Музыкальный киоск
Евреи всех стран, объединяйтесь!
Добро пожаловать на сайт Jewniverse - Yiddish Shteytl
    Поиск   искать в  

 РегистрацияГлавная | Добавить новость | Ваш профиль | Разделы | Наш Самиздат | Уроки идиш | Старый форум | Новый форум | Кулинария | Jewniverse-Yiddish Shtetl in English | RED  

Help Jewniverse Yiddish Shtetl
Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал



OZON.ru

OZON.ru

Самая популярная новость
Сегодня новостей пока не было.

Главное меню
· Home
· Sections
· Stories Archive
· Submit News
· Surveys
· Your Account
· Zina

Поиск



Опрос
Что Вы ждете от внешней и внутренней политики России в ближайшие 4 года?

Тишину и покой
Переход к капиталистической системе планирования
Полный возврат к командно-административному плану
Жуткий синтез плана и капитала
Новый российский путь. Свой собственный
Очередную революцию
Никаких катастрофических сценариев не будет



Результаты
Опросы

Голосов 719

Новости Jewish.ru

Наша кнопка












Поиск на сайте Русский стол


Обмен баннерами


Российская газета


Еврейская музыка и песни на идиш

  
И. Островский о книге А.И. Солженицына (Всего: 0)
от - Friday, February 01 @ 19:50:59 MSK
Введение к книге г.Солженицына обращает не себя внимание не только
самобытностью названия - "Вход в тему", - но и специфичностью
сказово-витиеватого стиля, умудряющегося в столь небольшой объём вместить
столько - как бы это сказать? - оригинальных оборотов:

объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин.
переклонно
не натягивать до звона напряжённых нитей переплетения.
Рад бы я был не пытать своих сил ещё на такой остроте.
Но, по порывам общественного воздуха, - получается чаще: как идти по лезвию
ножа.
трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и
самообманно.
вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми.
оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.
уже не отвернуться наглухо.
сроки моей жизни на исчерпе
неотклонимых случаях
доброжелательных решений на будущее.
за последние годы состояние России столь крушительно изменилось
уже внушительно наслоенной в стольких книгах и в бережных энциклопедиях.

