Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
Эстер Кей. Маршалл II (вторая часть) Отправлено от Anonymous - Tuesday, January 18 @ 00:00:00 MSK
|
41. ДОЗА
Светка-Российская Империя была очень удивлена поведением раввинши — той самой раввинши, мужу которой подстраивала ловушку. Она таких милых, спокойных, скромных молодых женщин раньше не встречала. Галя пригласила ее и на следующую субботу, и Светка было подумала со свойственным ей высокомерным цинизмом: «Дорогуша, как бы тебе не пожалеть о своем гостеприимстве!»
А что, Света, разве тебя обязательно надо опасаться? ...Это спросил кто-то внутри нее. Какой-то новый голос, которого она раньше не слышала. Не была знакома с такими интонациями. Голос между тем продолжал: Тебе нравится, что ли, быть эдакой роковой...опасной? Знаешь, Светочка, иной раз человек даже не замечает, что сам себе навязывает некий стереотип, причем отрицательный, и прикладывает усилия, чтобы все время на него «работать».
Но кто тебе сказал, что ты такая на самом деле? Может, ты лучше? Может, это ты от обиды на кого-то решила сделать себе такой панцирь, броню цинизма? Чтоб уж больше никогда никому не верить и не «проколоться»?
Подумав об этом, она принялась грызть ногти.
— Да это только дураки могут быть идеалистами, вроде раввина и его жены! — воскликнула она, споря с тихим голосом внутри себя. Бар, где она сидела, был пуст, только вахтер лениво решал кроссворд в своей будке на выходе. Светка решила пойти в подвальное помещение тира, пострелять, а заодно и избавиться от лишних, вызывавших внутренний дискомфорт, мыслей.
Она спустилась в полутемный подвал. Стены и потолок его были стилизованы под что-то псевдодизайнерское, на самом деле — просто оклеены картонками от яиц. Стоял немножко затхлый запах.
— Что такое, опять эти ненормальные шприцы свои разбрасывают, — сказала Светка с досадой, увидев в углу нехитрое наркоманское оборудование. И как только они сюда проникают? А, ну их, еще с ними связываться. Мало им двух подвалов, на Северном или еще где-то, так нет же, сюда повадились.
Она вынула коробочку с пулями, зарядила винтовку и залегла. Стала прицеливаться туда, где виднелась, чернея и с трудом совмещаясь с мушкой, слабо освещенная мишень.
Позади нее послышался шорох. Повернуть голову она не успела, оглушенная тупой болью в затылке. «Меня, кажется, ударили, — подумала она, — кто бы это мог быть?»
Лицом она уткнулась при ударе в подставку для ружья, на которую уже закапала кровь — то ли из носа, то ли из губы.
Как животное, прикидывающееся мертвым, когда его атакуют, Светка замерла. С десяток возможных вариантов, кто и почему устроил на нее засаду, за секунду высветились в мозгу.
— Будешь лежать или уже выздоровела? — спросил издевательский мужской голос.
Она решила не нарываться и, не поднимая головы от пола, тихо ответила, что, мол, как лучше для дела. Могу выздороветь, а могу и полежать. Смотря что требуется.
Сильный удар ногой по ребрам. «Вставай!» Светка сдержала стон. Вставать не хотелось. Ну, допрыгалась. Интересно, он тут один или их несколько.
— Может, завяжете мне глаза? — предложила Светка, все еще не поднимаясь с подстилки на полу.— А то если я буду знать вас в лицо, то вам придется меня ликвидировать. Впрочем, как угодно.
«Б-же, если Ты меня спасешь, я... буду как ангел, я буду хорошей... только спаси. Буду в синагогу ходить...»
— Зачем, стерва, облаву навела? — незнакомец наконец-то заговорил по делу.
В его голосе она внезапно уловила слабосильность, неуверенность. Он как будто жаловался. Или это ей показалось? Со всей возможной вежливостью она ответила, не поворачивая головы:
— Я не наводила облаву. А что, у вас что-то увели или кого-то забрали?
— А то ты не знаешь?
— Я не знаю, честно.
Она встала, сплюнула кровь, сошедшую с рассеченной губы. Взглянула на агрессора. Ну, так и есть, хлюпик, один из этих, которые шприцы разбрасывают. Вот и делай им после этого добро.
— Все, все пропало! — взвизгнул наркоман, — с концами! Нету товара!
— Да где?
— На квартире!
— На Северном, что ли?
— Да нет. На Ленина.
— Ну, а я тут при чем?
— А ты навела! Ты ж с ментами водишься!
