Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 716

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
ВОПРОС ВОСЬМОЙ. КАК НАЧАТЬ ИСПОВЕДОВАТЬ ИУДАИЗМ?

Отправлено от Anonymous - Wednesday, March 30 @ 00:00:00 MSD

Tradition
Глава из книги Д. Прейгера и Дж. Телушкина "Восемь вопросов об иудаизме"




Есть одна популярная история о раввине, который получил новую синагогу. Его отозвал в сторону глава общины и вежливо попросил избегать нескольких "щекотливых" тем во время беседы с прихожанами. Ну, например, сказал глава общины раввину, пожалуйста, не упоминайте о том, что дети должны ходить в еврейскую школу. Почему? Потому что многие дети ходят на уроки музыки и балета, и надо же дать детям хотя бы один вечер для игр, развлечений и отдыха. Не надо также упоминать Шабат — ибо в Америке многие родители вынуждены работать в Шабат, чтобы свести концы с концами... Не надо упоминать законы Кашрута — ибо в нынешнем мире домохозяйке только лишние хлопоты от мытья двух видов посуды... Кроме того, законы Кашрута — это древние правила гигиены, которые сегодня устарели, в магазинах и так все стерильно... Раввин с удивлением выслушал все эти советы и спросил:

"Если мне не следует говорить о еврейской школе, Шабате и Кашруте, о чем же я стану беседовать с прихожанами?"

"О, пожалуйста, — ответил глава общины, — говорите с нами об иудаизме!"


Самуил Дрезнер. Еврейский диетарный закон

ОТНОШЕНИЕ к законам
"ПОКА ЕЩЕ НЕТ"

Когда Франца Розенцвейга, одного из ведущих еврейских мыслителей XX века, спросили однажды, надевает ли он тефиллин (коробочки со священным текстом, которые верующие евреи прикрепляют к левой руке и голове каждое утро), он ответил: "еще нет". В этот момент своей жизни Розенцвейг не чувствовал себя духовно готовым принять традицию прикладывания тефиллин — но он не считал, что эта "неготовность" постоянна и неизменна. Отвечая "пока еще нет" вместо "нет", Розенцвейг просто декларировал свою готовность и желание расти духовно (в лоне иудаизма). Хотя он не был готов в тот момент к принятию этого ритуала, он предвидел день, когда ношение тефиллин станет естественным выражением его духовного роста.

Для выполнения сложнейшей миссии усовершенствования мира евреи должны начать отвечать на вопросы о соблюдении ими еврейских законов как Розенцвейг: "пока еще нет".

— Следуешь ли ты еврейской заповеди отдавать десятую часть своего заработка на благотворительность ("цедака")? — Пока еще нет, но с каждым годом я вкладываю все больше и больше в благотворительную деятельность...

— Соблюдаешь ли ты Шабат в полном соответствии с законом иудаизма — отмечать Шабат как священный день? — Еще нет, но мы уже начали читать "Киддуш" (благословение над вином) и "Биркат Хамазен" (благодарственная молитва после еды) в Шабат. Мы также "освободили" нашу семью и наших детей от отупляющего влияния телевизора, а вскоре мы непременно начнем вести беседы о Шабате с нашими друзьями и родными...

— А сделал ли ты все, что мог, чтобы помочь советским евреям? — Нет еще, но наша семья в полном составе недавно приняла участие в демонстрации в защиту прав советских евреев, и мы переписываемся с еврейской семьей в России, которая ожидает визы в Израиль...

— А соблюдаешь ли ты законы Кашрута? — Нет еще, но мы уже отказались от свинины и раков ... Сущность ответа "нет еще" заключается в том, что еврей пытается соблюдать законы иудаизма, и неважно, вступил ли он на этот путь вчера или "пытается" уже много лет.

— Следуешь ли ты законам цедаки? — Не полностью. Хотя я и отдаю десятую часть своих денег на благотворительность, я не посвящаю этому делу достаточно времени...

Вы, наверное, уже заметили прогресс в приближении к традиции?

— Соблюдаешь ли ты Шабат в соответствии с еврейским законом? — Еще не полностью. Хотя я и моя семья не нарушаем законов Шабата, часто я просто просыпаю половину святого дня, так что я решил теперь начать "хаврута" — изучение традиций Шабата вместе с другом каждую неделю, после посещения синагоги, чтобы быть уверенным, что я не отстану от друзей в изучении иудаизма.

— Сделал ли ты все, что в твоих силах, чтобы помочь советским евреям? — Я еще не сделал достаточно. Это правда, что наша семья неоднократно участвовала в демонстрациях и писала письма "отказникам", но сейчас мы решили вступить в организацию "Студенты в защиту советских евреев" и в "Объединение Советов в защиту советских евреев.

— Соблюдаешь ли ты законы Кашрута? — Мы соблюдаем Кашрут, но не во всех его моральных аспектах. Поэтому мы решили поддерживать все общественные группы, которые требуют запрета бесчеловечных, жестоких методов охоты на диких зверей... Кроме того, так как наш дом находится рядом с университетом и так как мало кто из студентов соблюдает правила Кашрута (может быть, они не знакомы с этими законами, а может быть, кошерная пища слишком дорога для студентов), — мы объявили через местные еврейские группы и раввина в еврейском центре "Гиллель", что наш дом всегда открыт для студентов, желающих соблюдать Шабат или Кашрут вместе с нами... Если бы евреи, индивидуально и коллективно, отвечали "нет еще" — это означало бы для нас, что в поисках Бога и добра все мы "еще не" достигли цели и поэтому нуждаемся в помощи друг друга. Или, перефразируя высказывание профессора еврейской теологии Еврейского объединенного колледжа Якова Петуховского, этот подход к иудаизму создает единство среди евреев, стремящихся к исполнению заветов Бога. Такой подход вдохновил одного раввина традиционной синагоги написать: "Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти "кошер", я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, был случаен и "погоды не делает", но он свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины... Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека еще больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута "не вари теленка в молоке матери"... А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нем человека, серьезно пытающегося жить по заповедям Бога". (Залман Шахтер в книге под редакцией Гиммель-фарба Состояние еврейской веры", стр. 211). Читая эту главу, посвященную практическому исполнению правил иудаизма, не воспринимайте ее как "руководящие указания" и не подумайте, что сами мы строго исполняем все то, что проповедуем. Если бы нас спросили: "А соблюдаете ли вы все то, что рекомендуете в вашей книге?", мы ответили бы "нет еще". Но мы пытаемся и находим все эти незначительные, на первый взгляд, традиции чрезвычайно полезными для понимания еврейского образа жизни и получения эстетического и морального удовлетворения. Этот ответ, безусловно, не исчерпывает всей глубины еврейского Закона, но это — здоровое начало, если у вас хватит силы воли начать с этого.

"Как мне воплотить в повседневной .жизни идеалы иудаизма?" — спросят многие. А вот так — от малого к большему. И да поможет вам Бог.



СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ШАБАТА

Я не думаю, что главной проблемой при неисполнении законов Шабата является "грех". Но я чувствую, что упустил возможность, которая никогда не появится вновь. Шабат, который я пропустил, никогда больше не вернется в мою жизнь. Он потерян для меня навсегда.

Ричард Израэль. Состояние еврейской веры

Лучший способ начать соблюдение Шабата — это оставить вечер пятницы для большого семейного ужина.

Сначала это может быть нелегко, особенно если вечером в пятницу ваши дети бегут куда-то "по делам". Но со временем вы почувствуете, что пятница без семейного ужина в традиции Шабата просто немыслима. Мы предлагаем всего несколько общих правил.

1. Готовьтесь к ужину в пятницу и к Шабату всю неделю. Если у вас есть дети, поручите им небольшие задания — разучить еврейскую песню, стихи или сделать какой-нибудь сувенир для вручения родителям (или детям) во время ужина в Шабат. Старшие дети могут, например, рассказать о прочитанной книге (на религиозную тему) или подготовить дискуссию. Родители должны приготовить для ужина лучшее столовое серебро и лучшую скатерть, детям следует приготовить самую нарядную одежду, чтобы чувствовалось, что Шабат — это особый вечер.

