Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 718

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
ЕВРЕИ В КИТАЕ.

Отправлено от Anonymous - Sunday, November 21 @ 00:05:00 MSK

DiasporaЭтот материал - перевод текста и части подписей к фотографиям из книги "The Jews in China" под редакцией проф. Пан Гуана. ("Ютайжень цзай чжунго", China Intercontinental Press, 2001)

Выражаю признательность г-же Лу Айчжэнь, консулу по культуре Генконсульства КНР в Хабаровске, предоставившей эту книгу.
Особая благодарность Валерию Гуревичу, зам председателя правительства Еврейской Автономной Области и его дочери Ирине Гуревич, сделавшим и предоставившим в мое распоряжение перевод.


Евреи в древнем Китае: община Кайфына


Первые группы евреев пришли в Китай по Великому Шелковому пути в 8 веке н. э. во время правления династии Тан. Другие же приплыли по морю. Некоторые историки полагают, что евреи появились во время правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), а отдельные ученые связывают приход евреев с династией Чжоу (около 6 в. до н. э.), однако археологические открытия не подтверждают данных версий. Приехав в Китай, евреи расселились по многим городам, но еврейская община Кайфына сформировалась только во время правления династии Сун (960 г. – 1279 г.).

Во времена Северного царства Сун группа евреев прибыла в тогдашнюю столицу Дунцзин (теперь Кайфын). Власти тепло встретили еврейских поселенцев, позволив им, как и китайцам, соблюдать традиции и сохранять веру. Евреи имели те же права, что и местное население, без всяких ограничений. Они могли строить дома, свободно перемещаться, работать, учиться, возделывать землю, исповедывать свою веру и заключать браки. В подобной благоприятной обстановке евреи добились успеха в торговле и вскоре стали одной из самых богатых групп в Кайфыне.

В то же время, развивалась и религиозная деятельность. В 1163 г. еврейская община построила синагогу в центре города, а спустя 100 лет, при поддержке правительства династии Юань (1279 г. – 1368 г.), перестроили ее. Наибольшего расцвета еврейская община достигла во время правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.). Тогда она включала более 500 семей, а численность населения была 4 – 5 тыс. человек.

Социальный статус евреев тоже возрос. Евреи занимали высокие посты в правительстве, были среди них богатые предприниматели, удачливые ремесленники, зажиточные крестьяне, врачи и священники. В то же время евреи неосознанно ассимилировались в конфуцианскую культуру. Они сменили еврейские имена на китайские, говорили по китайски, вступали в смешанные браки, одевались как китайцы, перенимали китайские традиции и обычаи, постепенно забывая свои собственные.

В 1642 г. наводнение, вызванное разливом Хуанхэ, разрушило синагогу Кайфына и погубило свитки Торы. Евреи заново отстроили синагогу и восстановили некоторые свитки в 1663 г., однако численность общины снизилась до 2 тыс. человек.

К концу 17 в. еврейская община потеряла связь с другими евреями. К середине 19 в. синагога в Кайфыне лежала в руинах, а евреи жили без раввина уже много лет. Они не могли читать на иврите, не совершали религиозных обрядов. Именно в это время христианские миссионеры с Запада обнаружили потомков евреев, что сразу породило ряд исследований жизни кайфынских евреев. Еврейская община Шанхая тщетно пыталась помочь кайфынским евреям возродить традиции. В конце концов, еврейская община Кайфына растворилась в китайской культуре.