— Идиот, — прошипела она, вспомнила, что держит в руках винтовку, отступила на шаг и, резко вскинув оружие, заставила его еще раз взвизгнуть. — А ну пошел.
...Он вылетел, шелестя, как стая летучих мышей, и спугнул наверху вахтера. До Светки донеслись вскрики ошарашенного пенсионера. Она, не выпуская винтовки из рук, ринулась наверх — перехватить, сдать милиции, почувствовать сладость мщения.
— Светлана Георгиевна! — застонал при виде ее вахтер. — У вас лицо в крови... Что за нечистая сила? Кто это был?
— Это я вас должна спросить, кто это был, — отдышавшись и видя, что преследуемый ушел, с трудом скрывая разочарование, ответила Светка. — Вы тут охранник.
— Да он, видно, того... через котельную вошел. Ну и рожа, чисто дьявол!
— Не дьявол, а обыкновенный нацмен. Наколовшийся азербайджанец, которому нужна еще доза.
Вахтер радостно устремил глаза на кроссворд. «Доза! — воскликнул он, — точно! Начинается на «д», кончается на «а», и ровно четыре буквы».
Светка ругнулась.
— Надо будет сказать котельщику, чтобы дыру-то в подвале заделал, — для очистки совести отозвался вновь увлекшийся газетой дедушка, в заключение проронив фразу из классического репертуара вахтеров: — Ходют тут всякие...
Светка пошла рыдать в барменскую. Запоздалая реакция на побои и унижение.
— Почему у меня должна быть такая жизнь? — шептала она зло, ударяя кулаком по красной бархатной обшивке интерьера. — Почему?
Да, действительно, почему? Потому что тебе такая жизнь нравится! О такой жизни ты читала в книжках, смотрела фильмы, вот ее ты и выбрала. С приключениями и без всяких обязательств. Чего ж тут плакаться?
Она принялась кричать на телохранителей, вернувшихся из комиссионного магазина, куда сбывали краденую радиоаппаратуру. То были, как она их называла, «бугаи с периферии» — в свое время спасенные ею от отсидки за взлом киоска и принятые на работу Брыль с Мантулой.
— Сама ж нас в магазин послала, — уныло оправдывался Мантула. Брыль льстиво заверял:
— Что вы, Светлана Георгиевна, да мы б вас в обиду не дали. Надо же, как неудобно получилось. Мы же только на пару часиков отлучились.
— Болваны. Дураки, — обзывалась Светка. — Чтоб какой-то чурка нерусский бил меня ногами!
— Не кричите, — предостерг Брыль, — в баре уже есть народ.
— Плевать я хотела на народ!
...В банкетном зале шла дискотека. Светка нагрубила своим обычным кавалерам и уселась за столик одна. В красных огнях, мечущихся по стенам, плясали люди с мутными глазами. Как в крематории. Говорят, там есть такая пляска тел под влиянием высокой температуры их сжигания. Жуть. Ну, вот так и тут. Пляшут, дергаются, а глаза мутные-мутные. Светка пила «блади-Мэри» и смотрела на все происходящее как бы со стороны.
«Пойду к раввину, — подумалось ей внезапно, — расскажу ему, какая у меня жизнь. Спрошу его...»
Ну, что ты его спросишь? Что? Она не знала. ...С тех пор, кажется, в ней что-то перевернулось, душа начала оттаивать.
Говорят, Бердичевский ребе так трактовал благословение «Благословен Ты, Б-г, за то, что не сделал меня гоем»: «Спасибо, Б-же, что мой приход к еврейству не произошел из-за гоя». Светка такого сказать о себе не могла бы: ее возвращение к еврейским корням всерьез началось лишь именно тогда, когда ее побил гой...
Она пришла в синагогу, тихая и смирная. На раввина боялась даже поднимать глаза. Надо отдать ей должное — начала продвигаться в изучении иудаизма гигантскими шагами. Может быть, потому, что в изложении Маршала это был иудаизм «с человеческим лицом».
Что же касалось практического соблюдения заповедей, то с этим ей было тяжко. Любому еврею с этим непросто. Нет более трудной вещи для еврея, чем соблюдать непонятные вещи. Поэтому и дал Всевышний Тору народу Израиля именно тогда, когда евреи сказали: «Наасэ вэнишма» — «Сделаем и поймем». Сначала сделаем, а потом поймем? Для умной нации это дикость! Другим нациям Всевышний тоже предлагал Тору. И от каждого народа просил соблюдать что-то такое, что именно этой нации, в силу природных склонностей, трудно. Например, сынам Ишмаэля — не воровать. Сынам Эйсава — не убивать. А сынам Израиля — выполнять непонятные повеления.