2. Зажгите свечи перед заходом солнца.

3. Благословите детей. Это благословение, читаемое после Кабалат Шабат (вечерней молитвы в пятницу), обычно произносится родителями. Отец (или мать) семейства, или оба родителя, должны поцеловать своих детей и держать их в своих объятиях во время чтения молитвы. Обращаясь к сыну, следует сказать: "Пусть Бог сделает тебя похожим на Эфраима и Менаше", а к дочери —"Пусть Бог сделает тебя похожей на Сарру, Ривку, Рахель и Лею".

Герберт Вейнер, американский раввин-реформист, наблюдая, как пара североафриканских родителей в Цфате (Израиль) читали благословение своим детям, был настолько растроган, что написал позднее: "Я знаком со многими богатыми еврейскими родителями, живущими в благополучных пригородных районах, дающими своим детям все самое лучшее... но ни к кому из них я не испытывал чувство такого уважения, как к этой пожилой супружеской паре в Израиле, предложившей своим детям только благословение". (Из книги Девять с половиной мистиков. Изд-во Холт, Рейнхарт и Винстон, Нью-Йорк, 1969, стра. 257).

Американские евреи, вменившие себе в обязанность благословлять своих детей в Шабат, часто "пожинают плоды" соблюдения этой традиции — дети в ответ благословляют родителей в своих молитвах. В одном еврейском доме мы наблюдали, как озарилось радостью лицо ребенка, когда отец прошептал что-то во время молитвы в Шабат. Когда сосед спросил: "Что папа обещал подарить тебе?", девочка ответила: "Ничего". Это было "всего лишь" благословение! 4. Читайте Киддуш. Молитву Киддуш над чашей вина обычно произносит отец семейства. Когда собирается молодежь в учебных заведениях, где девочки учатся совместно с мальчиками, или во время Шабата вне семьи Киддуш может прочесть любой присутствующий на ужине. Особенно важно научить читать Киддуш детей, чтобы у них возникло ощущение "участия" в общем торжестве.

В конце молитвы Киддуш все присутствующие должны ответить "аминь", после чего чаша с вином идет по кругу, и каждый присутствующий отпивает часть вина из этой чаши.

Киддуш подчеркивает два мотива: на седьмой день мы отдыхаем, подобно Богу, творившему мир шесть дней и отдыхавшему на седьмой; в Шабат мы также "самые свободные" люди, ибо ни на кого не работаем в этот день.

5. Вымойте руки перед тем, как взять халу (специальный сладкий хлеб, приготовленный для Шабата). Многие

евреи ошибочно полагают, что ритуал омовения рук перед халой — это просто гигиенический обычай. Еврейский закон требует, однако, чтобы руки присутствующих на ужине были чистыми (гигиенически) до обряда омовения. Мы погружаем руки в воду и произносим благословение, чтобы придать простому принятию пищи духовный характер. После этого мы разрезаем халу, читая Хамоци — благословение: "Благословен Ты, Господь Бог наш, владыка вселенной, приносящий нам хлеб земли..."

6. В течение всего вечера Шабат рекомендуется петь песни, чтобы подчеркнуть праздничный характер ужина. Этими песнями могут быть либо традиционные "змирот" на иврите, либо любые другие на английском языке, подходящие по теме к празднованию Шабата. Разучить песни можно с помощью кассет и пластинок, изданных в США и Израиле в последние годы в достаточном количестве.

Однажды шестилетняя девочка из еврейской семьи, где не соблюдают Шабат, увидела в нашем доме зажженные свечи, атмосферу радости и веселья вокруг стола, услышала веселые песни и спросила: "В честь чего этот праздник?" — "У нас такой праздник каждую пятницу!" — ответили мы.

7. Читайте молитву Биркат Хамазон — благодарение после еды, обращенное к Богу, давшему нам жизнь, здоровье и пищу в достаточном количестве.

8. Изучайте и обсуждайте тексты религиозного характера во время и после ужина. Как сказано в Талмуде, "Шабат и другие праздники даны Израилю для изучения Торы". Это особенно важно в наше время, когда так много еврейских семей практически невежественны в области иудаизма. Беседа во время Шабата, таким образом, должна носить образовательный характер, вне зависимости от возраста ваших детей и взрослых гостей, чтение Торы и комментариев к ней следует проводить регулярно, пытаясь извлечь из текста этические, нравственные идеалы и нормы поведения. Беседа, описываемая нами ниже, является примером философской и моральной мудрости, которую следует черпать из Торы. Сказание о Содоме и Гоморре, например, в книге Бытие, глава 18, показывает нам, как два ближневосточных города погрязли в пороке и разврате и как Бог принял решение уничтожить эти города вместе с их населением... Далее в главе следует интереснейшее описание спора Авраама и Создателя. Когда Бог поведал Аврааму о своем решении уничтожить Содом и Гоморру, Авраам воспротивился этому: "Разве Судья всего мира не должен судить по справедливости?" — спросил Авраам Бога (18:25). Затем Авраам молил Бога пощадить город, если в нем есть хотя бы 50 праведных людей... Или хотя бы 40... 30... 20... 10... Бог согласился с аргументами Авраама, но когда выяснилось, что во всем городе проживает лишь одна нравственная и праведная семья. Бог все-таки решил уничтожить Содом и Гоморру.

Эта глава из Библии является хорошим примером библейского отношения к проблеме зла, история Содома и Гоморры понятна и детям, и взрослым... Как дети, так и взрослые извлекают из этой истории урок: в мире существуют всеобщие стандарты морали, обязательные как для Содома и Гоморры, так и для нацистской Германии и Советского Союза и прочих тоталитарных государств, где зло именуется "добром", и в конечном итоге зло карается Богом. В поучительной истории Содома и Гоморры есть и другие, более глубокие мысли, обсуждаемые еврейскими философами вот уже многие века.

a. Каков смысл спора между Авраамом и Богом? Имеет ли отношение этот диалог к нашему времени? В каких случаях мы можем противоречить Богу, говоря Ему:

"Судья всего мира не должен ли быть справедливым?"

b. Решение Бога правильно потому, что оно нравственно и отражает добро, или только потому, что так говорит Бог? Эта глава из Библии подчеркивает первый вариант ответа, ибо Авраам явно подразумевает, что решение Бога разрушить Содом и Гоморру основано на нравственном принципе, провозглашенном самим же Богом, то есть оно морально оправдано.

c. Хотя мы читали историю Содома и Гоморры много раз и считали, что все отлично понимаем в этом предании, оказалось, что мы ошибаемся. Недавно мы перечитали главу еще раз с нашими друзьями и обнаружили несколько вопросов, на которые еще не было ответов. Например, мы всегда полагали, что Авраам просил Бога пощадить хороших и праведных жителей этих городов. Но, как отметили наши друзья, если бы Авраам вступался только за хороших людей, он, вероятно, так бы и сказал Богу. Но Авраам нигде так не говорит — он просит пощады для всех жителей порочных городов! И. в качестве оправдания своей просьбы, упоминает "по крайней мере" десять праведников в городе. Почему именно десять? И почему Авраам остановился на числе 10?

Еврейская Библия — самая влиятельная книга в истории человечества. Она не только понятна взрослым и детям — она побуждает людей всех возрастов мыслить о нравственности.

9. Пытайтесь сделать так, чтобы беседа в Шабат носила философский, достойный Шабата характер. Атмосфера за праздничным столом в Шабат должна отличаться от обычного ужина в будний день. Не позволяйте, например, сплетням и слухам испортить праздничное настроение. Для этого следует говорить о проблемах и идеях, а не о людях и их характерах. Если вы будете следовать этому правилу, то скоро заметите, что ваши беседы за обеденным столом стали более содержательными, поучительными и чистыми.

