Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 717

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Евгений Левин. Евреи о христианстве и Иисусе из Назарета.

Отправлено от Anonymous - Thursday, November 25 @ 00:00:00 MSK

TraditionДля того чтобы полноценно осветить тему "Евреи и христианство", недостаточно не только небольшой статьи, но и целой монографии. Поэтому эта небольшая работа решительно не претендует на то, чтобы дать читателю полную и объективную картину. Bместе с тем собранные в этой работе источники могут, на мой взгляд, представлять определенную ценность для каждого, интересующегося данной проблемой, а так же могут послужить отправной точкой для более серьезной и глубокой дискуссии. В первую очередь - вследствие того, что приведенные в них мнения и свидетельства раввинов различных эпох могут существенно посодействовать разрушению некоторых стереотипов, весьма затрудняющих конструктивное обсуждение проблемы.

Данная работа состоит из трех частей. В первой части собраны отрывки из еврейской полемической литературы, в которых раввины объясняют, почему иудеи не признали Иисуса из Назарета мессией, предсказанным пророками. Во второй части приводятся высказывания различных европейских раввинов об Иисусе и христианстве, и в частности, их мнение относительно того, является ли христианская религия идолопоклонством. И, наконец, в третьей части собраны уникальные свидетельства о евреях, выступавших в достаточно неожиданной роли покровителей и строителей… христианских храмов.

Первая часть составлена на основании материалов, опубликованных в книгe D. Berger, M.Wyschgorod "Jews and Jewish Christianity". Для второй и третьей части использованы материалы книги депутата aвстрийского рейхстага от г. Коломыи рабби др. Иосифа Блоха "Israel and the Nations" (в частности, третья часть является переводом одной из глав этой книги).

1. Почему евреи не признали Иисуса Мессией
Яков бен Реувен, "Милхамот Хашем" (прим.1170)
Сказано: "и имя ему, которым будут называть его: Господь - оправдание наше" (Иер. 23:6). И говорят христиане, что "Господь - оправдание наше", есть имя Мессии. Но тогда, согласно вашим же словам, как можете вы утверждать, что речь идет об Иисусе. Разве исполнилось при нем то, что сказано в том же стихе: "во дни его Израиль спасется и Иуда будет жить в безопасности"? Пророк говорит об истинном Мессии, как видно из следующих стихов: "Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: "жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской", но: "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей" (Иер. 23:7) - и ничего из этого еще не исполнилось.

Моисей Маймонид (1138-1204), "Мишней Тора", Законы царей 11:4
Но если придет царь из рода Давида, посвятивший себя, как и Давид, его предок, постижению Торы и исполнению заповедей согласно Письменной и Устной Торе, и заставит весь Израиль следовать ей и будет вести войны, заповеданные Всевышним, то он - вероятный Машиах. И если он преуспел во всем этом, и победил все окрестные народы, и построил Храм на прежнем месте, и собрал народ Израиля из изгнания, этот человек - наверняка Машиах. Если же ему не удалось совершить все это или если он погиб, то этот человек - несомненно, не тот, о ком говорила Тора, он просто один из достойных и благочестивых царей из дома Давида, и послал его нам Святой Творец, благословен Он, для того лишь, чтобы испытать нас, как сказано: "И некоторые из разумных потерпят поражение [в попытке принести избавление], чтобы [это испытания] очистило, прояснило и обелило [Израиль] до наступления конца времен, ибо срок этот еще не пришел" (Даниэль, 11:36).

И о Йешуа Ганоцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: "И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение" (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако, замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо "не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли", и все происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришел после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: "Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе" (Цфанья, 3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им, весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришел Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.

Моисей Нахманид. "Барселонский диспут" (1263)
Я не могу поверить, что Иисус был мессией, поскольку о мессианских временах пророком сказано: "И уже не будут учить друг друга, брат - брата, и говорить: познайте Господа, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого" (Иер. 31:34). И сказано также: "земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11:9). И еще сказано: "и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2:4).Однако, со времен Иисуса и до наших дней весь мир полон насилия и разбоя. И как было бы трудно тебе, о король, и твоим рыцарям, если бы вы не учились более воевать.<...> И еще сказано о царе-мессии: "и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьет нечестивого" (Ис. 11:4) (агада объясняет это: если скажут царю-Мессии: такой-то народ восстал против тебя, он скажет: пусть саранча пожрет их землю - и будет так). - и все это нельзя отнести к Иисусу.

