Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Михаэль ДОРФМАН. ЗДЕСЬ НЕТ ПРОБЛЕМЫ СТАТЬ СВОИМ.

Отправлено от Anonymous - Tuesday, February 15 @ 00:00:00 MSK

Diaspora
350 ЛЕТ ЕВРЕЙКОГО ПОСЛЕНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ


Еврейская история в Северной Америке началась ровно 350 лет назад. Вопреки распространенному мнению, будто первопоселенцами были португальские евреи-сефарды из Бразилии, первыми в Северной Америке появились ашкеназы, выходцы из Северной Германии и Польши. Они прибыли в Новый Амстердам из Голландии через Лондон 22 августа 1654 г. на борту корабля с поэтическим названием «Грушевое дерево». Их отбытие из Амстердама совпало с концом Англо-голландской войны (1652-1654), положившей начало закату Голландской республики. Среди них был и легендарный мясник Ашер Леви, первым начавший борьбу евреев за право жить в Америке и быть здесь равноправными.

Всего через месяц в сентябре на Манхеттене появилась большая группа сефрадов, потомков евреев из Португалии и Северной Африки. Они прибыли на корабле «Санта Катарина» из Ресифе в Бразилии. Незадолго до того португальцы захватили голландские владения в Бразилии и выслали оттуда всех иноверцев – евреев и протестантов. Евреи играли в Вест-индской компании заметную роль, занимались торговлей сахаром, приносившим в те годы сказочные доходы.В Голландии была большая община сефардов, потомков евреев, изгнанных королевскими указами из Испании и Португалии. В Амстердаме община существовала с 1602 г., а в 1675 г в Амстердаме открылась Большая португальская синагога, остававшаяся крупнейшей синагогой Европы в течение 200 лет.

В Новом Амстердаме прибытие большой группы «Португальский исраэлитов» не вызвало восторга. Голландский наместник Питрус Стайвесант жаловлася в Амстердам руководству Вест-индской компании, что у прибывших нет правильных паспортов, и они не принадлежат к христианской религии. Он также опасался, что евреи составят конкуренцию местным жителям. Начальство в Амстердаме не проявило восторга от излишней религиозности своего служаего и категорически приказало «Да будет им позволено приплывать и торговать в Новой Голландии, и также позволено проживать, и поселятся там» на основе «здравого смысла и равноправия». Все религиозные претензии наместника дирекция компании отвергла. Ему было строго предписано «чтоб привлечь туземцев и неверующих к Божьему слову нельзя допускать преследования кого либо из-за его религии и оставить каждому его свободу его совести».

В 1664 г. Новый Амстердам перешел к англичанам, переиоменовавшим его в Нью-Йорк. Новая власть сохранила старые свободные порядки. Вильям Бирд, посетивший город в 1682 г. записал, что «здесьбольше сект и религий, чем в самом Амстердаме» Многие евреи оставили город с голландцами и переселились на Ямайку, но община осталась и синагога «Шаарит Исраэль» - «остаток Израиля» до существует сегодняшнего дня.

Нью-Йорк знал разные времена. Здесь никогда не было спокойно. Расизм и ненависть, нетерпимость, расизм и предрассудки против религиозных и этнических меньшинств никогда не были изжиты. Вместе с тем принесенные голландцами дух свободы и власть закона, никогда не покидали великого города. Они нашли свое завершение в 1791 г. в Первой поправке к конституции, сделанной по предложению губернатора Нью-Йорка Джорджа Клинтона «Конгресс не может издать закон в пользу религии или запрещающий свободное ее исповедание; или ограничить свободу слова, или печати, или право людей мирно собираться, и (право) требовать у власти исправления обид». Не удивительно, что нью-Йорк в течение более ста лет остается домом для крупнейшей в мире еврейской общины. Сегодня в районе Большого Нью-Йорка и в тяготеющих к нему районах Нью-Джреси и Коннектикута проживает свыше двух миллионов евреев.

Со дня прибытия первых евреев в Нью-Йорк в 1624 г. до инаугурации первого в истории города мэра-еврея Эйба Бима в 1974 г. преподали очень важные уроки, которые как никогда актуальны сегодня. Открытость и толерантность стали фундаментальными культурными ценностями, определяющим элементом американской жизни.

Юбилей широко отмечается в Нью-Йорке и не только евреями. Нам хотелось привести мнения не официальных лиц, а двух очень разных евреев, которых мы повстречали в городе.

Даниэль Либескинд – работающий в Германии архитектор с мировым именем, автор известнейших сооружений, выигравший конкурс на восстановление комплекса Всемирного торгового центра, разрушенного террористами 11 сентября 2001 г сказал нам «Здесь действительно великий город. Я впервые попал сюда с мамой и сестрой 14-летним, наверное, одним из последних кораблей эмигрантов. Позже дешевле было уже самолетом. Мы приехали из Польши не зная ни слова по-английски. До того несколько лет мы жили в Израиля. Там создавали нового еврейского человека, и никто не хотел разговаривать с нами по-еврейски. Считалось, что на идише говорят лишь неудачники. Здесь, в Бронксе все нас понимали и нам были рады. Мне тогда казалось, что все американцы – великаны, добрые и состоятельные.... Удивительно, но здесь действительно все оказалось доступно, хотя мало что дается легко».

Сева Бродский, музыкант, 8 месяцев в США, играет в подземке: «Мне здесь нравится. Здесь особая атмосфера. Нельзя сказать, что все прекрасно, а тем более чисто и опрятно. Зато в этом городе нет проблемы стать своим. И здесь живет надежда сделать что-то значительное... Знаете, в Нью-Йорке когда-то жил чешский композитор Дворжак. Он провел здесь три года, немного преподавал, написал, наверное, самую чешскую из своих симфоний, вернулся домой и редко вспоминал свой недолгий американский опыт. Здесь же его запомнили и полюбили. Он тут повлиял на всех: от Гершвина до Дюка Эллингтона. Он тут считается тоже своим, американским».



Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2005
© 2005 by Michael Dorfman. All rights reserved

 
Повествующие Линки
· Больше про Diaspora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Diaspora:
Советская еврейская песня


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.062 секунд