10. Не смотрите телевизор в Шабат. Телевидение развивает пассивность ума. Шабат требует от нас полагаться на наши естественные ресурсы, включая живость нашего ума. Телевидение притупляет ум и убивает время, которое считается священным в Шабат. Опросы общественного мнения показывают, что средняя американская семья проводит более шести часов в день у телевизора! Освобождая себя от телевизионного "рабства", вы сэкономите почти треть суток для активной умственной работы. Шабат не позволяет пользоваться в этот день никакими искусственными "стимуляторами" или "синтетикой". Читайте, гуляйте, пойте, смейтесь и обнимайте близких и родных. Можете поспать в Шабат. Но не сидите молча, вперив взор в экран телевизора!

ОЩУЩЕНИЕ ШАБАТА — МИР И ПОКОЙ

Как мы уже отмечали во второй главе этой книги, задача Шабата — создать ощущение мира на земле, хотя бы. на один день. Если соблюдать Шабат регулярно, вы почувствуете небывалое умиротворение, почти божественное чувство мира и покоя. Мир между людьми. Шабат следует проводить вместе, в компании. Если вы проводите Шабат дома, пригласите знакомых, особенно тех, кто может оказаться одиноким в этот день. Разделяйте радость Шабата с сиротами, вдовами, разведенными и просто с одинокими по разным другим причинам людьми. Если в вашем районе проживает семья иммигрантов, непременно пригласите их! Пригласите студентов, живущих вдалеке от дома и семьи. Пригласите тех, кто никогда еще не праздновал Шабат.

Естественно, часть этого дня вы должны провести наедине с любимыми членами семьи. Семья должна быть вместе хотя бы в этот день недели. Мир между людьми и окружающей средой (природой). Погуляйте на свежем воздухе в Шабат, наблюдая за творениями Бога, но не вмешиваясь в их существование. Не срывайте ни единого цветка в этот день, даже если цветок этот предназначен в подарок близкому человеку. Вы можете любоваться своим садом, но не надо в этот день копать клумбы, сажать цветы, полоть сорняки, удобрять, подрезать кусты или косить траву. Когда вы входите в дом, не ищите глазами, что бы починить или поправить, Шабат не для хозяйственных дел. В Шабат мы не должны вмешиваться в жизнь природы, стало быть, мы не зажигаем огонь — ни чтобы приготовить пищу, ни чтобы закурить сигарету... (Исход 35:2) В Шабат дайте отдохнуть и себе, и природе. Мир между людьми и Богом. Уделите часть вашего времени размышлениям, воспоминаниям и учебе. Будьте внутренне творческими, предайтесь самосозерцанию. Раввин Мозес Тендлер из университета Иешива сказал:

"Шесть дней недели мы занимаемся тем же делом, что и звери — обеспечиваем себе физическое существование. Только на седьмой день, в Шабат, мы провозглашаем

Бога — Творцом, человека — Его творением по образу и подобию Его. Отдыхать в такой день, лежа в гамаке и переваривая обильный обед — это опять-таки подражание животному миру. Но отдыхать, размышляя о сущности Бога и человека, отдыхать вместе с детьми вашими, помогая им в учебе — это сущность еврейского образа жизни". (В книге Гиммельфарба Состояние еврейской веры, стр. 241).



ВОЗМОЖНОСТИ ШАБАТА

Когда вы начнете соблюдать законы Шабата, вам захочется разделить это чудесное ощущение с друзьями и близкими. Шабат предоставляет вам возможность преобразовать духовно этот разобщенный и тревожный мир в гармоничный и мирный. Шабат отвлечет вас от тревожных мыслей о накоплении материальных благ — к накоплению духовного богатства и величия. Помните, чем больше Шабат будет отличаться от прочих дней недели, тем более прекрасным станет он для вас.



ЗАБОТА ОБ ИЗРАИЛЕ

Только в том случае, если в Израиле будет жить много верующих и преданных иудаизму евреев, станет возможным исполнение роли и миссии евреев —создание общества, которое послужит примером и нравственной моделью для человечества. Поэтому "Алия", то есть переселение в Израиль — это одно из многих прочих полезных дел, которые вы можете совершить для еврейского народа, для Израиля и для всего мира. Подобно тому, как норвежец будет более подлинным норвежцем, живя в Норвегии, еврей может наиболее полно вести еврейский образ жизни только в Израиле. Если же ваше переселение в Израиль сейчас невозможно по каким-либо причинам, мы рекомендуем вам следующие дела для выражения своей привязанности к Израилю и заботы о нем.

1. Посещайте Израиль как можно чаще. Путешествуйте по Израилю и знакомьтесь с людьми. Чувствуйте себя как дома. В Израиле вы — дома!

2. Поживите хотя бы год в Израиле. Если вы студент — это очень просто сделать. В израильских университетах, школах, йешивах и прочих учебных заведениях, равно как и в кибуцах, всегда требуются новые люди. Приезжим гостям, выразившим желание поработать в Израиле, всегда предоставляется комната, питание и бесплатные уроки иврита. Если вы ученик средней школы, или если вы учитесь на последнем курсе высшего учебного заведения, — отложите это дело на год для поездки в Израиль. Этот год даст вам гораздо больше в плане познания смысла жизни, чем любая академическая карьера. Год в Израиле полезен и студентам, и взрослым людям любой профессии. Помните: вы проведете один год в единственной еврейской стране, которая имеет возможность построить общество, основанное на идеалах иудаизма. Израиль нужен вам в той же степени, в какой вы — Израилю.

3. Изучите иврит. Знание этого языка поможет вам в Израиле и сделает ваше пребывание там более плодотворным. Многие граждане Израиля владеют английским языком, но иврит — это их первый и родной язык, который вскоре станет вторым языком для всех евреев, где бы они ни жили. Иврит — язык еврейского народа, язык Библии и язык молитв. Знание иврита — первый важный шаг к полноценной еврейской жизни.

4. Изучайте проблемы и новости, связанные с ближневосточным конфликтом. Поддержка права Израиля на существование неизбежно основана на хорошем знании и изучении всех фактов арабо-израильских разногласий. Знание этих фактов, знание правды помогут вам и вашим друзьям успешно противостоять антиизраильской пропаганде. Для начала мы убедительно рекомендуем прочесть "Мифы и факты" — краткое изложение реакции арабского мира и левых движений на возникновение Израиля иего успешное существование. "Мифы и факты" публикуются каждые два года в Ближневосточном докладе, который можно выписать по адресу: 444 Норт Капитол Стрит, Н.В.Вашингтон Д.С. 2001 . Цена каждого сборника — 2 доллара 95 центов. Этот материал обязателен для каждого человека, желающего поддерживать Израиль.

5. Обращайтесь к американцам с просьбой поддерживать Израиль. Постоянно растущий объем пропагандистской литературы против Израиля, издаваемой как в арабском мире, так и "левыми", вынуждает нас обращаться не только к политическим деятелям, но и- к простым американцам с призывом поддерживать Израиль и объяснять, что такая поддержка отвечает экономическим и стратегическим интересам США и, кроме того, является морально оправданной политикой. Защитники Израиля должны находить время и возможность выступать с лекциями и участвовать в диспутах в частных клубах, общественных организациях, церквях, школах, университетах и т.д.

Ричард Ривес, американский журналист, нееврей по национальности, критиковал американских евреев за то, что они обращаются только к вашингтонским бюрократам и к еврейской общественности с призывами о поддержке Израиля. "Настало время для всех американских евреев активно выступать в поддержку Израиля и не испытывать при этом никакого стеснения или самоуничижения", — писал Ривес в журнальном приложении к Нью-Йорк тайме 23 декабря 1974 года. Если мы не сможем организовать всенародную поддержку Израиля в США, общественность Америки будет слышать лишь голос "левой" и арабской пропаганды, финансируемой нефтяными суперкорпорациями.