Р. Меир бен Симон Хамеери (13 век). "Милхемет мицва"
Иисус провозгласил себя царем, и утверждал, что к нему относится сказанное пророком: "Cе, царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий и кроткий, сидящий на ослице и молодом осле" (Зах 9:9). Но при этом он признавал над собой власть Кесаря, и платил подати мытарю. Разве это царское поведение? Как может это быть правдой относительно царя-Мессии, о котором пророки говорили, что он будет вознесен над всеми земными царями, которые будут ему покорны - и среди которых, разумеется, не будет такого, которому сам мессия платил бы подати? Наоборот, все земные цари подчиняться ему, как сказано в псалме, который, согласно мнению самих христиан, говорит именно о Мессии: "И поклонятся ему все цари, и все народы будут служить ему" (Пс 71:11). Этот же человек, напротив, сам был покорен другим царям.

И сказано о временах Мессии, которого мы ждем: "Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира" (Пс 71:7); и сказано также: "И будет он судить народы, и обличать многие племена" (Ис 2:4) и еще сказано: "он возвестит мир народам" (Зах. 9:10). Все это безусловно указывает, что все эти пророчества еще только должны свершиться, а не исполнились еще. Ибо ничего этого нельзя сказать про Иисуса. Но все это исполниться во дни Мессии, которого мы все ожидаем".

Моше Хакоен из Торделлиса, "Эзер Хаэмуна"(14 век).
Во дни Мессии будет истинный мир во всем мире, как сказано у пророков Исайи и Михи. И сказано: "Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей" (Ис. 11:9). И если Иисус и в самом деле был Мессией, то почему же эти пророчества до сих пор не исполнились?

Р. Йом Тов Липман Мюлхаузен, "Сефер Ханицахон" (1390)
Сказано у пророка Исаий: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится" (Ис 11:1-3). Христиане говорят, что все это сказано об Иисусе. Однако из следующих стихов видно, что Мессия должен освободить Иуду и Израиль, как сказано: "И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема" (Ис. 11:11-13) - однако ничего из этого не исполнилось.

Р. Шимон бен Цемах Дуран (1361-1444), "Кешет у-Маген"
Иисус ошибочно полагал, что именно он является Мессией. Однако после того, как он был казнен, все убедились, что это не так.

Соломон ибн Верга, "Шевет Иегуда" (начало 16-го века)
Наша вера, и вера каждого еврея состоит в том, что если найдется человек, который соберет всех изгнанников Израиля, отстроит Храм, и которому все народы мира единодушно признают во имя Бога, то такого человека мы признаем нашим Мессией. И все стихи Писания, которые, как кажется, говорят иное, должно толковать в соответствии с названным принципом.

Исаак бен Авраам из Трокая (1533- 1594)."Хизук Эмуна"
(Автор был караимом, однако его книга была весьма популярна и среди последователей раввинистического иудаизма, которые неоднократно издавали, переводили и распространяли ее).

У нас имеете множество доказательств ошибочности христианской точки зрения. <...> Четвертым из них является то, что многие пророчества относительно мессианских времен не исполнились в течении жизни Иисуса, в то время, как их исполнение является необходимым условием для того, чтобы мы поверили в него как в истинного Мессию.

Р.Иеуда Арье да Модена (1571-1648), "Маген y-Xерев"
Если мы говорим о том, был ли Иисус Мессией, то прежде необходимо разобраться с терминами "царь" и "мессия", столь мало применимыми к жизни, которую он прожил, и к смерти, которой умер. <...> Начнем со всеобщей практики называть Избавителя "Мессия"; христиане, в свою очередь, называют его греческим словом "христос", что в переводе означает "помазанник" (на иврите - "мошиах"). А теперь проверим, можно ли сказать подобное об Иисусе. Все знают, что помазанию подлежали цари и священники. И хотя этот термин употребляется иногда в качестве метафоры, в данном случае нет сомнения, что речь идет о реальном помазанном царе из рода Давида, который будет править над Израилем и над народами, и чье царство будет могущественным. Однако когда и над кем правил Иисус, и кем и когда он был помазан?