...Светка вскоре стала грамотной в еврейских вопросах девушкой, — правда, свою частную жизнь менять пока не торопилась. Одежду она теперь предпочитала закрытую, деловую, джинсовую — такую, чтобы не смущать раввина, общение с которым стало ей бесконечно дорого.
Первой заповедью, с которой она «подружилась», был шабат. Просто ей запала в душу сказанная раввином фраза: если ты хранишь субботу, то суббота хранит тебя. Лучше всяких телохранителей. Испуганная шантажом одного своего бывшего любовника, Светка боялась в то время поднимать телефонную трубку. По шабатам чувство страха пропадало, а на телефон нельзя было в субботу отвечать в любом случае. У нее стали появляться мысли: а что, если Б-г в самом деле есть? Ведь когда тот наркоша начал ее бить, то она взмолилась именно к Б-гу... и именно тогда в голосе нападавшего вдруг прозвучали истерические нотки, которые показали ей, что ей нечего, в сущности, бояться. Значит, Б-г ее услышал и спас.
Раввину она все же недоверчиво сказала, что, мол, таким, как она, Б-г помогать не будет.
— Неправда. Даже когда ты падала ниже и ниже, Он был с тобой. Теперь, когда ты начнешь карабкаться наверх, думаешь, Он тебя оставит?
С субботой Светка поладила. Начала ее чувствовать. Вот ведь, идешь по улице, и вроде бы все как всегда: асфальт, автобусы, птички. А на самом деле нет. Все иное. И еда удивительно вкусна, и воздух другой, и даже физическое притяжение меньше чувствуешь. Эйфория какая-то, безобидный такой наркотик, блаженное мироощущение. А на исходе субботы — обидно, что лишаешься этого.
Следующая мицва, которую она попробовала исполнить, была... заповедь о талесе. Она еще не сообразила, что в талес закутываются только женатые мужчины. Увидела однажды утром Маршала выходящим из молитвенного зала и — была потрясена до глубины души его величественным обликом.
...По окончании общественной молитвы пробралась в опустевший зал, схватила один из сложенных и лежавших на столе талесов, распустила его, ощущая наполнявшую его святость, и накрылась с головой. Походила так по залу, подражая покачиванию и бормотанию стариков. О, как чудесно! Хорошо, что никто не заметил, как она вошла и вышла.
Однажды, услышав на уроке от раввина, что Тора аппеллирует ко всем нациям и что нужно распространять хасидизм во всем мире, она вдруг подумала — а не устроить ли в баре что-то вроде лекции-беседы? Пусть бы народ послушал умного человека, вместо того, чтобы только плясать с мутными глазами... Изложив просьбу к раввину кратко и внятно, она своего добилась. Маршал стал давать там лекции раз в неделю, приезжая — как же иначе? — вместе с женой.
* * *
...Когда Брыль с Мантулой внезапно увидели бывшего односельчанина, то их изумлению не было предела.
— Ты чего это такой импортный? Забурел? Под кого косишь? — начиная приходить в себя, забормотал Брыль. Маршал, в свою очередь, с интересом разглядывал обоих. На Брыле был костюм с иголочки, модные очечки, даже стрижка вполне благопристойная. Зато Мантула был в жилетке и цепи на голой груди, рваных джинсах, с длинными волосами. Он тоже уставился на Маршала с подозрением, поигрывая нунчаками, бывшими у него всякий раз наготове.
— Я думаю, что он косит под шерифа, — наконец определил Мантула, — вот только звезды не видать.
— Ну да, — шестиугольной, — уточнил догадливый и начитанный Брыль.
— Привет, орлы, — доброжелательно сказал Маршал.— Все ли готово к сеансу?
Брыль с Мантулой переглянулись.
— Ты, что ли, сегодня, за диск-жокея будешь?
— За гипнотизера.
Галя наблюдала со стороны за встречей бывших станичников, но тут Брыль с Мантулой узнали и ее — и рассыпались в комплиментах. Вернее, в комплиментах рассыпался Брыль, а Мантула смутился и — от стыда, что бывшая одноклассница Галя видит его в таком наряде и в таком месте, — растерянно выронил свои боевые нунчаки.
— Ну, давайте, рассаживайтесь, — распорядилась Светка, появившаяся откуда-то из недр барменской. Запустила цветомузыку, по стенам затемненного зала поплыли звезды, как в планетарии, были поданы холодные и горячие напитки, билетерша начала запускать молодежь.
42. ДИНОЗАВРЫ
Занятия проходили в вольной форме — народ заваливал, узнавал новости, спрашивал, какой боевик сегодня будут крутить. Выяснялось, что боевика сегодня не будет, но зато есть бесплатное угощение у самовара и что еврейский раввин отвечает на вопросы о смысле жизни.