6. Поддерживайте тех политических кандидатов, которые выражают озабоченность проблемой Израиля и проявляют нравственное отношение к ней. Поддерживать таких кандидатов на выборах следует не только финансовыми пожертвованиями на их предвыборную кампанию, но также прямым участием в их политической и организационной деятельности. Поддерживайте тех кандидатов, которые обещают не связывать вопрос о безопасности Израиля с "двойственной лояльностью" или с сиюминутными политическими соображениями. Любой кандидат, который ратует за прекращение американской помощи Израилю и поддержки его — единственной демократической страны на Ближнем Востоке — нравственно недостоин и не заслуживает того, чтобы занимать политический пост в демократической Америке!

7. Вносите денежные пожертвования в Юнайтед Джуиш Аппил, в фонды помощи Израилю и т.п. В прошлом по меньшей мере половина американского еврейства щедро помогала Израилю. Нынешнее тревожное положение на Ближнем Востоке требует увеличения этой помощи. До сих пор нам не приходилось встречать евреев, которые пожертвовали бы своим отпуском на курорте или очередной дорогой покупкой для того, чтобы внести деньги в один из фондов помощи Израилю. Несомненно, в связи с временными экономическими трудностями (инфляция, спад производства) некоторым евреям сделать это будет нелегко. Но тут речь идет не о простой благотворительности: цедака — это не щедрость, а исполнение нравственного долга.



ПОМОЩЬ СОВЕТСКИМ ЕВРЕЯМ

Одной из характерных черт мирового еврейства является помощь другим евреям, где бы они ни проживали. Благодаря этой помощи и поддержке евреев всех стран советские евреи, к счастью, были ограждены от инспирируемых советскими властями антисемитизма и насилия. Более 200 000 советских евреев смогли выехать из СССР с 1970 года. Эта помощь должна продолжаться во имя миллионов евреев, все еще живущих в СССР. В США существует несколько независимых групп и организаций, работа которых направлена на поддержку советских евреев. Первой из них является нью-йоркская организация "Студенты в борьбе за советских евреев". Созданный ими центр для русских евреев находится по адресу: 210 Вест 91 Стрит, Нью-Йорк, 10024. Этот центр возглавляют Яков Бирнбаум и Гленн Рихтер. Оба они — неустанные работники, "современные святые". Бюджет центра составляет всего 100 000 долларов, но проводимая им работа просто бесценна. Центр организует демонстрации, связывается по телефону с СССР, информирует американское и советское еврейство о последних случаях притеснения евреев советскими властями и т.д. Вторая исключительно важная группа — "Объединение Советов в защиту советских евреев" — имеет свои филиалы во всех штатах Америки. Объединение имеет весьма скромный годовой бюджет, но, тем не менее, развивает бурную деятельность в поддержку советских евреев.

В какой бы общественной еврейской организации вы ни состояли, чрезвычайно важно поддерживать связь с "Национальной конференцией по проблеме советского еврейства" (10 Ист 40 Стрит, Нью-Йорк 10017) и активно участвовать в ее деятельности.

Чтобы действенно помогать советским евреям, нужно, конечно, стать членом какой-либо из вышеупомянутых организаций. Но и в личном, индивидуальном плане вы можете оказать большую помощь, если последуете нашим советам:

1. Политическое давление. Поддерживайте тех политических кандидатов, которые хотя бы выражают озабочея-ность судьбой советских евреев и высказывают поддержку идее свободной эмиграции евреев из СССР. Напишите письма благодарности таким кандидатам. Установите связь с другими нееврейскими организациями, выступающими в защиту прав всех советских граждан на свободу вероисповедания и свободу передвижения.

2. Установите почтовую переписку с советскими евреями. Это можно делать коллективно или индивидуально. Адреса для переписки можно получить в вышеупомянутых организацях и их филиалах в США. Особенно важна переписка с "отказниками" в СССР — для поддержания их морального духа. Когда один из авторов этой книги был в Новосибирске в октябре 1973 года, местный еврей, Исаак Полтинников, с гордостью показал ему свое "богатство" — сто писем из различных стран мира, включая 15 из США. В то время доктор

Полтинников уже третий год был на положении "безработного", с того момента, когда он с семьей выразил желание выехать в Израиль и обратился в ОВИР за выездной визой. Его жена Ирма и дочь Виктория подвергались все эти годы небывалым притеснениям и оскорблениям...

Переписка с внешним миром давала семье Полтиннико-вых чувство моральной силы: пусть их притесняли в СССР, но за пределами страны были люди, любящие их и готовые помочь, чем смогут. История Полтинниковых типична для советского еврейства: 9 лет добивались выездной визы, и только в 1979 году власти дали разрешение на выезд! Ирма и Виктория решили, что КГБ просто провоцирует их, и не пошли в ОВИР получать документы. Ведь неоднократно бывали случаи, когда КГБ использовал вызов в ОВИР, чтобы "удобнее" было арестовать. Полтинниковых и так уже неоднократно вызывали в КГБ, допрашивали, арестовывали по разным поводам и даже убили их собаку... Наконец, Иса&к выехал, пообещав связаться с семьей, как только прибудет в Израиль. Исаак писал из Израиля, но советские власти не разрешили Ирме и Виктории воссоединиться с отцом и мужем! Вскоре Ирма заболела и умерла от плохого питания (она боялась выходить из дому даже за продуктами), а дочь доктора Полтинникова Виктория покончила жизнь самоубийством.

Письмо, отправленное каждому советскому "отказнику", не только придаст ему (или ей) моральной силы выдержать все ужасы тоталитарной системы. Письмо это дает понять самой системе, что у советского еврея есть друзья, что он — "международно известная личность". Любой акт насилия против такого "отказника" станет известным за пределами СССР. Такая политика и такие письма, к счастью, спасли жизнь многим советским евреям.

3. "Усыновите" семью советского еврея! Существует определенная процедура такого "усыновления": сначала следует обратиться в одну из вышеуказанных организаций и получить адрес семьи и разъяснения — какие письма следует им писать, какие посылки отправлять, какую еще помощь можно оказывать, финансовую или политическую. Ваша помощь такой семье чрезвычайно важна. Ваши связи могут стать прочными и постоянными и, в случае выезда семьи из СССР, вы сможете продолжать дружить в течение всей жизни!

Так как "усыновление" семьи советского еврея связано с определенными материальными обязательствами, легче всего это сделать группой — или в качестве члена какой-либо еврейской организации.

4. Организуйте демонстрации. Один из советских представителей в ООН однажды заявил в неофициальной беседе: "Почему мы должны менять нашу политику в отношении советских евреев? Мы проводим эту политику вот уже пятьдесят лет — до того, как они (американские евреи и международное еврейство) начали устраивать свои демонстрации. Наша политика останется неизменной и после того, как эти демонстрации прекратятся". Задача мирового еврейства — убедить советские власти, что демонстрации будут продолжаться до тех пор, пока в СССР насильно будут удерживать евреев, желающих покинуть эту страну. Где бы ни появлялись советские представители, местные еврейские организации обязаны напомнить им, что мы никогда не забудем и никогда не оставим без помощи жертв советского режима. Это также относится и к визитам "культурного" обмена: где бы ни появлялся Большой театр, например, в какой бы свободной стране ни проходили гастроли советских артистов, евреи должны встретить их демонстрациями и листовками, а также другими мирными видами протеста. При этом следует дать понять, что мы не против их искусства, мы не виним самих артистов в злодеяниях их советских хозяев — но мы понимаем, что советские власти рассматривают "культурный обмен" как средство политической и идеологической пропаганды. Более того, когда группы советских артистов возвращаются домой, власти в СССР тщательно анализируют политический эффект гастролей. Если в каждом городе, куда приезжают советские артисты, их будут встречать демонстрации протеста, как это и происходило все последние годы борьбы за свободу эмиграции из СССР, то в конце концов власти осознают, что для Советского Союза политически более выгодно предоставить советским евреям свободу выезда. Это также касается всех политзаключенных, всех узников совести, таких, как Анатолий Щаранский, отсидевший долгий срок заключения по смехотворному обвинению в "шпионаже в пользу ЦРУ". Советские власти были вынуждены освободить Щаранского, уступая давлению мирового общественного мнения. Демонстрации должны продолжаться несмотря на то, что более 200 тысяч советских евреев получили возможность покинуть СССР. Несомненно одно: если демонстрации прекратятся, власти в СССР остановят эмиграцию евреев, как это наблюдалось в восьмидесятые годы. Важно также понять, что демонстрации — дело всей еврейской общественности, а не только политически активных и сознательных студентов и активистов. Двое евреев, приговоренных к смертной казни в Ленинграде в 1970 году, были бы непременно расстреляны, если бы не демонстрации протеста, ьез демонстрации такие узники совести, как Сильва Залмансон и ее муж Эдуард Кузнецов, до сих пор прозябали бы в ГУЛАГе, если бы вообще были оставлены в живых... В результате демонстраций они и многие другие советские евреи живут сегодня в свободном мире. Итак, демонстрации имеют чрезвычайно важное политическое значение.