Р. Пинхас Элияху Гoрoвиц из Вильно (1765-1821), "Сефер Хабрит Хашалем"
Нам надлежит верить, что еврей, который начнет процесс Избавления, самолично и завершит его при жизни. Тот, кто закончит процесс Избавления от начала до конца, является тем, кого мы ждем. Тот же, кто начнет, однако не свершит, по причине смерти или из-за того, что попадет в плен, то это не тот, кого мы ждем и кого послал Бог.

Р. Хаим Соловейчик (from D.Berger,M.Wyschgorod "Jews and Jewish Christianity")
Однажды р. Хаим Соловейчик, ехавший в нью-йоркской подземке, стал невольным свидетелем разговора между группой молодых евреев и миссионером. Когда один из евреев сказал, что доверяет суждению мудрецов Талмуда, не признавших Иисуса Мессией, миссионер возразил: "Как же вы можете им доверять, если величайший из них, р. Акиба, ошибочно провозгласил Мессией Бар-Кохбу?". Его еврейские собеседники затруднились с ответом. Тогда р. Хаим повернулся к миссионеру и сказал: "Позвольте, а почему Вы так уверены, что р.Акиба ошибся, и что Бар-Кохба не был Мессией?" "Но это же очевидно!" - воскликнул миссионер. "Ведь он же умер, а Избавление так и не наступило!"



2. Высказывания евреев о христианстве

Тосафот на Авода Зара 2а
Исходный текст Талмуда, Мишна Авода Зара:

"Три дня накануне языческого праздника запрещено иметь дело с неевреями".

Мы совершенно убеждены, что неевреи, среди которых мы живем, не поклоняются идолам.

Р. Шмуэль бен Меир (Рашбам) учил от имени своего деда, Раши: поэтому можно иметь дело с неевреями, даже в их праздники. Ибо современные народы не поклоняются идолам.

Тосафот на Бхорот 2б
Исходных текст Талмуда, Бхорот 2б: Учил отец Шмуэля: еврею запрещено становится партнером нееврея, поскольку при этом может возникнуть ситуация, что нееврей должен будет дать клятву, и поклянется именем своего божка, что запрещено, как сказано (Исх 23:13): И имени других богов не поминайте, да не слышится оно из уст твоих".

Учил наш учитель рабейнy Там: в наши дни всякий, кто клянется именем святого, не полагает его божеством. И даже если упоминают при этом Бога, то имеют в виду не ложное божество, но Творца неба и земли.

И хотя они связывают имя Бога чем-либо иным, запрет: "Перед слепым не клади ничего, чтобы предкнуться ему (Лев. 19:14) здесь не действует, поскольку для потомков Ноя это не запрещено.

Р. Исаак из Корбейля ("Сэфер Мицвот Гдолот", СеМаГ)
Наши мудрецы запретили еврею становится <деловым> партнером нееврея, поскольку в этом случае нееврею придется давать клятву, и он поклянется своим идолом. Hо ныне мы не придерживаемся этого запрета, поскольку неевреи клянутся именем Бога.

Р. Малахи хаКоэн (Яд Малахи)
<Относительно мнения Маймонида, что христиане являются идолопоклонниками> - мы не следуем мнению Маймонида, если ему возражают тосафисты, поскольку их было несколько <а Маймонид один; галаха же следует за мнением большинства>. И кроме того, у нас есть традиция, что мудрецы Франции, написавшие Тосафот, превосходили Маймонида в мудрости.

Р. Иехиэль Парижский. Отрывок из диспута с выкрестом Хаимом Донимым, 1240
Сказал Донин: Талмуд содержит много мест, несправедливых по отношению к неевреям, как то:

- Нееврея нельзя убивать, но необязательно спасать, если ему угрожает опасность.

- Еврей, убивший нееврея, не подлежит смертной казни, тогда как нееврей, убивший еврея, подлежит.

- Можно присваивать деньги нееврея <в Талмуде этого нет - Е.Л.>.

- Еврей не может пить вино, которого коснулся нееврей.

- Нееврей априори подозревается в распущенности, гомосексуализме и зоофилии.