Из Багдада в Гонконг и Шанхай: опыт сефардов


Сефардские евреи приехали в Китай в результате "Опиумной войны" и последующего развития торговли с Британией. Приехавшие из Багдада, Бомбея и Сингапура торговцы и предприниматели были британскими подданными. Первой стала семья Сассун из Багдада. Вначале они основали бизнес в Индии, а затем стали первыми евреями, основавшими компании и преуспевшими в Гонконге и Шанхае. По опыту Сассунов другие багдадские торговцы, такие как Гардуны и Кадури, приехали в Китай искать счастья. Будучи центрами торговли с зарубежными странами, Гонконг и Шанхай стали основой развития бизнеса. Вскоре евреи проявили свои коммерческие способности: они с пользой для себя использовали старые связи с британскими колониями и благоприятное географическое положение Шанхая и Гонконга. В результате, евреи развернули процветающую торговлю, по началу это был импорт/экспорт опиума, на чем они сделали состояние. Появившиеся капиталы евреи инвестировали в строительство, финансовую сферу и производство, постепенно становясь наиболее активным иностранным синдикатом в Шанхае и Гонконге, чье влияние распространялось на весь Китай и Дальний Восток. Евреи также помогали беднякам, занимались благотворительностью, строили синагоги, школы, поддерживали еврейских эмигрантов из России и Европы. Они поддерживали сионистское движение, и, чтобы защищать свои интересы, были вовлечены в политическую деятельность, покровительствовали китайскому искусству и культуре, сохраняли дружеские отношения с политическими группами Китая. Однако сефардские предприниматели потеряли все свое имущество после японского вторжения в 1937 году и оккупации Шанхая и Гонконга в 1941 году после нападения на Перл Харбор. После войны, начавшейся гражданской войны в Китае и образования Китайской Народной Республики, сефардские евреи перевели весь капитал в Гонконг и за границу. Они продолжали богатеть, используя выгодное положение Гонконга как основного торгового канала между Китаем и Западом. Однако после проведения реформ и открытия Китая для иностранного бизнеса, сефардские предприниматели стали инвестировать средства в китайскую экономику, отмечая, что отношения с Китаем укрепляются и расширяются.

Вторая родина: российские (ашкеназские) евреи в Китае


В отличие от сефардских евреев, российские (ашкеназские) евреи приезжали в Китай с 80-х гг. 19 века не ради торговли, а из-за роста антисемитизма в России и Восточной Европе. Эта волна привела к иммиграции миллионов российских евреев в Северную Америку и десятков тысяч – в Северный Китай и Внутреннюю Монголию. Строительство КВЖД, распространение российского влияния в Китае, русско-японская война и революции 1905 и 1917 гг. ускорили иммиграцию российских евреев в Китай. В начале они жили преимущественно в Харбине и прилегающих к нему городах, где основали самую большую еврейскую общину на Дальнем Востоке. После японского вторжения в Северный Китай евреи переехали на юг и обосновались в общинах Шанхая, Тяньцзиня и Циндао.

Большинство российских евреев жили в бедности, зарабатывая на жизнь мелким бизнесом. Позже благодаря собственным усилиям они вошли в средний класс. Их было намного больше сефардских евреев, поэтому община евреев-ашкенази стала очень влиятельной. Некоторые из них были прекрасными инженерами и учеными, они внесли свой вклад в развитие экономики и культуры Китая. Со временем российские евреи стали считать Китай своей второй родиной. Они упорно учились и начали играть позитивную роль в развитии еврейско-китайских и российско-китайских взаимоотношений. После образования КНР в 1949, многие евреи стали уезжать, а после культурной революции (1966 – 1976) российских евреев практически не осталось.

Рай для жертв Холокоста


Пока нацисты проводили античеловеческую политику в отношении евреев, многие люди спасали еврейское население, обходя законы и рискуя собственной жизнью. В то же время, однако, правительства многих стран вводили строгие ограничения на иммиграцию евреев. Особенно после 1938 г. почти все страны закрыли свои границы перед евреями. Оглядываясь назад и видя то, что "цивилизованный мир" сделал с евреями, мы, народ Китая, гордимся тем, что, когда евреи стояли на волосок от смерти и боролись за выживание, китайский город Шанхай предоставил им убежище. С 1933 по 1941 гг. в Шанхай приехало свыше 30 тыс. еврейский беженцев из Европы. Не считая тех, кто затем уехал из Шанхая, к моменту бомбардировки Перл Харбора в декабре 1941 г., в городе насчитывалось 20000 – 25000 еврейских беженцев. Другими словами, Шанхай принял больше евреев, чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия вместе взятые.