5. Помогайте советским евреям в процессе иммиграции и абсорбции. Наши обязательства по отношению к советским евреям не заканчиваются после их отбытия из СССР. Надо помнить, что эти эмигранты были фактически отрезаны от традиций иудаизма последние 70 лет. Еврейская общественность обязана помочь им ассимилироваться в своей среде и принять еврейский образ жизни — как свой родной. Мы обязаны предоставлять стипендии детям эмигрантов, обучающимся в дневных еврейских школах, поощрять советских евреев принимать более активное участие в жизни еврейской общины и посещать синагогу. Мы должны открыть для них наши дома, особенно в дни религиозных и исторических праздников и, конечно, в Шабат.

6. Молитесь за советских евреев. Хасидский раввин однажды заявил, что как Тора становится "ненастоящей", если в тексте пропущена хотя бы одна буква, так и народ Израиля не может считать себя "полным", пока в него не влились все "отсутствующие" евреи. Пока три миллиона советских евреев будут продолжать "отсутствовать", наш долг — постоянно вспоминать об их судьбе в наших молитвах при каждом соответствующем случае, во время религиозных праздников в особенности (Песах, праздник свободы — один из таких уместных случаев). Мы должны постоянно помнить, что сорок лет тому назад почти треть евреев стала жертвой Катастрофы. Пятая часть еврейского народа, проживающая под тоталитарными коммунистическими режимами, находится сегодня под угрозой уничтожения.



"ЛАШОН ХА-РА" (СПЛЕТНЯ — ЕСЛИ ПРАВДА, КЛЕВЕТА — ЕСЛИ НЕПРАВДА)

Хаффетц Хаим, выдающийся еврейский ученый из Литвы, живший в Х1Х-ХХ веках, один из руководителей восточноевропейского еврейства, настаивал на том, чтобы каждый раввин пообещал никогда не сплетничать и не клеветать — ибо эти пороки так же греховны, как употребление в пищу свинины.

Лев Катц. Тенуат Ха-Мусар

Хасидская легенда повествует о человеке, который злословил в общине о своем раввине. Однажды, почувствовав раскаяние, он попросил прощения у раввина, заявив, что готов понести любое наказание за свои слова. Раввин сказал ему: "Вот твое наказание — разорви несколько пуховых подушек и пусти перья по ветру". Когда раскаявшийся еврей сделал это и вернулся к раввину за прощением, раввин сказал ему: "А теперь пойди и собери все перья... Хоть ты и раскаялся, хочешь исправить свое поведение и устранить вред, который нанес своей болтовней — это так же невозможно, как собрать все перья из подушек!" (Цитируем по книге Хаима Донина Быть евреем, изд-во Базик Букс, Нью-Йорк, 1972, стр. 52-53).

Эта легенда говорит о вреде сплетен и слухов. Сплетни наносят непоправимый вред. Они могут погубить жизнь и репутацию человека. Несмотря на тот факт, что большинство людей отлично понимает вред сплетен, мы совершаем этот грех "лашон хара" почти ежедневно! В книге Левит (19:16) Библия приказывает нам: "Не ходи, разнося сплетни среди своего народа". Слово "сплетник" на иврите означает также "мелкий торговец", который ходит из дома в дом, "продавая" и "покупая" сплетни, словно товар. У сплетника, как правило, та же ментальность, что и у мелкого торгаша: в обмен на порочащие кого-либо слухи и сплетни он ожидает взаимной интимной информации, опять-таки отрицательного характера.

Сто лет тому назад ученый раввин Хаффетц Хаим написал целый том в 200 страниц, посвященный еврейским законам и правилам, предписывающим нам, что можно и чего нельзя говорить об окружающих и о близких людях. Президент университета Иешива Норман Ламм так охарактеризовал эту книгу: "Это не просто список нарушений правил, дабы показать эрудицию автора и произвести впечатление на правоверного читателя. Это смелый акт разоблачения тех общественных недостатков, которые приносят зло обществу и приводят к пагубным последствиям". (Норман Ламм, редактор. Хорошее общество. Издательство Викинг, Нью-Йорк, 1974, стр. 59.)

Сплетничество имеет навязчивый характер — его трудно остановить. Но вред от него, в частности, дискредитация хороших людей, разрушение дружеских связей, ухудшение отношений в семье, заставляет нас отнестись к этому пороку очень серьезно. Чтобы стать хорошим евреем, порядочным человеком, необходимо избавиться от этого греха. Для осознания порочности "лашон хара" и для избавления от этого недостатка мы предлагаем следующие шаги:

1. Обсуждайте, сколько хотите, проблемы и идеи, не касаясь жизни конкретных людей вашего окружения.

2. Иногда необходимо выявить недостатки людей (например, в рекомендательных письмах или характеристиках). Это — единственное исключение. Общим правилом должно быть: не передавайте отрицательной информации о людях, если эта информация не имеет жизненно-важного значения для тех, кому вы ее передаете (например, для работодателей).

3. Так как сплетничание — большое искушение, контролировать которое весьма трудно, ограничьтесь разговорами о самом близком человеке (скажем, о вашей жене, или о вашем муже), и на этом остановитесь.

4. Старайтесь проводить меньше времени с теми людьми, которые любят сплетничать. Выбирайте компанию людей, ведущих более серьезные разговоры. Если это невозможно, старайтесь переменить тему разговора. Если надо, объясните причину вашего нежелания участвовать в сплетнях. Старайтесь, если только это возможно, не обидеть сплетника. Но помните — лучше обидеть сплетника, нежели допустить дискредитацию людей, ставших объектом сплетен. Помните также, что, участвуя в сплетнях, вы сами, вероятнее всего, можете стать их объектом.

Если вы замечаете, что большинство ваших друзей страдают недугом болтовни, ограничьте количество друзей, предпочтя количеству качество. Следует выбирать друзей, от общения с которыми мы становимся добрее и лучше.

В следующий раз, когда у вас появится непреодолимое желание поговорить о недостатках людей, вспомните слова учителя-раввиниста и моралиста Израэля Салантера: "Обычно мы озабочены своим материальным благосостоянием (в первую очередь), а затем — спасением душ и "исправлением" поведения соседей. А следует делать наоборот — спасайте свою собственную душу и заботьтесь о материальном благополучии соседей".



БЛАГОСЛОВЕНИЯ, МОЛИТВЫ И ТЕФИЛЛИН

"Благословения учреждены раввинами как метод направления мыслей человека к присутствию Бога в любое время, чтобы они находились, таким образом, в постоянном контакте с Создателем". (Пинхас Пели. Благословения — путь к молитве, журнал Традиции, осень 1973 г., стр. 65.)