- Можно насмехаться над нееврейской религией.

- Запрещено помогать нееврейке при родах или кормить ее ребенка грудью.

- Запрещено восхищаться красотой нееврея.

Ответил р. Иехиэль: Неевреи, о которых говорится в Талмуде, это не христиане. В качестве доказательства, ты можешь увидеть, сколь активно евреи ведут дела с неевреями, хотя Талмуд, вроде бы, это запрещает. Известно, что евреи не раз жертвовали своей жизнью ради своей веры - стали бы они нарушать закон, если бы "неевреи", о которых говорит Талмуд, включали бы христиан? И евреи имеют много деловых контактов с христианами, хотя это и запрещено по отношению к "неевреям" (под которыми Талмуд подразумевает древних египтян и ханаанцев, погрязших во всяких мерзостях). И так же евреи учат христиан ивриту, хотя Талмуд запрещает обучать "неевреев".

Сказал Донин: Сказано в Талмуде (Шаббат 146а), что неевреи заражены нечистотой, которой змей поразил Еву; однако евреи избавились от этой нечистоты, когда приняли Закон на Синае.

Ответил р.Иехиэль: Это касается лишь народов вроде древних египтян и ханаанцев, не признававших Тору, но не христиан, которые ее приняли.

P. Яаков Явец (1450)
Современные народы верят в сотворение мира, в заслуги праотцов, в Тору с Небес, в рай и ад, в воскресение из мертвых. Благословен Bсевышний, Бог Израиля, что дал нам убежище среди них после разрушения Храма. И что бы стало с нашей верой - Боже сохрани! - если бы идолопоклонство было сильно в мире, как раньше.

Р. Исак бен Шешет, Константинополь (1546)
Христиане должны бы называть нас братьями; ибо они не принадлежат к галахическим категориям Нохрим или Герим, но гораздо ближе к нам.

Р. Яков Ашери, Тур
И как писал р. Шмуэль бен Меир (Рашбам) со слов своего деда Раши, современные народы не идолопоклонники и не поклоняются идолам. И даже если они делают дары своим священникам, и дают им деньги - все равно можно ссужать им деньги, поскольку их священники не покупают на эти деньги жертвенных животных и украшений для идолов, но едят и пьют.

Р. Йосеф Каро
И все, что сказано относительно действий, запрещенных по отношению к идолопоклонникам <например, продавать им скот, заставлять их давать клятву, вести с ними дела в их праздники etc> , в наши дни разрешено, поскольку современные народы не поклоняются идолам и не разбираются в идолопоклонстве. И сказано в Талмуде (Хуллин 13б): Народы вне Земли Израиля - не идолопоклонники, но лишь держатся обычая своих предков (Бейт Йосеф, 148).

А некоторые говорят: все запреты касаются только тех времен. Однако современные неевреи - не идолопоклонники, поэтому, к примеру, можно вести с ними дела в их праздники <что запрещено Талмудом>.

И даже если они отдают деньги своим священникам, священники не покупают на эти деньги жертв и украшений для идолов, но едят и пьют. И так же еврей может сегодня посылать им подарки в их Новый год, на 8-й день после Рождества (и для них считается хорошим знаком получить в этот день подарок). и лучше послать подарок в ночь накануне. Но если это невозможно, то можно послать в тот день. (Йоре Деа 148, 12)

Р. Элиягу Ашкенази, 16 век
И даже после Исхода из Египта и многих чудес еще остались народы и страны, куда еще не дошла эта весть; и не была исполнена задача праотца нашего Авраама, сообщить о Боге всему миру. И даже Исход из Египта не послужил подлинному распространению этой мысли, ибо еще оставались проклятые язычники, не признававшие имени Бога. И об этих неевреях сказал Давид, что Бог должен излить на них свой гнев (Пс 79, Oсквернили святой Храм твой). И может быть, что некоторые из народов, под покровительством которых мы живем, думают, что это их мы проклинаем. Боже упаси! Однако разве не очевидно, что мы, напротив, должны молиться об их благополучии, как сказано: "И заботьтесь о благосостоянии города, в который я поселил вас, и молитесь за него Господу" (Иер 29:7). Так как же можем возносить Богу молитвы, противоречащие друг другу? И как может нам прийти в голову проклинать монарха, под сенью которого мы живем, или его слуг? Но Давид просил Бога излить свой гнев на народы, не признающие Его, т.е. отрицающие Исход из Египта.

