Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 719

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Discussions: Михаэль ДОРФМАН. КАК БОРОЛИСЬ С «ХРИСТОВЫМИ СТРАСТЯМИ» И КАК ИХ ПРОДАВАЛИ.

Отправлено от Ирена - Wednesday, June 23 @ 00:10:00 MSD

Arts & artistsThe Marketing and Struggle of Gibson's “Passion of the Christ” by Michael Dorfman

"Я истекаю клюквенным соком".
А. Блок "Балаганчик"

«Еврей и христианин могут сидеть в одном кинотеатре, но евреи и христиане не могут увидеть тот же самый фильм», - писали о картине Мэла Гибсона «Страсти Христовы» создатели и ведущие популярной на Восточном берегу США телепередачи «Божья команда» (God squad) рабби Марк Гельман и монсиньор Томас Хартманн, - Христиане увидят мощную и вдохновляющую картину священного и искупительного страдания своего Господа и Спасителя Иисуса Христа. И они будут удивлены криками вокруг. Евреи увидят зловещую и угрожающую картину, возрождающую мрачное средневековое проклятие богоубийства. Они не перестанут удивляться, как этот подлый и кровавый навет может иметь место в наше время». Смысл статьи раввина и священника в необходимости взаимопонимания, поскольку без него невозможно прийти к Богу. Их призыв, содержавшийся в названии статьи «Посмотреть глазами другого», похоже, не находит отклика.
Энергичные попытки еврейских организаций снять фильм с проката или же внести в картину желательные им изменения и комментарии не увенчались успехом. Фильм вышел на экраны и собрал восторженную аудиторию, вслед за Папой Римским, принявшую фильм о последних часах земной жизни Христа «так, как это было» с восторгом. В первый же день фильм окупил все расходы, собрав около 26 миллионов долларов, а в течение первых пяти дней заработал свыше 125 миллионов долларов, побив тем самым рекорды наиболее кассовых фильмов на религиозные темы, да и не только их. В момент написания статьи фильм заработал 366 миллионов и продолжает идти на экранах. Актуальный итог можно посмотреть здесь.

Казалось, евреи проиграли борьбу. Ни в коме случае. Два года назад мы писали о начале коммерческого освоения антисемитизма в статье «Наши дети будут жить при антисемитизме». В современном потребительском почти любое явление может быть освоено и приспособлено для прибыли или фоундрайзинга. Картина Гибсона распространялась без дистрибутора, применялась совершенно необычная стратегия «общинного» маркетинга. Очевидно, фильм рассматривается создателями как культовое явление, способное расти, расширятся, и в случае успеха создать вокруг себя новую отрасль. Опыт распространения и маркетинга фильма в обход, а часто вопреки желанию большого бизнеса, большой прессы полезен для любой, в том числе для эмигрантской общественной деятельности, тоже чувствующей себя обойденной в большом мире.

Дверь за служителем культа закрылась. Удовлетворенный Остап, хлопая шнурками по ковру, медленно пошел назад. Когда его массивная фигура отдалилась достаточно далеко, отец Федор быстро высунул голову за дверь и с долго сдерживаемым негодованием пискнул.

- Сам ты дурак!
- Что? - крикнул Остап, бросаясь обратно, но дверь была уже заперта, и только щелкнул замок


И. Ильф и В. Петров «Двенадцать стульев»

Я посмотрел фильм еще в августе 2003 и тогда же поделился с читателями своим мнением в статье "Христа распял Гибсон" и "Меня никто не хотел распять". Я также рассказал о борьбе, развернувшейся вокруг фильма. Вокруг каждой картины на религиозную, а в особенности на библейскую тему разворачивалась нешуточная полемика. Даже безобидная комедия «Моя толстая греческая свадьба» вызвала обвинения со стороны православных фундаменталистов в оскорблении церковных обрядов. Новым в полемике вокруг «Страстей» было то, что против него вышли еврейские организации, обычно ратующие за свободу слова и выступоавшие против любых ограничей искусства. Еврейские организации были уверены, что их определения об антисемитизме того или иного явления будут приняты обществом без возражений. Сотрудник Еврейской Антидиффамационной Лиги рассказал нам, что лет двадцать назад, посовещавшись, еврейские деятели не стали бы поднимать шум, а нашли бы пути устранить нежелательное явление тихо и законно, дали бы критикам прикончить непонравившийся фильм. Да и Голливуд, корпоративная киноиндустрия заинтересована зарабатывать деньги, а не возбуждать скандалы и общественные дискуссии.