Авраам Хешель отмечал, что когда мы выпиваем простой стакан воды, "мы напоминаем себе о вечной загадке творения — "Благословен Ты... от слова которого все вещи мира пришли к бытию..." Тривиальный акт — и приобщение к божественному чуду Всевышнего. Желая съесть плод, или хлеб, вдыхая аромат вина... или созерцая деревья в пору цветения, или читая Тору, или участвуя в мирском познании... мы учимся ощущать Его имя. Его присутствие... Вот это и есть одна из целей еврейского образа жизни: чувствовать скрытую любовь и мудрость во всех окружающих нас предметах." (Бог в поисках человека. Изд-во Фаррар, Штраус и Жируа, Нью-Йорк, 1955, стр. 45-50.)

Каждый еврей, который присоединился к традиции произносить "брахот" (благословения), постоянно ощущает таинственность и грандиозность всего сущего, постоянно осознает тот факт, что мы — не владельцы этого мира, а только лишь временные его хранители, постоянно ощущает, что не всем дана эта честь. Благословение — это гарантия того, что религия является активной силой в жизни человека постоянно, а не только во время религиозных праздников. Самым авторитетным сборником брахот и молитв является Сидур (молитвенник). Сидур — это как бы маленькая энциклопедия еврейской жизни. Хаим Донин писал: "Сидур — это и учебник, и молитвенник. Это и учитель нравственности, и кодекс этических правил. Сидур также — кладезь премудрости и советов на все случаи жизни человека. Сидур определяет как права, так и обязанности верующего". (Быть евреем, изд-во Базик Букс, Нью-Йорк, 1972, стр. 180). Начинайте трапезу всегда с провозглашения Хамотци — благословения хлеба: "Благословен, Ты, Господь Бог наш, владыка вселенной. Который приносит нам хлеб от земли". Постарайтесь выучить Биркат Хамазон (благодарение после еды) и заставьте себя выучить несколько других благословений. (Существуют, например, благословение при надевании нового платья (костюма), благословение при встрече великого мудреца (еврея или нееврея), благословение при созерцании чудес природы.) Хотя брахот и молитвы можно произносить на любом языке, предпочтительно и более вдохновляюще читать Сидур на иврите — родном языке Сидура. Приучите себя начинать каждый день молитвой. Как мы отмечали во второй главе этой книги, выражение "л-хит-паллель" (молиться) в дословном переводе означает "судить себя". Можно ли найти более полезное начало для каждого дня, нежели проведение нескольких минут в критическом самоанализе?! Необходимой частью каждой утренней молитвы ("Шахарит" на иврите) является прикладывание тефиллин (небольших коробочек с текстом выдержек из Торы) к сердцу и голове молящегося. Это как бы дает "духовную ориентацию" на весь грядущий день. Великий скульптор Жак Липшиц, еврей, не следовавший традициям иудаизма, получил на старости лет ценный совет от Любавического реббе — начать надевать тефиллин. Липшиц описал позднее эффект этого религиозного акта:

"Я молюсь каждое утро. Это помогает мне. Молитва приближает меня к Богу. Я среди своего народа, я говорю с Богом, и хоть я не смею обращаться к Нему с личными просьбами — я говорю с Ним! Он дает мне силы на целый день... Я не могу больше жить без этого". (Из журнала Реконстракшенист, февраль 1974, стр. 20.)



ЦЕДАКА

"Все в творении Божием имеет назначение и смысл", — сказал хасидский реббе своим ученикам. "В таком случае, — возразил один из учеников, — каков смысл ереси и отрицания существования Бога?" "Апикорсус (ересь) и в самом деле имеет смысл, — ответил реббе, — ибо когда ты встречаешь человека в нужде, ты воображаешь, что Бога нет, и должен помочь этому нуждающемуся человеку сам, без помощи Бога".

Цедака часто и ошибочно переводится с иврита как "доброта" или "благотворительность". Слово это — производное от слова цедек, справедливость. Цедака отличается, таким образом, от английского слова (или слова на любом другом языке), означающего только "щедрость" и не носящего оттенка "долг" — долг справедливости. Если кто-либо отказывается быть щедрым, мы называем его эгоистом. В иудаизме, однако, Цедака — это акт справедливости, совершение которого является моральным долгом каждого. Еврей, который не совершает Цедаки, ведет себя несправедливо. Тора установила закон Цедаки более трех тысяч лет тому назад. В соответствии с законами Торы, каждый седьмой год все люди должны иметь равный доступ к владению землей, владелец земельного надела не должен забирать весь урожай себе, он (владелец) даже не имеет права решать, каким именно бедным людям (друзьям или родным владельца) будет отдана часть его урожая (Левит 25:1-7). Более того, каждый третий год каждый человек обязан отдать десятую часть своего дохода в пользу бедных и неимущих, а последующие два года — "когда собираешь урожай с земли твоей, не собирай урожая по краям поля твоего, и не коси близко к углам поля, и не собирай упавших колосьев... Не собирай полностью урожай с виноградника твоего и не собирай упавших плодов — оставь все это для бедных и странников". (Левит 19:9-10).

Следует отметить не только гуманность библейских заветов, но также и то, что иудаизм строго определяет степень благотворительности. Иудаизм не полагается только на щедрость вашего сердца, он точно и конкретно определяет размер этой благотворительности. Еврей обязан отдавать на дело благотворительности десятую часть своего дохода. Те, кто не в состоянии выделить десятую часть, должны стремиться отдать как можно больше, выделяя при этом часть своего времени на благотворительные дела.

Более полное изложение законов Цедаки и системы этических правил иудаизма вы найдете в приложении в конце этой книги.



ЕВРЕЙСКАЯ ДНЕВНАЯ ШКОЛА

Еврейское образование необходимо как с моральной, так и с религиозной точки зрения. Только серьезное еврейское образование подготавливает молодых евреев к полному принятию еврейских нравственных ценностей. Сегодня мы живем в открытом обществе, где нам предоставлены всяческие возможности, от неограниченного самоудовлетворения до полного самоограничения, практикуемого некоторыми религиозными культами. Почему молодые евреи должны избрать именно еврейские нравственные ценности, о которых они не имеют понятия? Иудаизм — это не "вера", во всяком случае, не только вера, и это не просто вопрос об "ощущении" себя евреем — хотя и это весьма важно. Иудаизм состоит из народа со своим уникальным национальным самосознанием, историей, языком, праздниками и со своим морально-религиозным мировоззрением и образом жизни. Молодые евреи обязаны знать все это, их следует учить всему этому, в противном случае они вырастут и обретут самосознание, которое сами вряд ли смогут понять и оценить. Еврей, выросший в неведении об иудаизме, понимает, что он отличается от прочих людей, но не знает, почему это так.

Главная причина необходимости строгого еврейского образования заключается в том, что она гарантирует — еврейские дети станут взрослыми евреями. Если юным евреям не преподавать науку "как быть евреем", у них не будет ни малейшей причины оставаться таковыми. Именно поэтому в наши дни тысячи молодых евреев незаметно отошли от своей принадлежности к еврейскому народу. Если нет веского основания быть "отличным" от других, появляется много причин "быть таким, как все". Существует лишь одно учреждение, где ваши дети смогут изучать как еврейские предметы, так и нееврейские дисциплины, где они будут окружены радостной атмосферой еврейского коллектива, где они поймут, что для их родителей очень важно, чтобы они были воспитаны, как евреи, где они серьезно изучат историю еврейского народа, не менее важную, нежели история христиан-пилигримов, основавших первую английскую колонию в Америке. Таким учреждением является еврейская дневная школа.