Однако известно, что весть об Исходе достигла всех народов, среди которых рассеян Израиль, и они твердо верят в него.

И молимся, чтобы Он не излил свой гнев на тех, кто призывает Его имя <...>. И поскольку разрушивший Храм не знал ничего о доктринах, распространенных ныне среди сынов Эдома и Ишмаэля <т.е. христиан и мусульман>, то Писание говорит о тех неевреях, что они "осквернили святой Храм Твой... пожрали Иакова и жилища его опустошили царства, которые Имени Твоего не призывают". Однако поскольку христиане, как и мусульмане, верят в Бога и в Исход из Египта, то как же можно проклинать их за их веру? И если, тем не менее, мы иногда проклинаем тех из них, кто делает нам зло и безвинно угнетает нас, то мы делаем это не из-за их религии, но подобно тому, как человек проклинает того, кто причиняет ему зло.

И совершенно очевидно, что мы не должны проклинать из-за их веры те народы, которые верят в Исход из Египта и Бога, хотя и не получали Тору.

Р. Моше Ривкес, 17 в.
Мудрецы писали о неевреях своего времени, которые поклонялись звездам и созвездиям и не верили в Творение и Исход из Египта. Однако те народы, под сенью которых мы живем в изгнании, верят в Творение и Исход, и в основные постулаты веры: и их мысли и намерения устремлены к Творцу, как не раз писали наши раввины <...>. Поэтому не только не запрещено спасать их в случае опасности, но напротив, мы обязаны молиться об их благополучии. И, как подробно разъяснял р. Элиэзер Ашкенази в комментарии к Пасхальной Агаде, относительно стиха "Излей свой гнев...", царь Давид молил Бога излить гнев только на язычников, которые не верят в Творение, Исход, чудеса и знамения, которые Бог, благословен Он, совершил для нас в Египте, и дарование Торы. Однако народы, под сенью которых мы сейчас живем, верят во все вышеперечисленное. Поэтому мы обязаны неприрывно молиться за их благосостояние, процветание их царств и успех и правителей; ибо еще Маймонид писал, в соответствии с мнением р. Йошуа (Сангедрин 105а), что праведные неевреи имеют удел в Мире Грядущем.

Р. Йонатан Эйбишутц, главный раввин Альтоны, 1763
Христиане, среди которых мы живем, соблюдают закон и справедливость, верят в сотворение мира, в Бога, в божественное Провидение и закон Моисея.Они верят в пророков, Его слуг; они преследовали секту саддукеев, отрицавшую воскресение из мертвых. Поэтому нам надлежит заботится об их благополучии, уважать их, прославлять и благословлять, а никак не проклинать, Боже упаси! Ибо от них наше благополучие, и они дают нам пропитание в их странах.

Р. Барух Ийтелес, 18 век
И разве не наша святая Тора является краеугольным камнем даже и для тех народов, среди которых мы живем, т.е. для христиан. Разве не верят они, подобно нам, что Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу Навину. И разве не верят они во все, что говорили наши пророки и провидцы? Разве не верят они в существование Бога, награду и воздаяние, в то, что наша Тора дана Богом - а ведь именно эти три доктрины являются основными принципами Торы, как объяснял это р. Иосиф Альбо? И разве христианские народы не принадлежат к тем, кто хранит божьи заповеди, воздерживаясь от разврата и удерживаясь разбоя и насилия?

Р. Элия Пинхас бен Меир, 1797
"Возлюби ближнего своего, как самого себя" - не имеется в виду "еврея", ибо не сказано: "Возлюби брата своего". Однако любой человек почитается ближним, которого надо любить, как самого себя. И это относится ко всем народам, ибо наши мудрецы не исключали иные народы из категории "ближний". И даже когда Тора говорит "твои братья", она хочет тем самым исключить лишь тех неевреев, которые жили во времена, когда царили убийство, разбой и блуд, но вовсе не современные народы, представители каждого из которых человечны, праведены, милосердны и справедливы.

