Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 715

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.

Отправлено от Anonymous - Friday, May 27 @ 00:00:00 MSD

Tora
Глава седьмая


1. Одна из основ веры – знать, что Вс-сильный наделяет пророческим даром людей. Но пророческий дар открывается только человеку очень мудрому, возвышенных душевных качеств, страсти которого никогда не овладевают им, но он сам овладевает страстями по своему желанию, постоянно. Он также должен обладать очень широкими и предельно точными. Человек, наполненный всеми этими качествами, с полностью здоровым телом, когда он зайдет в «Пардес» – будет увлечен содержанием этих вещей великих и удалённых от понимания простых людей, и будут у него правильные понятия, чтобы понять и постичь. И он постоянно освящает себя и отделяется от путей общества, идущего в потёмках времени, он постоянно стимулирует себя и приучается не думать о никчемных вещах [таких, как власть и мнимая слава], а также о суете времени и его уловках [погоня за мнимыми приобретениями]. Напротив – его разум всегда направлен наверх и привязан под Троном Славы, чтобы понять духовные формы, святые и чистые [которые окружают Трон Славы], и разум его всматривается в мудрость Святого Благословенного во всей её полноте – от самой высшей духовной формы [см. выше главу 2, п.7] до центра Земли. В результате он узнаёт Его величие и Дух Святости почиет на нем. В тот момент, когда почиёт на нём Дух Святости, смешивается душа его с уровнем ангелов Ишим [ – самая низшая ступень ангелов, близкая к разуму человека], и становится он другим человеком и понимает про себя, что он уже не такой, как был раньше, а возвысился над ступенью других мудрецов человеческих. Как сказано о Шауле: «[И снизойдёт на тебя Дух Гос-подень,] и ты будешь пророчествовать с ними и станешь иным человеком» (Шмуэль 1, 10-6).

2. Пророки могут быть разных уровней: так же, как один человек может быть более велик в мудрости, чем другой человек – точно так же один пророк может иметь более высокий уровень пророчества, чем другой пророк. У всех пророков пророческие видения бывают только ночью во сне или днём в глубокой дрёме, как сказано: «Я в видении открываюсь ему [пророку], во сне говорю с ним» (Бамидбар 12-6). Во время пророчества у пророков дрожат все части тела, их тело теряет силу, все их мысли перемешиваются, и, в результате, разум их освобождается, чтобы постичь увиденное, как сказано об Аврааме: «И вот ужас, мрак великий нападает на него» (Берейшит 15-12). И как сказано о Даниэле: «[А я остался один и видел это великое видение, и лишился я сил,] исказилось лицо моё, и обессилил я» (Даниэль 10-8).

3. Всё, что открывается пророку в пророческом видении, открывается в виде образов. И немедленно отпечатывается у него в сердце разгадка этого образа из пророческого видения, и постигает он это. Как, например, лестница, увиденная нашим праотцом Яковом, по которой ангелы спускались и поднимались,– этот образ представлял различные царства и порабощения, связанные с ними. И как животные, увиденные Йехезкелем, и кипящий котел, и палка из миндального дерева, увиденные Йермией, и свиток, увиденный Йехезкелем, и эйфа, увиденная Зхарьей. Это же относится и к другим пророкам. Некоторые пророки, как и упомянутые выше, передают образы и их разгадки, а некоторые передают лишь разгадки. А иногда они передают лишь образы без разгадок, как, например, часть речений Йехезкеля и Зхарьи. Но все они получают пророчества в форме образов и загадок.

4. Все пророки не пророчествуют, когда они захотят, а сосредотачиваются и пребывают в радости и хорошем настроении и уединяются. Ибо пророчество не осеняет грустных и ленивых, а только радостных и веселых. Поэтому сыны пророков – впереди них лира и бубен, и свирель и арфа, когда они желают получить пророчество. Об этом сказано: «И они стараются получить пророчество» (Шмуэль 1, 10-5). То есть, они идут по пути пророчества [стараются быть способными его получить] пока не получат его. Это похоже на то, как говорят, что такой-то человек старается стать великим [ – он идет к своей цели, но еще не достиг её].

5. Те, кто стремятся получить пророчество, называются сыновьями пророков. И не смотря на то, что они сосредотачиваются на этом, возможно, что Б-жественное Присутствие почиёт на них, а возможно, что и нет.