Нацисты и их сообщники не только уничтожили 6 млн. европейских евреев, но и серьезно ослабили еврейские общины вне пределов Европы, включая еврейские общины Китая, в частности, шанхайскую общину. В июле 1942 г., восемь месяц спустя начала войны в Тихом океане, в Шанхай прибыл полковник Йосеф Мейзингер, шеф гестапо Японии. Он предложил японским властям "окончательное решение шанхайского вопроса". Хотя "план Мейзингера" не был осуществлен из-за различий в отношении к евреям между японским и германским правительствами, японские власти объявили о создании "Территории для беженцев без гражданства", предписывая беженцам, прибывшим в Шанхай после 1937 г., переехать туда в течение месяца. Давление нацистской Германии и действия японской полиции по отношению к евреям держали шанхайских евреев в трудном, непредсказуемом положении в течение почти четырех лет. Тем не менее, почти все шанхайские евреи, не только беженцы из центральной Европы, но и сефардская и российская общины, пережили Холокост и войну, благодаря взаимопомощи и огромной поддержке американских евреев и китайского народа.

Как имена Шиндлер, Валленберг и Сугихара, слово Шанхай стало синонимом "спасения" и "рая" в истории Холокоста.

Исторические страницы дружбы китайского и еврейского народов


У еврейского и китайского народов есть много общего в культурных традициях. Оба подчеркивают важность семейных уз и образования, оба подвергались влиянию чужой культуры, но сохраняли свою национальную самобытность. В Китае никогда не было религиозных предрассудков и расовой дискриминации, которые вызвали появление антисемитизма в Европе. Евреи, приехавшие в Китай, впитывали китайскую культуру, одновременно влияя на китайское общество. В современной истории китайский и еврейский народы пережили страдания и лишения, поддерживали друг друга в борьбе против фашизма и в попытках достичь национального освобождения и возрождения. Китайский народ протестовал против нацисткой жестокости в отношении к евреям и активно помогал еврейским беженцам. Евреи, жившие в Китае, участвовали в борьбе китайского народа против японского вторжения. Некоторые евреи участвовали в создании "нового Китая", и по сей день они вкладывают все свои силы в развитие реформ в Китае.

После второй мировой войны в Китае разразилась гражданская война, и в силу многих причин евреи стали покидать Китай. После образования КНР многие евреи продолжали жить и работать на китайской земле. Однако они вынуждены были покинуть Китай после начала "культурной революции". Еврейские общины остались только в Гонконге и на Тайване. Сегодня "китайские евреи" разбросаны по всему миру. Хотя у них разные характеры, происхождение и занятия, у всех есть одна общая черта – они считают Китай своим домом, а самих себя - "детьми старого Китая". Чтобы не забыть годы, проведенные в Китае, евреи создают ассоциации, проводят многочисленные мероприятия, издают книги. С момента начала реформ в Китае евреи возвращаются в старые дома, чтобы найти свои корни и встретиться со старыми друзьями. Некоторые приезжают в Китай, чтобы вкладывать средства в развитие и процветание их прежней родины. В 1992 году Китай и Израиль установили дипломатические отношения, что вызвало очередной поток евреев, возвращающихся в Китай. Сейчас рассматривается возможность создания в Пекине и Шанхае еврейских общин, членами которых были бы бизнесмены, инженеры, дипломаты и студенты. С тех пор как Гонконг присоединился к Китаю, тамошняя еврейская община начала возрождаться.

Эти страницы истории, написанные на китайской земле простыми китайцами и евреями, формирует главу в истории всего человечества.

Давид Браун и кайфынские евреи. 1932 год.



Кайфынский еврей. 1906 год.



ЕВРЕИ В КИТАЕ

 
Повествующие Линки
· Больше про Diaspora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Diaspora:
Советская еврейская песня


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.300 секунд