Еврейская кухня
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
В РАЮ ЖЕНА - СКАМЕЕЧКА В НОГАХ СВОЕГО МУЖА. Михаэль ДОРФМАН.

Отправлено от Anonymous - Sunday, July 18 @ 00:00:00 MSD

ToraЗаметка по еврейскому фольклору.

Еврейский фольклор повествует о том, что еврейский рай – Эдем, - это такое место, где праведные мужи без забот заседают и изучают Писание. Евреи учат Тору сидя, поэтому и учебные заведения называются йешива – от ивритского слова сидеть, заседать. Одно из названий рая в Талмуде Йешива шел Мала – то есть вышняя йешива.

Издавна бытует у евреев поверье, что праведной жене в раю уготовлено быть скамеечкой в ногах своего мужа. Упоминание об этом встречается в еврейской художественной литературе. Шолом-Алейхем пересказывает нам монолог властной и очень доброй, хотя и излишне суетливой и громогласной рыночной торговки рыбой. Вынужденная содержать кучу детей и очень ученого в еврейской премудрости и смертельно больного чахоткой неудачника-мужа, она с нежностью говорит автору, что по Талмуду ей предстоит служить в раю скамеечкой в ногах своего ученого мужа, который сядет на почетном месте в кругу мудрецов и ученых. А пока… жизнь ох как тяжела!

Об этом же поверье пишет замечательный классик Ицхок-Лейбуш Перец. Вспоминает о скамеечке в ногах мужа писатель Шолом Аш. Исследователи еврейского фольклора знают, что многие обычаи и поверья еврейский народ взял из священных книг и талмудической литературы. Не меньше позаимствовано у народов, среди которых евреи жили. Есть еще много так называемых, универсальных или бродячих сюжетов. Но все фольклорные мотивы у евреев, так или иначе, обосновывались ссылками на Письменное (Тора) или Устное (Талмуд) учение или на их комментарии. Интересно проверить, где же в еврейских книгах находится источник поверья о миссии жены быть скамеечкой в ногах мужа, сидящего за столом праведных.

Действительно, в Талмуде нет подобной истории. Источник притчи, очевидно, находится в не менее авторитетной, чем Талмуд, «Книге Зоар» (Сияние) – главной книге еврейского мистического учения Каббала. Книга (“Зоар ha Хадаш – Тиккуним” II 68b) описывает Господа на своем троне и Ш’хину (женскую эманацию Божественного присутствия в мире) как скамеечку у Господних ног. «Книга Зоар» аллегорически сравнивает это с праведной женщиной, поддерживающей своего мужа. Но если это так, следовательно, Шолом-Алейхем ошибается, сообщая, что поверье из Талмуда. Ведь писатель получил обширное раввинское образование и хорошо разбирался в тонкостях еврейской теологии и, кроме того, жил в мире, богатого еврейского фольклора, хотя и резко критиковал порядки и нравы загнивающего и умирающего еврейского местечка.

Трудно сказать, знал ли Шолом-Алейхем источник народного поверья. Но если бы он вложил упоминание о Каббале в уста простой еврейской женщины, то сильно погрешил бы против художественной правды. Ведь в его время, как и за два столетия до того, к изучению Каббалы допускались лишь серьезные женатые мужчины в возрасте старше 39 лет. Это сегодня каббалистические произведения различной ценности можно найти везде, даже на книжных развалах супермаркетов. В старину же Каббала считалась учением тайным и очень опасным способом познания Торы. Раввины, вводившие запреты на изучение Каббалы, опасались вовсе не применения практической магии, содержащейся там. Евреи, в отличие от своих соседей-христиан, всегда терпимо относились к магии. Тревогу раввинов и руководителей общин вызывали бунтарские, мессианские идеи, следовавшие из Каббалы. Тогдашние раввины служили своим общинам, а не управляли ими, как это пытаются делать сегодня крайние фундаметалисты, опираясь на Каббалу. В народе еще были жива была память о мессианской авантюре Шабтая Цви, поставившего под угрозу само национальное и религиозное существование еврейского народа. Крупнейший исследователь еврейской мистики Гершон Шолем считает, что появление Каббалы в середине XVI в. вызвало небывалое возбуждение в еврейском народе и вызвало массовые мессианские настроения. Евреи бросали свои дома, дела и имущества, готовились к безнадежному восстанию, к массовому исходу в ожидании Мессии.

Возможно, героиня Шолом-Алейхем находит источник для своей беззаветной преданности именно в Талмуде. Раздел Таанит (25:Алеф) содержит рассказ о том, как жена просила рабби Ханина достать пропитание в дом. Рабби был чрезвычайно бедным и умел лишь молиться и рассуждать о Писании. Рабби помолился, и случилось чудо - ножка стола в его доме стала золотой. Испугался рабби и решил, что золотая ножка стола в этом мире сделает его трапезный стол в Вышнем мире колченогим, ибо лишит его одной ножки, уже полученной здесь. Как и всякий хороший еврей, рабби советовался со своей женой. Ведь это она просила принести пищу в дом. И праведная жена, верная опора своего мужа, помогла ему решить правильно. Рабби встал на молитву и просил, чтобы золотую ножку забрали назад, обеспечив тем самым устойчивый, полный трапезный стол в мире грядущем. В истории этой нет упоминания скамеечки для ног, а лишь о столе, но ощущается необыкновенная сила, поддержка, одобрение и духовное самопожертвование, которую может дать лишь семья.

Что же до скамеечки в раю, то об этом американский еврейский писатель Сол Беллоу написал “Соединились ли муж и жена в Эдеме, и стала ли она там его скамеечкой для ног, этого я не могу сказать”.

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2003
© 2003 by Michael Dorfman. All rights reserved.

Печатается с разрешения автора. При перепечатке ссылки на наш сайт обязательны.


 
Повествующие Линки
· Больше про Tora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tora:
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 1


Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.110 секунд