Информационная война 1. История.
Дата: Friday, November 30 @ 14:13:33 MSK Тема: Internet
Активные мероприятия (сокращенно - “АМ”, жаргонное обозначение - “активка”) — специальные мероприятия, имеющие своей целью — оказание выгодного влияния на субъекта активки для решения стоящих перед заказчиком задач, направленных на формирование общественного резонанса и регулировании социально-психологического давления в обществе в нужном направлении.
Давайте совершим краткий экскурс в прошлое.
Одним из первых практиков спецслужб использовавших «активные мероприятия» для решения поставленных перед ним задач был Даниэль Дэфо. Так например, в 1704 году будущий автор «Робинзона Крузо» начал выпускать собственную газету «Обозреватель», которая просуществовала девять лет. Эта газета, вроде бы выражавшая интересы «вигов» (либералов, представлявших интересы буржуазии) на самом деле финансировалась из королевской казны и служила отличным прикрытием для проведения в жизнь политики королевы Анны.
В то время для Англии самой болевой точкой была проблема шотландского сепаратизма. Поэтому с 1706 по 1714 год Д.Дефо совершил 17 поездок в этот мятежный край в целях формирования нужного общественного мнения. Дефо даже временно перенес в столицу Шотландии Эдинбург издание своего «Обозревателя», выпуская его по 2-3 раза в неделю. Тайная деятельность Дефо не прошла даром и весной 1707 года парламент двух народов стал единым. .
Вот как сам Дефо описывал решаемые им задачи в письме к своему шефу лорду Гарлею:
1. «Быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против нашей унии, и постараться помешать их попыткам.
2. Беседуя со здешними жителями, а также с помощью других доступных способов склонять сознание людей в пользу единения.
3. Опровергать в печати всякие выступления, порочащие идеи союза, самих англичан, английский двор во всем, что касается того же союза.
4. Устранять всевозможные подозрения и беспокойства у людей относительно каких-то тайных происков против шотландской церкви.»
А вот выдержка еще из одного письма Дефо от 26 апреля 1718 года заместителю государственного секретаря Сантерленду:
«Под видом переводчика иностранных новостей, я вошел с санкции правительства в редакцию еженедельной газеты некого господина Миста с тем, чтобы держать ее под скрытым контролем, не давая ей возможности наносить какой-либо ущерб. Ни сам Мист, ни кто из его сотрудников не догадывался, каково мое истинное направление….
Благодаря такому же контролю, проводимому мной, и еженедельный «Дневник» и «Дормерова почта», а также «Политический Меркурий», за вычетом отдельных промахов… на самом деле будут полностью обезврежены и лишены какой-либо возможности нанести ущерб правительству.»
Как он все это делал? Да очень просто, Дефо писал полемические статьи в 26 газетах и журналах самых разных направлений. Соответственно и его статьи носили противоречивый характер. В одной газет он излагал свое мнение, в другой нападал на него, в третьей издевался над автором второй статьи, в четвертой… и т.д.
Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции, формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны. Естественно, что и в современных информационных конфликтах средства массовой информации часто используются для размещения материалов, дискредитирующих деятельность конкурентов в целях формирования нужного общественного мнения, недобросовестной рекламы и конкуренции или осуществления крупномасштабных мошеннических операций.
Продолжение в Части2: Слухи и Части 3: Интернет
По книге Александра Доронина «Бизнес-разведка». Редакция внесла некоторые сокращения в оригинальный текст.
|
|