после погромов 1881 года - и был избран ее президентом. Движение "Хибат Цион", имевшее филиалы во всем мире, действовало главным образом в России. Оно занималось сбором средств и покупкой земель в Эрец-Исраэль и отправкой колонистов для организации сельскохозяйственных поселений. 4. Начало сионистской алии С помощью этого движения в страну прибыла первая алия (1882-1904) Первая в истории еврейского национального возрождения группа переселенцев насчитывала несколько десятков человек. Это были молодые интеллектуалы, называвшие себя БИЛУ (аббревиатура библейского изречения "Беит Яаков леху вэ-нэльха" - "Дом Яакова, поднимайтесь и идите!" Эта алия привела в страну около 25 тысяч человек. Многие из них впоследствии покинули страну, которая тогда была выжженной пустыней. Они не выдержали невыносимых природных условий, непривычного тяжелого труда, ненависти турецких властей, враждебности арабов, которая сопровождала еврейских поселенцев и лишь усиливалась со временем. Герои этой алии, при помощи барона Эдмонда Ротшильда заложили основы сельскохозяйственных поселений - Гедера, Ришон ле-Цион, Реховот, Зихрон Яаков и других. Сеть школ, введение в преподавание языка иврит, создание общественных учреждений - результат их инициативы. Герцель не принимал участия в этой работе. Он, в отличие от "партизанских" лидеров первой алии, хотел бы заниматься поселенческой деятельностью в государственных масштабах, при согласии Турции и при наличии международных гарантий. Герцель скрывал от турецкого султана программу создания государства, и просил у него лишь "чартер" - право на репатриацию. Публикация книги Герцля вызвала смешанные чувства у евреев. Ассимилянты высмеяли его, и даже стали бороться с ним. Это антисионистское движение просуществовало вплоть до Катастрофы. С другой стороны, простые евреи, особенно в Восточной Европе, и ряд таких выдающихся личностей, как доктор Макс Нордау и банкир Давид Вольфсон, присоединились к Герцлю также как и руководство "Ховевей Цион", и десятки тысяч членов этой организации. Герцель создал политические рамки для народа, находящегося в рассеянии - Соинистскую организацию (hа-hистадрут hа-ционит) и Сионистский конгресс - парламент народа Израиля. В качестве главы движения он посещал правителей разных стран, чтобы добиться их поддержки в своих переговорах с султаном. Семь лет он трудился без устали - и все безрезультатно. Турция, которая опасалась раздела своей территории иностранными державами, отказывалась выдать Герцлю чартер - хартию - официальное обязательство разрешить репатриацию и предоставить автономию, пусть даже самую ограниченную. Герцель умер в Вене в возрасте 44 лет. Как Моше-рабейну, ему не было суждено увидеть воплощение его мечты. Однако основанное им движение политического сионизма, учреждения, которые он основал - все это помогло его преемникам спустя 44 года, в 1948 году, провоозгласить еврейское государство. Осуществление целей, намеченных Герцлем, продвигалось крейне медленно. Крупные политические изменения происходят обычно в ходе или после войн. Но "еврейский вопрос" существовал и в мирное время. Прежде всего это касалось России, где положение евреев было особенно тяжелым. Поскольку в течение десяти лет после смерти Герцля в европейской политике царило относительное спокойствие, сионизм топтался на месте. Большая легальная алия, спланированная экономически, так и не началась. Это привело к тому, что ослабла приверженность евреев сионизму, и стали падать доходы таких организаций, как Керен hа-Йесод и Керен кайемет ле-Исраэль. Миллионы евреев эмигрировали в Америку , сотни тысяч - в центральную и западную Европу, и лишь десятки тысяч человек - в Землю Израиля. Это была пустынная страна без проезжих дорог, без воды и зелени, но и эту пустошь арабские землевладельцы продавали за полновесные деньги. У Сионистской организации практически не было никакой возможности принимать массовую алию. 5. Период Второй алии Несмотря ни на что, алия не прекратилась. После каждого потрясения, наносившего удар по евреям диаспоры, часть потенциальных эмигрантов, главным образом, молодежь обращали свои взоры к Стране Израиля. Вторая алия (1904-1914 гг.) началась после погромов в Кишиневе (1903) и Гомеле (1904), и особенно - после подавления революции 1905 года в России. Репатрианты, большинство из которых составляли члены сионистских социалистических движений, хотели "завоевать труд", т.е., заменить арабских рабочих еврейскими во всех отраслях хозяйства в ишуве. Они также стремились взять в свои руки охрану еврейских поселений и ввести иврит в качестве обиходного языка. Это было нелегким делом, так как еврейские колонисты - жители мошавот (сельскохозяйственных поселений) предпочитали дешевого и послушного арабского работника и опытного арабского охранника евреям, которые были новичками в этих профессиях. У представителей второй алии не было такого покровителя как барон Ротшильд. Все их достижения - создание квуцот ( кооперативов киббуцного типа) и закладка основ трудового поселенчества (Дгания, Кинерет, Хульда, Бет-Шемен) - стали возможны благодаря беспредельному упорству, преданности делу. Члены второй алии буквально поливали землю потом и кровью. Они основали Рабочую партию и организацию hа-Шомер. Лидеры этой алии позже, в тридцатые годы, возглавили Сохнут, а затем - молодое государство. Это были Давид Бен-Гурион, Ицхак Бен-Цви, Леви Эшколь и многие другие. Во время Первой мировой войны Турция примкнула к государствам Центрального блока и проиграла. Победившие союзники (державы Антанты) отторгли от нее провинции, населенные арабами и установили над ними мандатное правление, ( т.