Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 727

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Михаэль ДОРФМАН. КТО ТАКИЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ?

Отправлено от Anonymous - Sunday, April 03 @ 00:00:00 MSD

Middle EastОчень стильное место в Манхеттене – ресторан Старлайт Дайнер на 34-й авеню собирает в обеденное время много модных деловых американцев. Сегодня же в отдельной зале встречалась не совсем обычная здесь публика. Возле длинного стола с кофе и угощением собрались две дюжины мужчин и женщин, в основном в джинсах и рубашках, совершенно мусульманских и в то же время – совершенно западных людей. Собрались, чтоб познакомится, обменятся идеями и планами о положении и судьбе ислама в Америке. Американцы называют такие встречи «мозговой штурм». Мне же это напомнило собрания общественных движений первых лет перестройки, когда все было внове, все еще любили всех, а энтузиазм вдохновлял, и казалось, нет пределов для свершений.

- Наша миссия состоит в том, чтоб вернуть себе ислам в Америке, - говорит Ахмед Нассеф – высокий парень в хаки, представившийся одним из основателей сайта http://muslimwakeup.com/ (что в переводе значит «Мусульмане, проснитесь!»), спонсора собрания.

- Впервые здесь собрались люди, несогласные с узким, догматическим, начетническим толкованием нашей веры, выдаваемом некоторыми мусульманскими группами в этой стране за истинный ислам.



«Верно!», - поддерживает кто-то из присутствующих, и народ кивает головами. Ведь здесь встретились люди, затеявшие создать движение Прогрессивных мусульман, захватившее воображение многих молодых американцев-мусульман по всей Америке. Как выяснилось, многие присутствовавшие здесь нашли друг друга в интернете.

- Я тут покрутилась среди людей и воскликнула: ”Боже мой!” – говорит Мона Элтахави, 37-летняя уроженка Египта, редактор интернет-журнала Arabic Woman eNews, - Народ здесь спорит о том же, о чем и я говорю.

Неформальное общение на встрече позволяло всем высказаться и найти заинтересованных слушателей. Высокая девушка говорила о необходимости создать в мечети более дружественную атмосферу для женщины. В другом углу стола спорили о необходимости сделать более понятными и динамичными исламские тексты; третьи критиковали авторитарные тенденции, подливающие масло в пламя нетерпимости. И все же основная цель встречи – дискуссии. Стояла задача подготовить учредительный съезд Американского союза прогрессивных мусульман – первой общеамериканской организации, продвигающей проекты либеральных мусульман. Цели организации были впечатляющие – не более и не менее, как определить, что означает быть мусульманином в современном мире, живущем ценностями социальной справедливости, равенства людей, независимо от пола, расы и религии. Вторая цель – свежее прочтение 1400-летних священных текстов ислама.

- Мы не боимся задавать вопросы, - говорит исполнительный директор новой ассоциации Ахмед Нассеф, 38-летний египетский американец с мягким калифорнийским акцентом воспитанника хорошего университета, - Мы честно хотим разобраться с нашей собственной историей, с нашими собственными текстами. Ничего не должно ограничивать нас в постановке вопросов. Святой Коран и хадисы Пророка изучаются и толкуются мусульманами сотни лет, и наше наследие содержит множество путей столько путей для их понимания.

Ранее Нассеф и другие организаторы создали список «Кто есть кто в мусульманском лидерстве в Америке». Список включил очень разных людей: от Ахбар Ахмеда бывшего посла Пакистана в Великобритании до директора Комитета исламских общественных связей в США Салема Ал-Марайати. Чтоб дать ход движению, Нассеф и другие активисты планируют провести крупную учредительную конференцию в марте в Гарвадском университете. Часть финансирования, которое, как известно, основа любого проекта, планируется получить в рамках «Гарвадского проекта плюрализма» Аналогичные встречи прошли, начиная сразу по окончании месяца Рамадан, во время праздника Эйд-эль-Фитр в Чикаго, Миннеаполисе, Западной Виржинии и других мусульманских центрах в Америке. В них приняло участие несколько сот молодых «американизированных» мусульман. Все признают, что движение пока находится в пеленках.

Слова «американизированный» здесь не произносят, но и не стесняются. Наши собеседники, признают, что сказать американских мусульман, подобно тому, как говорят, американских евреев. Сравнения с евреями не избежать в разговорах с американскими мусульманами. Ведь евреи – первая нехристианская этническая и религиозная группа в Америке, добившаяся признания своей особости, своего права оставаться верными своей религии и обычаям, и в то же время быть интегральной частью американской жизни. Опыт борьбы американских евреев за свои права в обществе и в общине, их широкого участия в движениях за гражданские права вдохновляет сегодня в Америке многие мусульманские общины. Не случайно одна из наиболее популярных колонок на сайте Нассефа называется «Обними еврея».

- В это тяжелое время, когда живущих на Западе мусульман, арабов и выходцев из Южной Азии помечают и клеймят, ставят под подозрение, , - пишет Нассеф в колонке «Обними еврея», - Нам важно научится опыту евреев, усвоить бесчисленные истории тяжелых гонений на них в Европе и Северной Америке, их унижений, боли, их сопротивления и обновления.