На самом деле еврейские организации не имели выхода. Гражданское общество в Америке составляют (наряду с другими) так называемые организации-watchdogs - буквально сторожевые псы. Они находятся на защите того или иного общественного интереса: за право выбора (абортов); за жизнь (против абортов); за свободу (ношения оружия); за гражданские права (геев); против расизма; за права женщин; за здоровое питание; за религиозное образование; против религиозного засилья; за права животных; против эксплуатации детей; в защиту, скажем Национального заповедника Конннекват и еще тысячи других частных проблем, составляющих мозаику американской общественной жизни. В отличие от политических организаций, «сторожевые псы» не обязаны считаться с «общим интересом», а созданы как раз для того, чтоб лоббировать за или против тех проблем, ради которых они созданы.

Гражданское общество в Америке тоже подвержено конкуренции. Если бы АДЛ промолчала бы, то против фильма Гибсона вышли другие организации, конкурирующие за бюджеты на борьбу с антисемитизмом. Речь идет о больших деньгах. Ежегодный бюджет АДЛ составляет около 150-180 миллионов долларов в год. Сбор пожертвований в еврейских кругах в основном проводится централизовано, через Объединенный Еврейский Призыв (United Jewish Appeal), больше известный под ивритским названием «Магбит». «Магбит» распределяет деньги между Израилем, региональными еврейскими общинами в Северной Америке и общенациональными еврейскими организациями, в том числе «сторожевыми псами». Уже длительное время внутри американского еврейства раздается сильная критика чрезмерного финансирования деятельности по «защите евреев» в ущерб еврейскому образованию и общинным нуждам. По мнению критиков, в Северной Америке антисемитизм евреям не угрожает, а основная опасность происходит от ассимиляции, и ухода молодежи от еврейской жизни и общины.

Где-то в сентябре источник в АДЛ сказал нам, что очевидно, фильм Гибсона на экраны не выйдет. Об этом же заявил тогда публично депутат Законодательной ассамблеи штата Нью-Йорк Дов Хайкинд, представляющий религиозный еврейский район Боро-Парк. Хайкинд заявлял, что «фильм надо закопать под придорожным камнем… он не выйдет в широкий прокат, но даже распространению через видеотеки и магазины надо остановить».

Информированная в делах киноиндустрии дама сказала нам тогда, что «с фильмом Гибсона, очевидно, покончено». И действительно, вскоре в печати сообщили, что фирма «Фокс Фильмед Интертеймент», часть медиа-империи Руперта Мердока занимавшаяся распространением всех картин Гибсона, не будет заниматься «Страстями». Официальное объяснение было таково, что «Фокс» изначально не собиралась этого делать. Но сразу же в газетах Мердока, обычно придерживающихся консервативных взглядов, пошла целая волна анти-гибсоновских публикаций. Впрочем, вся «большая» американская пресса не проявляла дружелюбна к фильму. Лево-либеральные издания, как «Нью-Рипаблик» и католический официоз «Американский католик» единодушно оценили готовящийся фильм резко критически. Известный радикальный журналист Вильям Ривер Питт обвинил фильм Гибсона в том, что он сделан для определенной аудитории расистски настроенных белых евангельских христиан. Он писал, что вопреки исторической правде, все актеры белые, в то время как Христос и древние евреи - люди смуглые, с сильной примесью негритянской крови, что-то вроде сегодняшних йеменских евреев и арабов. К Питту, было, присоединилось несколько афро-американских политиков, но его призыв не нашел отклика среди черных американцев, среди которых большой процент верующих христиан. Рауль Моуат в «Чикаго Трибюн» посвятил большой материал критике женских ролей в фильме. К хору критиков присоединились и феминистские организации, недовольные, что Сатана, который не упоминается в Евангелиях, в фильме принял женский облик. Не только феминисток покоробило представление Марии Магдалины, как проститутки. Ведь современная теология видит в ней одну из центральных фигур среди последоваетлей Христа, игравшей роль «евангелиста для евангелистов». В сиднейской «Санди Сун» фильм обвинили в гомофобии.

Основными критиками готовящийся фильм стали еврейские организации и лидеры. Правдами и неправдами раздобыв текст сценария, директор департамента межрелигиозных связей при Антидиффамационной Лиге раввин Юджин Корн организовал группу католических и еврейских экспертов-библеистов. Они решительно обвинили Гибсона в фальсификации исторических фактов с целью разжигания антисемитизма. Гибсон не особо оправдывался, лишь заявил, что фильм не о ненависти, а о христовой любви. Вскоре выяснилось, что Корн слишком круто взялся за дело. Одновременно в «Тайм» и «Ньюсвик» появились материалы, обвиняющие АДЛ в подделке, а представители Icon пригрозили обратиться в полицию по делу о тексте сценария. Во влиятельных кругах потребовали его извинений перед Гибсоном. Извиняться Корн не стал. Вместо этого он уволился из АДЛ в ноябре 2003. АДЛ отказалось объяснять причины.

