Help Jewniverse Yiddish Shtetl | Поддержка сайта, к сожалению, требует не только сил и энергии, но и денег. Если у Вас, вдруг, где-то завалялось немного лишних денег - поддержите портал
| |
Самая популярная новость | Сегодня новостей пока не было. | |
Опрос |
| |
Поиск на сайте Русский стол | | |
Обмен баннерами |
| |
Еврейская музыка и песни на идиш | | |
| |
И. Островский о книге А.И. Солженицына (Всего: 0) от - Friday, February 01 @ 19:50:59 MSK | Введение к книге г.Солженицына обращает не себя внимание не только
самобытностью названия - "Вход в тему", - но и специфичностью
сказово-витиеватого стиля, умудряющегося в столь небольшой объём вместить
столько - как бы это сказать? - оригинальных оборотов:
объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин.
переклонно
не натягивать до звона напряжённых нитей переплетения.
Рад бы я был не пытать своих сил ещё на такой остроте.
Но, по порывам общественного воздуха, - получается чаще: как идти по лезвию
ножа.
трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и
самообманно.
вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми.
оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.
уже не отвернуться наглухо.
сроки моей жизни на исчерпе
неотклонимых случаях
доброжелательных решений на будущее.
за последние годы состояние России столь крушительно изменилось
уже внушительно наслоенной в стольких книгах и в бережных энциклопедиях.
Впрочем, сие есть дело вкуса. Если кому-то это кажется хорошим русским
языком, то и на здоровье.
Обратимся лучше к содержанию первой главы.
Как следует из введения, г.Солженицын намеревался дать в своей книге картину
русско-еврейских отношений (а были такие?) за последние двести лет, точнее
говоря, с 1772 года, со времён первого раздела Польши. Но начинает,
почему-то, со времён баснословных, о которых в источниках можно отыскать
лишь отравочные и ненадёжные сведения. Вроде того, что в числе приближённых
князя Андрея Боголюбского должен был быть и еврей Ефрем Моизич. Раз уж
"Моизич", то непременно еврей ( из какового допущения другие авторы давно
уже сделали далекоидущие выводы). Обращает, кстати, на себя внимание и
пристрастие г.Солженицына к использованию по преимуществу допотопной
литературы, вроде Карамзина, научная ценность которого в наше время, мягко
говоря, сомнительна (если сделать исключение для цитат, приводимых
Карамзиным из впоследствии утраченных средневековых рукописей). Метода
Карамзина достаточно чётко просматривается в следующем отрывке: " Причиною
Киевского мятежа было, кажется, лихоимство Евреев: вероятно, что они,
пользуясь тогдашнею редкостию денег, угнетали должников неумеренными
ростами". "Кажется", "вероятно"... Отчего кажется, почему вероятно? Но
выводы, тем не менее, делаются - и охотно цитируются.
Не менее примечательны пассажи о ереси "жидовствующих". Ересь эта, насколько
можно судить, представляла собою попытку реформации в православии,
определённо похожую на аналогичные попытки в рамках католицизма в ту же
эпоху. (Кстати, были и другие попытки в том же направлении - вспомним
"нестяжательство", - и столь же жестоко подавленные) При чём тут,
собственно, евреи и какое это имеет отношение к русско-еврейским
отношениям - так и остаётся неясным.
Вообще, подвёрстывать к теме случайные торговые контакты или визиты
отдельных лиц тут явно ни к чему. Истории ОТНОШЕНИЙ из небольшого набора
разрозненных и неясных свидетельств - а большего из источников не выжать -
составить просто невозможно. Да и не нужно - за неимением предмета. Но у
меня лично такое впечатление, что у г.Солженицына в этой связи были
особенные намерения.
Но вот, наконец, и 1772 год. В пределах Российской империи оказывается
сравнительно многочисленная и компактно проживающая еврейская община.
Разумеется, все как один, ростовщики и виноторговцы. Учитывая общую
численность населения присоединённых губерний, трудно понять как могли там
прокормиться 100 000 ростовщиков и виноторговцев - или хотя бы 10 000?
