Наш Самиздат
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 715

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Шели Шрайман, Ян Топоровский. Зачем бы создан рай в аду? (часть первая)

Отправлено от Anonymous - Friday, May 06 @ 00:00:00 MSD

HolocaustЖурналистское расследование

Зачем был создан рай в аду?

В 1994 году году финские документалисты сняли фильм "Рай в аду" - о еврейском концлагере на территории Финляндии. В основу ленты положены воспоминания бывших военнопленных профессора Шимона Янтовского и Арона Глезина. "Рай в аду" - работа продюсера Ярмо Яскилайнена и режиссера Лизы Ховинхеймо - сотрудников второго канала финского телевидения. Съемки сначала проводились в Израиле, где ныне проживают герои этого фильма - Шимон Янтовский и Арон Глезин.
Из Израиля съемочная группа вылетела в Финляндию и продолжила работу в местах, где находились еврейские лагеря. Для финнов (и не только для них) этот фильм был настоящим открытием: никто до этого момента не знал, что на территории Финляндии - союзницы фашистской Германии были лагеря для евреев. Однако надо подчеркнуть, что финны, в отличие от других народов Европы, не отправляли евреев - граждан своей страны в гетто и не депортировали их в лагеря смерти. Более того, даже бывшие военнопленные (герои фильма) считают, что благодаря пребыванию у финнов - в еврейском концлагере - им удалось остаться в живых.
Во время встречи с военным министром Финляндии госпожой Элизабет Рен (этот эпизод есть в фильме) Шимон Янтовский пытается выяснить имя своего спасителя, подразумевая человека, отдавшего приказ о создании еврейских лагерей. Именно ему, по
утверждению спасшихся (по всей видимости, и создателей фильма), надо присвоить звание Праведника мира -недаром фильм начинается с кадров Аллеи Праведников, которая находится в Иерусалиме.Фильм производит сильное, почти шоковое впечатление, как производила до него легенда о датском короле, который после оккупации Дании и опубликования фашистами приказа "Всем евреям Дании надеть повязку со звездой Давида!" первым надел ее и так вышел на улицу. Через некоторое время все подданные короля, следуя примеру монарха, ходили с такими же повязками.
История, рассказанная в фильме, как и легенда о датском короле, излучает свет надежды, словно сказка Андерсена. Но фильм не дает ответа на поставленный бывшими пленными вопрос.
В то время, когда во всей Европе евреев отделяли от остальных людей, сгоняли в гетто, затем отправляли в концентрационные лагеря, а там уничтожали, в Финляндии все происходило с точностью до наоборот: определяли, кто среди советских военнопленных является евреем, отделяли его от остальных и отправляли в концентрационные лагеря, где была вполне сносная жизнь, а значит - и удивительное спасение. От этого и в самом деле получаешь шок.
Но когда шок проходит, начинаешь размышлять. Возникает не один, а множество вопросов, среди которых главные: кто и для чего создавал еврейские лагеря?

Часть первая: еврейский рай

Весьма жаль, что авторы фильма не поинтересовались мнением своих героев о том, что те думают по поводу создания еврейского лагеря, в котором они находились. И мы решили провести свое собственное - журналистское расследование. Вот что ответил нам на эти и другие вопросы герой фильма, профессор Шимон Янтовский:
- Ответа до сих пор нет. Я задавал этот вопрос во время визита в Финляндию и тамошним министрам, и бывшим начальникам лагеря, и представителям местной еврейской общины, но никто из них не смог мне ответить. Так что пока мы можем высказывать на этот счет только свои предположения. Возможно, лагерь был создан благодаря стараниям местной еврейской общины. А может быть, финны преследовали двойную цель, выжидали, кто победит в войне. Хотя, с другой стороны, это происходило после Сталинградской битвы, когда в войне наметился перелом и всем уже было очевидно, что с Россией придется считаться.

ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО "От кого зависела изоляция военнопленных-евреев в особый лагерь?":

«Как известно, в той 2-й финско-советской войне Финляндия была военным союзником фашистской Германии. Какими средствами решался "еврейский вопрос" в Германии, также хорошо известно. Могла ли такая маленькая страна, как Финляндия, противостоять политике свирепой и могучей фашистской Германии, проводившей геноцид еврейского народа? Вряд ли. Поэтому невольно возникает предположение, что изоляция военнопленных-евреев предполагала в последующем их депортацию в Германию. При этом депортированы могли быть не только военнопленные, но и евреи - коренные жители Финляндии, подобно тому, как это происходило в оккупированной Европе, например, в Венгрии. Будучи в плену, мы, военнопленные, опасались возможности такой угрозы. Об этом вспоминает, например, Л. Раскин и др.
Известный финский историк X. Рауткалио описывает эпизод передачи в гестапо группы евреев-беженцев из Прибалтики в Финляндию. Он также сообщает, что политическую полицию в Финляндии в то время возглавлял человек, придерживавшийся фашистских взглядов. Такова одна версия.
С другой стороны, известно, что Финляндия, несмотря на серьезную угрозу национальной независимости, сохранила демократический образ правления, парламент и оппозиционные партии. В стране проживало несколько сот еврейских семейств, пользовавшихся всеми гражданскими правами. Евреи сражались в рядах финской армии, имели офицерские звания, погибали в 1-й и 2-й финско-советских войнах и могли занимать государственные должности. В своей монографии X. Рауткалио приводит фотоснимок полевой синагоги на фронте. О дружеских отношениях президента - маршала Маннергейма с еврейской общиной свидетельствует его посещение синагоги в Хельсинки.
Известен и документ за подписью маршала Маннергейма, призывающий к гуманному обращению с военнопленными. Документ датирован сентябрем 1943 года.
Под списками военнопленных-евреев (речь идет уже о более позднем периоде), обнаруженными в военном архиве, имеется специальное указание о соблюдении гуманного отношения к военнопленным. В это время уже произошло Сталинградское сражение, в котором немцы потерпели сокрушительное поражение, а на финско-советском фронте стабилизировалось военное противостояние. Однако изоляция евреев началась на год раньше, в 1942-м. В качестве примера в приложении (к работе) приводится список военнопленных, включающий только евреев, датированный 14.12.1942 г. Трудно предположить, что в такое тяжелое для страны время военное правительство изолировало военнопленных-евреев из гуманных соображений. Поэтому вероятнее всего, что первая версия ближе к истине. Между этими датами, т. е. между 1942-м и 1943 годами, произошла переориентация политики под влиянием исторических событий. На это указывает происшедшая в 1943-м смена правительственных кабинетов».

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Известно ли, кто именно отдал такой приказ - о переводе евреев в отдельный лагерь?
- Нет, имена тех, кто его отдал, до сих пор неизвестны, и тут мы можем только гадать. Принадлежала ли эта идея приверженцам фашистов или, напротив, людям из демократического лагеря? Очевидно одно: условия в еврейском лагере были гораздо лучше, чем в общем, который вспоминается мне как череда кошмаров. Но я помню и другое: в какой панике пребывали многие евреи, когда узнали о том, что их переводят в отдельный еврейский лагерь. В те времена это могло означать только одно. А кроме того, некоторые надзиратели откровенно запугивали военнопленных-евреев тем, что их якобы собираются передать немцам. Но, кстати, военный министр Финляндии высказала предположение, что еврейский лагерь мог появиться по распоряжению Маннергейма, сочувственно относившегося к евреям и желавшего создать им лучшие условия существования.

ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:

«К сожалению, мы не располагаем документальными данными об истинных событиях, повлиявших на судьбу изолированных в особом лагере военнопленных-евреев. Могу лишь сослаться на личную память о том времени. Мне отчетливо помнится тот особый интерес, который проявляли финские охранники к исходу Сталинградского сражения, и их реакция на мой ответ во время допроса в связи с расследованием подготовки к побегу из лагеря в г. Кондопога (Карелия). На вопрос, кто победит в Сталинградском сражении - немцы или русские, я ответил довольно дерзко: "русские". После чего на меня обрушился град ударов, от которых я едва не лишился сознания.
Размышляя впоследствии об этом эпизоде, я пришел к мысли, что исход Сталинградской битвы, как и решение западных держав об открытии второго фронта, могли оказаться теми факторами, которые заставили финское правительство задуматься о последствиях войны. Эти исторические события могли повлиять на участь изолированных военнопленных евреев».