Только в еврейской школе еврейский ребенок сможет понять, что означает быть евреем. Пятиклассники в еврейских школах говорят на иврите и знают иудаизм гораздо лучше, чем студенты высших учебных заведений, ограничившие свое еврейское образование уроками при синагоге. В еврейской школе Моисей так же важен, как президент Вашингтон. Но что самое главное —у ребенка, посещающего еврейскую школу, есть необходимые условия для обретения еврейского самосознания: окружение и поддержка старших школьников и одноклассников, которые тоже постигают опыт иудаизма вместе с вашим ребенком. Ваш сын (или дочь) не окажется в одиночестве, если предпочтет ужин в Шабат молодежной вечеринке или хоккейному матчу. Ваши дети не будут печалиться о том, что "пропустили" веселье Рождественских праздников: у них будет достаточно праздников - каждый Шабат, не считая всех прочих еврейских праздников, в году а…

Существует несколько популярных и распространенных возражений против еврейских дневных школ. Самое распространенное из них: у наших детей по окончании еврейской школы будут трудности в общении с окружающими их сверстниками-неевреями. Авторы этой книги — выпускники еврейской школы. Мы уверены, что вышеизложенное возражение несправедливо. По нашим наблюдениям, выпускники еврейских школ демонстрируют более высокие академические успехи и позднее — в университетах и колледжах. За небольшим исключением ультраортодоксальных школ-йешивот, выпускники большинства еврейских школ отлично "вписываются" в любую молодежную и студенческую среду. Более того, дети, получившие еврейское образование и усвоившие этические нормы поведения, устанавливают более здоровые и честные отношения со своими нееврейскими однокурсниками, нежели те еврейские юноши и девушки, которые упустили возможность получить еврейское образование.

Второе возражение: еврейская школа прививает детям "провинциальное", не "универсальное" мировоззрение. "Мы должны воспитывать наших детей в духе всемирного братства путем ознакомления их с различными культурами -и традициями, вместо того чтобы "изолировать" их от мира в тесном "еврейском мировоззрении". Эта проблема уже подробно обсуждалась нами в седьмой главе книги. Нам кажется, что такое возражение свидетельствует о неправильном понимании слова "универсальность". Воспитание еврейского ".ребенка под влиянием многочисленных культур, но без глубокого знания своей собственной, приводит обычно к утере всяческих национальных корней вообще. "Универсалиста" из такого ребенка не получится! Еврей, безусловно, должен знать прочие культуры и быть знаком с их проблемами в "универсальном, мировом масштабе", но он прежде всего обязан познать себя и свою культуру, если он, как еврей, собирается внести вклад в культуру мировую.

Третье возражение (против посещения еврейских школ): многие родители находят обучение в еврейских школах слишком дорогим. И они правы (хотя многие еврейские школы предлагают ученикам стипендии). Мы считаем, что Еврейская федерация должна оказывать финансовую помощь еврейским дневным школам. Следует также пересмотреть обязанности прочих еврейских филантропических организаций по отношению к еврейскому образованию. Чтобы американское еврейство выжило и сохранилось, первейшей обязанностью всевозможных групп по сбору фондов должна стать обязанность создания и поддержки еврейских средних школ и высших учебных заведений, а также- привлечения в эти школы наиболее талантливых преподавателей. Родители, однако, должны сами определить, что для них важнее — стоимость образования их детей или еще большая цена отчуждения от еврейской культуры? Последнее возражение: "наши дети будут слишком еврейскими". Это, конечно, очень эмоциональное возражение. Если под термином "слишком еврей" подразумевается лучшее знание еврейской культуры (по сравнению, скажем, с родителями), то возражение это видится нам не как возражение против самой еврейской школы, а возражение против более высокого уровня знаний в области еврейской культуры. В таком случае это возражение — лишь маскировка более простой вещи: многие родители совсем не придают большого значения иудаизму и еврейскому самосознанию своих детей. Однако если родители способны беспристрастно проанализировать свои -возражения, то они найдут массу доводов "в пользу" обучения своих детей в еврейских школах. Существует большой выбор еврейских школ — реформистские, консервативные, ортодоксальные. Есть также школы, не имеющие религиозной ориентации. Нам кажется, что "возражающим" родителям нечего опасаться. Не исключена возможность, что под влиянием своих детей они сами приобщатся к иудаизму, и их семьи, собираясь за праздничным столом в Шабат, станут более дружными и прочными.

Мы обязаны учить наших детей добру посредством иудаизма. И хотя дом и семья являются главным источником доброты, родители порою тоже нуждаются в "помощи", которую им может оказать еврейская школа.



ЧТО ЧИТАТЬ ОБ ИУДАИЗМЕ?

Как сказано в Наставлениях отцов (2:5), "невежда не может быть праведным человеком". И не потому, что он, невежда, не желает творить добро, а потому, что он не знаете что такое добро. Чтобы вести себя по-еврейски, следует знать, что такое иудаизм и чего он требует от человека. В этой главе нашей книги мы даем список и краткие аннотации книг, которые помогут нашим читателям узнать, что такое "быть евреем". Рассматриваемые нами книги отражают различные религиозные и философские взгляды на иудаизм. -В конце главы мы приводим подробную библиографию на английском языке.



ЕВРЕЙСКАЯ МЫСЛЬ

Мы настоятельно рекомендуем читать книги и статьи Элиезера Берковица, бывшего профессора еврейской философии в Еврейском теологическом колледже. Ныне Берковиц — писатель, живет в Иерусалиме и считается одним из наиболее динамичных мыслителей и представителей еврейства. Работы Берковица рациональны, но полны чувств... они написаны на высоком академическом уровне, но в то же время доступны пониманию любого читателя. Наиболее впечатляющая книга Берковица -"Вера после Катастрофы". Глубокие размышления об иудаизме содержатся в его работе "Бог, человек и история". Его статьи на актуальные темы, а также о событиях еврейской современной жизни можно найти в журналах "Иудаизм" и "Традиция". Луи Джейкобс пишет книги с обманчиво-простыми заголовками, но они свидетельствуют о небывалой эрудиции автора во всех областях еврейской мысли. Особенно содержательны примечания и сноски в книгах Джейкобса.

Луи Джейкобс обладает даром писать о вещах, о которых уже было написано сотни и тысячи раз, и тем не менее находить в них нечто новое, свежее и оригинальное. Примером такой работы является его книга "Еврейские ценности" (ЛеутЬ Уашеа). Еще одна важная работа — "Принципы еврейской веры", в которой Джейкобс делает обзор еврейской научной и религиозной мысли за последние двести лет и показывает преемственность "тринадцати принципов Маймонида" в нынешней еврейской философии. Его замечательные книги "Еврейский закон". "Еврейская мысль сегодня", "Еврейский анализ Библии" и "Еврейская этика, философия и мистицизм" хороши как для учеников средней школы, так и для взрослых.

Американское еврейство многим обязано Мильтону Гиммельфарбу. Его статьи о современной жизни американских евреев и критические обзоры регулярно публикуются в журнале "Комментарии". В 1966 году Гиммель Фарб попросил 38 виднейших еврейских мыслителей, представителей как консервативной, так и реформистской и ортодоксальной школ в Америке, изложить свои взгляды на еврейский Закон, на вопрос об "избранности" евреев и на тему "смерти Бога". В результате этого была написана книга "Состояние еврейской веры" (антология под редакцией Мильтона Гиммельфарба). Книга Уилла Херберга "Иудаизм и современный человек" является самым глубоким анализом значения иудаизма для современного общества. Профессор Херберг, проделавший путь от марксизма к иудаизму, обладает обширными познаниями в области общей философии и политической экономии. Каждая страница его книги содержит впечатляющие примеры ума и эрудиции ученого.