Брыль с Мантулой, получившие указания от хозяйки бара, не расслаблялись ни на минуту — следили за публикой, как бы кто не позволил себе антисемитских выпадов. Но выпадов не было. Был обыкновенный треп, столь милый сердцу старшеклассников и студентов:
— А вот любовь... А вот Ромео и Джульетта... А почему религия запрещает человеческие чувства... А сотворение мира? Что за байки? Наука... Но, с другой стороны, наука тоже не на все вопросы отвечает. А Б-г — он какой? У евреев Б-г жестокий, так христиане говорят. Это правда? А может, Б-га все-таки нет. Есть супер-пауэр. Высший интеллект. А может, инопланетяне. А по-вашему, есть инопланетяне? Ну, какие-то высшие силы, конечно, есть. Мистика есть. А вы в барабашку верите? А в Бермудский треугольник? А почему у вас шляпа, борода — и какие-то ниточки на краях одежды? Это потому что вы — религиозные, да? А много у вас в этом, как вы его называете, Хабаде людей? А что такое Хабад?
— Б-г — это я! Хочу — убиваю. Хочу — граблю. Хочу — колюсь. Мне никто не может помешать. Поняли? А если вы со мной не согласны, то попытайтесь меня перевоспитать, а я на вас посмотрю. Только гиблое это дело. Я для себя уже все давно решил.
— Да заткнись ты, толстый! Ты в жизни мухи не убил! Что ты из себя ставишь? Дай другим спросить...
— Вот вы раввин, да? И у вас, что ли, монополия на Б-жий закон? Только вы, раввины, знаете, какие у Б-га законы? А индийский гуру или польский ксендз, значит, не знают? Только вы одни правы? Только с вами Б-г лично поговорил и все вам разъяснил? А мы, простые смертные, должны вам поклоняться, что ли?
— А какая у вас зарплата?
— А с Советской властью вы ладите?
— А водку у вас в синагоге раздают? По каким праздникам? Я приду!
Маршал искренне наслаждался общением. Приходили в голову какие-то хасидские байки — публика воспринимала их вполне нормально. Вспоминались сухие аргументы из «Кузари», «Морэ Нэвухим», «Эмуна у-мада» — и наступала тишина, во время которой ребята сосредотачивались, воспринимали сложные концепции, получали удовольствие от следования за изощренной, тонко логически выстроенной мыслью. Раздавался хохот, вызванный каким-нибудь идиотским замечанием одного из малограмотных участников дискуссии. На такое замечание у Маршала внезапно находился остроумный ответ, и этим односложным ответом он срезал на корню множество неуместных реплик, которые, попытайся он их воспринимать всерьез, превратили бы всю дискуссию в тягучую кашу. Иногда, как сказал Набоков, удачное слово провозит идею контрабандой. Так и здесь — озарение юмора иной раз срабатывало лучше, нежели сработал бы научный подход.
— А вот, к примеру, динозавры! — говорил парень с испитым русским лицом, — их нашли, а они старые-престарые. Миллионы лет лежали. А вы говорите — пять тысяч лет как мир стоит.
— Хороший вопрос, — отзывался Маршал, — как тебя, во-первых, зовут?
— Алексей.
— Вот, Алексей. Скажи, ты какую-нибудь работу или ремесло знаешь?
— Я это, на мебельной фабрике.
— Прекрасно. Мебельная фабрика производит, например, стулья?
— Ну, производит. Но я это, про динозавров...
— Доберемся и до динозавров. Стулья на вашей фабрике из чего делают?
— Ну это, из опилок. А смотря какие...
— Допустим, из опилок. А опилки откуда берутся?
— Да я это... НАСЧЕТ ДИНОЗАВРОВ!
— Не торопись, парень. Мое слово — будут тебе динозавры. Дай пять. Сильная рука! Ну, жми, рабочий класс! Веришь? Будут тебе динозавры.
Алексей, обменявшись с Маршалом рукопожатием, добрел — сразу хотелось выпить. Ему наливали.
— Нет, брат, погоди пить. Сначала ответь мне насчет опилок. Откуда они?
— Ну, из... дерева...— недоуменно оглядывался он на всю братию.
— Дерево откуда?
— Из земли!
— Земля откуда?
— Из молекул! Из первичного взрыва! — отвечали нетерпеливые умники.
— Подождите, дайте Алексею разобраться, — просил Маршал.
— Не знаю... — сдавался парень.
— Что и требовалось доказать. А теперь ответь мне: ты бы смог изготовить стул ИЗ НИЧЕГО?