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Какие работы выполняли военнопленные в еврейском лагере?
- Работали на лесоповале, фабрике, добывали подземные минералы. Это было трудно, но никто не пострадал, в то время как в общем лагере людей ожидала нелегкая участь. Кроме того, нас навещали представители местной еврейской общины, привозили на Пэсах мацу и вино. Многие советские евреи именно благодаря этим визитам впервые получили представление о своих национальных традициях - известно, как нас всех воспитывали при советском режиме...
- Известны ли вам случаи, когда финны отправляли кого-нибудь из еврейского лагеря и он не возвращался?
- R попал в еврейский лагерь не сразу, а в 1943 году. На моей памяти таких случаев не было. Но известен эпизод передачи немцам восьми евреев. Финны признают этот факт. Он описан в разных источниках. С другой стороны, в Финляндии во время Второй мировой войны сложилась уникальная ситуация: в финской армии служили и евреи, и часть из них - даже в офицерском чине. Мне рассказывали: бывало и так, что в одной канцелярии, буквально рядом, сидели немецкий офицер и финский офицер-еврей.

ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:

«Воспоминания бывших военнопленных убедительно доказывают, что примерно с 1942 года началась изоляция евреев из общих лагерей - сначала в распределительный лагерь N 2 Наариярви, а затем на химическом заводе в Лоуколампи и связанных с ним объектах (подземных копях в Монтола, тор-фораэработках, лесных разработках и т. д.).
Факт изоляции евреев подтверждают также и материалы военного архива, среди которых обнаружено 20 списков, содержащих исключительно еврейские фамилии, при этом два из них включали более 80 фамилий военнопленных-евреев, переданных в распоряжение химического завода в Лоуколампи.
В работах финских историков, к сожалению, нет свидетельств о создании изолированного еврейского лагеря. Материалы, приведенные в сборнике, неоспоримо доказывают существование этого лагеря Не исключено, что изоляция евреев на первых этапах образования лагеря происходила скрытно, чтобы не привлекать внимание демократической общественности и не создавать панику среди евреев - жителей страны. Однако такой лагерь существовал!
О существовании изолированного еврейского лагеря пишет также Олави Понкала, служивший в военизированной охране лагеря и откликнувшийся своими воспоминаниями в финской газете "Калева" за 1994 год, после просмотра кинофильма на эту тему.


ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Как вы попали в Финляндию в 1994 году, спустя полвека после окончания войны?
- Мысль написать о том, чему я был свидетелем, будучи военнопленным общего лагеря в Финляндии, зародилась у меня еще во время нахождения там. Было немало случаев, когда финны убивали перед строем моих товарищей, и мы были беспомощны в этой ситуации что-то сделать. Я поклялся тогда, что если останусь жив, обязательно напишу об этом, чтобы люди знали. Но в той России, куда я вернулся после лагерей, это было невозможно. Я стал писать "в стол". Одновременно мы с женой Леной начали готовиться к выезду в Израиль.
Когда мы сюда прибыли, я начал наводить справки, выходили ли в Израиле какие-либо книги или публикации о финских лагерях для военнопленных, среди которых было немало евреев. Оказалось, что никто об этом не знает. Случайно мы познакомились с женщиной - уроженкой Финляндии, рассказали ей то, что знали. Она поехала погостить к родственникам и опубликовала обо мне маленькую заметку в газете местной еврейской общины, выходившей при синагоге.
Потом я отправился в Яд ва-Шем. Там тоже не обнаружилось никаких материалов на интересующую меня тему, но мне пообещали устроить встречу с представителями Финляндии.
Года через два после описываемых событий раздался звонок. Звонившая оказалась журналистом, работающим над документальными фильмами. Она приехала к нам в Маале-Адумим со съемочной группой. Потом съемки продолжились на территории Яд ва-Шем, а затем - в Финляндии, куда мы отправились с Леной и еще с одной парой-семьей Арона Глезина, который тоже был в числе военнопленных еврейского лагеря.

ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:

«Во время посещения Финляндии мы пытались получить ответ на наш вопрос и выяснить мнение компетентных людей о том, кому могла принадлежать инициатива организации этого изолированного лагеря евреев-военнопленных и кто конкретно организовал его. Из ответа военного министра Элизабет Рен следовало, что эта идея принадлежала маршалу Маннергейму, который, как отмечалось выше, был известен своей связью с еврейской общиной. Другой ответ на этот же вопрос мы услышали от министра-еврея Макса Якобсона. Он сказал, что вряд ли маршал Маннергейм, занятый более важными военными и государственными обязанностями, мог уделить внимание проблеме еврейских военнопленных. Можно допустить, как мне кажется, что изоляция евреев происходила без его ведома и он не был информирован.
Однако, какие бы противоборствующие силы не действовали внутри правительства, остается реальный факт, который отмечается почти во всех воспоминаниях,- это роль еврейской общины. Не исключено, что в решающих обстоятельствах еврейское лобби могло повлиять на государственную политику, и изолированным евреям удалось избегнуть депортации. О возможности депортации сообщает в своих воспоминаниях бывший военнопленный Михаил Шлейфер. Их, группу военнопленных-евреев, изолированных из общего лагеря, намеревались транспортировать в Германию и в последний момент заменили на украинцев, которых немцы не уничтожали. Спасенных евреев доставили в распределительный лагерь и затем - в еврейский.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ И ЛЕНОЙ ЯНТОВСКИМИ