Книга Германа Вука "Это мой Бог" — автобиографический очерк о человеке, жизнь и философия которого подверглись значительным изменениям под влиянием иудаизма. Ву к, один из популярных романистов сегодняшней Америки, строго соблюдает еврейские традиции и проводит по крайней мере один час в день, изучая Талмуд. Хаим Гринберг, видный еврейский мыслитель, журналист и общественный деятель, умер в 1953 году. К сожалению, многое из написанного им забылось в наши дни. Однако современный читатель найдет для себя "нового пророка" в лице Гринберга, особенно после прочтения его книг "Внутренний глаз" в двух томах и "Антология Хаима Гринберга". В середине тридцатых годов Хаим Гринберг нашел в себе мужество "пойти против течения" — он осудил сталинский террор в то время, когда многие западные либеральные мыслители замалчивали это преступление века. В 1943 году Гринберг осудил американское еврейство и его лидеров за пассивность и моральное банкротство перед лицом угрозы, нависшей над европейским еврейством. В 1951 году Хаим Гринберг с таким же мужеством критиковал сионистов за отход от идеалов иудаизма. Все его книги написаны с необычайным мужеством, прозорливостью и любовью, что делает его достойным звания "Исайи нашего времени".

Книга Виктора Франкля "Человек в поисках смысла" — это попытка найти психологический путь, равнозначный религиозному, в поисках смысла бытия. Признавая важность работ Фрейда, придававшего большое значение "сексуальной движущей силе", и Адлера, анализировавшего стремление человека к власти, Виктор Франкль предлагает еще один мотив человеческого существования — поиски смысла жизни. Его книга весьма эмоциональна и производит глубокое впечатление еще и потому, что философские размышления в ней перемежаются с автобиографическими зарисовками — большая часть его размышлений о "логотерапии" была создана в годы, когда Виктор Франкль находился в нацистском концлагере.



КНИГИ ПО ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ

Многие евреи выражают чувство гордости, говоря об истории евреев, несмотря на то, что сами знают о ней слишком мало. Мы ограничим наш список книг по истории только наиболее популярными работами. Мы надеемся, что по прочтении рекомендованных нами книг читатель сам воспользуется обильным библиографическим материалом, который приводится в этих книгах. Таким образом, наш список — лишь "введение" в еврейскую историю.

"Великие эпохи и идеи еврейского народа", редактор-составитель Лео Шварц, — это однотомник, в который вошли работы самых видных еврейских историков о различных эпохах еврейской истории — от библейских времен, через Талмуд и средневековье вплоть до нашего времени. На наш взгляд, книга Лео Шварца — наиболее содержательный и компактный однотомник еврейской истории. Книга под редакцией Луи Финкельштейна "Евреи" — еще. одна антология научных работ и статей по истории евреев. Недавно она была издана в бумажном переплете в трех томах с подзаголовками "Их история", "Их роль в цивилизации" и "Их религия и культура". Масштаб этого трехтомника шире по сравнению с книгой Лео Шварца, а многие статьи, включенные в него, являются шедеврами исторического анализа. Отметим еще ряд учебников по современной истории евреев. Ховард Морлей Сахар написал "Курс современной истории евреев", содержащий обширную информацию о движении за эмансипацию евреев и об их роли в нынешнем мире. Эта книга, пожалуй, является наилучшей однотомной энциклопедией современной еврейской истории, хотя и слабовата в отношении анализа развития иудаизма. Для более подробного ознакомления с развитием религиозной мысли за последние два века мы рекомендуем книгу Джозефа Блау "Современные варианты иудаизма". Книга знакомит с тремя течениями иудаизма —реформистским,, консервативным и ортодоксальным. Недостатком этой книги, однако, является то, что в ее основу положены стенограммы всего лишь шести лекций автора, прочитанных в университетах США.

Анализ одного из наиболее динамичных движений современной еврейской жизни — сионизма — предлагается в книге Артура Херцберга "Идея сионизма". Помимо блестящего вступления составителя, изложенного на ста страницах, книга включает наиболее яркие работы выдающихся лидеров и мыслителей сионизма.

Для тех американских евреев, которые хотят подробнее изучить свои "исторические корни" (для нас это — восточноевропейские корни), а также желающих узнать, какова на самом деле была жизнь наших предков в Восточной Европе, мы рекомендуем сборник "Золотая традиция" под редакцией Люси Давидович. Она собрала работы еврейских авторов различнейших жанров и направлений, представляющих различные классы и сословия еврейства. Сборник дает весьма реалистическую картину жизни евреев в России и Польше XVIII — XIX веков... Для знакомства с историей развития еврейской общины в Америке мы предлагаем книгу Натана Глейзера "Американский иудаизм" или менее интересную книгу Артура Херцберга "Быть евреем в Америке".

Необычайно увлекательные описания истории и становления еврейского общества в современном мире содержатся в литературных произведениях — романах и рассказах. Одним из таких литературных произведений является роман Мильтона Стайнберга "Как гонимый листок", повествующий о судьбе Элиша бен-Абуйя, раввина, покинувшего иудаизм, как говорит о нем Талмуд. Отвергнувший веру предков "по интеллектуальным соображениям", герой в конце книги обнаруживает, что находится в еще большем "отчуждении" — на этот раз моральном — от той среды неевреев, в которой он живет. Интересным романом, на наш взгляд, является произведение Эли Визеля "Ночь". В ней частично описывается опыт самого автора, пережившего ужасы Катастрофы во время Второй мировой войны. Третий роман, который мы рекомендуем нашим читателям — это "Раб" Исаака Башевиса Зингера. В романе описаны трагические события в период восстания Богдана Хмельницкого, когда была уничтожена почти треть европейского еврейства. Роман этот является также религиозно-моральным повествованием ("мусар").



БИБЛИЯ

Источником иудаизма, конечно, является еврейская Библия — наиболее влиятельная книга в истории человечества. Библия евреев состоит из трех частей: Тора (Учение), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Все три части составляют единое целое, называемое на иврите Танах. Тора является ядром Библии, это как бы "конституция еврейского народа". Тору читают в каждой синагоге круглый год, разделяя текст на еженедельные "порции" мудрости.

Чтобы оценить Тору по достоинству,- ее следует читать систематически, индивидуально или в группе. А чтобы облегчить изучение Торы, изданы очень точные переводы ее на английский и на другие языки народов мира, сопровождаемые комментариями и пояснениями. На наш взгляд, наиболее удачным является перевод Торы, выполненный Еврейским обществом публикаций и изданный в 1962 году, однако в этой книге нет пояснений. Поэтому мы рекомендуем обратиться также к книге Херца Пятикнижие и Хафторас, которая содержит, кроме издания Библии 1917 года, комментарий, составленный Главным раввином Англии Джозефом Херцом. Комментарий этот, между прочим, включает также некоторые религиозные размышления самого составителя, раввина Херца. "Тора Херца" должна стать обязательной книгой в доме каждого еврея в наше время. Великолепный "путеводитель" по первой части Библии в ее исторической перспективе, с пояснениями, составленными современными учеными, написан профессором университета Брендайс Наумом Сарна. Профессор Сарна использует достижения и открытия современной археологии и других наук для углубления понимания библейских текстов. В очень немногих книгах можно встретить подобный глубокий анализ Торы и ее уникального этического и философского содержания. Для изучения остальных частей Библии (Нах) полезно было бы обратиться к сборнику Сончяяо Книги Библии. В этом сборнике дается текст на древнем иврите, перевод на английский язык и доступные комментарии. Для более полного понимания смысла, мотивировки и контекста библейских пророчеств (книг, написанных пророками) мы рекомендуем прочесть книгу Абрахама Д.Хешеля Пророки.

Научный и в то же время понятный анализ библейской эпохи и основ иудаизма, сопровождаемый комментариями современных еврейских ученых, дается в книге Религия Израиля Иезекииля Кауфмана, одного из виднейших классических исследователей Библии в наше время. Это чрезвычайно содержательная и монументальная книга. Но если у вас нет времени (или терпения) прочесть весь этот труд, мы советуем ознакомиться с кратким изложением книги, составленным самим автором и включенным в сборник под редакцией Лео Шварца Великие эпохи и идеи еврейского народа, о котором мы уже говорили выше.

Продолжение следует


Исток

 
Повествующие Линки
· Больше про Tradition
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tradition:
Иисус – Христос или Лжехристос? Неохристианство


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.057 секунд