А.М. Тронов, А.К. Лукоянов. Израиль и Мавритания: сотрудничество во имя мира
Дата: Thursday, May 25 @ 00:00:00 MSD Тема: Middle East
Политическая мудрость любого государства заключается в том, чтобы не просто установить контакты и дипломатические отношения со странами, с которыми оно находится в конфронтации, но и наладить с ними плодотворное сотрудничество в экономических и политических областях.
Израильская дипломатия действительно достигла более чем значительных успехов: она не только ликвидировала внешнюю угрозу на своих границах со стороны Каира и Аммана, но и добилась от них международно-правового признания существования Государства Израиль. Но помимо Египта и Иордании Израиль установил полномасштабные дипломатические отношения еще с одной арабской страной — Исламской Республикой Мавританией.
В ноябре 1995 года на конференции в Барселоне было принято решение о создании организации «Евро-Средиземноморское партнерство» как структурного форума политики Евросоюза в отношении Средиземноморского региона. В то же время именно данное событие стало отправной точкой нового развития арабо-израильских отношений, когда Исламская Республика Мавритания и Израиль на конференции в Барселоне заключили соглашение об открытии своих представительств при посольствах Испании в Тель-Авиве и столице Мавритании Нуакшоте.
Уже в мае 1996 года в Тель-Авиве начала работать дипломатическая миссия Исламской Республики Мавритания, правительство которой выразило желание полностью нормализовать отношения с Израилем. Как отмечали некоторые израильские источники, дипломатические отношения со странами Магриба имеют особую важность, поскольку в Израиле проживает большое количество выходцев из Северной Африки. А это подразумевает так называемую сохраняющуюся эмоциональную связь с территориями, где на протяжении многих веков жили их предки.
После американского вторжения в Ирак и разгрома армий Саддама Хусейна в апреле 2003 года объем сотрудничества между Израилем и Мавританией значительно увеличился. Бывший в то время президентом страны Маауйя ульд Тайя поддержал действия американской армии в Ираке и даже разорвал дипломатические отношения с режимом Хусейна, что вызвало резкое недовольство мавританских экстремистов. Естественно, что такое положение в условиях нерешенности палестинской проблемы не могло вызвать положительного отклика у некоторых исламских радикалов.
В июне 2003 года группа офицеров бронетанковых войск и военно-воздушных сил подняла мятеж. Как отметила израильская газета «Гаарец», «попытка вооруженного мятежа в Мавритании была связана с произраильской и проамериканской позицией президента Маауйи ульд Тайи». Однако это, как мы считаем, не совсем так. Главная причина — низкий социальный уровень жизни и коррупция правительства. Дело в том, что годовой душевой доход в Мавритании составляет 441 доллар, то есть приблизительно 37 долларов в месяц. Ежегодно страна получает от мирового сообщества помощь в размере 10 миллионов долларов, которая идет, естественно, не населению, а правительству. Такой точки зрения придерживается, в частности, Арвинд Генезан, директор правозащитной организации Human Rights Watch. Он предупреждает, что доходы от нефти в стране могут быть использованы лишь для укрепления и обогащения правительства — в ущерб народу и демократии.
Политическая мудрость любого государства заключается в том, чтобы не просто установить контакты и дипломатические отношения со странами, с которыми оно находится в конфронтации, но и наладить с ними плодотворное сотрудничество в экономических и политических областях.
Израильская дипломатия действительно достигла более чем значительных успехов: она не только ликвидировала внешнюю угрозу на своих границах со стороны Каира и Аммана, но и добилась от них международно-правового признания существования Государства Израиль. Но помимо Египта и Иордании Израиль установил полномасштабные дипломатические отношения еще с одной арабской страной — Исламской Республикой Мавританией.
В ноябре 1995 года на конференции в Барселоне было принято решение о создании организации «Евро-Средиземноморское партнерство» как структурного форума политики Евросоюза в отношении Средиземноморского региона. В то же время именно данное событие стало отправной точкой нового развития арабо-израильских отношений, когда Исламская Республика Мавритания и Израиль на конференции в Барселоне заключили соглашение об открытии своих представительств при посольствах Испании в Тель-Авиве и столице Мавритании Нуакшоте.
Уже в мае 1996 года в Тель-Авиве начала работать дипломатическая миссия Исламской Республики Мавритания, правительство которой выразило желание полностью нормализовать отношения с Израилем. Как отмечали некоторые израильские источники, дипломатические отношения со странами Магриба имеют особую важность, поскольку в Израиле проживает большое количество выходцев из Северной Африки. А это подразумевает так называемую сохраняющуюся эмоциональную связь с территориями, где на протяжении многих веков жили их предки.
После американского вторжения в Ирак и разгрома армий Саддама Хусейна в апреле 2003 года объем сотрудничества между Израилем и Мавританией значительно увеличился. Бывший в то время президентом страны Маауйя ульд Тайя поддержал действия американской армии в Ираке и даже разорвал дипломатические отношения с режимом Хусейна, что вызвало резкое недовольство мавританских экстремистов. Естественно, что такое положение в условиях нерешенности палестинской проблемы не могло вызвать положительного отклика у некоторых исламских радикалов.
В июне 2003 года группа офицеров бронетанковых войск и военно-воздушных сил подняла мятеж. Как отметила израильская газета «Гаарец», «попытка вооруженного мятежа в Мавритании была связана с произраильской и проамериканской позицией президента Маауйи ульд Тайи». Однако это, как мы считаем, не совсем так. Главная причина — низкий социальный уровень жизни и коррупция правительства. Дело в том, что годовой душевой доход в Мавритании составляет 441 доллар, то есть приблизительно 37 долларов в месяц. Ежегодно страна получает от мирового сообщества помощь в размере 10 миллионов долларов, которая идет, естественно, не населению, а правительству. Такой точки зрения придерживается, в частности, Арвинд Генезан, директор правозащитной организации Human Rights Watch. Он предупреждает, что доходы от нефти в стране могут быть использованы лишь для укрепления и обогащения правительства — в ущерб народу и демократии.
http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/18-05-06b.htm
|
|