- В Хельсинки мы побывали в архиве, где Лена обнаружила списки военнопленных еврейского лагеря (она выбрала 250 имен из более чем 20.000, хранящихся в архиве). Это было первое ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ доказательство существования такого лагеря. Тут я должен сказать, что до сих пор финские историки отрицали этот факт.
- Что это были за списки?
Лена Янтовская:
- Я обнаружила двадцать таких списков, состоящих из одних еврейских имен. В некоторых списках фамилии повторялись. Это были рабочие разнарядки еврейского лагеря, или "командировки", как их принято называть. То есть списки людей, которые посылаются на определенную работу. Все они были из одного лагеря и отправлялись на работу в ближайшие деревеньки - рубить лес и тому подобное.
- Сколько было таких еврейских лагерей?
- В том-то и дело, что официально их как бы не существовало. Но вот еще один бывший военнопленный - Шимон Гринберг, находившийся совсем в другом месте, рассказывал мне, что там тоже были сплошь евреи и их посылали на работы по добыче угля. И вот там, по его словам, произошло нечто необычное: финны перебросили их однажды в место, где находились русские военнопленные, большей частью уголовники, и евреи объявили голодовку, требуя отделить их от русских. И они своего в конце концов добились!

ИЗ РАБОТЫ ШИМОНА ЯНТОВСКОГО:

«О роли еврейской общины свидетельствует архивный документ за подписью отца нынешнего министра (в те годы председателя общины) Ионаса Якобсона с просьбой разрешить раввину посетить еврейский лагерь для совершения молитвы.
Во время нашего пребывания в Финляндии мы многое узнали об Аврааме бен Хаиме Цви Штиллере, проявившем большую заботу о военнопленных. Не только теплые вещи, присланные общиной, согревали нас, но сами посещения представителей этой общины оставили глубокий след в памяти военнопленных на многие годы, пробудив национальное самосознание. Эта солидарность отражала общность судьбы всего еврейского народа, которая в годы советской власти была нам мало знакома.

ИЗ ИНТЕРВЬЮ С ШИМОНОМ ЯНТОВСКИМ

- Какие еще знаменательные встречи были у вас в Финляндии?
- В нашу честь местная еврейская община устроила очень теплую встречу в синагоге. Затем мы побывали на кладбище и отдали дань памяти человеку, возглавлявшему во время войны еврейскую общину. Он в годы войны навещал военнопленных-евреев в лагере и привозил им теплые вещи, вино и мацу.
Потом нас повели в Красный Крест, где вручили официальные документы, подтверждающие наше нахождение в финском плену во время войны. И в довершение всего нас повезли в те места, где находился наш лагерь, там мы встречались со своими бывшими надзирателями - местными жителями, навещали могилы своих товарищей. Все это вошло в документальный фильм "Рай в аду", который демонстрировался и в Финляндии, и в России, и в Израиле - в День Катастрофы.

ИСТОРИЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Итак, фильм вышел. Книга написана. В конце ее - списки военнопленных, находившихся в еврейских лагерях в Финляндии. Казалось бы, в этой истории можно поставить точку. Но мы не вправе это сделать. Потому что существуют другие списки. Списки тех советских военнопленных, которые были переданы финнами немцам, и в этих списках мы обнаружили немало еврейских имен. В 1943 году уже ни для кого не было секретом, что могло ожидать ИХ в немецком лагере.

(продолжение следует)


Шели Шрайман, Ян Топоровский, опубликовано в приложении «Окна» в мае 2000-го

PS:
В нынешнюю субботу, 7 мая, на РТВ-ай будет показан сюжет об этом расследовании с участием авторов, ориентировачно в 20.00

 
Повествующие Линки
· Больше про Holocaust
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Holocaust:
Предательство Оскара Шиндлера


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.106 секунд