— Нет, не смог бы, — отвечал обалдевший Алексей. Такое ему и в голову не приходило.
— А если бы Всевышний сотворил из ничего мир — ты бы удивился?
— Чего ж удивляться. Б-г все может.
— Так. Теперь скажи мне: трудно понять разницу между пятью тысячами лет и миллионом лет?
— Ну да! Динозавры вон, миллион лет лежат, а вы говорите — пять тысяч лет как мир стоит.
— А разницу между стулом и пустотой ты понимаешь?
— Это то есть как?
— Вот, не было стула — и вдруг есть. Это большая разница?
— Конечно.
— И если Б-г в миг сотворил мир из абсолютного Ничего, то, как ты думаешь, неувязка с каким-то миллионом лет или тысячами — это уважительная причина, чтобы в Него не верить? А не мог ли Всевышний сотворить таких динозавров, которые КАЗАЛИСЬ бы старыми, будто им миллион лет? А не может ли наука ошибиться в определении возраста ископаемых, которые перенесли множество температурных изменений и подверглись влиянию прочих атмосферных факторов?
— Да! Нет! Может! Ясное дело! — зашумели ребята, — а я читал...
Один парнишка выказал замечательную начитанность и внятно разъяснил всем насчет невозможности «экстраполировать термогеологические факторы» на тысячелетний период времени. Маршал узнал из его выкладок кое-что новое для себя.
— Ладно, раввин. Я понял, — сказал Алексей. — Как — не могу объяснить, но понял. Что, мол, у Б-га с динозаврами Свой счет. Он, мол, знает, зачем и как они есть.
— Выпьем за динозавров, — подытожил Маршал.
Алексей на другой день пришел к Маршалу в кабинет в синагоге. Посидел в очереди, был принят на аудиенцию. Неловко себя почувствовал — слишком уж все официально. Но от своего первоначального намерения не отказался.
— Вы вчера нам объясняли насчет стула и пустоты...
— Я очень рад, что ты помнишь наш разговор. Так что же? — доброжелательно ответил Маршал.
Алексей помял в руках кепку.
— Я вот на себя удивляюсь: зачем ворую? А ворую ведь.
— Ты уверен, что хочешь мне это рассказывать? Никто тебя за язык не тянет.
— Да уж... Я и пришел, чтоб покаяться, чего уж.
— Ага. Почему не к товарищам в заводском месткоме, а ко мне?
— Да там — одна демагогия. А вы — по душам с нами вчера поговорили. Как спросили меня вчера «в чем разница, то ли есть стул, то ли нет стула» — так я аж оробел. Думаю — все прознал. Как я это... стулья-то ворую. Был стул, нету стула. Вместо стула — пустота, стало быть. Вот и пришел — покаяться.
Маршал вдруг осознал, что русский рабочий пришел к нему, точно к батюшке, на исповедь. Смешно или не смешно, но, во всяком случае, ответственно. У человека душа проснулась — значит, надо ему объяснить, как Тора смотрит на волнующую его проблему.
— Но, Алексей, ты ведь знаешь, что красть нельзя. Как же ты забываешь про это?
— А кого бояться? Никто не видит.
— Никто-никто?
— Кроме Б-га, понятно.
— Значит, надо помнить о Б-ге, и тогда не захочется красть.
— А как о Нем помнить-то?
Маршал задумался. Действительно, как помнить? Ему на ум пришли строчки из «Тании». Он взял со стола одну из маленьких фотокарточек с изображением Любавичского Ребе и принялся писать на обороте:
«И вот Б-г Стоит над ним И вся земля полна Славы Его И смотрит на него И проверяет его почки И сердце: Служит ли он Ему Как положено?»
— Вот. Держи, это тебе. Читай каждое утро и каждый вечер вслух по три раза.
— Спасибо. А лицо это чье?
— Праведника.
— Б-жий угодник, значит.
— Я не знаю, что такое «угодник», у нас это называется — праведник.
Алексей положил на стол смятые три рубля.
— Благодарю, я пошел.
— Подожди! Вон в ту коробочку положи, там синагогальные деньги. Да постой, еще что-то тебе скажу.
— А?
— У Баал-Шем-Това... слышал такое имя? Наверное, нет?
— Волшебника?
— Ну, пусть будет волшебник. Был такой добрый волшебник в 17-м веке. А кучера его Алексеем звали. Как тебя.
— А, — он водрузил кепку на голову. — Ну, бывайте. А праведник ваш мне, значит, поможет?
— Поможет.
Продолжение следует
www.moshiach.ru
|
|
| |
Article Rating | Average Score: 0 Голосов: 0
| |
|
|