В осведомленных еврейских кругах сообщили, что Корн как раз уволился из-за несогласия с агрессивной политикой руководителя АДЛ Эйбрама Фоксмана, резко осуждавшего Гибсона за антисемитизм. Нам рассказали, что «Фоксман был недоволен низким профилем в деятельности Корна, имевшего свои ходы в Ватикан. Лишь Джин (Корн) имел связь напрямую с кардиналом Вальтером Каспером, главным связным между папой Римским и евреями. Фоксман был недоволен, что Корн не сумел добиться в Ватикане однозначного осуждения фильма Гибсона, как и порицания церковных деятелей, хваливших фильм». Корн в свою очередь заявил в ноябре еврейской газете «Форвардс», что стратегия АДЛ правильна и «я сам был автором такой стратегии».

После отставки Корна, Фоксман сам взял в свои руки дело борьбы против фильма, но тоже не смог добиться многого. Более того, в декабре Гибсон сумел устроить просмотр фильма Папой Римским, который не скрыл своего мнения. «Именно так это было», - заявил растроганный потифик после просмотра. Лишь после интенсивных контактов между Ватиканом и еврейскими организациями, после резких обвинений публициста Фрэнка Рича в «Нью-Йорк Таймс» секретарь Римского Папы архиепископ Станислав Дзвич заявил: «Святой Отец смотрел фильм в частном порядке в своих личных апартаментах и не намерен делать деклараций. Папа не дает суждений о произведениях искусства, а оставляет это другим, экспертам».

Накануне выхода фильма Фоксман еще раз отправился в Рим и потребовал, чтоб Папа если не осудил фильм, то заявил бы, что речь идет просто о художественном фильме, а не об аутентичном изложении Евангелий. Правда, до Ватикана Фоксман не добрался. Со своими призывами он выступил в находящейся неподалеку старинной римской синагоге. Фоксман требовал от Гибсона изъять сцены, разжигающие, по его мнению, вражду к евреям. Гибсон действительно убрал сцену разговора Пилата с первосвященником Каифой, Но, по словам одного из авторов сценария, видного библеиста и автора арамейского текста отца Фулко, сделано это по соображениям кинематографическим, поскольку было необходимо было уложить фильм в два часа.

Фоксман требовал изъять фразу из «Евангелия от Матфея» в течение двух тысячелетий служившую основанием для кровавых наветов: «отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Гибсон, якобы согласился, но когда мы повторно смотрели фильм, то обратили внимание, что фраза убрана из английских субтитров, но в фильме по-арамейски она есть. Так, что, отвечая на вопрос журналиста из «Католицизм сегодня» (Catholicism Today) Гибсон имел полное основание сказать, что «Священное писание неизменно ни в коем случае». Американская католическая церковь была недвусмысленна. Руководитель епархии Нью-Йорка кардинал Эдвард Эган опубликовал послание, зачитанное по всем 416 приходам, где призывал не обвинять евреев в распятии Христа. «Учение нашей церкви совершенно ясно, - пишет кардинал, - Господня смерть - это дар, и никто не отнял его жизнь, а Он сам принес дар людям». Конференция Американских Епископов и все главы епархий в США призвали прихожан к терпимости и осудили заявления о вине еврейского народа за смерть Христа. После выхода фильма Конференция Американских Католических Епископов, не желая, по-видимому, спорить с успехом, одобрила его появление.

«Страсти Христовы» пользовались успехом не только у католиков или евангелистов. Сразу после выхода фильма мы связались с представителями нескольких православных юрисдикций в США. В представительстве Русской православной Церкви, попросив не называть имени, нам указали что в катехизисе, выпущенном в Москве еще благословением патриарха Пимена в 70-е годы сказано: «современные евреи не имеют никакого отношения к Библейской истории». Представитель Американской Православной Церкви (получившей апокефалию от Патриарха Московского еще в 1970 г.) также заявили, что «учение Святой Церкви не содержит обвинения евреев в смерти Христа, а Его смерть - Божий дар». Тот же клирик подтвердил, что «в середине марта совместно с Греческой Православной Церковью в приходах в Новой Англии будут централизовано распространятся билеты на филь «Страсти Христовы», а затем в церквях пройдут дискуссии с участием прихожан и священников».