Г.Солженицын снова и снова возвращается к теме спаивания евреями белорусских
крестьян, хотя и хорошо известно, что потребление алкоголя в черте оседлости
было примерно таким же, как и во внутренних губерниях, и что после
вытеснения евреев из виноторговли - потребления алкоголя возросло. Правда, и
про роль помещиков г.Солженицын не умалчивает - в основном, про роль
польских помещиков, понятное дело. Но всё как-то по касательной... Однако
если уж кого-то заботит несчастная судьба белорусского крестьянства в те
времена, то и начинать надо, наверное, с истинных причин его бедности - с
крепостного права и помещичьей эксплуатации. Но зачем - если есть евреи...
В первой главе г.Солженицын своего обещания не держит. В ней нет почти
ничего о русско-еврейских отношениях как таковых. Есть - о политике
российского правительства в отношении евреев. А это, согласитесь, не одно и
то же. Это самое правительство г.Солженицын временами поругивает, но в целом
своего глубоко положительного отношения к нему скрывать и не пытается.
Поэтому уместен вопрос - что это было за правительство, чьим интересам
служило, каковы были его взаимоотношения с самим русским народом, в смысле
простонародья? И тут достаточно двух слов - "крепостное право", чтобы
понять, что это правительство было объективно враждебно народу. Итак, если
российское правительство было объективно враждебно русскому же народу, то с
какой стати полагать, что в отношении евреев оно было отцом родным, на что
не устаёт намекать г.Солженицын?
Евреи получили даже больше прав, чем христиане, - полагает наш автор.
Например, евреям, записанным в мещане, разрешалось жить в деревне, чего
прочим мещанам не дозволялось. Замечу кстати, что говорить о свободе в
рамках сословно-крепостнического общества вообще несколько рискованно.
Целесообразнее было бы говорить о большей или меньшей степени несвободы,
коль скоро речь идёт о низших слоях общества. И однако - имели ли евреи в
этом отношении какое-то преимущество? Спросим - а к какому сословию они
должны были быть приписаны? К крестьянам - нелепо, ибо не крестьяне. Новое
сословие выдумывать, или приписать к мещанам, пусть и проживающим в сельской
местности? Обычное бюрократически-классификационное затруднение, решённое
записью евреев победнее в мещане. Какую привилегию или преимущество в этом
можно усмотреть - остаётся секретом г.Солженицына.
Отдельного упоминания заслуживают и филиппики г.Солженицына против власти
кагалов. Разумеется, в рамках этой организации осуществлялась эксплуатация
еврейской бедноты социальными верхами еврейской общины. С другой стороны,
сводить значение этого института к одной эксплуатации было бы неверно.
Однако, приступая к разрушению этой социальной формы, царское правительство
думало, конечно же, отнюдь не о благе евреев, а о своих собственных выгодах.
Думаю, нет смысла приписывать царскому правительству ту степень альтруизма,
которая в политике вовсе и не встречается. Оно преследовало собственные
интересы, которые вовсе не обязательно совпадали с интересами не только
евреев, но и российского общества в целом. Поэтому мне лично трудно поверить
в благие намерения крепостнического государства и его сановников, будь они
даже по совместительству поэты как Державин. Нельзя отрицать, что
преодоление средневековой кагальной организации, сближение с современной
европейской культурой было всецело в интересах самих евреев. Но не этими
соображениями, очевидно, руководствовалась власть, а сугубо фискальными и
полицейскими, отнимая вместе со средневековой оболочкой и ту минимальную
защиту, на которую мог рассчитывать маленький человек под её сенью.
Общественно-экономический прогресс в стране в целом, уравнение евреев в
правах с прочими жителями - вот эти факторы могли бы наименее болезненным
способом реформировать еврейскую жизнь ( и реформировали её в исторической
реальности!), но никак не полицейские меры, неизбежно сопряжённые со всякого
рода злоупотреблениями. |
] |
|
|