6. Всё, что мы сказали, относится к способу пророчествования всех пророков – первых и последних, кроме Мойше Рабейну (Моисея) – учителя всех пророков. В чем же состоит разница между пророчеством Мойше и пророчеством остальных пророков? В том, что все пророки получали пророчества во сне или в видении, а Мойше Рабейну пророчествовал наяву и стоя. Как сказано: «И когда входил Мойше в шатер откровения, чтобы говорил [Б-г] с ним, слышал он голос, беседующий с ним» (Бамидбар 7-89). Все пророки получали пророчества через ангела, поэтому они и видят всё в форме образов и загадок,– а Мойше Рабейну пророчествовал не через ангела. Как сказано, «Из уст в уста говорю Я с ним.» (Бамидбар 12-8). И сказано: «И говорил Б-г с Мойше лицом к лицу» (Шмот 33-11). И сказано: «И образ Б-га видит он» (Бамидбар 12-8). То есть, без намёков, иносказаний и загадок, а видит он [всё как оно есть] в совершенстве. Об этом свидетельсвует Тора: «И явно, а не загадками» (Бамидбар 12-8). Все пророки при получении пророчества пребывали в паническом страхе и оцепенении,– а Мойше Рабейну пророчествовал не так. О нем говорит Писание: «[И говорил Б-г с Мойше ...] как человек говорит со своим другом» (Шмот 33-11). То есть, так же, как человек не боится услышать слова своего друга, так у Мойше Рабейну была сила разума понять слова пророчества, и при этом остаться целым и невредимым. Все пророки не пророчествуют, когда они захотят, а Мойше Рабейну отличается от них тем, что в любой момент, по его желанию в него вселялся Дух Святости и дар пророчества почивал на нем. И не нужно ему было сосредотачиваться и ждать подходящего случая, потому что он всегда был сконцентрирован и постоянно готов принять пророчество, как ангелы-служители. Поэтому он мог пророчествовать в любое время, как сказано: «Постойте, а я послушаю, что повелит Б-г вам» (Бамидбар 9-8). Это и обещал ему Б-г, как сказано: «Иди и скажи им: «Возвратитесь в шатры свои!». А ты здесь останься со мною.» (Дварим 5, 27-28). Из этого мы учим, что все пророки после того, как пророческий дар покидает их, возвращаются в «свои шатры», то есть – к своим материальным потребностям. Все они, как и обычные люди, не отдаляются от своих жен. А Мойше Рабейну не вернулся к своему изначальному шатру, и поэтому он отдалился от своей жены навсегда, а также от всего материального. И привязался разум его к Создателю Миров, и не покидало его это величие никогда, и сияло лицо его, и освятился он, подобно ангелам.

7. Иногда пророчество относится только к пророку лично, чтобы расширить его разум и добавить к его знаниям понятия великие о том, чего он раньше не знал. Возможно также, что пророк будет послан к определенному народу или к жителям определенного города или государства, чтобы образумить их и указать, как правильно поступить или удержать их от плохих поступков. И когда посылают его, дают ему чудо или знамение, чтобы знали люди, что его действительно послал сам Б-г. И не каждого творящего чудо или знамение принимают за пророка, но только человека, о котором мы изначально знали, что он достоин пророчества по своей мудрости и по своим делам, в которых он превосходит всех своих сверстников, а также что он ходил путями пророчества святого и отделенного. И после этого такой человек приходит и делает знамение и говорит, что он послан Б-гом – есть заповедь слушать такого человека [если его пророчество не противоречит написанному в Торе], как сказано: «Его слушайте» (Дварим 18-15). И возможно, что такой человек сделает чудо или знамение, не являясь пророком – и чудо это неспроста – тем не менее, есть заповедь слушать его, ибо человек этот великий, мудрый и достойный пророчества, поэтому утверждают его в этом качестве. Ибо так заповедано нам, подобно тому, как заповедано нам выносить приговор на основании показаний двух кошерных свидетелей – не смотря на то, что они могли и соврать – ибо мы знаем их как честных людей, поэтому мы утверждаем их в данном качестве. Об этих и им подобных вещах сказано: «Сокрытое – Б-гу Вс-сильному нашему, а открытое – нам и сынам нашим.» (Дварим 29-28). И сказано: «Ибо человек видит глазами, а Б-г видит то, что в сердце.» (Шмуэль 1, 16-7).