Накануне выхода фильма Эйбрам Фоксман, посмотревший фильм в декабре, заявлял: «Мы приветствуем любые изменения, делающие фильм более уравновешенным и уделяющие больше внимания чувствам евреев. Но может ли одна поправка изменить весь фильм? Нет! В моих глазах фильм недвусмысленно обвиняет в смерти Иисуса евреев». Ему вторили некоторые евреи-политики. За день до премьеры депутат Нью-йоркской законодательной ассамблеи Дов Хайкинд посмотрел фильм в «AMS Empire 25 theatre» и заявил, что «Геббельс мог бы гордится Гибсоном», и что он опасается враждебных актов против евреев после фильма. Другой депутат Симха Фелдер сказал, что «фильм - это настоящее смертельное оружие», имея в виду одноименный фильм Гибсона.



Еще летом 2003 «Нью-Йорк Таймс» провела интервью с отцом режиссера, католическим фундаменталистом Хадсоном Гибсоном, заявившим, между прочим, что «не верит в Холокост». Подобные заявления в Америке, как и во всем Западном мире, сразу же выводят их авторов из круга приличных людей. Да и не доходят они, как правило, до солидных изданий, каковым является «Нью-Йорк Таймс». Здесь же было сделано исключение. Накануне выхода фильма, Гибсона-старшего еще раз вытянули на интервью. Тележурналист Стив Фиерстейн из частной телекомпании «Токлайн комюникэйшн нэтворк» (Talkline Communications Network) снова пригласил престарелого деятеля на интервью, где тот повторил свои заявления о Холокосте, что послужило хозяину телекомпании Зиву Бреннеру поводом призвать к бойкоту фильма. Интервью малоизвестной телекомпании, в принципе не содержавшее никакой новости, вопреки всем канонам журналистики было широко распространено «Ассошейтед пресс» и другими агентствами новостей и цитировалось повсюду. Сам Мел Гибсон не стал осуждать своего отца, а просто сказал: «Он не отрицал Холокост, просто он считает, что там погибло меньше людей».

Впрочем, в еврейских рядах, как и по любому вопросу, до единодушия было далеко. Многие критики стратегии Фоксмана считали, что он лишь вызывает на себя огонь, и следовало бы умерить пыл. Гилберт Розенталь директор Национального Совета Синагог, объединяющего реформистские и консервативные синагоги, сказал в ноябре: «Он (Гибсон) получает у нас бесплатную рекламу на миллионы долларов… Я бы сперва хотел услышать мнение о фильме из христианских кругов». Советник Всемирного Еврейского Конгресса Илан Стайнберг заявлял, что «уделяя чрезмерное внимание рекламе фильма и разбрасываясь обвинениями в антисемитизме, мы рискуем оттолкнуть от себя наших союзников, с которыми мы сотрудничаем во многих важных вопросах», а тактику Фоксмана назвал «кавалерийскими вылазками». На ежегодной сессии реформистского движения в Миннеаполисе в конце 2003 г. профессор «Юнион Хибру Колледж» рабби Майкл Кук призывал еврейские организации оставить шумную критику фильма. Рабби Кук входил в группу экспертов, раскритиковавших сценарий Гибсона. Он полагал, что вместо ожидаемого эффекта от критики, получается, что Гибсон лишь изумленно вопрошает о чем речь. С приближением выхода на экраны в Зольную среду 25 февраля, когда у католиков начинается Великий пост, голоса критиковавшие АДЛ среди еврейских организаций становились все глуше. Интервью Гибсона-старшего, разумеется, не помешало фильму, но заглушило на время голоса еврейских деятелей, критиковавших агрессивные методы главы АДЛ Фоксмана. Никто не хотел ассоциироваться с теми, кто «отрицает Холокост».

Не смутило еврейские ряды и появление на съезде евангелистских медия-деятелей крайне-правого израильского министра Бени Элона перед показом фильма «Страсти Христовы» вручавшего израильскую государственную награду проповеднику Пэту Робертсону. Имя Робертсона занесено АДЛ в Черную книгу антисемитов за инсинуации по поводу еврейского мирового господства в написанной им 10 лет назад книге «Новый мировой порядок». Хотя, с другой стороны Робертсон горячо поддерживает израильских правых противящихся созданию Палестинского государства. В ответ на критику Национальная Евангелическая Ассоциация США опубликовала заявление, отмечающее, что «Евангельские христиане представляются основой поддержки Израиля в мире» и пренебрегая такой поддержкой еврейские лидеры «рискуют отвратить от себя два миллиарда христиан в мире». Руководитель Антидиффамационной Лиги Эйбрам Фоксман назвал заявление «неприемлемым и агрессивным». «Мы не впервые слышим тезис, что раз мы поддерживаем Израиль, то молчите об антисемитизме… Если в этом заключается поддержка Израиля, то спасибо. Не надо!», - заявил Фоксман.

Окончание следует

М.Дорфман

 
Повествующие Линки
· Больше про Arts & artists
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Arts & artists:
Майя Волчкевич. ИОСИФ БРОДСКИЙ: ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЕНИ.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.700 секунд