Сайт «Проснитесь мусульмане» очень популярен. В месяц его посещают 65-70.000 человек. Его политические, культурные и религиозные темы очень актуальны. Там можно найти призыв помочь пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии и теологический диспут о религиозном смысле трагедии, о войне в Ираке. Много интереса вызвал недавний материал из Индонезии, о совместных молитвах мужчин и женщин в крупной мечети в Джакарте.

- Что эти неряшливые индонезийцы еще придумают? – гневно записал один из посетителей, - После совместных мест молитвы... только не хватает, чтоб женщины вели службу!?

Много места уделялось прошедшим президентским выборам в США.

- В 2000 г. подавляющее большинство мусульман и арабов голосовало за президента Буша, - объясняет один из активистов, - Нам близка его консервативная позиция защиты семейных ценностей. Тенденциозная политика «борьбы с террором» поменяла настроение в общине. Смотрите, после террористической атаки сентября 2001 г. они интернировали и арестовали свыше 600.00 мусульман и арабов в Америке. И до сих пор нет ни одного осужденного по террористической статье. Попытки выдать обычных уголовников за террористов тоже провалились!

- Если бы речь шла о ”средних американцах”, то не сносить головы всем ответственным на самом высоком уровне. Но речь идет о мусульманах и тогда все позволено.

- В 2004-м президент Буш победил, но и мы победили тоже! Ведь нам удалось убедить проголосовать огромное число американских мусульман, ранее не интересовавшихся выборами. Такая активность еще даст свои плоды, и неизбежно приведет к росту мусульманского влияния на американскую общественную жизнь.

- Смотрите, - опять не избежать сравнения с евреями. Ведь они – 2 процента населения, могут очень сильно влиять на американскую политику.

Даже разгром многих мусульманских благотворительных организаций, якобы за то, что они помогали террористам, тоже, по мнению некоторых участников, способно произвести положительный эффект.

- Мусульман не отучить от завещанной Пророком обязанности помогать ближнему, жертвовать на благотворительные нужды. Если деньги не пойдут в мусульманские страны, то они останутся здесь, и будут служить для блага мусульманской общины в Америке.

Много на сайте литературы. Популярная страничка «Секс и Умма» предлагает классическую любовную арабскую поэзию.



- Внутри мусульманской общины существует огромная жажда общения. Мало понятных для родившихся и выросших в Америке толкований ислама, учитывающих проблемы пола, социальную справедливость и международные реалии, - говорил Ибрагим Муса, ученый и сопредседатель Центра Мусульманских связей при Университете Дюк в Северной Каролине, входящего в десятку наиболее престижных американских университетов.

Далеко не все в американской мусульманской общине согласны с целями и методами «Мусульмане проснитесь»

- Я не нахожу их интересными, - сказала в одном из интервью вице-президент Исламского общества Северной Америки Ингрид Маттесон, - ни «Мусульмане проснитесь», ни новый Прогрессивный союз.

- Мое главное возражение – их язык необоснованно вульгарен. Согласно моему пониманию, благопристойность, скромность и чувство собственного достоинства – важные свойства мусульман. И я не верю, что их рассуждения полезны для мусульман или ведут мусульман ближе к правде, справедливости и Аллаху.

И все же официальная позиция старых мусульманских организаций Америки благосклонна к новому детищу либеральных мусульман.

- Мы – свободное общество и любая группа вправе бороться за привлечение внимания американской мусульманской общины, - заявил Ибрагим Хуппер, пресс-секретарь влиятельного Совета американско-исламских отношений.

Хотя неофициально можно услышать критику, что поведение либералов выходит за рамки приличий.

- Может ли женщина, разгуливающая по улице в бикини считать себя мусульманкой? – сказал один из знакомых мусульманских лидеров в Нью-Йорке, - Или мужчина, любящий алкоголь или свинину? Насколько я про них знаю, они не отказываются всего этого. Они думают, что ислам – это то, что им хочется. Я сожалею, но это не ислам!»

Либеральные мусульмане категорически отрицают подобную критику. С их точки зрения никто не может предписывать, что есть, а что не является мусульманским. Если вы родились мусульманином, считаете себя мусульманином, то не надо проходить экзаменов и тестов, поверяющих ваши верования и образ жизни. Среди них много очень набожных, а есть и такие, которые не считают себя религиозными и идентифицируют себя с мусульманской духовной культурой. И опять не обойтись без сравнения с евреями.

- Это все равно, чтобы требовать от евреев, чтоб все были с пейсами, одеты только в черные кафтаны и шляпы, - говорил Хуссейн Ибиш, 41-летний уроженец Ливана, создавший себе широкую известность остроумными комментариями смелыми выступлениями на посту директора Американско-арабского антидискриминационного коммитета.