Впрочем, сие есть дело вкуса. Если кому-то это кажется хорошим русским
языком, то и на здоровье.
Обратимся лучше к содержанию первой главы.
Как следует из введения, г.Солженицын намеревался дать в своей книге картину
русско-еврейских отношений (а были такие?) за последние двести лет, точнее
говоря, с 1772 года, со времён первого раздела Польши. Но начинает,
почему-то, со времён баснословных, о которых в источниках можно отыскать
лишь отравочные и ненадёжные сведения. Вроде того, что в числе приближённых
князя Андрея Боголюбского должен был быть и еврей Ефрем Моизич. Раз уж
"Моизич", то непременно еврей ( из какового допущения другие авторы давно
уже сделали далекоидущие выводы). Обращает, кстати, на себя внимание и
пристрастие г.Солженицына к использованию по преимуществу допотопной
литературы, вроде Карамзина, научная ценность которого в наше время, мягко
говоря, сомнительна (если сделать исключение для цитат, приводимых
Карамзиным из впоследствии утраченных средневековых рукописей). Метода
Карамзина достаточно чётко просматривается в следующем отрывке: " Причиною
Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они,
пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными
ростами". "Кажется", "вероятно"... Отчего кажется, почему вероятно? Но
выводы, тем не менее, делаются - и охотно цитируются.
Не менее примечательны пассажи о ереси "жидовствующих". Ересь эта, насколько
можно судить, представляла собою попытку реформации в православии,
определённо похожую на аналогичные попытки в рамках католицизма в ту же
эпоху. (Кстати, были и другие попытки в том же направлении - вспомним
"нестяжательство", - и столь же жестоко подавленные) При чём тут,
собственно, евреи и какое это имеет отношение к русско-еврейским
отношениям - так и остаётся неясным.
Вообще, подвёрстывать к теме случайные торговые контакты или визиты
отдельных лиц тут явно ни к чему. Истории ОТНОШЕНИЙ из небольшого набора
разрозненных и неясных свидетельств - а большего из источников не выжать -
составить просто невозможно. Да и не нужно - за неимением предмета. Но у
меня лично такое впечатление, что у г.Солженицына в этой связи были
особенные намерения.
Но вот, наконец, и 1772 год. В пределах Российской империи оказывается
сравнительно многочисленная и компактно проживающая еврейская община.
Разумеется, все как один, ростовщики и виноторговцы. Учитывая общую
численность населения присоединённых губерний, трудно понять как могли там
прокормиться 100 000 ростовщиков и виноторговцев - или хотя бы 10 000?
Г.Солженицын снова и снова возвращается к теме спаивания евреями белорусских
крестьян, хотя и хорошо известно, что потребление алкоголя в черте оседлости
было примерно таким же, как и во внутренних губерниях, и что после
вытеснения евреев из виноторговли - потребления алкоголя возросло. Правда, и
про роль помещиков г.Солженицын не умалчивает - в основном, про роль
польских помещиков, понятное дело. Но всё как-то по касательной... Однако
если уж кого-то заботит несчастная судьба белорусского крестьянства в те
времена, то и начинать надо, наверное, с истинных причин его бедности - с
крепостного права и помещичьей эксплуатации. Но зачем - если есть евреи...
В первой главе г.Солженицын своего обещания не держит. В ней нет почти
ничего о русско-еврейских отношениях как таковых. Есть - о политике
российского правительства в отношении евреев. А это, согласитесь, не одно и
то же. Это самое правительство г.Солженицын временами поругивает, но в целом
своего глубоко положительного отношения к нему скрывать и не пытается.
Поэтому уместен вопрос - что это было за правительство, чьим интересам
служило, каковы были его взаимоотношения с самим русским народом, в смысле
простонародья? И тут достаточно двух слов - "крепостное право", чтобы
понять, что это правительство было объективно враждебно народу. Итак, если
российское правительство было объективно враждебно русскому же народу, то с
какой стати полагать, что в отношении евреев оно было отцом родным, на что
не устаёт намекать г.Солженицын?
Евреи получили даже больше прав, чем христиане, - полагает наш автор.
Например, евреям, записанным в мещане, разрешалось жить в деревне, чего
прочим мещанам не дозволялось. Замечу кстати, что говорить о свободе в
рамках сословно-крепостнического общества вообще несколько рискованно.
Целесообразнее было бы говорить о большей или меньшей степени несвободы,
коль скоро речь идёт о низших слоях общества. И однако - имели ли евреи в
этом отношении какое-то преимущество? Спросим - а к какому сословию они
должны были быть приписаны? К крестьянам - нелепо, ибо не крестьяне. Новое
сословие выдумывать, или приписать к мещанам, пусть и проживающим в сельской
местности? Обычное бюрократически-классификационное затруднение, решённое
записью евреев победнее в мещане. Какую привилегию или преимущество в этом
можно усмотреть - остаётся секретом г.Солженицына.
Отдельного упоминания заслуживают и филиппики г.Солженицына против власти
кагалов. Разумеется, в рамках этой организации осуществлялась эксплуатация
еврейской бедноты социальными верхами еврейской общины. С другой стороны,
сводить значение этого института к одной эксплуатации было бы неверно.
Однако, приступая к разрушению этой социальной формы, царское правительство
думало, конечно же, отнюдь не о благе евреев, а о своих собственных выгодах.
Думаю, нет смысла приписывать царскому правительству ту степень альтруизма,
которая в политике вовсе и не встречается. Оно преследовало собственные
интересы, которые вовсе не обязательно совпадали с интересами не только
евреев, но и российского общества в целом. Поэтому мне лично трудно поверить
в благие намерения крепостнического государства и его сановников, будь они
даже по совместительству поэты как Державин. Нельзя отрицать, что
преодоление средневековой кагальной организации, сближение с современной
европейской культурой было всецело в интересах самих евреев. Но не этими
соображениями, очевидно, руководствовалась власть, а сугубо фискальными и
полицейскими, отнимая вместе со средневековой оболочкой и ту минимальную
защиту, на которую мог рассчитывать маленький человек под её сенью.
Общественно-экономический прогресс в стране в целом, уравнение евреев в
правах с прочими жителями - вот эти факторы могли бы наименее болезненным
способом реформировать еврейскую жизнь ( и реформировали её в исторической
реальности!), но никак не полицейские меры, неизбежно сопряжённые со всякого
рода злоупотреблениями.


]


jewniverse © 2001 by jewniverse team.


Web site engine code is Copyright © 2003 by PHP-Nuke. All Rights Reserved. PHP-Nuke is Free Software released under the GNU/GPL license.
Время генерации страницы: 0.038 секунд