Р. Яков Эмден, 18 век
И надо сказать, что христианские народы даже возложили на себя дополнительную ношу, и воздерживаются даже от того, что разрешено евреям Торой. Например, они не могут взять одновременно несколько жен, не могут жениться на сестре жены даже после смерти первой; не могут жениться на некоторых близких родственниках < - брак с корорыми Тора разрешает>. И они воздерживаются от зароков и обетов, и уклоняются от всего, что лишь напоминает грабеж. И есть у них много других достойных практик и благочестивых обычаев. И праведные из них избегают ненависти и мести, и стараются не навредить даже врагам. Счастливы они, и счастливы были бы мы, если бы они поступали с нами по уставам своей религии! Ведь сказано в Евангелии: "но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мат. 5:39-40) (и этому можно найти подтверждение и в нашем Писании, как сказано: "Подставляет ланиту свою бьющему его" (Эйха 3:30)), и похожие места в других Евангелиях. И если бы они следовали своим уставам, то были бы достойны всяческих похвал.

И тогда мы были бы подлинно счастливы и благословенны! Ибо если бы они следовали своим уставам, то тогда те тысячи святых мученников, чью кровь проливали как воду, никогда не были бы убиты, и сожжены, и погребены заживо и подвергнуты многим иным мучительным казням безо всякой вины или обмана с их стороны. И тогда их чернь не ненавидела бы нас за нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

И еще я хочу сказать - и не из лести, ибо всем известно, что я "никакому человеку льстить не стану" (Иов 32:21) - <...> что Ииусус принес в мир двойное благословение. Во-первых, он уничтожил идолопоклонство, удалил литых богов, которым поклонялись народы, и научил их семи заповедям потомков Ноя, и даже десяти заповедям Декалога, дабы не были они подобны диким зверям. А во-вторых, он дал им моральные законы, которые сделали их жизнь даже более суровой, нежели этого требует закон Моисея.



3. Евреи - строители церквей


В своей < антисемитской > книге "Der Judenspiegel" ("Еврейское зерцало)" др. Юстус пишет:

"<Согласно "Шулхан Аруху> нельзя ничего давать тем, кто собирает деньги на языческий культ (т.е. для любых церковных целей); впрочем, этот запрет распространяется только на те случаи, когда церковные власти используют собранные деньги непосредственно на идольское капище, т.е.на церковь.”

Разумеется, "Шулхан Арух" говорит здесь исключительно о настоящем языческом культе. Юстус, провозгласив христианство идолопоклонством, утверждает, что данная клаузa применима и к нему. Oднако вот некоторые факты, указывающие, как евреи на самом деле относились к строительству церквей.

Согласно указанию Папы Пия IX, кардинал Патрицци написал письмо епископу г. Нитраи (Nyitrai), в котором барону Леопольду де Подрари-Попперу, местному землевладельцу, даровал право назначать священников во все церкви его поместий (т.н. "право подавания духовных хлебов"). Впоследствии аналогичное право было распространено на имения барона во Львовской епархии, "в знак признательности щедрости и милосердия, с которыми барон относился к католикам, проживающим в его имениях в Венгрии и Галиции; за помощь бедным, поддержку общественной морали и помощь церкви и ее институтам".

Барон Леопольд Поппер был ортодоксальным евреем, не стеснявшимся молиться во время путешествий в карете или поезде, облачившись в талит и тфилин. Он был одним из самых ревностных и преданных членов венской ортодоксальной общины, которую возглавлял тогда рабби Шпитцер.

В Глеизенне, глухой деревушке в прусской Силезии, в местной церкви на почетном месте выставлен портрет еврейского мецената. Церковь была построена в 1837 году владельцем имения, Исраилем Моше Генохом, который открыл в селе две фабрики, стекольную и шелкопрядильную, которые дали работу и пропитани 400 рабочим. Помимо церкви, Исраэль Генох выстроил в имении школу и различные благотворительные учреждения.