Ибиш определяет себя, как «архи-светского» человека, и вместе с тем, видит себя неотъемлемой частью мусульманского общества общины, гордящимся своим наследием. Поэтому он согласился быть вице-президентом группы «Прогрессивных мусульман».

- Диапазон деятельности мусульман, как религиозной, так и общественной, существенно сократился за последние 25 лет, - говорит Ибиш, - И мы должны расширить его. Мы обязаны сохранять идеи, которые чрезвычайно важны для большинства традиционных толкований ислама, особенно те, которые не получили надлежащего развития – таких ценностей, как плюрализм, веротерпимость, великодушие, терпимость к различиям и активный интерес к вере и культуре.

Такие идеи давно ходили в мусульманской общине, но террористическая атака 11 сентября 2001 «стала мощным катализатором, - говорит Сара Эльтантауи, 28-летняя выпускница Гарвардского университета, коммуникационный директор группы, - После 9-го сентября здесь просто необходимо исправить непонимание и как раз сейчас как раз наступил такой интенсивный период самоанализа». «Мы чувствуем, как земля горит под ногами, - говорила она в интервью нью-йоркской газете Ньюсдай по случаю их инициативы.

Важным событием, давшим толчок консолидации «Прогрессивных мусульман», стал выход осенью сборника 15-и известных ученых-мусульман «Прогрессивные мусульмане: За правосудие, джендер (термин, определяющий социальный стату пола) и плюрализм», ставший бестселлером в среде мусульман Северной Америки. Книга не только ставит наболевшие вопросы, но и призывает к действию. Редактор книги Омад Сафи профессор кафедры изучения исламской культуры в Университете Колгэйт в Гамильтоне (штат Нью-Йорк) пламенно призывает «встать на пути тех, для кого Бог слишком мал, слишком слабый, слишком племенной, и слишком мужской», а также против тех, «кто смотрит сверху вниз через империалистические шоры».

«На данном этапе истории, - пишет профессор Сафи, - наша задача разобраться с тиранами-притеснителями и узколобыми фанатиками в наших собственных общинах, в наших собственных домах и в наших сердцах... Невозможно больше прятаться за простеньким утверждением, что “ислам – религия мира” Теперь это уже не решает наших проблем». Сафи берет пример с таких немусульманских религиозных лидеров, как Мартин Лютер Кинг и Далай-лама и призывает к широкому толкованию ислама, как социальной доктрины, борющейся с несправедливостью как внутри мусульманской общины, так за ее пределами.

Вскоре после выхода книги, Ахмед Нассеф взял у Омада Сафи интервью для сайта и они подружились, наладили постоянную переписку. Сафи – глубоко верующий человек, строго соблюдающий религиозные правила и предписания ислама. Вместе с тем - он крупный авторитетный ученый согласился стать председателем новой организации. Он поднял научный уровень дискуссии. В свою очередь Нассеф – врожденный организатор и менеджер взялся за организационную сторону проекта.

Как у всякого нового дела, много строится на догадках и интуиции. Как удастся новому движению найти себе место в мусульманской общине Америки, насчитывающей по разным оценкам от двух до семи миллионов человек. Активисты движения полагают, что их время уже пришло, и важность их идей позволит избежать трудностей, ожидающих начинание и справа, и слева. Они надеются, что политические, партийные разногласия и этнические различия не помешают движению. С горечью отмечают, что видный теолог и философ прогрессивного мусульманства Фарид Исак отказался принять участие во встрече. Исак в принципе приветствует идеи «прогрессивных мусульман», но его останавливает, что среди организаторов находится Малик Хассан - миллионер, сделавший состояние на медицинском страховании, один из видных мусульманских сторонников президента Джорджа Буша. «Понятно, что надо организовать широкую коалицию, но “Мусульмане за Буша” среди основателей?», - говорит Исак, намекая на деятельное участие в конференции сына и жены Малика Хассана.

Нассеф защищает свою позицию тем, что новая организация делает осмотрительные шаги в попытке создать как можно более широкую и разнообразную базу.

- Мы никуда не придем, - говорит он, - если просто будем дюжиной людей, ведущих между собой беседы.

Хватает критиков и с консервативной стороны. Там говорят, что не может быть более тяжелого и неудачного времени для мусульманского общества, чем сейчас, когда столько ненависти изливается на мусульман.

«Разве мало ненавистников у ислама сейчас,– цитирует Нассеф одно из полученных писем, - Надо ли выносить сор из избы, или как говорят американцы, стирать грязное белье на публике?».

Перед такими критиками ни Сафи, ни Нассефу не в чем извинятся. «Я понимаю сравнение с сором из избы, - говорит Нассеф, - Никто не любит это делать, но необходимо сделать».

«Моя обязанность, говорит Сафи, - стирать грязное белье. Мы – мусульманское общество имеем проблемы, которые нам самим необходимо решать».



Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2005
© 2005 by Michael Dorfman. All rights reserved

 
Повествующие Линки
· Больше про Middle East
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Middle East:
Михаил Войтенко. Юлия Латынина. Флотилия мира или Флотилия провокации?


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.068 секунд