Глава восьмая


1. Евреи поверили в Мойше Рабейну не из-за чудес, которые он совершил. Ибо у того, кто верует на основании чудес, есть изъян в понимании, так как возможно, эти чудеса совершаются по волшебству или колдовству. Но Мойше Рабейну совершал все чудеса по необходимости, а не для доказательства истинности своего пророчества: нужно было утопить египтян – он рассек море и погрузил их в него, понадобилась евреям еда – он сделал так, чтобы выпадал ман, страдали евреи от жажды – он добыл воду из камня, восстала против него община Кораха – разверзлась под ними земля. И подобно этому – все остальные чудеса Мойше Рабейну. Что же заставило евреев поверить ему? Синайское откровение. Ибо глаза наши видели, а не чужие, и уши наши слышали, а не другие: огонь, голоса и пламя, и он [Мойше] приблизился к облаку, и Голос говорит с ним, и мы слышим: «Мойше, Мойше! Иди, скажи им ...». И так же он [Мойше Рабейну] говорит: «Лицом к лицу говорил Б-г с вами [на горе, из огня]» (Дварим 5-4). И еще сказано: «Не с отцами нашими заключил Б-г союз этот [, но с нами.]» (Дварим 5-3). А откуда известно, что Синайское откровение – это единственное неопровержимое доказательство истинности пророчества Мойше Рабейну? Как сказано: «Вот, иду Я к тебе в густом облаке, чтобы услышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверят также в тебя навсегда!» (Шмот 19-9). Отсюда видно, что до этого не верили в него с вечной преданностью, а с преданностью, не исключающей подозрения.

2. В случае, когда пророк послан к определенным людям,– эти люди являются свидетели истинности его пророчества и не нуждаются в дополнительном чуде, ибо они и он едины во мнении. Это подобно двум свидетелям, увидившим что-либо одновременно: так как они являются свидетелями истинности показаний друг друга, то им не нужно приводить доказательства показаний друг друга. Таким же образом, все евреи после Синайского откровения являются свидетелями истинности пророчества Мойше Рабейну, и не нужно ему совершать для них [дополнительное] чудо. Поэтому, когда Святой Благословенный в начале пророчества Мойше Рабейну поручал ему чудеса, которые нужно было совершить в Египте, говоря: «И послушаются тебя» (Шмот 3-18), Мойше Рабейну знал, что у того, кто верует на основании чудес есть изъян в понимании и остаются подозрения. Поэтому он пытался уклониться от этого задания, говоря: «А они не поверят мне» (Шмот 4-1), пока не сообщил ему Святой Благословенный, что чудеса эти необходимы только для исхода их Египта. А после Исхода, когда будут евреи стоять у подножия горы Синай, улетучатся все их подозрения и сомнения в истинности твоего пророчества, ибо Я сделаю тебе здесь такое чудо, которое убедит их в том, что это Я сам послал тебя к ним с самого начала, и не останется в сердцах их подозрений. Об этом говорит Писание: «И вот тебе знамение, что Я посылаю тебя: когда выведешь народ этот из Египта, вы будете служить Вс-сильному на этой самой горе!» (Шмот 3-12). Получается, что любому пророку после Мойше Рабейну мы не верим только лишь на основании чуда, говоря: «Если сделает он чудо – исполним все, что он скажет». Но только из-за заповеди, которую передал нам Мойше в Торе, говоря: «Его слушайтесь» (Дварим 18-15). Это подобно заповеди, повелевающей нам выносить решение суда на основании показаний двух свидетелей, не смотря на то, что нам не известно, говорят они правду или лгут. Точно так же есть заповедь слушаться этого пророка, несмотря на то, что нам не известно, чудо, совершенное им настоящее или является колдовством или волшебством.

3. Поэтому, если появился пророк и совершил чудеса и знамения великие и намеревался отрицать пророчество Мойше Рабейну – не слушаются его [ибо слушаться пророков повелел нам сам Мойше, а если этот человек отрицает слова Мойше, то он сам у себя выбивает почву из-под ног, и нам не нужно его слушаться]. И мы точно знаем, что чудеса, совершенные им являются волшебством и колдовством. Так как пророчество Мойше Рабейну не основано на чудесах, мы не можем сравнивать чудеса этого пророка с чудесами Мойше Рабейну [и на основании сравнения чудес судить кто из них прав]. Ибо своими глазами мы видели и своими ушами мы слышали то же, что слышал он [Мойше]. На что это похоже? На свидетелей, дающих показания человеку, который сам все видел своими глазами, и их показания расходятся с тем, что этот человек сам видел. Не верит он им и знает точно, что это лжесвидетели. Поэтому сказала Тора: «Если пришел [пророк], творящий чудеса и знамения – не слушайся этого пророка, ибо своими чудесами он хочет отрицать то, что ты видел своими глазами». А так как мы верим творящим знамения только благодаря заповеди, полученной от Мойше,– то как же мы сможем принять этого чудотворца, отрицающего пророчество Мойше, которое мы сами видели и слышали?!

Рамбам на русском

 
Повествующие Линки
· Больше про Tora
· Новость от Irena


Самая читаемая статья: Tora:
Рамбам - Маймонид. Мишне Тора. Законы основ Торы.


Article Rating
Average Score: 0
Голосов: 0

Please take a second and vote for this article:

Excellent
Very Good
Good
Regular
Bad



опции

 Напечатать текущую страницу  Напечатать текущую страницу

 Отправить статью другу  Отправить статью другу




jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.068 секунд