13 января 1813 года в газете Великого герцогства Гессен было опубликовано следущее заявление местной католической общины:

"Члены еврейской общины нашего города добровольно решили пожертвовать на строительство городской церкви значительную сумму денег, которую и передали нижеподписавшимся. И хотя мы убеждены, что упомянутая община не расчитывала ни на какую благодарность, но действовала исключительно из желания помочь делу, которое она сочла достойным, мы, нижеподписавшиеся, полагаем тем не менее правильным публично выразить нашу благодарность. Ибо эти люди действовали не только от своего имени, но и от имени своих единоверцев, демонстрирую тем самым плоды истинного просвещение, для которого неважны различия в религии, и которое учит уважать людей независимо от их веры. Дармштадт, 11 января 1813."

3 ноября 1895 года католическая церковь села Кута (Галиция) была уничтожена пожаром. Евреи, живущие в селе, первыми прибыли на место пожара. Невзирая на опасность, некоторые из них ворвались в горящее зданиеи и спасли находившиеся там религиозные ценности (вскоре после того, как последний из них покинул пылающую церковь, она обрушилась).

Католическая газета "Пилигрим" от 15 ноября 1894 года писала:

"Владелец стекольного завода в Бурмосе, господин Игнатиус Глазер, Исраэлит, совершил невероятно красивый поступок по отношению к своим рабочим-католикам, которые из-за большого расстояния не могли посещать церкoвь в близлежащих городах. Он построил для своих рабочих часовню, которую в воскресенье, 2 сентября, освятил преподобный Антон Кеил, произнесший при случаи проникновенную речь. Одновременно священником-францисканцем было освящено святое распятие. Рабочие-католики выражают глубокую признательность и благодарность своему работодателю Игнатиусу Глазеру, и желают, чтобы и другие следовали его примеру".

11 сентября 1887 года епископ Венский кардинал Гангблауэр, в присутствии папского нунция Галимберте, заложил первый камень церкви в г. Гершхофе. Газета "Vaterland" ("Родина") писала об этой церемонии:

Церковь будет построена по проекту знаменитого архитектора Иордана. Мы также не можем не сообщить, что землю для строительства пожертвовал господин Дуб, Исраэлит. Святой отец Виктор Колб, из Общества Иисуса, в своей талантливой речи выразил должную благодарность человеку, сделавшему столь щедрое пожертвование Председатель строительного комитета зачитал публике дарственную, из которой выяснилось, что г.Дуб пожертвовал так же дополнительный участок земли, для строительства дома для священника. В свою очередь, епископ-кардинал Венский так же отметил доброту и щедрость еврейского мецената.

25 сентября 1901 Стефан Ковач, католический викарий г. Бунич, опубликовал в газете "Pester Lloyd" следущее письмо:

Пять лет назад господин Вильгельм Гутман де Гелсе, купив у графа Янковича именее Бучин, в Славонии, получил так же право назначать священника местной церкви. В течение короткого времени господин Гитмам неоднократно проявил подлиннно отеческую заботу о нашей церкви. Наша церковь была построена еще в XIII веке, и с тех пор ее историческое здание практически не реставрировалось. Господин Гутман практически построил церковь заново, выделив для этой цели и людей, и стройматериалы. Тот факт, что он, Исраэлит, оказался таким щедрым дарителем нашей церкви, несомненно, делает ему честь. И я лично, и мой приход очень многим обязаны этому благородному помещеку.
Бучин,25 сентября, приходской священник Стефан Ковач."

И в заключении приведем еще один небольшой документ, полуанекдотического характера: докладаную записку некого священника, в которой тот сообщает вышестоящему начальству о принятых материальных ценностях.

Сержант Иосиф Голдбергер, командир патруля, вызвался добровольно проследовать в г. Чоботфалва (Csobotfalva), для спасения имущества, принадлежащего церкви. Спасенное имущество: одно одеяние для причастия, одна золотая чаша, один кубок, одна ряса, один пояс, четыре красных пояса, три голубых палатина, один дискос, две картины, две книги, один саван, одно пальто, шесть турецких карабинов, четыре мушкета, четыре штыка, две гусарских сабли, два кинжала и два других предмета - было мною получено в целости и сохранности. Кcиксомлио (Csiksomlyo), 5 сентября 1916. 3олтан Корбулый.

©Альманах "Еврейская Старина"

 
Повествующие Линки
· Больше про Tradition
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tradition:
Иисус – Христос или Лжехристос? Неохристианство


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.128 секунд