е. предоставили им статус подопечных территорий). Палестина попала в руки Англии, и та еще в 1917 году обещала лидерам сионизма сделать страну национальным очагом еврейского народа (декларация Бальфура). Таким образом, и политический сионизм Гецля и практический сионизм доктора Хаима Вейцмана и его соратников (Аарона Ааронсона, Зеева Жаботинского, Луи Брандейса - советника президента США Вудро Вильсона) добились значительного успеха. В том же 1917 году победила коммунистическая революция в России, ворота будущего СССР постепенно закрылись, и его евреи на 60 лет оказались отрезанными от всего еврейского мира. 5. Третья и четвертая волны алии Другой источник предполагаемой репатриации - Польша - получила независимость, и ее евреи по своим политическим соображениям предпочитали оставаться на месте до тех пор, пока ситуация в Стране Израиля не станет более стабильной. Тяжелое экономическое положение, сохранившееся на протяжении 50 лет, вплоть до Шестидневной войны (1967 г.) удержало многих от алии, также как и известия об арабских погромах и восстаниях, вызвавших многочисленные жертвы среди населения ишува. И все же сразу после Первой мировой войны в страну начала прибывать Третья алия (1919-1923). Она носила халуцианский характер (халуц - первопроходец). Халуцим трудились на осушении болот и прокладке шоссейных дорог. В период третьей алии возникла Всеобщая федерация трудящихся (hа-hистадрут hа-клалит), военная организация - hагана, многие киббуцы и десятки мошавов. Была выкуплена и заселена Изреэльская долина. Был создан Рабочий батальон (гдуд авода), получивший имя Йосефа Трумпельдора, павшего при защите Галилеи. Были основаны учреждения ишува: Национльное собрание (асефат hа-нивхарим) и Национальный комитет (Ваад леуми), признанный британскими властями в качестве официального представителя ишува. Три первых алии прибыли, главным образом, из России, и носили земледельческий, халуцианский и рабочий характер. Четвертая алия (1914-1928 гг.) прибыла из Польши и отличалась от первых трех своим буржуазным характером. Эти репатрианты вкладывали деньги в городское строительство и создание промышленных предприятий. Иногда эти предприятия были даже слишком велики по сравнению с потребностями местного рынка. В 1936 году вспыхнуло первое восстание арабов Израиля ("беспорядки" - на языке Сохнута). Эти "беспорядки" привели к очень большим жертвам среди еврейского населения. Но даже эти жертвы не испугали 140 тысяч евреев из Германии, не нашедших во всем мире иного убежища, кроме Страны Израиля. Это была первая волна алии евреев из стран Запада, и к 1939 году в страну прибыло уже 200 тысяч немецких евреев. Они внесли большой вклад в экономику страны, но их главная заслуга в том, что они подняли государственный и общественный уклад на европейский уровень. Ишув героически оборонялся от погромщиков-арабов, хотя и проводил "политику сдержанности" в надежде на то, что Англия оценит это и решит вопрос в пользу гуманного еврейского населения страны, не занятого, подобно арабскому, убийствами и террором. Однако этот наивный подход, разработанный Сохнутом, стоил еврейскому народу многих жертв, а Англия извлекла из происходящего совсем другие уроки. Британские власти решили, что слабые и многотерпеливые евреи молча проглотят любое беззаконие, и нечего опасаться, что они ответят насилием на политику, направленную против еврейского ишува. Арабы же вспыльчивы, мстительны, аггрессивны и злопамятны, и их обуздание дорого обойдется властям. Поэтому нужно умилостивить их за счет евреев. Кроме того, мир стоял на пороге войны с Германией, и Англия опасалась, как бы все арабские страны не присоединились к ее врагу. В преданности евреев она была уверена, так как евреи ненавидели нацистов. Поэтому в 1939 году Англия опубликовала "Белую книгу", которая отменила декларацию Бальфура, запретила евреям приобретать земли в Эрец Исраэль, наложила запрет на алию. Ни нелегальная алия БЕЙТАРа Зеева Жаботинского, которая в период с 1937 по 1940 год привела в страну 17 000 олим, ни 6000 олим Хаганы не спасли положение. Шесть миллионов евреев - треть народа - были обречены на геноцид, так как ни одно государство мира не захотело или не смогло их принять.

Примечание: Оригинал статьи можно просмотреть по адресу: http://lookstein.daat.ac.il/russian/hist11.html

 
Повествующие Линки
· Больше про Antisemitism
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Antisemitism:
Григорий Шехтман. 'Два Эдуарда' на знаменах антисемитов


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.173 секунд